Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Нагаева Т.А. 1 Балашева И.И. 1 Волкова Л.И. 1 Пономарева Д.А. 1 Басарева Н.И. 1 Ильиных А.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье представлены результаты исследования эмоционально-психологического профиля и вегетативного гомеостаза у 118 первоклассников в возрасте 6-8 лет в период адаптации к обучению в образовательных учреждениях общего типа и с повышенной учебной нагрузкой (76 учащихся гимназии и 42 учащихся общеобразовательной школы). С помощью метода кардиоинтервалографии показано, что течение адаптационного процесса первоклассников, обучающихся в образовательных учреждениях нового типа, сопряжено с нарушением вегетативного гомеостаза (асимпатикотоническая и гиперсимпатикотоническая вегетативная реактивность, недостаточное вегетативное обеспечение деятельности, реакция утомления восстановительного периода). Проявления дизадаптивных реакций сохранялись у гимназистов до конца учебного года. Установлено, что в связи с повышенными учебными нагрузками у гимназистов чаще наблюдаются сниженное настроение, проявления усталости, снижается интерес детей к учебе, ухудшается дисциплина.
вегетативный гомеостаз
эмоционально-психологический профиль
адаптация
дети
1. Баранов А. А., Кучма В.Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432с.
2. Григорьева Е.В. Особенности адаптации младших школьников с различными типами минимальных мозговых дисфункций к учебной деятельности // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3 (43). – С. 62-65.
3. Желев В.А., Бразовский К.С., Шумаков Н.Н. Компьютерная кардиоинтервалометрия в детском возрасте. – Томск, 2001. – 12с.
4. Зайцева О.И., Терещенко В.Т. Манчук В.П. и др. Особенности формирования вегетативного гомеостаза у детей школьного возраста в различных регионах Сибири // Сибирский медицинский журнал. – 2005. – №1. – С. 53-57.
5. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. – СПб.: Питер, 2000. – 507 с.
6. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников // Вопросы современной педиатрии. – 2008. – Т.7. – № 4. – С. 9-12.
7. Теппер Е.А., Захарова Л.Б, Фефелова В.В. и др. Десять лет наблюдения за здоровьем школьников, обучающихся по разным программам // Педиатрия. – 2006. – №4. – С. 102-104.
8. Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. – 2000. – Т.26. – №5. – С. 151-152.

Введение

Проблема адаптации учащихся первых классов является актуальной для профилактической педиатрии. Начало обучения сопровождается выраженным психоэмоциональным напряжением детей, снижением общей резистентности организма, формированием различных функциональных отклонений с переходом впоследствии в хроническую патологию. Повышенная учебная нагрузка у многих первоклассников приводит к нарушению эмоционально-поведенческих реакций, особенно при обучении в школах «нового типа» [1, 2, 6, 7]. Факторы новой для ребенка образовательной среды могут способствовать ухудшению состояния здоровья, опосредованно влияя на регуляторные системы, в частности, на состояние вегетативного гомеостаза [8]. Объективным и неинвазивным методом изучения адаптационно-компенсаторных реакций детского организма является компьютерная кардиоинтервалография (КИГ). Данный метод нашёл широкое применение в педиатрической практике для оценки особенностей проявления и прогнозирования адаптационных возможностей организма детей в возрастном аспекте и при патологии [4, 5].

Цель исследования: изучить эмоционально-психологический профиль и особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы первоклассников в процессе адаптации к обучению в зависимости от типа учебного заведения.

Материалы и методы

Проведено обследование состояния здоровья 118 первоклассников, из них 76 детей, обучающихся в гимназии №1 г. Томска (основная группа) и 42 ученика общеобразовательной школы №1 г. Томска (группа сравнения), а также анкетирование их родителей с учетом мнения педагога и психолога. Анкетирование проводилось с использованием «Шкалы для оценки эмоционального профиля первоклассников в школе» (Рзянкина М.Ф., 2005 г.) дважды: в начале и в конце учебного года. Инструментальная оценка вегетативного гомеостаза проведена на программно-аппаратном комплексе «ЭКГ-ТРИГГЕР» во II стандартном отведении в покое и после проведения функциональной клиноортостатической пробы 104 детям, из которых 81 ребенок основной группы и 23 ребенка группы сравнения. Статистический анализ данных проводили при помощи интегрированного пакета программ «STATISTICA 6.0». Для каждого показателя в группах наблюдений вычислялись: среднее значение (Х) и стандартная ошибка среднего (m). Достоверность различий для зависимых и независимых выборок между двумя средними оценивались по t-критерию Стъюдента в случае нормального распределения и непараметрического U-критерия Манна-Уитни в случае отклонения от нормального. Для сравнительной оценки частот в группах использовали критерий c2. Различия между средними величинами в сравниваемых группах считались достоверными при p<0,05.

