Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНОВ.

Пазова М.З. 1 Топсахалова Ф.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская Государственная Гуманитарно- Технологическая Академия»
В современных условиях государственная поддержка эффективного функционирования аграрного производства должна базироваться на системе экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивого и эффективного воспроизводства в АПК в целях постоянного удовлетворения потребностей населения страны в продуктах питания и товарах народного потребления, производимых из сельскохозяйственного сырья. Обеспечение государством благоприятной среды для эффективного функционирования аграрного производства должно реализовываться через следующие функции. Важнейшей функцией государства должно стать формирование и воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей и т.д. Роль государства должна сводиться к тому, чтобы с помощью научно обоснованных форм, методов, рычагов, подготовки и переподготовки кадров создать благоприятную среду для устойчивого воспроизводства эффективных субъектов рыночных отношений в АПК России, ее регионах, предпринимательских структурах.
эффективность.
товаропроизводитель
ориентация
спрос
сырье
структура
устойчивость
поддержка
государственное регулирование
регион
1. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 320 с.
2. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М., 2000.
3. Лагоша Б.А. Оптимальное управление в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 224 с.
4. Топсахалова Ф.М.-Г., Кнухова М.З., Пазова М.З. Развитие и формирование инновационной политики в аграрно-промышленном комплексе. – М.: ИД «Академия Естествознания», 2012.
5. Топсахалова Ф.М.-Г., Ниров М.Ч., Есмуханова Д.Ж. /Современные инновационные тенденции развития экономики региона. – М.: Издательство «Перо», 2013.
6. Топсахалова Ф.М.-Г. , Чикатуева Л.А. Стратегия Экономического роста, как основа на приоритетах инновационного развития.ACHIEVEMENT OF HIGH SCHOOL-2013. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД.

Введение

Одним из путей преодоления региональных противоречий является использование эффективного механизма государственного регулирования территориального развития. Так, Можайскова И.В. вводит понятие «Экономического механизма развития регионов», в который включает систему государственного регулирования территориального развития, организационно-хозяйственные формы регулирования и систему стимулирования. Другими словами, автор рассматривает государственное регулирование как часть более глобального экономического механизма развития регионов. На наш взгляд, государственное регулирование - понятие гораздо более широкое, нежели экономический механизм, поскольку должно включать в себя ряд и неэкономических административных механизмов, да и понятие «государственное регулирование» и «экономический механизм» в целом не однопорядковые, поскольку механизм показывает всегда методы и формы регулирования, способные реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах центра и регионов. При этом при разработке механизмов государственного воздействия на экономику субъекта Федерации необходимо регион рассматривать как систему, имеющую ряд своих особенностей:

1) региональная система является социально-экономической системой, поэтому параметрами в данном случае выступают не только экономические, но и социальные показатели. Причем в некоторой степени социальные параметры, социальная направленность системы являются более целевыми, нежели просто экономические показатели. Конечно, экономическое развитие такой системы является основой достижения ее социальных целей, но подчеркивать именно социальную направленность параметров региональной системы необходимо.

2) стабильность (устойчивость) положительной динамики ее параметров. Эта особенность также связана с социально-экономическим типом региональной системы, важностью достижения не кратковременных результатов при помощи, например, распродажи предприятий государственной собственности инвесторам, но и обеспечением их стабильной работы в последующем. Конечно, как система живая, региональная система допускает некоторые отклонения в процессе экономического развития, однако в целом должна иметься четкая тенденция к устойчивости положительных значений.

3) пропорциональность и сбалансированность развития, означающая, что ее параметры должны быть тщательно выверены, выдержаны сложившиеся и экономически обоснованные новые пропорции воспроизводственного потенциала региона.

Поэтому к целям государственного регулирования территориального развития следует отнести:

  • стимулирование устойчивого развития территорий, обеспечивающее ее способность функционировать в режиме саморазвития;
  • поддержка и активизация социальной мобильности населения;
  • создание условий для возникновения и роста государственно значимых зон развития.

