Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА: САМОКОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

Конакова Е.В.

Основным требованием Государственных образовательных стандартов нового поколения является усиление роли самостоятельной   деятельности студентов. Это требование способствует решению основной задачи высшего  образования, которая  заключается в формировании творческой личности специалиста, способного  к  саморазвитию,  самообразованию  и  инновационной  деятельности.  Именно  процесс образования, а не обучения постепенно выходит на первый план. В процессе  образования студент из пассивного потребителя знаний постепенно переходит в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, достичь оптимального     результата и доказать его правильность. А фундаментом нового образовательного процесса станет активная самостоятельная студенческая  деятельность.

Самостоятельная работа студента-музыканта (СРС) в его творческих учебных занятиях способствует развитию воли, музыкальной памяти, мышления, саморегуляции психического и эмоционального состояния, что позволит ему адаптироваться к самостоятельной профессиональной деятельности в современном мире.

В учебном процессе СРС применяется в различных видах аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности.

Аудиторная самостоятельная работа:

  • на индивидуальных занятиях по специальному инструменту, сольному пению и др., групповых - по сольфеджо, истории музыки и т.д., на лекциях - выполнение самостоятельных практических заданий, решение заданий теста и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • при выполнении домашних заданий по разучиванию и закреплению пройденного материала учебного и творческого характера;
  • в различных видах учебно-исследователь-ской деятельности: конспектировании, реферировании, подготовке сообщений и докладов;
  • при курсовом или дипломном проектировании.

Самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является своеобразной педагогической моделью, по которой в дальнейшем студент станет заниматься профессиональным самообразованием. Поэтому было бы точнее структурировать СРС следующим образом:

1. СРС, организуемая и контролируемая преподавателем. Согласно Государственным образовательным стандартам она занимает 20-35% учебного времени, предусмотрена по всем дисциплинам учебного плана, её объём и формы отражены в рабочих программах дисциплин в виде специальных заданий, репертуарного списка, примерных тем рефератов и докладов, вопросов к экзаменам и зачётам.

2. СРС, организуемая и контролируемая студентом по своему усмотрению без непосредственного участия педагога. К данному типу СРС относится подготовка к аудиторным занятиям - индивидуальным и групповым, лекциям, практическим занятиям, зачетам, семинарам, коллоквиумам, а также целенаправленное формирование определённых умений и навыков (техники исполнения, качеств слуха и т.д.). 

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием разнообразных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

  • Внешний - осуществляется преподавателем по отношению к деятельности студентов;
  • Взаимный - осуществляется студентами в отношении деятельности друг друга;
  • Внутренний (самоконтроль) - осуществляется студентом в отношении собственной учебной деятельности.

Проблема внутреннего контроля (или самоконтроля) в последнее время всё чаще становится предметом психологических и педагогических исследований, так как данный навык обычно оказывается наиболее слабо сформированным у студента. В психолого-педагогической литературе отражены разные подходы к определению сущности самоконтроля. Некоторые исследователи рассматривают его как одно из свойств личности человека в широком смысле слова. Другие считают самоконтроль регулятором только умственной деятельности - формы мышления, саморазвития, качества ума.

Самоконтроль как один из видов контроля самостоятельной учебной деятельности студента определяется исследователями именно как сознательная деятельность в целом. По мнению  Д.Б. Эльконина, самоконтроль в учебной деятельности становится залогом успешного обучения и образования, а его функция заключается в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом через «предварительный» образ. В.И. Страхов считает, что самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поэтапного достижения поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении её недочётов,  выступающая как важная предпосылка успешного обучения, как одно из средств самовоспитания, которое помогает раскрыть творческий потенциал. Г.А. Соболев в своих исследованиях обобщает все мнения и определяет самоконтроль как комплексное умение критически относится к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать своё поведение и управлять им.

Слуховой самоконтроль становится основной составляющей самостоятельной работы студента-музыканта и связан с эмоциональными, интеллектуальными и эстетическими компонентами музыкальной деятельности. С помощью слухового самоконтроля активизируется самостоятельность в работе над исполнением произведения. В данном случае большое значение  в процессе обучения приобретает ориентация на эталон, в качестве которого выступает высокий уровень сформированной музыкальной культуры студента и его музыкально-слуховых представлений.

Однако эффективный слуховой самоконтроль становится возможным только при развитом музыкальном слухе.

Его формированию способствуют ежедневные занятия по сольфеджио - аудиторные и внеаудиторные. Основное время слухового тренажа приходится на самостоятельные внеаудиторные занятия, эффективность которых напрямую связана с их организацией. Хорошим подспорьем здесь может стать запись студентом результатов самостоятельной деятельности. В ходе занятий он фиксирует ход и результаты СР, анализирует её, выявляет ошибки и даёт рекомендации по их исправлению в дальнейших занятиях.

Самостоятельная тренировка слуха студентами включает в себя следующие формы внеаудиторных занятий, которые могут проходить не только в рабочих условиях (с инструментом), но   и в любую свободную минуту в течение дня (с камертоном):

1.  слуховой анализ, интонирование отдельных элементов (ступеней, звукорядов, интервалов, аккордов и их последовательностей) и музыкальных фрагментов (конструктивных и авторских);

2.  чтение с листа музыкальных фрагментов;

3.  устные диктанты с проверкой на инструменте (интервальные и аккордовые последовательности, фрагменты мелодий и т.д.);

4.  самодиктанты - запись знакомых произведений (в одноголосии и фактуре) и т.д.

Результатом организованных каждодневных самостоятельных занятий студента станет сформированный профессиональный музыкальный слух. При этом самоконтроль на подобных занятиях позволит не только контролировать сам процесс, но и корректировать его, а высокий уровень самоконтроля позволит говорить уже о творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию.


Библиографическая ссылка

Конакова Е.В. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА: САМОКОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1323 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674