Результаты и обсуждение

На основании комплексной оценки состояния здоровья обследуемые первоклассники были распределены на группы здоровья. Установлено преобладание детей со II группой здоровья (63,5% в гимназии и 69,3% в общеобразовательной школе), имеющих отягощенный анамнез, различные функциональные отклонения и составляющих группу риска. Остальные первоклассники уже на данном этапе обучения имели те или иные хронические заболевания, что позволило отнести их к III группе здоровья (36,5% и 30,6%, соответственно). Обращал на себя внимание тот факт, что среди учащихся первых классов, как в гимназии, так и в общеобразовательной школе, не было выявлено ни одного ребенка с I группой здоровья.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что в начале учебного года среди детей-гимназистов благоприятное течение адаптации наблюдалось у 79,3%, условно-благоприятное у 20,7% первоклассников. В группе сравнения адаптационные процессы отличались мало: благоприятное течение адаптации отмечалось у 82,1% детей, условно-благоприятное - у 17,9% учащихся. Неблагоприятный вариант течения адаптации не был зарегистрирован ни в одном случае. Статистически значимых отличий между группами по данным параметрам не выявлено.

Изучая структуру эмоционально-поведенческих расстройств среди первоклассников в начале обучения, достоверные отличия были зарегистрированы в категориях: «Познавательная деятельность», «Дисциплина», «Реакции агрессии и гнева», «Общее самочувствие» (табл 1.). Среди гимназистов отмечены: более высокий интерес к занятиям, усидчивость детей, старательность, исполнительность. Учащиеся гимназии отличались от школьников отсутствием беспричинного гнева, умением все решить мирно, не унижая своего достоинства (р<0,001). Вместе с тем, у детей обеих групп выявлено снижение общего самочувствия, обусловленное, прежде всего, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем, а также низким показателем координации различных систем организма между собой.

Таблица 1

Показатели шкалы оценки эмоционального профиля у гимназистов-первоклассников и учащихся общеобразовательной школы в начале и конце учебного года, Х±m

Показатели (в баллах)

Основная группа (n=76)

Группа сравнения (n=42)

Р

начало года

конец года

начало года

конец года

1

2

3

4

Депрессия

7,65±0,45

7,13±0,79

8,91±0,68

9,10±0,44

Р2-4 - 0,046

Социальные контакты

6,58±0,61

5,12±0,99

8,09±0,61

6,20±1,13

 

Познавательная деятельность

6,46±0,43

3,25±1,34

4,54±1,02

6,20±0,81

Р1-2 - 0,005

Р1-3 - 0,043

Дисциплина

7,17±0,37

3,17±1,23

4,82±0,68

6,45±0,65

Р1-2 - 0,001

Р1-3 - 0,002

Р2-4 - 0,041

Реакции агрессии и гнева

4,65±0,71

- 0,54±0,92

8,41±0,59

3,55±0,77

Р1-2, 3-4 - 0,001

Р1-3, 2-4 - 0,002

Страх

6,92±0,55

6,42±0,77

5,59±1,01

7,50±0,57

 

Игровая деятельность

5,52±0,28

5,88±0,42

6,32±0,48

5,65±0,74

 

Двигательная активность

5,39±0,27

5,79±0,41

5,41±0,39

5,40±0,54

 

Общее самочувствие

6,83±0,62

6,33±0,86

7,00±0,92

9,10±0,32

Р3-4 - 0,04

Р2-4 - 0,008

Общая сумма

57,17±2,6

42,54±5,48

59,09±3,11

59,15±3,69

Р1-2 - 0,008

Р2-4 - 0,02

Положительный баланс эмоционально-поведенческих реакций (общая сумма баллов от +67 до +86) означает, что ребенок полностью адаптирован к учебному процессу и не имеет эмоционально-поведенческих отклонений. При сравнении данного показателя между группами в начале обучения статистически значимых различий выявлено не было (40,4% и 40,9% среди гимназистов и школьников, соответственно).

