Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Фокина Д.А. 1 Белякова Г.Я. 1
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Формирование экспортного потенциала машиностроительного предприятия имеет ряд отличий от формирования аналогичных показателей предприятий, действующих в других сферах экономики. В данной работе рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на формирование экспортного потенциала. На внутреннем, ресурсном уровне экспортный потенциал формируется такими факторами, как производственно-технические, трудовые, финансовые и информационные. А на внешнем или результативном уровне присутствуют факторы, которые можно разделить по уровням воздействия. Для рационального использования возможностей предприятию необходимо выстраивать свою экспортную стратегию с учетом особенностей ресурсного и результативного уровней формирования потенциала. Основной задачей данного исследования является классификационный анализ факторов формирования экспортного потенциала машиностроительных предприятий. Анализируя факторы, влияющие на развитие уровня экспортного потенциала, необходимо выявить те из них, которые наибольшим образом оказывают влияние на его рост.
экспортный потенциал
особенности формирования экспортного потенциала предприятия
1. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. С.А. Ситоряна. – М: Наука, 2008. – 326 с.
2. Министерство экономического развития. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/database/, (дата обращения: 15.03.2014).
3. Нешитой А. Н. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист. – 2010. –№ 3. – С. 3-12.
4. Союз машиностроителей России, официальный сайт URL: http://www.soyuzmash.ru (дата обращения: 15.03.2014).
5. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / В.Е. Рохчин, Е.Н. Ветрова, А.В. Полянский; под редакцией д-ра экон. наук, профессора А.Е. Карлика. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 262 с.

Введение

Уровень развития экономики любого государства может быть охарактеризован величиной и структурой его экспортно-импортных потоков. Чем выше доля участия страны в мировом экспорте товаров и услуг, а в структуре экспорта преобладают товары высокотехнологичных отраслей, тем эффективнее экономика данной страны. Экспортный потенциал страны складывается из потенциальных возможностей каждого отдельного предприятия, предлагающего свою продукцию на международном рынке. Целью данной работы является изучение факторов, влияющих на формирование экспортного потенциала предприятия машиностроения. Значение экспортной деятельности для машиностроительного предприятия состоит в том, что качество отечественных разработок новых продуктов, материалов и технологических процессов оцениваются через экспорт: ростом его объемов, расширением перечня иностранных партнеров.

Величина экспортного потенциала предприятия характеризует конкурентные возможности продукции предприятия на международном рынке. Рост экспортного потенциала основан не только на увеличении продаж конкретного вида продукции, он также неразрывно связан с возможностью выйти на рынки других стран в ближайшем будущем.

Изучением проблем развития экспортного потенциала предприятия российские ученые занимаются с начала 1990-х годов, когда отдельно взятое предприятие стало субъектом, самостоятельно осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.

Многие авторы под экспортным потенциалом предприятия понимают уровень конкурентоспособности его продукции на внешнем рынке. Однако такое понимание не затрагивает особенности организации и администрировании производственной и внешнеторговой деятельности машиностроительных предприятий. Экспортный потенциал машиностроительного предприятия представляет собой совокупность объективно существующих возможностей и ресурсов по производству и реализации продукции на внешних рынках, складывающиеся под воздействием внутренней и внешней сред.

В предложенном определении понятие экспортного потенциала предприятия разграничено на два подхода. Первый ресурсный (или внутренний) характеризуется наличием возможностей (реальных ресурсов и потенциальных возможностей) у непосредственного предприятия. Второй подход основан на результате (внешний уровень) –реализация продукции на международном рынке. В предложенном определении реализуется системный подход к пониманию данной экономической категории – ресурсный (внутренний) и результативный (внешний).

Рисунок 1. Подходы к определению экспортного потенциала предприятия.

Экономическая суть определения «экспортный потенциал» не зависит от сферы деятельности предприятия. Однако формирование экспортного потенциала предприятия машиностроения имеет ряд особенностей по сравнению с предприятиями других секторов экономики. Эти особенности связаны, прежде всего, с особым видом товара, который данные предприятия поставляют на внешний рынок.

Среди особенностей продукции, производимой предприятиями машиностроения, можно выделить следующие характерные черты, отличающие экспорт этой продукции от продукции других отраслей:

  • Длительность производственных циклов продукции.
  • Высокая трудоемкость производственно-технического процесса.
  • Штучный и мелкосерийный объем производства.
  • Опытное или экспериментальное производство.
  • Необходимость экспортного контроля и лицензирования.

Отличительной особенностью отечественных предприятий машиностроения является то, что данные предприятия, как правило, представляют собой многофункциональные научно-производственные комплексы, которые не только производят готовую продукцию, но и занимаются исследованиями и разработкой новых технологий, а также производят оборудование для собственных нужд. Большая часть действующих предприятий данной отрасли были созданы еще во времена планового хозяйства, на основе имевшихся ресурсов. В настоящее время часть этих ресурсов устарела или исчерпана.

