Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Назаренко М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики» в г. Дубне Московской области
Рассмотрен вопрос применения современных информационных технологий в плане повышения квалификации инженерного состава, работающего в области промышленной электроники. Сформулированы требования к получаемому комплексу знаний и навыков, приведён список компетенций по федеральному государственному образовательному стандарту по направлению «Информатика и вычислительная техника», требуемых для освоения, в том числе — в монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности. Приведён пример учебного плана, соответствующего упомянутым требованиям, а именно: программа «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)», разработанная в филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне. Выделены специфические навыки, рекомендуемые к освоению, с учётом уже имеющегося образования инженеров и требуемой квалификации в связи со спецификой наукоёмкости электронных промышленных установок, используемых в МГТУ МИРЭА для экспериментальной ядерной физики.
промышленная электроника
информационные технологии
учебный план
дополнительное образование
1. Дубна - остров стабильности: очерки по истории Объединенного института ядерных исследований 1956-2006 гг. / Объединенный ин-т ядерных исследований; Международная межправительственная организация. - М. : Академкнига, 2006. - 643 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2009 года № 553 // [Предпринимательское право. Законодательство РФ и Москвы]. - URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_163527.html (дата обращения: 04.03.2014).
3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 №273 (действующая редакция от 23.07.2013) // [Консультант Плюс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.6778508510696788;from=148547-0 (дата обращения: 04.03.2014).
4. Абакумова Н.В., Бобров В.Н., Иткис М.Г., Назаренко М.А. и др. Эффективность филиальной сети технического университета // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 11 (часть 1). - С. 203-204.
5. Алябьева Т.А., Корешкова А.Б., Горшкова Е.С. и др. Наставничество как один из эффективных способов обучения и развития персонала // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10. - С. 119-121.
6. Горшкова Е.С., Алябьева Т.А., Корешкова А.Б. и др. Формирование организационной культуры в соответствии с целями организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 8 (часть 3). - С. 178-180.
7. Горшкова Е.С., Назаренко М.А., Алябьева Т.А., Корешкова А.Б. и др. Роль кадрового аудита в организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10 (часть 2). - С. 330-332.
8. Горькова И.А., Алябьева Т.А., Горшкова Е.С. и др. Управление организационной культурой и роль высшего руководства организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10 (часть 3). - С. 516-517.
9. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А. Применение учебных планов филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: www.science-education.ru/111-10568 (дата обращения: 04.03.2014).
10. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 1. - С. 121.
11. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Распределение компетенций ФГОС по дисциплинам базовых циклов при подготовке магистров по направлению «Управление персоналом» // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 171-172.
12. Дзюба С.Ф., Нескоромный В.Н., Назаренко М.А. Сравнительный анализ мотива­ционного потенциала студентов вузов // Бизнес в законе. - 2013. - № 1. - С. 233-237.
13. Духнина Л.С., Лысенко Е.И., Назаренко М.А. Основные принципы социального партнерства в сфере труда и доверие к ним со стороны работающей молодежи // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 174-175.
14. Иванов А.В., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Качество трудовой жизни и возможности использования системы менеджмента качества в сельскохозяйственной отрасли // Современные наукоёмкие технологии. - 2013. - № 1. - С. 124-125.
15. Иткис М.Г., Назаренко М.А. Повышение квалификации инженерных кадров ОИЯИ на базе филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: www.science-education.ru/111-10624 (дата обращения: 04.03.2014).
16. Иткис М.Г., Назаренко М.А. Результаты мониторинга деятельности вузов и эффективность базовых филиалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 1. - С. 146-147.
17. Калугина А.Е., Киреева Н.В., Лебедин А.А., Николаева Л.А. и др. Преемственность и развитие компетенций студентов технических вузов в рамках дисциплин «Электрические машины» и «Энергетическая электроника» при переходе на ФГОС ВПО // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 182-183.
18. Калугина А.Е., Назаренко М.А., Омельяненко М.Н. Развитие профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Квантовая и оптическая электроника» при переходе с ГОС на ФГОС // Современные проблемы науки и образования - 2012. - № 6 (приложение «Педагогические науки»). - С. 42 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.rae.ru/1212 (дата обращения: 04.03.2014).