Система государственного воздействия на региональное развитие, включающая в себя экономические, административные, правовые, социальные и другие методы, весьма сложна. Полагаем, что целесообразно его разделять на государственное управление и государственное регулирование. В последнее время понятие «государственное управление» нередко отождествляется с понятием «государственное регулирование». Однако следует иметь в виду, что между ними есть определенные различия. Управление как экономическая категория может выступать в двух формах: прямое и косвенное. Прямое государственное управление не может простираться дальше рамок государственной собственности, в том числе в виде пакета акций. По отношению к этим объектам государство (в лице органов исполнительной власти) вправе осуществлять хозяйственные функции: назначать и снимать с работы руководителей государственных предприятий и организаций, устанавливать плановые задания, определять размеры оплаты труда, контролировать их хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. Что касается косвенного государственного управления экономикой, то оно укладывается в понятие «государственное регулирование» и предполагает воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и в негосударственном секторах преимущественно экономическими методами (ценовой, финансовый, налоговый, кредитный и другие механизмы), предписывающими условия функционирования всех хозяйствующих субъектов рынка. При этом не исключается прямое вмешательство государства или принятие нормативных актов по отношению к отдельным отраслям или группам предприятий.

В экономической литературе такие понятия, как «форма», «метод», «механизм» и «рычаги» управления, трактуются по-разному, иногда подменяя друг друга. Внесем некоторые уточнения в понятийный аппарат государственного управления. Форма, представляющая собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект, относительно управления может выступать в виде прямого государственного управления и косвенного (именуемого иначе государственным регулированием). Для каждой из форм управления может быть применено сколько методов. Метод (от греческого methodos - способ познания, исследования) - это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании, то есть это система способов воздействия субъектов управления на объект для достижения определенных результатов.

Методы государственного регулирования можно классифицировать на правовые, административные, социальные и экономические. Формы и методы регулирования воздействуют на производственные, социальные и другие процессы посредством специальных инструментов, которые обычно именуются регуляторами, рычагами или инструментами государственного регулирования. Регуляторы прямой формы управления (законы, указы, постановления и т.д.) жестко регламентируют поведение субъектов хозяйствования. Регуляторами косвенного управления являются ставки процента за банковский кредит, уровень цен и тарифов, налоговые ставки, нормы амортизации и др. Совокупность инструментов осуществления различных видов политики государственного регулирования представляет собой механизм государственного регулирования. Экономические методы управления осуществляются с помощью таких механизмов, как финансовая (налоговая, ценовая, бюджетная, инвестиционная, кредитная и страховая), амортизационная, валютная, внешнеэкономическая и земельная политика.

Таким образом, государственное регулирование территориального развития можно представить как совокупность специально организуемых действий государства политического, правового, политического, финансового, экономического и иного характера призванных, во-первых, давать стимулы, (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективными причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; во-вторых, активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция); в-третьих, создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста; в-четвертых, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций; в-пятых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения; в-шестых, оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).

В связи со сказанным государственное регулирование экономического развития региона следует понимать как специально выработанные программные меры системного характера по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных экономических систем, наращению экономического потенциала и повышению уровня жизни населения территории.

Поэтому соблюдение для каждой региональной экономической системы воспроизводственных пропорций будет обеспечивать устойчивость и социальную ориентацию развития системы. Это касается важнейших составляющих потенциала регионального развития: экологической, природоресурсной и социальной. При этом предполагается не кратковременное обеспечение пропорциональности, а наличие глубокой экономической подоплеки в виде соответствующего экономического механизма.

Государственное регулирование устойчивости и устойчивого развития экономики регионов осуществляется посредством различных методов, содержание которых зависит от производственной базы территориальных образований, общественно-экономических отношений, специфики решаемых проблем и т.п. Намечаемые и проводимые мероприятия можно классифицировать по разным признакам:

  • административные и экономические;
  • прямого и косвенного воздействия;
  • используемые в стационарных условиях развития и в периоды кризисов, а также для целей текущих и долгосрочных;
  • кадровой и научно-аналитической поддержки;
  • проводимые преимущественно на федеральном уровне, а также регионами и местными властями и т.д.

Функционирование всех организационно-правовых форм собственности и хозяйствования на селе в условиях рыночной экономики не только не исключает государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а, наоборот, предполагает, уровень которой должен соответствовать складывающимся социально-экономическим условиям.

