Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЦЕНАРИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Ковригина С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Изучение современного состояния муниципально-частного партнерства (далее – МЧП) в России показало наличие спроса на такие проекты со стороны муниципальных образований. В свете инновационной направленности экономического развития применение механизма МЧП в форме организации малого инновационного предприятия (далее – МИП) муниципальным образованием совместно с научно-образовательным и частным секторами на основе применения объектов интеллектуальной собственности представляется перспективным. В настоящей статье представлены специфика организации таких МИП, обусловленная наличием партнеров со стороны муниципального, частного и научно-образовательного секторов (возможно – только муниципального и частного), специфических видов работ, связанных с высокими технологиями, интеллектуальной собственностью, организацией производства, и нематериальных активов, связанных с организацией и защитой прав собственности. На основе параметров, представленных вариантами участия организаций различных секторов в учреждении МИП, а также видами вложений этих организаций в уставный капитал будущего хозяйственного общества, автором разработаны и обоснованы пять сценариев организации МИП в рамках МЧП. Исследование преимуществ и недостатков разработанных сценариев показало, что наиболее перспективными и эффективными с точки зрения спросовых ограничений будут являться МИП, созданные по II и III сценарию. В связи с этим для обеспечения реализации инновационной политики и адресной поддержки субъектов малого бизнеса, реализующих инновационные программы, органам местного самоуправления предложены к использованию соответствующие рекомендации.
муниципально-частное партнерство
малые инновационные предприятия
сценарии организации
1. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2012. - № 2 (2). – С. 21-27 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://business.rea.ru/humancapital/issue2/garnov-krasnobayeva.pdf (дата обращения - 09.12.2013).
2. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России / Под науч. ред. Р.М. Нижегородцева, С.М. Никитенко, Е.В. Гоосен. – Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2012. – 482 с.
3. Как запустить стартап при ВУЗе // Сайт «АЛЕЕ СОФТВЕР», 30 декабря 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://habrahabr.ru/company/alee/blog/135533/ (дата обращения – 09.12.2013).
4. Ковригина С.В. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: понятие, специфика, мировой опыт // Сборник статей по материалам III Международной научной конференции «Институциональная трансформация экономики: условия инновационного развития». – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – С. 665-668.
5. Ломанова Е.В., Михайлова Э.А. Организация инновационного предприятия. Коммерциализация инновационных идей: Учебное пособие / РГАТА имени П.А. Соловьева. – Рыбинск, 2010. – 94 с.
6. Ломовцева О.А., Мордвинцев А.И. Государственно-частное партнерство как фактор повышения эффективности муниципального управления / Белгородский государственный университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/314/1/Lomovtseva%20O.A..pdf (дата обращения - 09.12.2013).
7. Правовые акты муниципальных образований об участии в ГЧП // Сайт «Государственно-частное партнерство в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pppinrussia.ru/main/zakonodatelstvo/zakonodatelstvo/category/pravovie_akti_munitsipalnih_obrazovanii_ob_uchastii_v_gchp (дата обращения - 09.12.2013).
8. Сайт «ГЧП ИНФО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.pppi.ru/ (дата обращения - 09.12.2013).
9. Фокин О.С., Никитенко С.М., Львутина Е.А. Консорциум проектов как один из механизмов муниципально-частного партнерства (на примере Программ Фонда «Устойчивое Развитие») / Электронный журнал «Местное устойчивое развитие». – 12/2012. - № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://fsdejournal.ru/node/396 (дата обращения - 09.12.2013).
Введение

На современном этапе развития российского государства основной задачей провозглашен поиск путей и инструментов строительства инновационной экономики. В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, обеспечение эффективной реализации поставленной задачи требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что составляет современное государственно-частное партнерство (ГЧП) в инновационной сфере. Мировой и отечественный опыт показывает, что ГЧП в целях развития инновационного предпринимательства используется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне муниципалитетов, что составляет муниципально-частное партнерство (МЧП). МЧП в инновационной сфере способствует не только повышению качества предоставляемых населению услуг и эффективности муниципального управления и снижению уровня трансакционных издержек взаимодействия бизнеса и власти, но и развитию интеллектуальной и инновационной составляющей муниципалитета, формированию местной инновационной системы.

