Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Артамонова Ю.С. 1 Салихов Р.У. 2 Колесников П.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
2 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
В научной статье разработаны теоретические и практические методы, касающиеся реализации кластерной политики в регионе. Сформулированы цели и задачи кластерной политики Пензенской области. Разработана система оценочных показателей, позволяющая осуществить комплексную оценку эффективности реализации кластерной политики в регионе. К таким показателям относятся следующие: показатели экономического роста и диверсификации продукции, показатели оценки экспортного потенциала кластера, показатели развития инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры, показатели развития трудового потенциала, показатели кластерной динамики. Основными результатами реализации кластерной политики Пензенской области станут повышение конкурентоспособности экономики региона и ускорение темпов инновационного развития за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров, увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона, повышение экспортного потенциала, развития инновационной инфраструктуры.
кластер
кластерная политика
оценка
инновационная инфраструктура
1. Артамонова Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций / Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В. // Региональная архитектура и строительство. - 2010. - № 2. - С. 156-162.
2. Артамонова Ю.С. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов / Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 168-170.
3. Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014).
4. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика : кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева. – Пенза : ПГУАС, 2013. – 230 с.
5. Конкин А.Н. Варианты формирования инновационной стратегии развития региональных инвестиционно-отраслевых комплексов / А.Н. Конкин, Ю.С. Артамонова, Р.У. Салихов // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. - № 19.
6. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747.
7. Стоцкий Ю.А. Основные направления повышения потенциала строительного комплекса Пензенской области / Стоцкий Ю.А., Артамонова Ю.С. // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 19. – С. 216.
8. Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12969 (дата обращения: 05.05.2014).
9. Хрусталев Б.Б. Модели инновационного развития регионального строительного комплекса / Хрусталев Б.Б., Артамонова Ю.С., Пучков И.В. // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 11. – С. 222.
10. Хрусталев Б.Б. Управление инновационными процессами в региональном инвестиционно-строительном комплексе / Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оргин А.В. // Недвижимость: экономика, управление. - 2009. - № 3-4. - С. 46-50.

Введение

Кластерная политика в настоящее время - один из наиболее популярных подходов к развитию региональной экономики. Это один из наиболее эффективных методов стимулирования инновационного развития отраслей народного хозяйства, он становится все более популярным в мире подходом к развитию экономики и стимулированию инновационного развития, в частности. Исследование кластерной политики в Европе показало, что из 31 страны, вошедшей в исследование, 26 имеют национальные кластерные программы, и кластерная политика является частью инновационной политики.

Кластерная политика стала широко распространяться в регионах России. Менее чем за 5 лет в РФ создано более 100 отраслевых кластеров, что является серьезным прорывом в кластерном развитии. Пензенская область активно включилась в процесс создания кластеров, и в настоящее время в регионе функционируют 7 кластеров: кондитерский, приборостроительный, стекольный, IT, мебельный, биомедицинский, туристический. Особенность создания кластеров в Пензенской области - формирование собственного практического опыта в связи с отсутствием лучших российских практик.

В настоящее время разработан значительный теоретический и методологический аппарат по проблеме кластерного развития регионов. Исследованы процессы инновационной деятельности в кластерах, вопросы внутрикластерного взаимодействия, однако многие вопросы остаются открытыми, в частности проблема формирования комплексной кластерной политики в регионе, захватывающей в себя все отрасли, имеющие потенциал кластерообразования, учитывающей территориальные, отраслевые особенности развития региона.

Целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по формированию региональной кластерной политики.

При осуществлении исследования были применены методы системного, статистического анализа, метод экспертных оценок.

Цели и задачи региональной кластерной политики

Реализация кластерной политики начинается с постановки целей и задач, которые она должна решать в рамках региона и отрасли. Основной целью реализации кластерной политики Пензенской области является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики региона за счет повышения конкурентоспособности и увеличения экспортного потенциала предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры; стимулирование развития элементов инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала Пензенской области в рамках возможностей кластерного подхода; интенсификация механизмов частно-государственного партнерства путем формирования основы для совместных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и общественных организаций; привлечение инвестиций и активизации процессов интеграции предприятий, входящих в кластер, в региональный, национальный и глобальный уровни экономики.

Задачи кластерной политики Пензенской области

Определение кластерного потенциала Пензенской области.

Широкомасштабное обучение всех заинтересованных участников кластерной методологии, популяризация кластерного подхода.

Выявление существующих и потенциально необходимых элементов кластера.

Формирование инициативных кластерных групп.

Развитие сотрудничества внутри кластера и между участниками кластеров.

Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Развитие взаимодействия между государственными организациями, образовательными учреждениями и участниками кластера, четкое определение ролей и функций.

Развитие механизмов эффективной поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации и с учетом приоритетов развития кластеров.

Обеспечение формирования в Пензенской области благоприятных условий для развития кластеров, обеспечивающих устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.

Выстраивание системы оценки эффективности кластерной политики.

Обеспечение развития инновационной инфраструктуры Пензенской области в рамках реализации кластерного подхода.

С целью выявления кластерного потенциала Пензенской области осуществляется обоснование необходимости кластерной политики в регионе. Для этого нужно проводить анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики; осуществить выбор типа кластерной политики для региона; создать информационную базу для реализации кластерной политики. Анализ стартовых предпосылок для формирования кластера предполагается проводить по следующей схеме.

Наличие конкурентоспособных предприятий в отрасли. Показатели оценки: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономически показатели деятельности компаний.