19. Каневский В.Е., Сидорин В.В. Разработка информационной модели СМК для применения CALS-технологий при разработке и опытном производстве полупроводниковых материалов для приборов и устройств квантовой и оптоэлектроники // Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. - 2009. - Т. 9, № 3. - С. 183-187.
20. Каракозов С.Д., Лопаткин В.М., Куликова Л.Г. Структура научно-исследовательских компетенций студентов в условиях модернизации профессионального образования / Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста : материалы международной молодежной конференции, 18-21 сентября 2012 года / ред. А.А. Челтыбашев. - Мурманск : МГГУ, 2012. - Т. 1. - С. 101-103.
21. Кривых С.В. Пространство и среда в образовании. - Saarbruken, Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing GmnH & Co. - 2011. - P. 7.
22. Мингалева Ж.А., Широнина Е.М. Преобразование организационной культуры // Креативная экономика. - 2013. - № 1. - С. 102-106.
23. Назаренко М.А. Индекс Хирша как ключевое слово в современных научных исследованиях // Современные наукоёмкие технологии. - 2013. - № 4. - С. 116.
24. Назаренко М.А. Качество трудовой жизни преподавателей вузов в современных условиях // Интеграл. - 2012. - № 5 (67). - С. 122-123.
25. Назаренко М.А. Основные направления процесса регионализации системы высшего образования как составляющей части социального партнерства в обществе // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 19, №. 3. - С. 88-93.
26. Назаренко М.А. Особенности европейской интеграции вуза в сфере профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №. 5. - С. 50-53.
27. Назаренко М.А. Особенности интеграции вуза в социокультурное пространство малого города (на примере г. Дубна Московской области) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5. - С. 45-47.
28. Назаренко М.А. Результатно-ориентированная система образования и развитие образования в Московской области : монография - М. : ВНИИгеосистем, 2013.
29. Назаренко М.А. Социальное партнерство - неотъемлемое условие эффективной управленческой деятельности вуза в малом городе (на примере г. Дубна Московской области) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5. - С. 55-58.
30. Назаренко М.А. Технологии управления развитием персонала в диссертационных исследованиях // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 6. - С. 160-162.
31. Назаренко М.А., Адаменко А.О., Киреева Н.В. Принципы менеджмента качества и системы доработки или внесения изменений во внедренное программное обеспечение // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 7. - С. 177-178.
32. Назаренко М.А., Белолаптикова А.И., Лысенко Е.И. Вычислительные комплексы и системы - терминальные системы в рамках ФГОС ВПО // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 6. - С. 158-159.
33. Назаренко М.А., Дзюба С.Ф., Духнина Л.С., Никонов Э.Г. Инклюзивное образование и организация учебного процесса в вузах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 184-186.
34. Назаренко М.А., Дзюба С.Ф., Котенцов А.Ю., Духнина Л.С. и др. Организационная культура в системе управления персоналом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 191-192.
35. Назаренко М.А., Петров В.А., Сидорин В.В. Управление организационной культурой и этический кодекс вуза // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 4. - С. 171-172.
36. Нескоромный В.Н., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю., Напеденина Е.Ю. Повышение мотивированности студентов и обеспечение выполнения принципа гуманистического характера образования при проведении научно-практических конференций // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 172-173.
37. Никонов Э.Г., Назаренко М.А. Модель кафедры в системе менеджмента качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 1. - С. 146.
38. Охорзин И.В., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Применение принципов менеджмента качества для обеспечения социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 176-176.
39. Перфильева М.Б. Социологическое обоснование экономической эффективности регулирования социальных факторов организации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 140. - С. 153-162.
40. Петрушев А.А., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Математические модели качества трудовой жизни и применение принципов менеджмента качества // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6 [приложение к журналу «Современные проблемы науки и образования»]. - С. 13. - URL: http://online.rae.ru/1210 (дата обращения: 04.03.2014).
41. Рыжова Н.И., Каракозов С.Д. Информационно-коммуникационные технологии и инновационное образование // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста : материалы международной молодежной конференции, 18-21 сентября 2012 года / ред. А.А. Челтыбашев. - Мурманск : МГГУ, 2012. - Т. 1. - С. 109-111.
42. Сигов А., Куренков В., Мосичева И., Шестак В. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 3-8.
43. Торопов Д.А. Оценка качества профессионального образования: риски и противоречия // Профессиональное образование. Столица. - 2005. - № 4. - С. 11-12.
44. Фетисова М.М., Корешкова А.Б., Горшкова Е.C., Алябьева Т.А. Современные методы управления персоналом и пути их совершенствования // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 11. - С. 196-197.

