Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Любишина С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»
Представлена краткая характеристика нового направления в педагогике – педагогики индивидуально-сти, образовавшегося на стыке психологии и педагогики. Рассмотрено понятие индивидуальности в фи-лософии и психологии. Проведен анализ диссертационных исследований по педагогике индивидуально-сти. Тематика исследований сгруппирована по отдельным психическим сферам (интеллектуальная, мо-тивационная, предметно-практическая, эмоциональная, волевая, экзистенциальная, сфера саморегуля-ции). В статье сформулированы факторы, необходимые для реального воплощения теоретических идей педагогики индивидуальности в педагогической практике. Определены основные направления разви-тия педагогики индивидуальности в научных исследованиях: разработка новых педагогических техно-логий, целостный подход к формированию индивидуальности, интеграция идей педагогики индивиду-альности с современными научными подходами. Выявлен новый фактор развития научной школы педа-гогики индивидуальности – интеграция авторской концепции с научными взглядами и подходами, вы-работанными другими учеными.
дидактическая модель
мониторинг
психические сферы
педагогика индивидуальности
индивидуальность
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. - 572 с.
2. Григорьева Н.В. Дидактические модели формирования индивидуальности учащегося: дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2009. - 151 с.
3. Научная школа проф. О.С. Гребенюка: сб. науч. ст. / отв. ред. Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 168 с.
4. Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: сб. науч. статей / науч. ред. О.С. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 103 с.
5. Реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности школ Калининградской области: научно-методическое пособие / отв. ред. Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 149 с.

Индивидуальность как научное понятие до 90-х годов ХХ века рассматривалось главным образом в философии и психологии. Анализ философской литературы по проблеме показал, что многие ученые рассматривают индивидуальность как сторону, черту, ступень развития личности. К числу наиболее важных признаков человеческой индивидуальности ученые-философы относят целостность, обособленность, отграниченность человека от других людей, общества, неповторимость, уникальность, наличие внутренней автономии, свободы, наличие собственного "Я", активно-творческий характер деятельности. Постепенно сложился подход к рассмотрению индивидуальности человека как такой психологической характеристики, которая отражает не только субъектность (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), но и те психические свойства, которые определяют эту субъектность [3].

В начале 90-х годов ХХ века в контексте гуманистической парадигмы отечественного образования появилось новое направление - педагогика индивидуальности, основоположником которого был профессор Олег Семенович Гребенюк (1937-2003 гг.). Традиционная педагогика направлена на подготовку к жизни, передачу социального опыта и т.д., то есть направлена на познание внешнего для человека мира, а педагогика индивидуальности - на освоение самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил. Педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую как проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности), так и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования). Новое направление выделяет психическую сторону существования человека как отдельный предмет педагогики. Педагогика индивидуальности, провозглашая высшей ценностью в образовании индивидуальность учащегося, а главной задачей выдвигая формирование индивидуальности, в полной мере позволяет интегрировать психологическое знание в сферу педагогики.

В основе концепции педагогики индивидуальности лежит характеристика человека как индивидуальности. Наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность), автор концепции О.С. Гребенюк выделяет третью грань - «человеческое в человеке» (индивидуальность) [1]. Индивидуальность в рассматриваемой концепции предстает как интегральная психологическая характеристика человека, отражающая семь сфер психики (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции). Вклад в педагогику данным подходом определяется тем, что, во-первых, индивидуальность рассматривается как педагогическая категория, и, во-вторых, тем, что предложена модель индивидуальности человека.

Развитие индивидуальности каждого человека становится в последние десятилетия одной из важнейших задач педагогических систем [4, 5]. Исследователями (Ф.С. Алексеева, М.В. Гончар, Л.В. Грошева, Г.Г. Даниленкова, Н.В. Ковалева, Г.Г. Корсакова, Е.Л. Матова, С.Г. Палий, С.Г. Шпилевая и др.) изучены условия, принципы, средства формирования отдельных сфер, свойств, качеств индивидуальности школьника, студента, педагога. В силу определенных трудностей и целей каждого исследования ученые не изучали проблему развития индивидуальности в педагогическом процессе как целостности. Однако основное в индивидуальности есть ее целостность, а целостность достигается комплексным воздействием, системой педагогических условий и средств. Очевидно, что чем более полное представление мы будем иметь о способах и условиях развития каждой сферы и установлении связей между ними, тем более полным будет представление о процессе формирования индивидуальности как целостности.

Таблица 1

Диссертационные исследования по различным сферам индивидуальности

Сфера индивидуальности

Автор и тема исследования

Интеллектуальная

Назаретова А. В. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативного мышления школьников (1999); Белова Г. Н. Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальных умений у младших школьников (1998); Прошкина А. В. Педагогические условия формирования способности младшего подростка управлять своим вниманием (1999); Кочановская Е. В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников (2000); Балавина (Турьева) Н. В. Повышение эффективности блочно-модульного обучения в развитии интеллектуальных качеств специалиста в вузе (2006).