Наличие региональных конкурентных преимуществ (географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных вузов и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и др. факторов). Показатели оценки: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий и секторов, входящих в кластер.

Географическая концентрация и близость. Показатели оценки: показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.

Организационное и методическое развитие кластера осуществляется на основе формирования инициативных кластерных групп; инициирования и поддержки создания, организации специализированной организации кластерного развития Пензенской области; установления эффективного взаимодействия между участниками кластера; развития сотрудничества между кластерами; обеспечения координации деятельности представителей власти, бизнеса, образовательных учреждений по реализации кластерной политики.

Обеспечение формирования в Пензенской области благоприятных условий развития кластера предполагает повышение эффективности систем профессионального образования и качества жизни, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктур Пензенской области, реализованных с учетом задач развития кластеров; содействие развитию инновационной инфраструктуры Пензенской области в рамках компетенций кластерного подхода; развитие особых экономических зон регионального уровня, предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством и снижение административных барьеров; стимулирование прикладных исследований, направленных на выявление потенциала различных кластеров; продвижение зонтичного бренда; обеспечение возможности выхода на внешние рынки.

Формирование кластеров должно проходить посредством реализации следующих основных этапов.

Этап 1. Определение кластера

  • Идентификация потенциальных участников кластера по принципу производства однородной продукции, конкуренции, геостратегических возможностей.
  • Коммуникации с предприятиями: организация общих встреч, визиты на предприятия с целью выявления потребностей потенциальных участников кластера.

Этап 2. «Низко висящие плоды»

  • Создание протокластера на основе реализации простых совместных проектов с государственным софинансированием.
  • Коммуникации в процессе реализации проекта. Формирование доверия.

Этап 3. Кластерные проекты

  • Формирование системы управления кластером.
  • Разработка комплекса совместных мероприятий и проектов, инициированных участниками кластера (стратегия, дорожные карты).
  • Реализация совместных инвестиционных проектов.
  • Расширение круга участников кластера, вовлечение новых предприятий в совместные проекты.

Основными направлениями развития кластера на начальных этапах должны являться следующие:

  • продвижение продукции кластера;
  • повышение компетенций участников кластера;
  • ресурсное обеспечение кластеров;
  • информационное обеспечение кластеров.

Эти направления развития должна осуществлять управляющая компания кластера.

Оценка эффективности реализации региональной кластерной политики

С целью оценки эффективности создания кластерной политики Пензенской области разработана система показателей.

1. Показатели экономического роста и диверсификации продукции

  • рост добавленной стоимости на уровне компании, кластера,
  • вклад предприятий кластера в ВРП,
  • рост объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров,
  • рост стоимости основных фондов организаций - участников кластера,
  • рост объемов реализации (в том числе за счет расширения целевых рынков как в географическом, так и в отраслевом разрезе),
  • объем налоговых поступлений от участников кластера,
  • уровень занятости экономически активного населения (% занятых в кластере).

2. Показатели оценки экспортного потенциала кластера

  • динамика роста объемов экспорта продукции (работ, услуг) организаций - участников кластеров,
  • количество сделок, заключенных предприятиями - участниками кластера,
  • рост объемов продаж продукции предприятиями - участниками кластера за пределами области,
  • рост объемов операций с иностранной валютой,
  • число совместных предприятий, промышленных союзов, маркетинговых консорциумов,
  • число внешних обменов.

2. Показатели развития инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры

  • объем привлеченных венчурных средств,
  • объем государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры,
  • показатели объемов средств, вовлеченных из государственных и частных источников в НИОКР в рамках кластера,
  • количества патентов и заключенных лицензионных соглашений, зарегистрированных компаниями - участниками кластера,
  • объем инвестиций в новые технологии,
  • количество новых продуктов, выпущенных предприятиями кластера,
  • доля инновационной продукции в общем объеме производства организаций - потенциальных участников кластеров,
  • количество созданных организаций содействия развитию кластеров,
  • показатели увеличения доли инновационной продукции в объеме реализации.
  • количество общекластерных и межкластерных инновационных проектов.

3. Показатели развития трудового потенциала

  • уровень производительности труда,
  • количество человек, вовлеченных в деятельность кластера через участие в программах проф. подготовки,
  • количество дипломированных специалистов, привлеченных в кластер,
  • количество программ сотрудничества бизнеса и университетов в области подготовки специалистов для нужд кластера,
  • количество практикантов и учащихся, вовлеченных в кластер,
  • создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня заработной платы.

4. Показатели кластерной динамики

  • количество участников кластеров, заключивших соглашения об участии,
  • рост объемов продукции, произведенной участниками кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации,
  • показатели количества профессиональных, деловых и торговых ассоциаций, количество участников в каждой, уровень активности ассоциаций,
  • количество привлеченных консультантов,
  • количество компаний, предоставляющих продукцию и услуги для нужд кластера,
  • количество реализованных совместных кластерных проектов, включая временные, производственные, маркетинговые, образовательные и др. организациями - участниками кластеров.

Оценка кластера на основе указанных показателей может показать, насколько эффективно развивался кластер за время своего существования, определить тренд его развития, стать ключевым фактором, влияющим на принятие решения о государственной поддержке кластера, а также об эффективности деятельности управляющей компании кластера.

Основными результатами реализации кластерной политики Пензенской области станут повышение конкурентоспособности экономики региона и ускорение темпов инновационного развития за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров; увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона; повышение экспортного потенциала, развития инновационной инфраструктуры.

Рецензенты:

Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.


Библиографическая ссылка

Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13225 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674