Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ТО И РЕМОНТА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

Редреев Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина»
Работоспособность машинно-тракторных агрегатов (МТА) обеспечивается целенаправленной деятельностью исполнителей ТО и ремонта (Р). Для развития теоретических представлений о взаимодействии исполнителей ТО и ремонта сформирована концепция, основанная на базисных понятиях «исполнители ТО и Р», «технологии ТО и Р», «процессы в технических системах (ТС)», «цели». Анализ базисного понятия «исполнители ТО и Р» позволил выделить четыре вида отношений: взаимодействия, использования, следования и целеустремленности. Отношения взаимодействия исполнителей ТО и Р рассмотрены в векторном представлении и в виде множеств. Векторное представление позволяет сравнить уровень компетентности исполнителей ТО и Р. Рассмотрение элементов компетенций (знаний, умений и навыков) на основе теории нечетких множеств позволяет установить относительную величину компетенций исполнителей и дает основу для оптимизации взаимодействия исполнителей. Кроме этого, была выявлена необходимость учета взаимосвязи отношения взаимодействия с отношениями использования, следования и целеустремленности.
теория нечетких множеств.
базисные понятия
концепция деятельности
Машинно-тракторный агрегат
1. Дилигенский Н.В., Дымова Л.Г., Севастьянов П.В. Нечеткое моделирование и многокритериальная оптимизация производственных систем в условиях неопределенности: технология, экономика, экология:монография. – М.:Машиностроение-1, 2004. – 397 с.
2. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем / Теслинов А.Г. – СПб.: Питер, 2009. – 288 с.
3. Концептуальное проектирование сложных решений / Теслинов А.Г. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
4. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств /пер. с франц. – М.: Радио и связь, 1982. – 432 с.
5. Обоснование процесса технического обслуживания тракторов группой исполнителей во время полевых работ:автореф.дис. … канд. тех. наук / Редреев Г.В.- Челябинск, 1996. – 16 с.
6. Прикладные нечеткие системы /пер. с япон.; К. Асаи, Д. Ватада, С. Иваи и др.; под редакцией Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. – М.: Мир, 1993. – 368 с.
7. Формирование и обеспечение готовности тракторов (на примере тракторов «Кировец»):дис. …докт. тех. наук / Соломкин А.П. – Алексеевка, 1984. – 460 с.

Введение. Работоспособность машинно-тракторных агрегатов (МТА) обеспечивается в результате осуществления деятельности работников определенной квалификации. Эта деятельность носит целенаправленный характер, проводится с учетом процессов, происходящих в агрегатах, системах и узлах МТА; при этом реализуются определенные технологии технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р).Работники могут выполнять свою работу индивидуально, без учета работы коллег, либо организованной группой, при этом мотивы организации могут быть различными, так же как и основания распределения выполняемого объема работ.

Целью исследований является формирование концепции деятельности такой группы работников.

Введем следующие базисные понятия [2; 3]:

исполнители ТО и Р –людиопределенной квалификации, объединенные в группу необходимой численности для выполнения работ по ТО и ремонту МТА;

технологии ТО и Р – технологии выполнения операций ТО и ремонта, применяемые при обеспечении работоспособности МТА;

процессы в технических системах (ТС) – процессы, происходящие в агрегатах, системах и узлах МТА, приводящие к изменению работоспособности МТА;

цели – мотивы деятельности исполнителей ТО и ремонта.

Рассмотрим подробнее базисное понятие «исполнители ТО и ремонта».

Для выполнения операций ТО и устранения отказов могут привлекаться механизаторы–водители МТА, слесари ремонтных мастерских и инженерно-технические работники различного уровня и ведомственной подчиненности. Они должны обладать знаниями устройства машин, составляющих МТА, правил производственной и технической эксплуатации этих машин; уметь осуществлять различные работы, сопровождающие ТО и ремонт; иметь навыки выполнения этих работ.

Численность группы исполнителей ТО и ремонта может быть различной, от одного до четырех и более человек. Ранее нами было показано, что для проведения ТО-1 тракторов класса тяги от 1,4 до 3,0 тс, при условии сокращения времени простоя трактора на ТО, численность группы должна составлять четыре человека [5].

Исполнители ТО и ремонта должны в совокупности обладать определенным объемом знаний, умений и навыков, с требуемым их количественным сочетанием. Обозначимэту совокупностькак компетенции.

Графически это можно представить следующим образом:

исполнители ТО и Р - вер2.jpg

Рис. 1. Компетенции исполнителей ТО и ремонта

Предварительно условимся, что не существует знаний (умений, навыков) отдельно, в чистом виде. Область 1 (2,3) на диаграмме рис. 1 означает, что соответствующая компонента значительно превалирует над оставшимися двумя.

Исполнители ТО и ремонта могут выполнять свою работу индивидуально, без учета работы коллег, либо организованной группой, при этом мотивы организации могут быть различными, так же как и основания распределения выполняемого объема работ.

На базисных понятиях возникают следующие отношения (рис. 2).

1. Отношения «взаимодействия».

Это отношения между исполнителями ТО и ремонта. Как мы уже указывали, взаимоотношения между исполнителями могут быть организованы различными способами и с различной целью.

2. Отношения «целеустремленности».

Это отношения между понятиями «исполнители ТО и ремонта» и «цели». Деятельность исполнителей направляется определенной (выбранной) целью.