В настоящее время ещё не разработана единая теория, которая объединила бы все наработки в области мотивационной психологии в единую комплексную систему научных знаний, позволяющую максимально использовать потенциал специалистов; отдельные аспекты темы изучены в достаточной степени, чтобы делать практические выводы [13]. В частности, одними из ключевых характеристик удобства учебного и рабочего мест является возможность автономности работы и наличие обратной связи (информации о результатах произведённых действий) [12].

Использование современных информационных технологий является практически не­обходимой составляющей как учебного процесса [11], так и обеспечения рабочего места спе­циалиста [41] (при этом коммуникационные технологии облегчают удалённый доступ, что актуально в случае инклюзивного образования [33]). Системный подход к менеджменту ка­чества в современности [37] также подразумевает понимание качества трудовой жизни как единения личностных потребностей работника и потребностей организации [38], в которой он трудится, при этом фактором, крайне важным для увеличения производительности труда, является удовлетворение потребностей индивидов, относящихся к социально-культурной сфере [39]. Даже если деятельность организации не имеет прямого отношения к этой сфере, её необходимо учитывать [24], поскольку для полноценного развития личности, включая интеллектуальный потенциал [23], рабочие навыки и психологические аспекты, необходимо наличие адекватного социокультурного пространства [27], которое определяется как «часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация и инкультурация личности в образовательном процессе» [21]. Организационная культура [34] как часть социокультурного пространства ор­ганизации включает в себя, в том числе, создание мотиваций для повышения квалификации специалистов [7], уделяя внимание и материальным, и нематериальным мотивациям [6].

Следует учитывать, что для наукоградов и других малых городов, имеющих сильную научно-техническую сферу [4], вопрос постройки социокультурного пространства вокруг интеллектуального центра региона является ключевым [16]. В этом случае регионализационный подход к организации высшего образования особо целесообразен [25]. Рекомендуется изучение зарубежного опыта для выявления имеющихся методик, которые могут быть применены в отечественном образовании [26] (важно понимать, что нельзя копировать методические рекомендации, созданные для других экономических, социальных и культурных условий [14]).

Роль социокультурного пространства для обеспечения эффективности работы организации крайне важна [8]: помимо непосредственной значимости комфортных условий работы, управление стабильной и специально организованной социальной структурой [29] легче и менее затратно по ресурсам, чем попытки регулировать нестабильную динамическую социальную систему лишь в случаях острой необходимости [22].

Понятие качества в применении к современному профессиональному образованию [40] также подразумевает владение современными информационными технологиями [43] - как в плане навыков построения моделей и алгоритмов, так и практического использования программных продуктов.

Специалист, получивший высшее образование, должен обладать следующими компетенциями, реализация которых тесно связана с квалификацией в области современных информационных технологий [20]:

  • знать требования к современному уровню научных исследований;
  • понимать особенности отечественного образования в настоящее время;
  • уметь определять актуальные проблемы как в области своей основной специализации, так и в смежных областях;
  • уметь выполнять исследование таковых проблем и находить пути их решения;
  • уметь работать в исследовательском коллективе;
  • уметь использовать современные средства коммуникации и обмена информацией;
  • уметь преподнести результаты исследований в той или иной требующейся (в зависимости от целевой группы) форме;
  • уметь оформлять научные тексты и сопроводительную техническую документацию согласно требованиям стандартов;
  • владеть техниками экспертного критического анализа результатов исследования;
  • владеть методологией проектирования практического внедрения результатов научного исследования.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту по направлению «Информатика и вычислительная техника» [2] специалист должен обладать навыками подготовки данных для составления научных публикаций от обзоров до самостоятельных исследовательских работ и уметь составлять описание проводимых исследований согласно принятым стандартам [10].

