Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Терновая И.П.

Изучение феномена сиротства показывает, что современные требования к решению этой проблемы обусловливают необходимость усиления ее социально-педагогического обеспечения. Сегодня констатируется противоречие между необходимостью в оказании квалифицированной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и недостаточной готовностью работников системы государственной поддержки детства к данному виду деятельности. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема подготовки социальных педагогов к организации этой работы в условиях системы высшего образования. Принципиальным является учет интегративно-комплексного характера теории и практики социальной педагогики, на основании которого        процесс подготовки студентов предстает как система дополняющих друг друга форм и видов     осуществления.

На факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института эта работа осуществляется в четырех взаимосвязанных сферах деятельности: изучение дисциплин психолого-педагогического цикла; организация научно-исследовательской работы студентов; педагогическая практика и добровольная волонтерская деятельность. Она проводится в течение всех лет обучения и предполагает    освещение на трех взаимосвязанных уровнях: метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном  и  реализуются  в  четырех  взаимосвязанных этапах, характеристика которых дается в таблице 1.

Специалист по социальной работе с детьми-сиротами, должен иметь четкие представления о системе социальной защиты детей-сирот в нашей стране; ориентироваться в социальной политике государства; иметь четкие представления о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей; о типах, функциях, основных назначениях учреждений для детей-сирот; тенденциях развития служб социальной помощи отдельным категориям детей, нуждающихся в особой защите. Поэтому при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла раскрываются все необходимые теоретические вопросы.

Важнейшим средством профессиональной подготовки студента является его практическая составляющая, поскольку здесь синтезируются учебно-практическая и добровольческая деятельность. Она организуется в виде педагогической практики и волонтерской благотворительности. Педагогическая практика включает в себя: ознакомительную и активную в детских домах, приютах и интернатах, где студент выступает в качестве вожатого, помощника воспитателя, помощника социального педагога и выполняет необходимые задания и  поручения.

Добровольная волонтерская деятельность, дает возможность получения практических знаний и умений, которые сложно выработать в процессе теоретического обучения. Она создает возможности общения со специалистами, расширения общего и профессионального кругозора; расширения сферы научно-исследовательской и творческой деятельности; проверки правильности выбора профессии, формирования профессионально значимых личностных качеств.

Работа строится на основе дифференцированного подхода и учитывает: добровольность и право выбора студента в определении места, задач, форм и методов их решения; взаимосвязь теоретической и практической подготовки; систематичность и последовательность работы; учет специфики учреждения и его целей; согласованность с администрацией в выборе содержания, форм и методов  работы.

Таблица 1. Основные этапы подготовки студентов к работе с детьми-сиротами

Наименование этапа

курсы

Содержание и основные формы деятельности студентов

1.

Вводный этап

1 курс

знакомство студентов с историей и традициями призрения детей-сирот в России,

посильное участие в проведении традиционных социальных акций и инициатив.

2.

Подготовительный этап

1-2 курсы

знакомство с историей и традициями работы с сиротами городе

и регионе,

участие в проведении традиционных социальных акций и инициатив,

поиск и определение сферы личной деятельности по оказанию помощи детям-сиротам;

участие в работе волонтерских групп.

4.

Основной этап

3-4 курсы

изучение передового опыта социально-педагогической деятельности с сиротами в городе, регионе и стране, участие в планировании,

подготовке и организации социальных акций и инициатив в детских домах города;  разработка социальных планов и проектов,

участие в организации социологических исследований по проблемам сиротства,

участие в проведении дискуссий, проблемных круглых столов,

конференций по проблемам социального сиротства.

5.

Завершающий этап

4 - 5 курсы

разработка социальных планов и проектов по проблемам сиротства, организация инициативных благотворительных волонтерских групп,

помощь в оказании социально-психологических услуг сиротам,

организация социологических исследований по проблемам

социального сиротства,

организация индивидуальной научно-исследовательской работы по сиротству,

участие в проведении дискуссий, проблемных круглых столов,

конференций по проблемам сиротства,  подведение итогов и

 оформление результатов социально-педагогической деятельности с сиротами в виде публикаций, выступлений на конференциях,

курсовых и выпускных квалификационных работ.

Большое значение имеет организация научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам социального сиротства, которая пронизывает весь процесс обучения и реализуется в выполнении творческих заданий, рефератов, курсовых и выпускных квалификациионых работ.

Основными условиями ее эффективности являются: соотнесение тематики   исследований  с  проблемами социального сиротства; постепенное усложнение задач; поэтапное   увеличение   степени   самостоятельности студентов; вариативность заданий; их  выполнение в процессе практической работы и использование результатов в учебном процессе; возможность выбора заданий с учетом уровня готовности и индивидуальных особенностей студента; коллективное обсуждение, анализ и оценка результатов выполнения.

Результатом работы по подготовке к социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами являются  сформированные компетенции студента-выпускника, которые включают в себя когнитивную, операционально-техноло-гическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.

Печатается при финансовой поддержке РГНФ по проекту № 09-06-00691а


Библиографическая ссылка

Терновая И.П. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1337 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674