Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОК С I СТЕПЕНЬЮ СКОЛИОЗА

Аношина Т.В. 1 Пушкина В.Н. 1 Зелянина А.Н. 1
1 ФГАОУ ВПО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Исследование посвящено оценке динамики показателя мотивации к занятиям физической культурой у студенток с I степенью сколиоза. В статье показано, что студентки, страдающие сколиозом, в меньшей степени мотивированы на занятия физической культурой по сравнению со студентками, занимающимися в основной группе. Этот вывод был сделан на основе результатов, полученных в процессе анкетирования. На втором этапе исследования разработана и внедрена программа повышения мотивации к занятиям физической культурой только для студенток, входящих в специальную группу. Эта программа не применялась в процессе преподавания дисциплины среди студенток контрольной группы. Третий этап исследования посвящен оценке эффективности предложенной программы повышения мотивации к занятиям физической культурой. Определено, что применение активных методов обучения в преподавании физической культуры способствует формированию интереса к изучению данной дисциплины.
физическая культура
нетрадиционные педагогические технологии
мотивация
сколиоз
1. Буков Ю.А. Возможности оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы / Ю.А. Буков, Н.Г. Георгиева // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 3. – С. 22-25.
2. Белых С.И. Методологические основы применения личностно ориентированного подхода для обоснования системы непрофессионального физкультурного образования студентов университета / С.И. Белых // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 5. – С. 17–22.
3. Безверхня Г. Факторы, влияющие на выбор / Г. Безверхня // Спортивный вестник Приднепровья. – 2009. – № 2. – С.56-59.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с.
5. Кошелева Е.А. Организационно-методические условия построения процесса физического воспитания в вузе как фактор формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой / Е.А. Кошелева // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. 70–73.
6. Круцевич Т. Сформированность ценностей индивидуальной физической культуры студентов разных факультетов / Т. Круцевич, О. Марченко // Спортивный вестник Приднепровья. – 2008. – № 3. – С. 103-106.
7. Лейфа А.В. Социальные основы формирования физической активности студенческой молодежи в аспекте их качества жизни / А.В. Лейфа // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 3. – С. 35–41.
8. Марченко О.Ю. Формирование ценностных категорий физической культуры студентов / О.Ю. Марченко // Слобожанский научно-спортивный вестник. – 2011. – № 1. – С. 127-131.
9. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 379 с.
10. Москаленко Н. Мотивационные приоритеты студентов для занятий физической культурой и спортом / Н. Москаленко, Т. Сычева // Спортивный вестник Приднепровья. – 2010. – № 2. – С.10-13.
11. Сидоренко Е.Н. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2001. – 233 с.
12. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, социологии, психологии. – М.: Владос, 2005. – 303 с.

Актуальность исследования. Формировать у студентов устойчивый интерес к изучению какой-либо дисциплины очень трудно, особенно, если речь заходит о таком предмете, как физическая культура. Проблеме формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой в последние годы посвящается все большее количество исследований [5, 2,7]. Выявлены закономерности формирования интересов и мотивов у студентов в области физической культуры через рационально организованный учебный процесс с профессионально-прикладной направленностью [10, 4, 1]. Изучены особенности ценностных ориентаций студентов, занимающихся физической культурой в вузах [6], определены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой [3,8]. При этом исследователями ничего не говорится о роли таких нетрадиционных педагогических технологий, как круглые столы, блиц-игры, мозговой штурм, в повышении мотивации к занятиям физической культурой. Хотя вышеупомянутые нетрадиционные педагогические технологии как раз способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, умений, навыков, а также их практическому применению [9,12].

В связи с вышесказанным, целью исследования стало изучение динамики мотивации студенток со сколиозом к занятиям физической культурой в результате применения нетрадиционных педагогических технологий.

Были выдвинуты гипотезы:

1. Мотивация к занятиям физической культурой у студенток со сколиозом ниже, чем у студенток, занимающихся в основной группе.

2. Применение активных методов обучения способствует повышению мотивации к занятиям у студенток, страдающих сколиозом.

Методы исследования. Для проверки гипотез проведено лонгитюдное исследование. В рамках исследования применялись методы констатирующего и формирующего эксперимента. Под констатирующим экспериментом подразумевается изучение динамики мотивации. С этой целью применены анкета, нацеленная на выявление мотивации у студенток к занятиям физической культурой, а также опросник мотивационных источников [11]. Данный опросник включает в себя пять шкал: мотивация, идущая изнутри (имеющая своим источником сам процесс), инструментальная мотивация, мотивация, проистекающая из внешней концепции Я, мотивация, проистекающая из внутренней концепции Я, мотивация интернализации цели.