Мотивационная

Ибрагимов Г. И. Воспитание мотивации учения учащихся сельских ПТУ методами проблемно-развивающего обучения (1983); Чокля М. А. Воспитание мотивации труда у учащихся средних профтехучилищ (1984); Московская И. В. Формирование мотивов учения на уроке иностранного языка в среднем ПТУ (1984); Мамиев Д. М. Руководство деятельностью инженерно-педагогического коллектива среднего ПТУ по формированию у учащихся мотивации учения и труда (1988); Лушникова Е. Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников (1995); Самсонова Н. В. Формирование мотивации конфликта у учащихся старших классов (1995); Суслина А. А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза (1999); Даниленков А. А. Педагогические условия формирования мотивации поведения у подростков-правонарушителей (2000 г.); Клячин С. П. Андрагогические условия формирования мотивации познания индивидуальности студентом (2000); Юрковская С. С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку (2004); Гуров В. А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей (2005); Гурова В. П. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе (2005).

Предметно-практическая

Сабиров Н. Ш. Формирование профессионально значимых знаний и умений на основе взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся (1986); Даниленкова Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов на лекциях по педагогике (1995); Корсакова Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку (1997); Матова Е. Л. Формирование учебной деятельности младшего школьника на основе решения вероятностных педагогических задач (1998); Сухачева И. П. Формирование учебной этической деятельности студентов-будущих педагогов (1998); Шпилевая С. Г. Формирование готовности студентов к реализации интегрированного обучения в начальной школе (1999); Грошева Л. В. Влияние учебного сотрудничества студентов на развитие учебных умений как компонента предметно-практической сферы (2000); Чаяускас М. Е. Формирование учебной инновационной деятельности студентов будущих педагогов (2000); Борисова Л. Г. Педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника (2001); Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников (2003).

Эмоциональная

Горохова В. Л. Педагогические условия формирования эмоциональной сферы старшеклассников в учебной деятельности (1999).

Алексеева Ф. С. Формирование эмоциональной сферы студента-будущего педагога в процессе профессиональной подготовки (2002).

Волевая

Пантюшин О. А. Формирование волевой сферы индивидуальности студента в процессе овладения навыками иноязычной речевой деятельности в техническом вузе (2001).

Экзистенциальная

Шершнева А. В. Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы (2001); Петрова Л. А. Педагогические условия формирования экзистенциальной сферы студентов в процессе обучения иностранному языку (2003); Журавская Е. В. Формирование экзистенциальной сферы у старшеклассников в процессе обучения (2006).

Сфера саморегуляции

Локша О. М. Коммуникативный подход к развитию сферы саморегуляции студентов в процессе обучения (2002).

Анализ диссертационных исследований (на сегодня их свыше восьмидесяти, в том числе пять докторских) показал, что авторы исследуют в них главным образом педагогические условия и средства формирования индивидуальности или её отдельных компонентов. При этом, опираясь на целостный подход к исследованию, ученые разрабатывают цели, содержание образования, методы, приемы и формы педагогического процесса, необходимые для достижения целей формирования индивидуальности. В зависимости от решаемой проблемы каждый исследователь вносит что-то новое не столько в характеристики сфер индивидуальности, сколько в формулировки целей их формирования и развития, которые получают конкретное наполнение, обусловленное возможностями тех средств, которые используются как основные для решения научной проблемы.

На наш взгляд, рассматриваемые в диссертационных исследованиях педагогические средства приобретают своеобразный вид, новое осмысление благодаря особенностям учебного предмета и его методики, на основе которых осуществляется решение научной проблемы. Из сказанного вытекает следующий вывод: для реального воплощения идей педагогики индивидуальности в педагогической практике важным является, во-первых, наличие таких формулировок целей обучения, которые охватывали бы все сферы индивидуальности и учитывали бы все требования государственного стандарта, во-вторых, необходимо приведение всех возможных формулировок целей развития индивидуальности в соответствие с методическими особенностями преподаваемых предметов. Данный вывод относится не только к исследованиям по школьной, но и вузовской, а также профессиональной педагогической тематике.

Положение об индивидуальности школьника как одной из педагогических целей явилось тем стержнем, вокруг которого начали образовываться и развиваться поиски педагогов в области научно-педагогических характеристик сфер индивидуальности школьника. Именно школьник стал первым объектом таких поисков. И только значительно позже внимание было обращено на студентов, а затем на специалистов. Развернулись специальные исследования индивидуальности как педагогической цели процессов обучения в вузе (Гребенюк Т.Б., Грошева Л.В., Односум Л.А., Шеляг Д.В., Шпилевая С.Г., Юрковская С.С. и др.), в системе дополнительного образования и повышения квалификации (Гуров В.А., Нефедова Н.А., Ходырева Е.А.), в деятельности педагогического коллектива школы (Вольвач Л.Н.).