Особенностью подготовки специалиста в области промышленной электроники является необходимость формирования квалификации не только в теоретической научно-исследовательской и проектно-конструкторской областях, но и в монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности, что согласно стандарту ФГОС ВПО означает приобретение профессиональных компетенций ПК-2, ПК-4, ПК-7, ПК-9, ПК-10 и ПК-11, а также общекультурных компетенций ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОК-12 и ОК-13 [32] (приведенный список является общим и может варьироваться в зависимости от конкретной задачи).

Практическое применение рекомендаций можно проиллюстрировать на примере Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ): здесь представлен единый комплекс взаимодействий высших учебных заведений университетского уровня, научных институтов, ведущих как фундаментальные исследования, так и практические разработки технологий, и организаций, занимающихся разработкой и внедрением наукоёмких технологий [1]. В связи с таким комплексом задач в ОИЯИ имеются уникальные установки, позволяющие проводить исследования в области ядерной физики на современном научном и техническом уровне. Основным направлением является физика элементарных частиц и ядерная физика, а также физика конденсированных сред.

Таким образом, специфическим аспектом образовательной, исследовательской и научной деятельности ОИЯИ является постоянная работа с высокотехнологичными установками, для эффективной работы с которыми необходимо иметь не только теоретические знания в области проводимых исследований, но и понимание технологий, применяемых в соответствующих установках. Повышение квалификации специалистов, согласно федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», может проводиться путём дополнительного образования.

«Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [3].

Следует отметить, что повышение квалификации является положительным фактором в области качества трудовой жизни для специалистов [35], особенно высококвалифицированных, а получение дополнительного образования в смежных областях [17] увеличивает мотивационный потенциал студентов [36], у которых из-за рутины обучения снижается интерес к учёбе к окончанию вуза [12]. В последние годы количество учёных, желающих повысить набор освоенных компетенций, увеличивается [30], и необходимо предоставлять им такую возможность внутри собственной организации [15] (или сотрудничеством со смежными предприятиями) [39].

Повышение квалификации специалистов средствами самой организации целесообразно осуществлять при помощи возрождения института наставничества [5], когда обучение новых членов коллектива производится при помощи персонально прикреплённых наставников, которые имеют достаточную квалификацию и большой опыт работы на конкретном предприятии.

Несмотря на то что метод наставничества практически не требует каких-либо дополнительных ресурсов и является высокоэффективным для обучения молодых специалистов, он применяется не во всех организациях, а в тех, где применяется - зачастую в урезанном виде. Поэтому сформулируем методологические положения, которые должны повысить отдачу от применения такого подхода:

  • помимо квалификации и опыта, наставник должен обладать некоторыми педагогическими способностями: уметь делать и уметь обучать - это разные задачи;
  • наставник должен не просто прививать профессиональные компетенции, но быть наставником в широком смысле слова, помогать подопечному не только в становлении как специалиста, но способствовать адаптации к социокультурному пространству организации;
  • наставник должен сопровождать молодого специалиста достаточно продолжительное время, между тем как в большинстве организаций ограничиваются краткой «вводной», иногда меньше месяца; для полноценного понимания функций своей области компетенции в приложении к конкретной работе требуется как минимум год.

Впоследствии курсы дополнительного образования могут проходиться специалистом многократно, в зависимости от конкретики актуальных задач [42].

Федеральная целевая программа развития образования указывает на первоочередные задачи развития современных информационных технологий в образовании [19], которыми, соответственно, должны пользоваться специалисты и студенты:

  • развитие системы электронных информационных и образовательных ресурсов;
  • развитие виртуальных образовательных средств (включая разработку типовых моделей);
  • развитие систем управления, включающих обеспечение обмена информацией и мониторинг технических и организационных процессов;
  • создание баз данных учебных и научных организаций всех уровней и сведение их в единую информационную систему;
  • создание единой системы справочников и классификаторов;
  • разработка отраслевых стандартов информационных систем и систем управления;
  • обеспечение безопасности обмена информацией и доступа к электронным информационным системам;
  • организация эффективного доступа к электронным ресурсам через создание распределённой системы, оптимизирующей трафик;
  • развитие коммуникационных технологий (видеоконференции, IP-телефония, системы удаленного доступа);
  • использование распределённых вычислений;
  • согласование используемых информационных технологий с международными стандартами и спецификациями.

