Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Богданова Т.Г. 1 Зинетуллина Н.Х. 1 Шувалова Н.В. 2
1 Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
2 АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии
Качество медицинской помощи – свойство, обеспечивающее получение пациентом комплекса профилактической, диагностической и лечебной помощи, обеспечивающей оптимальный для его здоровья результат в соответствии с уровнем медицинской науки, максимально возможное удовлетворение пациента от процесса оказания помощи. Медицинская услуга может считаться качественной, если соблюдены следующие основные принципы: безопасность, адекватность, научно-технический и профессиональный уровень, экономичность и эффективность. Управление качеством медицинской помощи - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для формулировки и достижения целей такой организации оказания медицинской помощи пациентам, которая удовлетворяла бы самым высоким человеческим потребностям в сохранении здоровья на основе современных медицинских технологий. Разработка и внедрение ведомственного контроля – фундаментальная основа обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
ведомственный контроль
качество и безопасность медицинской деятельности
1. Изучение факторов, оказывающих влияние на качество медицинской помощи / Л.С. Аголарова [и др.] // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2011. – № 4. –С. 33–35.
2. О проведении мониторинга и ведомственного контроля организации медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики в 2012 году (с изм. и доп.): приказ Минздравсоцразвития Чувашской Республики от 23 декабря 2011 г. N 1572 // СПС «Гарант».
3. О совершенствовании ведомственного контроля качества медицинской помощи в Чувашской Республике: приказ Минздравсоцразвития Чувашской Республики от 14 июня 2012 г. № 806 // СПС «Гарант».
4. Об организации и проведении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Чувашской Республике: приказ Минздравсоцразвития Чувашской Республики от 02.10.2013 г. №1716 // СПС «Гарант».
5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СПС «Гарант».
6. Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности: приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1340н // СПС «Гарант».
7. Шарабчиев Ю.Т., Дудин Т.В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Медицинские новости. – 2009. – № 12. – URL: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=4477.
В охране здоровья населения медико-организационные факторы играют первостепенную роль, так как заболеваемость и смертность населения связаны, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, с организацией и качеством медицинской помощи [1]. Несмотря на закрепленное в конституциях многих стран право на доступную и качественную медицинскую помощь, механизмы реализации этого права в разных государствах различаются, что во многом зависит от типа действующей системы здравоохранения. В большинстве стран основными механизмами, обеспечивающими доступность и надлежащее качество медицинской помощи, являются нормативно-правовая база отрасли, регламентирующая оказание, управление и контроль медицинской помощи; стандартизация отрасли, осуществляемая посредством нормативно-технических документов, и система экспертизы [7].

Качество медицинской помощи - свойство, обеспечивающее получение пациентом комплекса профилактической, диагностической и лечебной помощи, что в свою очередь обеспечивает оптимальный для его здоровья результат в соответствии с уровнем медицинской науки, максимально возможное удовлетворение пациента от процесса оказания помощи. Управление качеством медицинской помощи - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для формулировки и достижения целей такой организации оказания медицинской помощи пациентам, которая удовлетворяла бы самым высоким человеческим потребностям в сохранении здоровья на основе современных медицинских технологий. Медицинская услуга может считаться качественной, если соблюдены следующие основные принципы: безопасность, адекватность, научно-технический и профессиональный уровень, экономичность и эффективность [2, 3, 5].

Цель данного исследования - разработка порядка экспертной оценки и обеспечение контроля качества и безопасности медицинской помощи [4,6].

Задачами ведомственного контроля являются:

  1. предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  2. принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  3. беспечение качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения;
  4. определение показателей качества деятельности подведомственных учреждений здравоохранения;
  5. соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
  6. создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.

Ведомственный контроль включает в себя проверку:

  1. соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также порядков маршрутизации, регламентированных приказами министерства;
  2. соблюдения учреждениями здравоохранения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  3. соблюдения медицинскими работниками, руководителями учреждений здравоохранения, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля включаются в планы работы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и соответствующих структурных подразделений. Ведомственный контроль ведется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок. Плановые проверки в отношении учреждения здравоохранения осуществляются не чаще, чем один раз в год.

Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:

а) поступление в министерство обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения прав и законных интересов подведомственными учреждениями здравоохранения;

б) в целях контроля исполнения ранее выданных поручений либо предписаний (решения Коллегий министерства, исполнения протоколов совещаний под председательством министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики или его заместителей, Дней главного врача и пр.);

в) в целях проверки представленных учреждениями здравоохранения статистической отчетности или данных мониторинга;

г) наличия приказа министерства, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, требования прокурора о внеплановой проверке в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

д) несоответствия показателей деятельности подведомственного учреждения здравоохранения установленным целевым показателям деятельности;

е) невыполнения учреждением здравоохранения плановых показателей, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи.

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения по результатам исследований, экспертиз, анализов, оценок, объяснения работников проверяемого учреждения здравоохранения, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и иные, связанные с результатами проверки, документы или их копии.

При выявлении в ходе проверок нарушений: 1) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения здравоохранения выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) министерством в рамках компетенции принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений (в том числе путем проведения внеплановых проверок), их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности; 3) в случае если выявленные нарушения относятся к компетенции органа, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственный контроль в установленной сфере деятельности, министерство направляет информацию о выявленных нарушениях в орган государственного контроля по компетенции.

Уполномоченные должностные лица отделов организации медицинской помощи, организации медицинской помощи матерям и детям министерства в рамках ведомственного контроля проверяют:

- соблюдение учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи, а именно:

1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи, а также порядков маршрутизации по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;

2) соответствие организации деятельности учреждения здравоохранения, его структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;

3) соответствие деятельности учреждения здравоохранения иным установленным положениям исходя из особенностей оказания медицинской помощи;

- соблюдение учреждениями здравоохранения стандартов медицинской помощи, а именно:

1) соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полноту выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;

2) обоснованность и полноту назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;

3) обоснованность и полноту назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;

4) обоснованность и полноту назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

5) иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Уполномоченными должностными лицами привлекаются сотрудники отдела материально-ресурсного обеспечения министерства для проверки:

- соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи, а именно соблюдения требований стандартов оснащения учреждения здравоохранения, его структурных подразделений;

- соблюдения учреждениями здравоохранения безопасных условий труда, требований к безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), а именно:

1) соблюдения требований безопасности медицинских изделий, предусмотренных нормативной документацией производителя;

2) соблюдения требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;

3) соблюдения установленных правил в сфере обращения медицинских изделий;

4) выполнения обязанностей по сообщению сведений, указанных в ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

- соблюдения медицинскими работниками, руководителями учреждений здравоохранения, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности, а именно:

1) наличие договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, а также об осуществлении медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности;

2) наличие договоров о поставках лекарственных препаратов, медицинских изделий на предмет наличия в них условий о назначении или рекомендации пациентам либо о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

3) утвержденный администрацией учреждения здравоохранения порядок участия представителей организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания, представитель компании) в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

4) организация работы, направленной на предупреждение нарушений медицинскими работниками и фармацевтическими работниками ограничений, установленных ст. 74 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе по информированию медицинских работников, фармацевтических работников, компаний, представителей компаний и граждан об установленных запретах на совершение определенных действий и ответственности за их совершение;

5) обращения граждан, содержащие сведения о предоставлении недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых при назначении курса лечения лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, включая сокрытие сведений о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий, либо о наличии в аптечной организации лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, включая сокрытие информации о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.

Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами министерства служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя учреждения здравоохранения с приказом о назначении проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Должностные лица Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики при проведении ведомственного контроля имеют право:

1) осуществлять получение, сбор и анализ сведений о деятельности учреждения здравоохранения;

2) знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, в том числе с медицинскими документами граждан, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;

3) доступа в используемые учреждением здравоохранения при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам;

4) организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи.

Должностные лица Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики при проведении ведомственного контроля обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых подведомственных учреждений здравоохранения;

2) проводить проверку во время исполнения служебных обязанностей;

3) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого учреждения здравоохранения, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

4) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого учреждения здравоохранения с результатами проверки, в том числе с актом проверки.

5) соблюдать установленные сроки проверки.

Внедрение четкого, детально проработанного и прозрачного механизма контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволит всем пациентам получать комплекс профилактической, диагностической и лечебной помощи, обеспечивающий оптимальный для здоровья результат и максимально возможное удовлетворение пациентов от процесса оказания помощи.

Рецензенты:

Герасимова Л.И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.

Денисова Т.Г., д.м.н., доцент, проректор по научной работе и международным связям АУ Чувашии Чувашской Республики «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Богданова Т.Г., Зинетуллина Н.Х., Шувалова Н.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13418 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674