Для анализа всю совокупность факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие экспортного потенциала предприятий машиностроения, можно подразделить по месту воздействия на внешние и внутренние факторы. Предложенное разделение схематично представлено на рисунке 2. Внутренние факторы – это объективные возможности, предоставляемые базовыми ресурсами предприятия. Основные факторы внутренней среды можно разделить на следующие группы:

  • материально-технической возможности (наличие передовых инновационных технологий, объем и качество имеющихся ресурсов);
  • кадровый потенциал (профессиональная компетентность специалистов);
  • организация производства (научно-производственные комплексы, организационная стабильность);
  • интеллектуальный потенциал (наличие механизма воспроизводства интеллектуального капитала предприятия, инновационная активность).

Предприятие, определяя состав и структуру выпускаемой продукции, решает комплекс технологических задач. Безусловно, машины, оборудование, сырье – это компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом является процесс, с помощью которого исходные материалы обращаются на выходе в продукт. Следовательно, технология есть способ, который осуществляет это преобразование. Именно поэтому технология является важнейшим внутренним фактором, влияющим на изменения, происходящие в производственных процессах предприятия.

Высокотехнологичные предприятия машиностроения, характеризующиеся наличием передовых технологий, обладают, при прочих равных условиях, большими возможностями для экономического роста. Напротив, производства, лишенные доступа к базисным технологиям доминирующего технологического уклада, оказываются, как правило, в зависимом и экономически невыгодном положении. Можно однозначно утверждать, что отсталая техническая база предприятия обеспечит на выходе продукт, качество которого не будет соответствовать требованиям рынка. В результате будет снижена конкурентоспособность предприятия, что, в свою очередь, повлечет спад экономической устойчивости и усложнение процессов стабилизации.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать и продать на международном рынке продукцию, которая по своим характеристикам более привлекательна для стран-потребителей.

Под внешними факторами следует понимать:

1. Факторы уровня государства: экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика); административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, стратегий развития и концепций, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов производителей); конверсия, приватизация, демонополизация.

2. Факторы международного уровня: состояние рынка продукции машиностроения: его тип и емкость (количество ежегодных продаж); легкость доступа на рынок; однородность, наличие и возможности конкурентов; деятельность международных альянсов, союзов и военно-политических блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в мире (конкурентоспособность региона и страны, политическая нестабильность стран-импортеров и потребность в продукции в связи с военными конфликтами).

3. Факторы регионального уровня: уровень развития инфраструктуры в регионе (региональный рынок труда, уровень развития научной и сырьевой базы региона), наличие региональных программ развития высокотехнологичных отраслей.

4. Локальные факторы: зависимость предприятий-производителей от значительного числа соисполнителей и поставщиков, своевременность и полнота поставок ресурсов, материалов и комплектующих, посреднические предприятия и организации, материальная база (размер инвестиций); наличие хозяйственных и кооперационных связей; стратегическое планирование.

Рисунок 2. Факторы формирования экспортного потенциала предприятия машиностроения

Многообразие факторов, оказывающих влияние на экспортный потенциал предприятия, может быть классифицировано различными способами. Например, по способу воздействия факторы можно разделить на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы, оказывающие немедленное влияние на операции предприятия, относятся к среде прямого воздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют немедленно на операции предприятия, но учитывать их необходимо в управленческих решениях. Среда косвенного воздействия сложнее среды прямого воздействия.

Факторы прямого воздействия составляют: воздействие конкурентов и потребителей, правовое обеспечение, инфляция, информационное обеспечение и т.д. В совокупности факторов косвенного воздействия отметим такие, как: политическая стабильность; состояние экономики; научно-технический прогресс; мировой рынок; социально-культурные факторы.

По времени воздействия факторы можно условно разделить на постоянные (например, инфляция, конкуренция) и временные (например, финансово-экономические кризисы).

Рисунок 3. Способы классификации факторов, оказывающих влияние на уровень экспортного потенциала

Специфическая особенность машиностроительной отрасли – экспорт продукции часто ограничен международными соглашениями. Международный рынок машиностроительной продукции политизирован, его стабильное развитие зависит то общемирового экономико-политического равновесия. Иностранные контрагенты часто принимают решения о закупках того или иного оборудования или механизмов исходя не только из их производственно-технических характеристик и цены. На принимаемые предприятиями решения оказывают влияния торгово-дипломатические договоренности государств, партнерские соглашения между странами, военные события в мире и многие другие глобальные политические факторы.

Рассмотрим некоторые внешние факторы, под влиянием которых происходит формирование экспортного потенциала машиностроительных предприятий более подробно. Рынок продукции машиностроительного комплекса имеет высокие барьеры для входа. Высокие барьеры входа связаны как с технологическими, так и с институционально-юридическими причинами. Значительный объем инвестиций в специализированное оборудование, технологии и рабочую силу выступает одновременно в виде препятствия для входа на рынок и сдерживающее средство ухода с рынка, ибо очень трудно найти покупателей для таких специфичных активов. Институционально-юридические причины связаны с получением необходимых лицензий для производства продукции, завоеванием доверия у государственных закупочных органов.