Формирующий эксперимент представлял собой разработку и внедрение методико-практических занятий с применением таких нетрадиционных педагогических технологий, как тренинг постановки и прояснения целей, блиц-игра, круглый стол, мозговой штурм.

Предметом исследования стала динамика мотивации студенток с I степенью сколиоза к занятиям физической культурой.

В качестве объекта исследования отобраны 24 студентки II курса Института экономики Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (далее по тексту САФУ) в возрасте 18,38±0,58 лет, входящие в специальную группу для занятий физической культурой. У всех девушек выявлена I степень сколиоза. Диагноз поставлен врачом-вертебрологом.

Контрольную группу составили 25 студенток II курса Института экономики Северного (Арктического) федерального университета, входящие в основную группу для занятий физической культурой, в возрасте 18,83±0,79 лет.

Для формирования выборочной совокупности с целью обеспечения ее репрезентативности выполнен случайный отбор. В исследовании принимали участие студентки только в добровольном порядке.

Статистическая обработка. При обработке результатов использовался пакет прикладных статистических программ SPSS (версия 19.0 для Windows). С целью сравнения численности двух долей объектов в совокупности использован критерий χ2.

Программа исследования. Исследование проходило в несколько этапов. На I этапе в течение первого года обучения в вузе (I курс) студентки занимались по специально разработанной программе с применением фитбол-мячей. На втором этапе (II курс обучения) помимо занятий с фитбол-мячами и в бассейне в программу занятий по физической культуре были включены методико-практические занятия с психологом. Цель методико-практических занятий заключалась в повышении мотивации. Методико-практические занятия состояли из разнообразных методов активизации учебного процесса: блиц-игра «Здоровье и профессионально важные качества будущего специалиста»; круглый стол по теме «Роль физической культуры в жизни студента»; мозговой штурм по теме «Пути повышения эффективности занятий физической культурой у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата»; тренинг постановки и прояснения целей по теме «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой».

Блиц-игра «Профессионально важные качества будущего специалиста». Целями игры являются следующие: сформировать у игроков более точное представление о потенциале, обусловливающем успешную профессиональную деятельность; способствовать развитию творческого мышления участников игры, способности эффективно взаимодействовать друг с другом при принятии коллегиальных и коллективных решений; способствовать сплочению данной группы для более эффективного проведения следующих занятий раздела. В качестве исходной информации участникам игры предлагается бланк, в котором отражен перечень профессионально важных качеств экономиста. К ним относятся: профессиональные способности, здоровье, гибкость мышления, преданность организации и деловая ориентация, коммуникативные навыки, специальные знания теории, желание работать в сфере экономики, хорошая память, стрессоустойчивость, опыт работы в сфере экономики, образование, высокий уровень концентрации внимания, умение ставить и прояснять цели, желание расти в личностном и профессиональном плане, творческие способности, терпеливость, усидчивость.

Студенты имеют определенное представление о факторах, от которых зависит успех их профессиональной деятельности в будущем. Несомненно, что у каждого эти представления разные. Однако от правильности этих представлений зависит степень критичности оценки будущих специалистов своего потенциала. Построение самими участниками игры модели успешного экономиста и ее коллективное обсуждение имеют принципиальное значение для формирования у них адекватного представления о факторах, слагающих профессиональную успешность.

Круглый стол по теме «Роль физической культуры в жизни студента». Круглый стол – одна из активных форм познавательной деятельности студентов, способствующая наращиванию информации (в данном случае относительно роли физической культуры в жизни студента). Студентам предлагается перечень тем, согласно которых они готовят доклады. Таким образом, круглый стол – это одна из разновидностей дискуссии информационного характера для решения конкретных проблем. Задачей этого занятия является мобилизация и активизация студентов на решение конкретных проблем.

Мозговой штурм «Пути повышения эффективности занятий физической культурой для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата». Метод мозгового штурма построен на психологическом механизме отсутствия какой-либо критики участников, которая сковывает и препятствует рождению новаторских оригинальных мыслей и нестереотипных идей. Для того чтобы критикующее воздействие со стороны участников, страх оказаться некомпетентным, смешным не мешали процессу рождения новых идей, всем участникам предлагается высказывать любые мысли, не контролируя их, не оценивая их как истинные или ложные. Цели мозговой атаки заключаются в генерировании идей относительно повышения эффективности занятий физической культурой; ранжировании идей по их приоритетам; выработке привычки активно мыслить; демонстрации процесса рождения неожиданных идей; выработке умений по использованию найденных идей.