Степень изученности

Современная экономическая наука накопила определенный объем исследований по вопросам ГЧП и его форм, в т.ч. в сфере инноваций. Проблемы ГЧП в целом, его сущность, роль, виды и формы, в т.ч. МЧП, представлены в работах Дж. Ходжа, С. Линдера, Е.С. Сэваса, Г. Варнавского, Н.Д. Холодной, Ю.В. Дубовской и др.. ГЧП (МЧП) в инновационной сфере наиболее полно рассматривается в трудах И. А. Морозовой, А. М. Сергеева, Г. А. Яшевой, С.М. Никитенко, Е.В. Гоосен, Р.М. Нижегородцева, а также очень широко в исследованиях, отчетах, докладах ОЭСР (Г. Шаефер, М. Сервантес и др.), в изобилии представляющих мировой опыт реализации инновационных ГЧП-проектов в его различных формах. Современные исследования МИП выделяют независимые предприятия, предприятия, развивающиеся при поддержке бизнес-структур, инновационной инфраструктуры, и малые инновационные предприятия, создаваемые c участием научных и образовательных организаций. Последние рассмотрены в работах Г. Ицковица, Л. Лейдесдорфа, С.Ю. Александрова, Г.О. Халова и др. Исследования сценариев организации муниципальным образованием совместно с научным и частным секторами в рамках МЧП малого инновационного предприятия на русском языке автору не известны.

Все это позволяет говорить о том, что вопросы теоретического обоснования и практического применения, а также нормативно-правовая и бюджетная специфики механизма муниципально-частного партнерства в целях инновационного развития отдельного муниципального образования исследованы недостаточно, что и обусловило выбор темы настоящей статьи. Целью данной статьи является разработка и обоснование сценариев организации муниципальным образованием совместно с научно-образовательным и частным секторами малого инновационного предприятия на основе применения (коммерциализации) объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в рамках МЧП.

Муниципально-частное партнерство в инновационной сфере: понятие, преимущества, специфика

Российские реалии таковы, что МЧП не развивается должным образом по причинам  недостатка собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов, что ограничивает возможности участия органов местного самоуправления (ОМСУ) в инвестиционных программах и программах поддержки предпринимательского сектора (которые в основном и относят к ГЧП), прежде всего, в сфере инноваций, и ориентации настоящей экономической политики в сфере взаимодействия бизнеса и ОМСУ на минимальное вовлечение органов власти всех уровней в хозяйственную деятельность: российское гражданское, бюджетное и антимонопольное законодательство содержит ряд ограничений хозяйственной деятельности органов государственной власти, ОМСУ и МО, в управлении государственной и муниципальной собственностью, в том числе ОИС. Кроме того, существующие проекты МЧП, малые и незначительные в масштабах страны, не подлежат огласке и статистике, поэтому собрать о них информацию - непростая задача, учитывая тот факт, что многие МО вообще не относят муниципально-частное сотрудничество к проектам ГЧП. Несмотря на это, получаемые от участия в МЧП преимущества способствуют тому, что отдельные муниципальные образования и районы развивают рынок местных проектов ГЧП, самостоятельно разрабатывая нормативно-правовую базу и привлекая частный бизнес к совместным проектам. Согласно статистике сайта «ГЧП ИНФО» на настоящий момент в РФ полностью реализовано 11 проектов МЧП, среди которых «Проект развития коммунальных служб г. Сургута» общей стоимостью 2 955 млн. руб., «Полигон ТБО в г. Новокузнецке» - 728,8 млн. руб. и др. Однако на территории страны реализуется множество незарегистрированных в статистических системах проектов МЧП. Например, в Ставрополе в рамках муниципально-частного партнерства реализуется строительство детского сада, в Самаре - реконструкция кинотеатров и бывших детских садов, а также строительство частных детских садов по программе «Билдинг-сад». В Кинешме Ивановской области проходит реконструкция очистных сооружений: на реализацию проекта запланировано 46,8 млн. рублей из областного бюджета и 5,2 млн. рублей из бюджета города, инвестор софинансирует 50 % стоимости реконструкции. Более того, в Волгограде в 2009 г. создана ГООПП (городская общественная организация промышленных предприятий) «Совет директоров Волгограда» - один из современных институтов муниципально-частного партнерства, призванный способствовать взаимодействию органов городской власти, общественных организаций, учебных и научных учреждений в целях оперативного решения конкретных социально-экономических и экологических проблем города [9; 6; 7]. Таким образом, спрос на проекты МЧП очевиден. Несмотря на это, как показало изучение проектов МЧП, реализуемых в РФ на настоящий момент по отраслям экономики (по состоянию на ноябрь 2013 г.), инновационная сфера, связанная с высоким уровнем затрат и рисков, для таких проектов остается невостребованной, и в настоящее время МЧП-проекты носят либо инфраструктурный, либо социальный характер [8].