Охарактеризованные выше исследования проведены относительно общей массы учащихся с нормальным психическим здоровьем. Однако в России по официальным данным рождается 17 % детей с отклонениями в психическом развитии. Такие дети требуют не просто особого подхода, а различного рода коррекционной работы. Возможности педагогики индивидуальности в формировании личности школьников с задержкой психического развития рассматриваются в исследовании Г.С. Тамарского. В контексте коррекционной педагогики педагогика индивидуальности четко ориентирует на целевой, содержательный и процессуальный компоненты всех видов деятельности - управленческой, психологической, валеологической, педагогической. Деятельность педагогического коллектива школы осуществляется в соответствии со структурой целостной индивидуальности как психического и социального явления. Разумеется, возможности педагогики индивидуальности в развитии и воспитании детей с психическими отклонениями не могут быть полностью отражены в одном исследовании, необходимо расширение исследований по данной тематике с целью разработки новых педагогических технологий и организационных условий, применимых в коррекционной педагогике.

Одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике отечественного образования является проблема мониторинга. Особенно важным представляется мониторинг инновационных процессов, когда постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде изменения. В диссертации Н.А. Гершкович на тему «Технология мониторинга индивидуальности школьника» разработана модель мониторинга развития индивидуальности. Одной из основных особенностей такого мониторинга является то, что основное внимание направляется на процессуальные характеристики индивидуальности, на особенности развития индивидуальности у каждого конкретного ребенка, так как процессуальная информация является гораздо более информативной и оперативной по сравнению со сведениями о конечных результатах. Следующая особенность состоит в том, что мониторинг развития индивидуальности школьника позволяет более эффективно определить его зону ближайшего развития и дает практическую возможность для практического использования этой зоны в формировании индивидуальности.

В ходе анализа диссертационных исследований выяснено, что накоплен большой материал по отдельным сферам индивидуальности. Однако целостный подход к формированию индивидуальности ученика пока отсутствует. Впервые попытка построения дидактических моделей развития целостной индивидуальности на основе современных подходов (ситуационного, компетентностного, субъектного) была предпринята Н.В. Григорьевой в 2009 году [2]. В традиционной модели обучения решение проблемы формирования индивидуальности учащегося осуществляется за счет дополнений номенклатуры целей обучения целями формирования отдельных сфер и целостной индивидуальности, а также реализации имеющихся у дидактических средств развивающих психические свойства и качества возможностей. В инновационных моделях решение этой проблемы осуществляется иначе. В ситуационной за счет: а) создания в процессе обучения специальных ситуаций, обеспечивающих у учащихся знания и умения самопознания и саморазвития индивидуальности; б) реализация закономерностей развития психики в единстве с закономерностями процесса обучения; в) интеграции учебно-познавательного опыта учащихся и педагогов в различных ситуациях. Компетентностная модель решает рассматриваемую проблему в аспектах рассмотрения психических свойств и качеств по сферам индивидуальности как психологических компетенций; рассмотрения уровней развития психологической компетентности как критериев оценки развития индивидуальности; обеспечения мониторинга развития индивидуальности учащегося. Субъект-субъектная модель включает взаимосвязи участников в различных ситуациях процесса обучения (обмен мнениями, взаимооценка и пр.); взаимосвязи деятельностей участников процесса обучения в различных ситуациях (совместный поиск, распределение и выполнение своей части коллективного труда и др.); обеспечение саморазвития индивидуальности учащегося в единстве с ее формированием.

Важным обстоятельством, характерным для развития научной школы педагогики индивидуальности выступает интеграция авторской концепции, благодаря которой основана и функционирует научная школа, и научных взглядов и подходов, выработанных другими учеными. Данное направление позволяет обогащать научную школу новыми аспектами исследований и привлекать дополнительные исследовательские силы. Так, сегодня можно отметить такой этап в развитии педагогики индивидуальности, который характеризуется интеграцией ее основных положений с другими современными концепциями и научными подходами (вероятностный (Е.Л. Матова), андрагогический (М.В. Гончар, С.П. Клячин, Л.В. Линевич, С.В. Петров), компетентностный (Д.Б. Буянский, Ж.В. Глотова, Д.В. Голубин, В.П. Гурова, Л. Хурло), позиционно-ситуативный (Т.Б. Гребенюк), проектно-рефлексивный (С.М. Конюшенко) и др.).

Основной вектор развития педагогики индивидуальности в сфере научных исследований видится в обобщении и систематизации полученных данных, углублении теоретических разработок применительно к различным условиям жизнедеятельности и особенностям обучающихся и, в конечном итоге, в переходе от концепции к полновесной фундаментальной теории. Наиболее актуальными направлениями, на наш взгляд, являются следующие:

  • разработка новых педагогических технологий, позволяющих осуществлять мониторинг развития индивидуальности;
  • целостный подход к формированию индивидуальности;
  • интеграция идей педагогики индивидуальности с современными научными подходами.

Рецензенты:

Гребенюк Т.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград.

Тамарская Н.В., д.п.н., профессор, директор Филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет», г. Калининград.


Библиографическая ссылка

Любишина С.А. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11911 (дата обращения: 08.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074