Современные информационные технологии уже предоставляют широкие возможности хранения и обработки данных, а также качественных коммуникаций, и продолжают развиваться. В связи с этим большим потенциалом обладает концепция создания электронного документооборота и управления организацией на основе системы поддержки принятия управленческих решений (СППУР) с дополнительным использованием экспертной системы менеджмента качества (СМК) [5], построенной по модульному принципу с целью адаптации к требованиям конкретной организации (или подразделения таковой).

Информационные технологии уже на современном уровне развития позволяют успешно решать следующие основные типы задач:

  • численный обсчёт научных моделей при помощи вычислительных математических методов;
  • обработка текстовой информации, включая оформление текстов и оцифровку бумажных носителей;
  • предоставление информации в графическом виде;
  • автоматизация вопросов статической обработки информации, аппроксимаций и др.;
  • мультимедийное предоставление информации (включая использование в образовательных программах);
  • оперативная коммуникация с возможностью обмена любым видом информации.

Таким образом, уже в настоящее время имеется средство реализации процессного подхода к решению научных, технологических и управленческих задач, т.е. оперативного управления ресурсами в динамике [31]. Процессный подход к управлению деятельностью организации оптимизирует управление ресурсами (снижает «инерционность» процессов) и тем самым повышает КПД деятельности вследствие как экономии средств, так и сокращения продолжительности циклов разработки, производства и др., а также оперативного прогнозирования результатов деятельности.

Современная методология разработки и производства наукоёмкой высокотехнологичной продукции подразумевает широкое использование компьютерных технологий, как коммуникационных, так и производственных (промышленная электроника). Информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий (ИПИ, международный аналог названия - CALS, Continuous Acquisition and Lifecycle Support) позволяет единообразно управлять всеми процессами на всех стадиях разработки и эксплуатации изделия, начиная с теоретического моделирования и заканчивая (при необходимости) утилизацией отработавшего материального продукта [19]. При таком подходе все участники процесса, начиная с заказчиков и поставщиков и заканчивая эксплуатационниками, находятся во взаимодействии путём информационного обмена, при необходимости - оперативного.

Также методология ИПИ подразумевает обязательное следование стандартам (при необходимости - международным), что позволяет без излишних согласований использовать описание используемых теоретических методов, технологических спецификаций и др. информации, потребной для рабочего процесса, беря данные с общедоступного для участников конкретной деятельности сервера. Можно утверждать, что выпуск современной высокотехнологической продукции практически невозможен без использования ИПИ-технологии в той или иной степени: любое искажение и даже задержка потребной информации будет вызывать лавинообразные последствия, влияющие на качество и сроки производства как материального, так и интеллектуального конечного продукта.

Озвученный подход к методологии производства вызывает потребность в специалистах, обладающих инновационной компетентностью, обладающих функцией координатора своей индивидуальной образовательной траектории, являющихся сформированной кадровой элитой общества, основанной на развитии творческой личности [42].

С методологической точки зрения следует учитывать введение в действие ФГОС ВПО наряду с ГОС ВПО: программа должна предъявлять к студентам единые систематизированные требования [18].

Примером учебного плана, соответствующего приведённым требованиям, является программа «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)» [28], разработанная в филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне для инженеров, являющихся специалистами области промышленной электроники. Программа составлена таким образом, что основные положения, а также приобретаемые умения и навыки должны широко использоваться в дальнейшей профессиональной деятельности лиц, прошедших обучение [9]. Такими умениями являются:

  • использование систем автоматизированного проектирования для компьютерного моделирования и проектирования объектов промышленной электроники;
  • проведение схемотехнического анализа при помощи современных информационных технологий;
  • адаптация согласно актуальным задачам предприятия систем управления объектами промышленной электроники;
  • разработка алгоритмов для управления системами объектов промышленной электроники;
  • управление ресурсами предприятия и планирование их мощностей посредством ERP-систем;
  • управление спецификациями объектов;
  • использование систем планирования ресурсов для управления техническим обслуживанием и ремонтом.

Современные требования к специалистам включают не только теоретическое образование по специальности, но и практические навыки, включая смежные профессиональные области, а также социокультурные компетентности для работы в коллективе [44]. В программе обучения используется принцип сочетания теории и практики, во время практических занятий в мини-группах (по 3-4 человека) используются игровые элементы для лучшего закрепления материала. Прохождение курса также подразумевает самостоятельную работу вне аудиторных и практических занятий.