Большинство современных определений МЧП, закрепленных в муниципальных нормативно-правовых актах и исследованиях отечественных авторов, естественно, базируются на самом понятии ГЧП с учетом иерархического разделения уровней ответственности, рисков и экономических выгод (В.Ж. Дубровский, Е.А. Кузьмин, С.М. Никитенко, М.В. Дубовик, Ю.Б. Анюшев, О.А. Ломовцева, А.И. Мордвинцев и др.). Под МЧП в инновационной сфере автор настоящей статьи понимает формализованную институциональную и организационную форму сотрудничества государственного сектора, представленного муниципальным уровнем власти, с частным и научно-образовательным секторами, основанную на стандартных принципах ГЧП и направленную на достижение целей социально-экономического развития муниципального образования посредством реализации проектов в инновационной сфере. Кроме того, поскольку способы участия МО в инновационных проектах МЧП ограничены совместными проектами создания инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса посредством организации НКО и реализацией совместных коммерческих проектов, в современных условиях автору представляется перспективной вторая форма проектов МЧП в виде совместного с частным и научно-образовательным секторами создания малых инновационных предприятий в рамках реализации теории «тройной спирали» на основе коммерциализации ОИС.

Преимущества, получаемые партнерами от участия в совместных МИП,  характеризуют перспективность проектов МЧП как  элемента инновационной политики. Так, к преимуществам муниципального образования относятся развитие интеллектуального потенциала МО, эффективное управление ОИС, развитие частного, в т.ч. инновационного, бизнеса, привлечение частных инвестиций в экономику района, создание новых рабочих мест, пополнение муниципального бюджета легитимными доходами от коммерческой деятельности и др. Частный сектор может претендовать на получение прибыли, разделение рисков, муниципальные гарантии, развитие инновационного бизнеса и доступ к дополнительному госфинансированию и др. Преимущества научно-образовательного сектора заключаются в коммерциализации результатов исследований и разработок, финансировании предстоящих НИОКР, получении прибыли от участия в МИП и др.

Проекты МЧП в инновационной сфере отличаются собственными специфическими  чертами, обусловленными ограничениями в участии в малых инновационных предприятиях муниципального партнера, сформированными гражданским, бюджетным и антимонопольным законодательством России, а также особенностями вложений и активов - ОИС, что предполагает дополнительные расходы и риски для партнеров (табл. 1).

Таблица 1 - Признаки и специфика инновационных проектов МЧП в форме совместных МИП

Признаки

Специфика инновационных проектов МЧП в форме совместных МИП

Инвестиционные обязательства сторон

- Партнеры представлены 3-мя сторонами: муниципальный, частный и научно-образовательный сектора (возможно - только муниципальный и частный);

- вложения - ОИС, а также денежные средства (муниципальный партнер - только ОИС)

Ответственность частного и научно-образовательного секторов за проведение различных видов работ

Специфические виды работ, связанные с высокими технологиями, интеллектуальной собственностью, организацией производства:

- управление программой, центром исследований, проведение, сопровождение исследований;

- отбор, продвижение проектных идей, формирование, защита, учет  ОИС;

- организация коммерческой деятельности и проч.

Права собственности на активы

Наличие нематериальных активов, связанных с организацией и защитой прав собственности: в рамках ФЗ-217 права собственности на ОИС сохраняются за владельцами (МО, представитель частного сектора), вложением в уставный капитал считаются права пользования НМА

Продолжительность

Сроки реализации проекта непосредственно зависят от организации бюджетной политики муниципального партнера и специфики ОИС

Совместное МИП: порядок, сценарии организации

Современное законодательство позволяет создавать совместные МИП, организуемые с участием МО, в организационно-правовой форме ОАО и хозяйственного партнерства. Поскольку хозяйственное партнерство как новая форма характеризуется отсутствием обширной правоприменительной и судебной практик, остановимся на процессе организации МИП в форме ОАО.