Тренинг постановки и прояснения целей «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой». Цель тренинга – дать основу для определения участниками своих собственных целей для дальнейшего развития своих потенциальных возможностей, в том числе и посредством занятий физической культурой. Наиболее интересным для студентов из всех упражнений данного тренинга является составление коллажа по теме «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой». Для создания коллажа используются листы ватмана, глянцевые журналы, клей, ножницы, маркеры. Студенты создают, а затем защищают коллаж, выбрав любую форму защиты (доклад, ролевая игра).

Цикл методико-практических занятий с применением нетрадиционных педагогических технологий рассчитан на 16 академических часов (8 занятий) и включал 4 занятия (по 1 час 30 минут), направленных на психодиагностику с последующим собеседованием и индивидуальными рекомендациями студентам, а также занятия с разнообразными методами активизации учебного процесса.

Методико-практические занятия проведены совместно с преподавателем, имеющим диплом по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

Результаты исследования. До методико-практических занятий с применением нетрадиционных педагогических технологий посредством анкетирования и опросника мотивационных источников определена мотивация студенток к занятиям физической культурой.

По результатам констатирующего эксперимента среди всех опрошенных студентов встречаются только инструментальная мотивация и мотивация, проистекающая из внутренней концепции Я (рисунок 1).

 

Студентки с I степенью сколиоза

Студентки контрольной группы

Рис. 1. Процентное соотношение мотивационных источников в группах студенток

Данный факт указывает на то, что студенты выполняют определенную деятельность, когда чувствуют, что поведение будет вести к внешним осязаемым результатам или при ориентации на других с целью поиска одобрения собственных черт, компетентности и ценностей. Это еще раз подтверждает роль внешних факторов в формировании мотивации к занятиям физической культурой, в частности, использование методико-практических занятий с применением нетрадиционных педагогических технологий.

При анализе ответов на вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой?» результаты распределились следующим образом (рисунок 2).

Рис. 2. Частота распределения ответов на вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой?»

Примечание: *** – уровень значимости р≤0,001.

Примечательно, что студентки, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, к физической культуре относятся либо безразлично, либо отрицательно. В то время как студентки основной группы в своем большинстве (72 %) относятся к физической культуре положительно, и ни одна респондентка из контрольной группы не выразила отрицательного отношения.

После проведения цикла методико-практических занятий вновь был проведен опрос среди студентов с целью определения уровня мотивации. Отвечая на вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой?», ни одна студентка из экспериментальной группы не ответила отрицательно. Сократился процент и тех, кто относится к физической культуре безразлично. При этом 62 % опрошенных студенток со сколиозом начали относится к физической культуре положительно (рисунок 3).

Рис. 3. Частота распределения ответов на вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой?» в группе студенток со сколиозом до и после методико-практических занятий

Примечание: *** – уровень значимости р≤0,001.

При этом динамики мотивации к занятиям физической культурой в контрольной группе не выявлено.

Таким образом, можно сделать выводы, что:

  1. Мотивация к занятиям физической культурой у студенток со сколиозом ниже, чем у студенток, занимающихся в основной группе.
  2. Проведение методико-практических занятий по дисциплине «Физическая культура» способствует повышению мотивации студентов специальной группы к занятиям физической культурой.

Обсуждение результатов. Мы не имели возможности сравнить полученные результаты с данными других исследований, поскольку в процессе изучения доступной литературы не обнаружили опыта применения нетрадиционных педагогических технологий в преподавании физической культуры. Тем не менее ведущие специалисты, использующие нетрадиционные педагогические технологии в преподавании, считают, что положительная динамика мотивации к изучению дисциплины обусловлена тем, что нетрадиционные педагогические технологии активизируют мышление, вынуждают, в силу учебной ситуации, самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения, развивают партнерские отношения, повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки [9, 12].

Рецензенты:

Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой туризма, рекреации и спорта, ФГБОУ ВПО учебно-научный производственный комплекс, г. Орел.

Дуркин П.К., д.п.н., профессор Института физической культуры, спорта и здоровья, ФГАОУ ВПО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск.


Библиографическая ссылка

Аношина Т.В., Пушкина В.Н., Зелянина А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОК С I СТЕПЕНЬЮ СКОЛИОЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13066 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674