Особое внимание уделяется следующим компетенциям (коды по ФГОС):

ОК-1: способность к адекватному восприятию и анализу информацию, умение построить рабочую модель, поставить цель и выработать пути её достижения.

ОК-3: навыки работы в коллективе: умение донести свою точку зрения, выслушать чужие, адекватно вести дискуссию; также - способность к совместной работе на достижение общей цели.

ОК-6: стремление к саморазвитию, в частности - в области повышения квалификации, умение самостоятельно определять и разрабатывать потребные для этого ресурсы.

ОК-10: владение естественно-научной базой и математическими методами, понимание научной методологии и умение применять её на практике в приложении к конкретным задачам экспериментальной и производственной работы, умение разрабатывать модели сложных взаимодействующих объектов, включая математическое моделирование и разработку функциональных алгоритмов с использованием знаний естественно-научных областей знания.

ОК-12: владение методами и средствами получения информации и её обработки при помощи компьютерных средств, а также понимание специфики хранения и обработки информации в автоматизированных системах управления, включая низкоуровневое в области промышленной электроники.

ПК-3: умение находить и применять информацию о современных информационных технологиях, имеющих отношение к общенаучной и профессиональной деятельности, а также другим научным дисциплинам.

ПК-7: уверенное владение инженерной графикой с применением современных компьютерных средств, навыки разработки конструкторско-технологической документации согласно государственным стандартам.

ПК-9: умение разрабатывать принципиальные схемы, функциональные алгоритмы и монтажные схемы электронных приборов и устройств, включая их встраивание в технологические процессы в качестве элементов автоматизированной системы управления.

ПК-10: умение рассчитывать и проектировать объекты промышленной электроники согласно требованиям технического задания, используя современные программные средства автоматизации работы.

Для освоения перечисленных компетенций предлагаются различные комбинации методом обучения (табл. 1).

В результате освоения программы «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)» [28] специалист должен

знать: базовые методы компьютерного моделирования в приложении к объектам промышленной электроники, функции и возможности автоматизированных систем управления промышленной электроникой;

уметь: на практике моделировать соответствующие объекты и их взаимодействие с использованием программного обеспечения.

Таблица 1. Основные осваиваемые компетенции программы

Код по ФГОС

Методологические приёмы освоения

Лекции

Практические групповые занятия

Практические самостоятельные занятия

Групповые обсуждения

Библиотечная работа (вкл. электронные ресурсы)

 

ОК-1

ОК-3

 

 

 

ОК-6

ОК-10

ОК-12

ПК-3

ПК-7

 

 

ПК-9

 

ПК-10

 

 

Приобретение профессиональных навыков и компетенций согласно программе курса «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)» [28], разработанной в филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубна, формирует специалиста, обладающего междисциплинарной компетентностью в области как научно-теоретических знаний, так и понимания функционирования технологических приборов, аппаратов и установок в целом, что позволяет эффективно решать задачи как теоретического характера (понимая, как наилучшим образом поставить эксперимент с точки зрения технический сферы - какая установка необходима, как её можно модифицировать и т.д.), так и практического производственно-технологического (какие естественно-научные принципы могут быть применены для усовершенствования высокотехнологичных установок и создания новых для актуальных целей). Дополнительно прививаются и закрепляются навыки самостоятельной и коллективной работы, а также владение современными программными средствами инженерного проектирования.

Таким образом, организация получает специалиста, который за пределами узкой профессиональной компетенции обладает пониманием дисциплин, востребованных в соответствующей сфере деятельности, и тем самым - знаниями, которые позволяют системно воспринимать всю область деятельности организации. Помимо интеллектуальной и технической сферы, освоение социальных компетенций позволяет более успешно действовать на уровне руководителя при дальнейшей карьере, а также поддерживать благоприятную социокультурную среду в коллективе.

Рецензенты:

Иткис М.Г., д.ф.-м.н., профессор, вице-директор Международной межправительственной организации «Объединенный институт ядерных исследований», г. Дубна.

Омельяненко М.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленной электроники МГТУ МИРЭА, Министерство образования и науки Российской Федерации, г. Дубна.

 


Библиографическая ссылка

Назаренко М.А. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12419 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674