взаимодействие исполнителей ТОиР.jpg

Рис. 2. Отношения исполнителей ТО и ремонта

3. Отношения «следования».

Это отношения между понятиями «исполнители ТО и ремонта» и «процессы в ТС». В своей работе исполнители ТО должны следовать процессам в ТС, максимально учитывать их.

4. Отношения «использования».

Это отношения между понятиями «исполнители ТО и ремонта» и «технологии ТО и ремонта». Отдельный исполнитель может эффективно использовать (выполнять качественно) только некоторые технологии из применяемой совокупности.

Методы исследования.Описанные отношения взаимодействия представим, с целью формализации, с двух точек зрения: в виде множеств и в виде векторов в соответствующем n-мерном пространстве.

Компетенции можно определить как результирующий вектор в пространстве знаний З, умений У и навыков Н (опыта) исполнителей ТО и ремонта (рис. 3).

Компетенции удобно измерять в относительных единицах, при этом умения и навыки могут быть близки или равны единице. Знания могут быть близки, но не равны единице. Недостаточная относительная величина компетенции свидетельствует о потенциальнойнеэффективности применения ТО и ремонта.

компетенции 04-03.jpg

Рис. 3. Векторное представление компетенций исполнителей ТО и ремонта

 

Объем компетенции можно определить следующим образом:

(1)

Относительная величина компетенций определяется:

(2)

В случае представления компетенций как множества (рис.1), кроме определения численного ее значения при векторном представлении, можно оценить способность исполнителей к качеству реализации технологий ТО и ремонта. На изображенной на рис. 1 диаграмме область пересечения трех множеств – 123 – отражает относительную величину этой способности.

Соломкиным А.П. [7] было предложено оценивать качество реализации технологий ТО как совокупности трех составляющих – тщательности, полноты и своевременности. Это важно при сравнивании работы разных исполнителей или групп исполнителей ТО при обслуживании МТА одного и того же состава. Однако для работы МТА необходимо обеспечить их требуемую безотказность, безотносительно того, какое при этом было качество ТО. Отметим, что при рассматриваемом подходе к оценке ТО главная роль должна отводиться своевременности.

Результаты исследования.Каждый исполнитель ТО и ремонта обладает некоторыми компетенциями – определенным объемом знаний, умений и навыков. При этом действительный объем компетенций не всегда соответствует оптимальному объему, необходимому для реализации технологий ТО и ремонта.

Для проведения теоретических исследований необходима формализация такого несоответствия. Наиболее целесообразно в этом случае применение математического аппарата теории нечетких множеств [1; 4; 6].Таким образом, компетенции исполнителей ТО и ремонта можно определить как совокупность следующих нечетких множеств:

Х – множество знаний, необходимых для выполнения работ по ТО и ремонту МТА;

, (3)

где - характеристическая функция принадлежности, принимающая значения [0,1] и указывающая на степень наличия специальных знаний предполагаемого исполнителя ТО и ремонтаx.

Y – множество умений, требующихся для выполнения работ по ТО и ремонту МТА;

, (4)

где - характеристическая функция принадлежности, принимающая значения [0,1] и указывающая на степень наличия умений предполагаемого исполнителя ТО и ремонтаy.

Z – множество навыков, необходимых для выполнения работ по ТО и ремонту МТА;

, (5)

где - характеристическая функция принадлежности, принимающая значения [0,1] и указывающая на степень наличия навыков предполагаемого исполнителя ТО и ремонтаz.

Компетенции отдельного исполнителя могут быть определены по зависимости (2) либо по комплексному безразмерному критерию:

(6)

 

где –коэффициенты весомости знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения различного вида работ при ТО и ремонте МТА. Коэффициенты весомости могут быть определены посредством экспертных оценок либо по результатам экспериментальных исследований.

Вышеизложенные рассуждения были сделаны относительно отношений взаимодействий исполнителей ТО и ремонта и использования исполнителями различных технологий ТО и ремонта. Аналогично можно обозначить нечеткие множества и в отношении остальных отношений:

- отношения «целеустремленности» - степени соответствия действий исполнителей ТО и ремонта поставленным целям, в частности достижению планируемой длительности безотказной работы МТА;

- отношения «следования» - степени соответствия действий исполнителей ТО и ремонта процессам, происходящим в ТС.

Выводы.Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что при взаимодействии исполнителей ТО и ремонта недостаточно учитывать соответствие их компетенций применяемым технологиям ТО и ремонта. Необходимо также принимать во внимание соответствие действий исполнителей процессам, происходящим в МТА как технической системе, и поставленным целям ТО и ремонта. На основе математического аппарата теории нечетких множеств возможно решение важной, имеющей несомненной теоретическое и практическое значение, задачиопределения оптимального состава группы исполнителей ТО и ремонта, позволяющего достичь требуемой цели при известном составе МТА и применяемых технологиях ТО и ремонта.

Рецензенты:

Балакин П.Д., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой теории механизмов и машин ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет», г. Омск.

Евстифеев В.В., д.т.н., профессор, профессор кафедры конструкционных материалов и специальных технологий ФГБОУ ВПО «Омская автомобильно-дорожная академия», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Редреев Г.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ТО И РЕМОНТА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12434 (дата обращения: 25.09.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094