Показатели кардиоинтервалографии, полученные в начале учебного года у гимназистов, свидетельствовали о преобладании ваготонии, которая отмечалась достоверно чаще (p<0,001) в сопоставлении с таковой у школьников (табл. 2, 3). В группе сравнения превалировало сбалансированное состояние регуляторных систем - эйтоническая направленность исходного вегетативного тонуса (ИВТ). Среди детей обеих групп редко встречались школьники с симпатикотонией, однако среди учащихся общеобразовательной школы этот тип вегетативного тонуса отмечен в два раза чаще. При выполнении фоновой пробы у первоклассников-гимназистов наблюдалось достоверно значимое снижение (р<0,05) значений показателей амплитуды моды (АМо) до 19,04±0,85% и индекса напряжения (ИН) до 35,23±4,66 усл.ед. по сравнению с аналогичными показателями учеников общеобразовательной школы, что свидетельствует об увеличении вагусных влияний на ритм сердца (табл.3). У детей гимназической группы также достоверно чаще (р<0,001) по сравнению с учащимися общеобразовательной школы наблюдалась асимпатикотоническая направленность функционирования сердечно-сосудистой системы. При этом у школьников группы сравнения преобладал нормальный вариант вегетативной реактивности (р<0,001). Изучение вегетативного обеспечения деятельности (ВОД) показало, что среди первоклассников-гимназистов достоверно чаще (р<0,001) регистрировалось недостаточное ВОД (табл.2). У большей части детей, обучающихся в гимназических классах, отмечен удлиненный восстановительный период после перехода в клиноположение; достоверно чаще (р<0,05) (32,1%) регистрировалась реакция утомления. Следовательно, полученные в начале первого года обучения результаты клинико-инструментальной оценки вегетативного статуса первоклассников позволяют считать, что среди учащихся гимназии чаще, чем в группе учащихся общеобразовательной школы, регистрируются дизадаптивные реакции (асимпатикотоническая вегетативная реактивность, недостаточное вегетативное обеспечение деятельности, реакция утомления восстановительного периода). У гимназистов имеет место большее напряжение механизмов адаптации, и, как следствие, более высок риск развития дизрегуляторных расстройств сердечно-сосудистой системы в процессе их дальнейшего обучения.

Таблица 2

Характеристика показателей вариабельности сердечного ритма у детей

Показатель

Начало обучения

Окончание обучения

Основная группа (n = 81), %

Группа сравнения (n = 23), %

Основная группа (n = 79), %

Группа сравнения(n = 24), %

Исходный вегетативный тонус

Ваготония

64,2***

34,8

55,7***

33,4

Эйтония

24,7*

39,1

38,0

45,8

Симпатикотония

11,1***

26,1

6,3***

20,8

Вегетативная реактивность

Нормальная

35,8***

69,6

30,3***

58,3

Гиперсимпатикотоническая

18,5

13,0

12,7

12,5

Асимпатикотоническая

45,7***

17,4♦♦

57,0***

29,5

Вегетативное обеспечение деятельности

Недостаточное

42,0***

17,4

44,3***

12,5

Достаточное

25,9**

43,5♦♦

29,1***

62,5

Избыточное

32,1

39,1

26,6

25,0

Тип реакции

Умеренный симпатикотонический

11,1***

39,1

10,1***

25,0

Симпатикотонический тип

45,7

43,5

43,0

54,2

Астено-симпатический

29,6**

17,4

34,2***

8,3

Симпато-астенический

13,6

0

12,7

8,3

Восстановительный период

Нормальный

42,0

47,8

39,2***

62,5

Удлиненный (реакция утомления)

32,1*

21,7

24,1**

12,5

Удлиненный (симпатикотоническая реакция)

25,9

30,4

36,7*

25,0

Примечание: *- р<0,05, **- р<0,01, ***- р<0,001 достигнутый уровень значимости различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы;

♦ - р<0,05, ♦♦ - р<0,01 достигнутый уровень значимости различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы в конце первого года обучения.

Таблица 3

Характеристика фоновых показателей кардиоинтервалографии у детей

Показатель

Начало первого года обучения

Окончание первого года обучения

Основная группа (n = 81)

Группа сравнения (n = 23)

Основная группа(n = 79)

Группа сравнения (n = 24)

Mo, сек

0,67±0,02

0,65±0,03

0,64±0,02

0,65±0,03

DX, сек

0,73±0,05

0,59±0,11

0,76±0,05

0,69±0,10

AMo, %

19,04±0,85*

23,78±2,04

20,34±1,05♦♦

26,17±2,04

ИН, усл.ед.