Важным фактором формирования экспортного потенциала машиностроительного предприятия является особенности международного разделения труда и производственно-техническая специфика самой отрасли, сложившиеся макроэкономические связи и производственная кооперация. Для предприятий комплекса характерным является необходимость развитой кооперации соисполнителей, включающей не только национальные и зарубежные предприятия и организации, но и многие другие отрасли промышленности и науки.

Несмотря на то, что территориально предприятия данной отрасли расположены порой на весьма значительных расстояниях, каждое из них, как правило, ориентировано на разработку и производство определенного вида техники и оказание уникальных услуг в конкретных областях деятельности. Именно этот фактор оказывает значительное влияние на внутреннюю конкуренцию среди предприятий.

Предприятия машиностроения производят особую продукцию, существенно отличающуюся от продукции массового потребления. Продукция характеризуется следующими основными организационными, производственными и эксплуатационными особенностями.

Прежде всего, продукцию отличает значительный жизненный цикл процессов разработки, испытания, внедрения и сложности эксплуатации готовых финальных изделий. Второй особенностью продукции предприятий можно назвать длительность производственных и функциональных циклов машин, агрегатов и узлов, которые затем могут быть интегрированы в другие изделия и системы. Процесс создания данной продукции может занимать по времени от года до пяти-шести лет и более, что объясняется сложностью и трудоемкостью производственно-технологических работ. Кроме того, необходимо учитывать, что производимая продукция часто является штучной или мелкосерийной.

Кроме того, значительная часть промышленной продукции предприятий производится в условиях опытного и экспериментального производства, что требует большого объема проведения испытаний, различного рода контрольных технологических проверок при производстве продукции, а также в ходе эксплуатационных процессов при использовании производимой техники.

Часто машиностроительным предприятиям приходится самим производить научно-исследовательские разработки при выпуске продукции самостоятельно, при этом вся себестоимость таких разработок входит в цену готовой продукции. Такое положение значительно увеличивает стоимость готовой продукции.

Немаловажной особенностью является и то, что продукция данного сектора экономики, как правило, является объектом экспортного контроля. В соответствии с международными договоренностями в области экспортного контроля разработаны международные списки контролируемой продукции и принципы осуществления экспорта такой продукции. Систему экспортного контроля, ключевым элементом которой является лицензирование, принято считать механизмом, обеспечивающим международные режимы нераспространения.

При выходе на международные рынки факторы внешней среды предприятия характеризуются большой силой взаимодействия друг на друга, сложностью и неоднозначностью. Внешние факторы постоянно подвижны, обладают высокой степенью неопределенности, информация о внешней среде может быть не всегда точной и объективной. Предприятие, выходя на внешние рынки, должно четко и своевременно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Внешняя среда не зависит от изменений факторов внутренней среды, тогда как внутренняя среда активно формируется под воздействием переменных внешней среды. Надо считать, что воздействие факторов внешней среды при входе в систему создает условия для развития внутренней среды и системы в целом.

Особое внимание следует уделить внутренним факторам и внешним факторам микроуровня, поскольку на них руководство предприятия может оказывать самое непосредственное влияние. Отсутствие возможности у предприятия оказывать влияние на внешние факторы международного уровня не означает, что руководство предприятия может их вовсе игнорировать. Значимость этих факторов крайне высока, необходимо осуществлять постоянный мониторинг соответствующих факторов, прогнозировать их изменение и последствия этих изменений для международной деятельности предприятия.

Вместе с тем российское машиностроительное предприятие пока не может рассматривать внешний рынок как просто еще один рынок сбыта в силу качественных различий в развитии и состоянии внутренних и внешних рынков, характерных для всех развивающихся стран. Именно в тех случаях, когда внутренний рынок отстает по своему развитию (включая уровень продукции) и инфраструктуре от внешних рынков, внешнеэкономическая деятельность способна оказать наибольшее влияние на рост и развитие предприятия. Для эффективной экспортной деятельности машиностроительное предприятие должно иметь высокие уровни менеджмента, знаний и компетенций персонала, качества используемых ресурсов и т.п. Более того, возникает возможность и необходимость управления уровнем этих характеристик, а, следовательно, и экспортным потенциалом предприятия. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность занимает особое место в производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что актуальна необходимость методологического переосмысления роли и места экспортного потенциала в экономической системе предприятия: следует разработать концепцию развития экспортного потенциала промышленных предприятий. Требует решения проблема обеспечения целостного, стратегически выверенного подхода к определению и обоснованию изменений качественного характера в управлении развитием экспортного потенциала.

Рецензенты:

Степанов С.Г., д.т.н., профессор, руководитель научно-исследовательского сектора «ИП Алтунин Р.Р.», г. Красноярск.

Аврамчикова Н.Т., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Фокина Д.А., Белякова Г.Я. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13168 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674