Порядок формальной организации МИП в рамках МЧП можно условно разделить на 3 этапа:

  1. процесс формирования ОИС, в который включены процессы заказа на НИОКР и непосредственно сами НИОКР организации научно-образовательного сектора;
  2. приобретение ОИС муниципальным образованием и, как один из вариантов, частным партнером, что включает переход права собственности на нематериальный актив к заказчику, т.е. муниципальному образованию и частному инвестору, необходимую защиту объекта, его оценку в целях последующего вложения ОИС в качестве вклада в уставный капитал ОАО (при стоимости более 500 тыс. руб.);
  3. формальный процесс организации предприятия - формирование в установленном порядке его уставного капитала и внесение ОИС, денежных средств, формирование учредительных документов и проч.

Представленный порядок послужил базой для разработки сценариев организации МИП, параметрами которых выступают варианты участия организаций различных секторов в учреждении МИП и виды вложений этих организаций в уставный капитал будущего хозяйственного общества (табл. 2).

Таблица 2 - Сценарии организации МИП муниципальным образованием, организациями научно-образовательного и частного секторов на основе ОИС в рамках МЧП

Сценарии

Участники МЧП-учредители МИП и виды их вложений в уставный капитал

муниципальное образование

организация научно-образовательного сектора

организация частного сектора

I

ОИС

ОИС

ОИС

II

ОИС

ОИС

ОИС + денежные средства

III

ОИС

ОИС

денежные средства

IV

ОИС

денежные средства

денежные средства

V

ОИС

-

денежные средства

Общими для предприятий, организуемых в рамках МЧП на основе ОИС, недостатками (рисками) являются специфика организации бюджетного процесса муниципального образования и особенности объекта вложений - ОИС, а преимуществами (выгодами) - высокий уровень инновационного потенциала, обеспеченный наличием ОИС в структуре капитала, и отсутствие спросовых ограничений, основанное на целевом характере разработки. Максимально высоким инновационным потенциалом и уровнем спроса на разработку обладают сценарии I и II. Однако отсутствие денежных средств в уставном капитале I-го сценария увеличивает риск и не позволяет МИП соответствовать ФЗ-217, который позволяет МИП выбирать систему налогообложения, получать помещения  и оборудование в аренду у организация научно-образовательного сектора-соучредителя без конкурса и проч. Сценарии II и III соответствуют ФЗ-217, поэтому оцениваются как перспективные, несмотря на высокий риск вложения денежных средств для организации частного сектора и более низкий уровень инновационного потенциала и рыночного спроса относительно сценариев I и II соответственно. Сценарии IV и V оцениваются как неперспективные ввиду несоответствия ФЗ-217 и более низкого уровня инновационного потенциала и рыночного спроса относительно сценария III.

Таким образом, максимально перспективными и эффективными, с точки зрения спросовых ограничений, будут являться малые инновационные предприятия, созданные по сценариям II или III. В этой связи, для обеспечения реализации инновационной политики и адресной поддержки субъектов малого бизнеса, реализующих инновационные программы, органам местного самоуправления предлагается к использованию представленный порядок формирования МИП с участием муниципального образования, организаций научно-образовательного и частного сектора по II (III) сценарию на основе следующих рекомендаций:

  1. сформировать и утвердить общедоступные методические рекомендации по организации МИП на основе ОИС в рамках МЧП, а также примерный устав такого общества;
  2. внести изменения в Устав муниципального образования и другие необходимые документы, обеспечивающие процесс создания нового хозяйственного общества с участием муниципального образования в части реализации проектов МЧП, выделения денежных средств на приобретение разработки и проч.;
  3. сформировать рабочую группу, в обязанности которой будут входить: обеспечение сотрудничества с организациями научно-образовательного сектора, «отслеживание» НИОКР, обеспечение сотрудничества с организациями частного сектора, «отслеживание» рынка, координация и мониторинг проектов МЧП в форме МИП, обеспечение наиболее перспективных из них адресной поддержкой, распределение дивидендов в соответствии с бюджетной политикой. Финансирование рабочей группы предполагается из средств, полученных в качестве дивидендов от участия в МИП, а также средств муниципального фонда поддержки предпринимательства.

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 13-12-42009 «Квази-ГЧП проекты как фактор становления и развития института государственно-частного партнерства в России».

Рецензенты:

Кудряшова И.А., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики,  зам. директора по научной и инновационной работе Кемеровского  института (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Кемерово;

Никитенко С.М., д.э.н., доцент, генеральный директор Инновационного научно-производственного центра «Иннотех», г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Ковригина С.В. СЦЕНАРИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13378 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674