35,23±4,66*

80,91±19,39

34,80±4,98

50,88±8,15

RR ср

0,59±0,01

0,57±0,02

0,56±0,02

0,57±0,02

ЧСС

108,04±3,15

107,87±3,79

113,62±3,38

110,54±5,54

Примечание: *- р<0,05 достоверность различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы в начало первого года обучения; ♦ - р<0,05, ♦♦ - р<0,01 достоверность различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы в конце первого года обучения; Мо (мода) - наиболее часто встречающееся значение длительности интервалов R-R; Dх (вариационный размах) - разница между минимальным и максимальным значением длительности кардиоинтервалов; АМо (амплитуда моды) - количественное выражение Мо; ИН - индекс напряжения; ЧСС - частота сердечных сокращений.

В конце обучения (апрель-май) благоприятный тип адаптации определялся у 54,2% гимназистов, условно-благоприятный - у 41,7% детей, неблагоприятный тип - у 4,1% учащихся. Среди первоклассников общеобразовательной школы адаптация протекала более успешно. Так, благоприятный тип адаптации определялся у 95% детей, условно-благоприятный - у 5%, неблагоприятный тип адаптации не зарегистрирован. В структуре эмоционально-поведенческого профиля (табл.1) у детей основной группы относительно группы сравнения наблюдались: изредка сниженное настроение, нарушения дисциплины из-за несобранности, проявления рабочей усталости. Также у гимназистов выявлено снижение интереса к учебе (по сравнению с началом года, р<0,01), дети не проявляли признаков агрессии и гнева из-за наличия легкой приходящей депрессии (р<0,01).

Существенные различия наблюдались в исследуемых группах при сравнительном анализе числа детей с положительным балансом эмоционально-поведенческих реакций: среди гимназистов в конце учебного года выявлено всего 25% детей, успешно адаптировавшихся к учебному процессу, тогда как среди школьников их число осталось прежним (40%).

Анализ кардиоинтервалограмм первоклассников основной группы в конце первого года обучения показал отсутствие положительной динамики параметров вегетативного гомеостаза в сравнении с началом обучения. У многих детей встречались: асимпатикотонический тип вегетативной реактивности (57%), недостаточная реакция гемодинамики на клиноортостатическую пробу (44,3%); удлинение восстановительного периода по типу симпатикотонической реакции или реакции утомления (у 24,1% и 36,7% детей, соответственно), что достоверно превышало аналогичные показатели у школьников группы сравнения (табл.2).

Заключение

Таким образом, большая часть первоклассников имеют различные функциональные отклонения в состоянии здоровья и составляют группу риска по формированию хронической патологии. Уже на данном этапе развития более 30% детей-гимназистов и учеников общеобразовательной школы страдают теми или иными хроническими заболеваниями. Течение адаптационного процесса первоклассников-гимназистов по данным кардиоинтервалографии, имеет неблагоприятный характер и характеризует недостаточное функционирование адаптационных механизмов. Проявления дизадаптивных реакций (асимпатикотоническая и гиперсимпатикотоническая вегетативная реактивность, недостаточное вегетативное обеспечение деятельности, реакция утомления восстановительного периода) сохранялись у гимназистов до конца учебного года. Высокие показатели у детей-гимназистов в категориях «Познавательная деятельность» и «Дисциплина», зарегистрированные в начале учебного года, могут быть обусловлены большей мотивацией, оптимальным уровнем подготовки к обучению в школах с повышенной учебной нагрузкой. При этом в конце первого года обучения для основной группы характерны падение интереса к учебе, ухудшение дисциплины, сниженное настроение, проявления усталости. Полученные данные указывают на необходимость оптимизации учебного процесса в гимназиях и организации медико-педагогического и психологического сопровождения учащихся с внедрением здоровьесберегающих технологий, начиная с первого года обучения.

Рецензенты:

Желев В.А., д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск.

Михалев Е.В., д.м.н., заведующий кафедрой педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Нагаева Т.А., Балашева И.И., Волкова Л.И., Пономарева Д.А., Басарева Н.И., Ильиных А.А. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11812 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674