Не менее важная функция государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания, платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей. Для выполнения этой функции государство должно воздействовать на формирование доходов основных групп населения, поддерживая необходимый уровень пенсий, пособий и т.д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Для защиты и государственной экономической поддержки отечественного товаропроизводителя государство должно формировать и поддерживать систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивости предложения и платежеспособного спроса населения на продовольственные и другие товары. Эффективность выполнения этой функции зависит от стратегии преодоления сложившегося диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур I и III сфер АПК на сельское хозяйство.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, системы оптовых и розничных рынков также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства.

Для стимулирования производства сельскохозяйственных товаров одним из важнейших условий должно стать выполнение государством функции обеспечения вхождения субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему международных сельскохозяйственных рынков. Поэтому крайне важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособным сельскохозяйственным товарам отечественных товаропроизводителей, а также создать механизм их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного развития аграрного производства, если формирование системы такой поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации. Прежде всего, важен принцип рационального аграрного протекционизма. Данный принцип в целом раскрыт в экономической литературе. Отметим важнейшие его моменты по отношению к обеспечению эффективного развития АПК.

Полагаем, что принцип рационального аграрного протекционизма необходимо реализовать комплексно. Это значит, что государство должно поддерживать воспроизводство не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах АПК, регулируя эффективность его развития в целом. Поэтому государству целесообразно с помощью системы организационно-экономических, нормативно-правовых механизмов создать благоприятные условия для развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, материальной базы мелиорации, восстановления производства минеральных удобрений, других отраслей и производств I сферы АПК на инновационной основе; внедрения комплексной адекватной природным условиям РФ и рынку системы хозяйствования; технико-технологического перевооружения перерабатывающей промышленности и инфраструктуры обеспечения АПК на инновационной основе; формирования рациональной структуры между всеми сферами и отраслями АПК.

Следующий по значимости является принцип программно-целевого регулирования и поддержки. Его реализация требует разработки концепции эффективного и устойчивого развития аграрного производства России в целом и его регионов на основе научно-обоснованных долгосрочных прогнозов. На этой базе важно реализовать ограниченное количество взаимосвязанных программ, имеющих ключевое значение для эффективного развития сельского хозяйства: «Повышение и устойчивое воспроизводство плодородия почвы», «Машиностроение для агропромышленного комплекса», «Мясо», «Молоко», «Корма», «Сахар», «Технико-технологическое перевооружение промышленности», «Страхование доходов субъектов агропромышленного комплекса», «Комплексная долгосрочная программа устойчивого развития агропромышленного комплекса России».

Большинство из перечисленных программ в той или иной формулировке уже приняты в России. Так, с принципиальных позиций эта программа, как и многие другие, в своей основе необходима и обоснована. Однако по многим позициям она имеет декларативный характер. В таких программах не предусмотрено гарантированных источников их финансирования и материального обеспечения, нет соответствующих механизмов и структур, несущих экономическую ответственность за их реализацию. И это подтверждает практика первых лет реализации принятых программ. Финансирование многих из них обеспечивается менее чем на 50 %. По этим и другим причинам ни одна принятая программа по АПК пока не реализуется в полном объеме.

В связи с этим особую значимость имеет принцип гарантированности государственной поддержки эффективного развития аграрного производства, предполагающий поддержку и рациональное использование средств государственной помощи. Для поддержки сельского производителя и обеспечения эффективного функционирования аграрного производства государство сегодня должно гарантировать: создание условий для становления и устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и средства производства для села, на средства производства для фондообразующих отраслей АПК и продукцию этих отраслей.

Рецензенты:

Этлухов О.А.-Г., д.э.н, профессор, Северо-Кавказская Государственная Гуманитарно-Технологическая Академия КЧР, г. Черкесск.

Чикатуева Л.А., д.э.н, профессор, Ростовский Государственный Экономический Университет(РИНХ) КЧР, г. Черкесск.


Библиографическая ссылка

Пазова М.З., Топсахалова Ф.М. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНОВ. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12295 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674