Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осяк С.А. 1 Яковлева Е.Н. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
В статье описаны исследования, проведенные с целью определения уровня сформированности компетенции «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» бакалавров направления «Педагогическое образование». Авторы предлагают ряд мероприятий, направленных на улучшение показателей сформированности исследуемой компетенции. Авторы обозначили компоненты образовательного процесса и их критериальные показатели, способствующие освоению данной компетенции, привели результаты исследования, объектом которого явились педагогические методы и формы обучения, предметом – уровень освоения компетенции студентами физико-математического факультета ЛПИ - филиала СФУ. На основании выполненных исследований предложены теоретические положения и конкретные решения, направленные на улучшение показателей сформированности исследуемой компетенции в рамках образовательного процесса в педагогическом вузе.
компетенция
здоровьесберегающая среда
подготовка педагогических кадров
1. Белоусова О.Д. Организация методической работы по формированию готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib3.podelise.ru/docs/1951/index-7992.html (дата обращения: 10.03.2014).
2. Об образовании : Закон Российской Федерации от 1 сентября 2013 № 273-ФЗ // http://zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. (дата обращения: 25.01.2014).
3. Кропотова Г.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к организации и управлению здоровьесберегающей образовательной средой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.udpu.org.ua/ ibrary_files/psuh_pedagog_probl_silsk _shkolu/44/visnuk_3.pdf (дата обращения: 19.03.2014).
4. Скоморохов О.В. Компетентностная модель обеспечения качества подготовки будущего учителя в области охраны жизни и здоровья обучающихся [Электронный ресурс] / og-ti.ru: информ.-справочный центр. Орск, 1999-2013. - URL: http://www.conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/ conf10/55.doc (дата обращения: 24.04.2014).
5. Слагаемые здоровья человека согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Универсальные спортивные площадки «Юка» [Электронный ресурс] // СК «Юка». Киев 2003-2010. - URL: http://www.yuka.kiev.ua/ru/stati/slagaemie_ zdorovya_cheloveka (дата обращения: 17.04.2014).
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросу здоровьесбережения подрастающего поколения. Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» Закона РФ «Об образовании» содержит основные положения, направленные на охрану здоровья обучающихся, среди которых «... оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни; организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий...» [2].

В связи с этим становится актуальной проблема подготовки педагогических кадров, способных решать поставленные задачи в области здоровьесбережения. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Педагогическое образование» предусматривает формирование у выпускников профессиональных компетенций, направленных на обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.

Основными направлениями исследований в этой области являются: изучение особенностей подготовки учителей к здоровьесберегающей деятельности (Крутиков М.А., Сентизова М.И., Козуб М.В. и др.), управление здоровьесберегающей деятельностью в общеобразовательных учреждениях (Третьякова Н.В., Зацепина Л.В., Романова С.П. и др.), компетентностный подход к подготовке современного учителя к деятельности, направленной на охрану жизни и здоровья учащихся (Белова Л.В., Тимиров Ф.Ф., Митин Е.А., Елагина В.С., Похлебаев С.М. и др.).

Говоря об особенностях подготовки будущего педагога к управлению здоровьесберегающей средой, мы выделяем основную компетенцию, освоение которой позволит будущему педагогу быть успешным в здоровьесберегающей деятельности: «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности».

Освоение компетенции предполагает следующие компоненты процесса:

  • аксиологическую - освоение системы ценностей (ведущее место среди которых занимает здоровье), мотивирующих студента на здоровьесберегающую деятельность и формирующих позитивное отношение к ней;
  • когнитивную - освоение системы необходимых знаний о теоретических и методических основах здоровьесберегающей деятельности;
  • деятельностную - овладение умениями осуществлять здоровьесберегающую деятельность и наличие необходимых для нее качеств личности;
  • управленческую - овладение умениями прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать, анализировать, осуществлять рефлексию здоровьесберегающей деятельности [3].

Показателями сформированности аксиологической компоненты являются:

  • наличие внутренней потребности к использованию здоровьесберегающих технологий при работе с учащимися и в своей собственной жизни;
  • владение системой знаний о факторах, негативно влияющих на здоровье человека, о навыках безопасного поведения, о формах поведения, способствующих сохранению здоровья, об организации здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде;
  • умение соотносить знания о здоровье и здоровьесбережении с системой общечеловеческих ценностей.

Показателями сформированности когнитивной компоненты являются:

  • владение системой знаний современной теории и практики безопасности жизнедеятельности с целью ориентации на них при обеспечении безопасности жизнедеятельности учащихся;
  • владение методиками, приемами, технологиями, позволяющими сохранять и развивать здоровье учащихся.

Показателями сформированности деятельностной компоненты являются:

  • умение использовать различные формы внеурочной деятельности здоровьесозидающей направленности;
  • умение вовлечь учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность, связанную с изучением вопросов здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • умение разработать и реализовать просветительские программы, развивающие представление о ценности здоровья, здорового образа жизни;
  • умение применять методы и средства защиты учащихся в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью;
  • готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, лицами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса, его здоровьесберегающего характера.

Показателями сформированности управленческой компоненты учителя в области охраны жизни и здоровья учащихся являются:

  • умение выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, угрожающие жизни и здоровью учащихся;
  • умение уместно, с использованием всех видов речевой деятельности логически правильно строить процесс передачи учебной информации о факторах, негативно влияющих на здоровье человека, о навыках безопасного поведения, о формах поведения, способствующих сохранению здоровья, и формах поведения, разрушающих здоровье;
  • умение корректировать образовательный процесс в соответствии с результатами анализа здоровьесберегающих методик, приемов, технологий;
  • умение применять знания в области правовых основ и систем мер безопасности учащихся в образовательном учреждении;
  • готовность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью учащихся;
  • умение воспринимать и адекватно интерпретировать информацию по обеспечению комплексной безопасности детей в образовательном учреждении [4].

Выделяем три уровня сформированности готовности будущих педагогов к управлению здоровьесберегающей средой: начальный, средний, высокий:

  • начальный: у педагога преобладают предметные и частично-методические знания, педагогическая направленность слабо выражена; он обладает сведениями о здоровье в целом и здоровье обучающихся в частности; осознает необходимость принимать меры по сохранению здоровья обучающихся в процессе их обучения в школе; испытывает трудности в налаживании сотруднических отношений с детьми; не имеет представления о средствах, способствующих сохранению здоровья в образовательной деятельности, и т.д.;
  • средний: у педагога есть определенный запас профессиональных знаний, которые осознанно используются в различных ситуациях, ярко выражена педагогическая направленность; он обладает представлениями об образованности, о соотношении здоровья и образованности; имеет представление о функциях работника образования по сохранению здоровья обучающихся; внимательно относится к особенностям обучающихся в плане учета состояния их здоровья и их образовательных потребностей; стремится так организовать свою работу, чтобы обеспечить паритет здоровья и образованности обучающихся; но не имеет достаточных знаний о средствах здоровьесберегающей деятельности, не умеет использовать их в практической деятельности в рамках преподаваемой дисциплины; не может самостоятельно разработать и внедрить в практику образования здоровьесберегающие технологии и др.;
  • высокий: специальная образованность находится на достаточно высоком уровне, постоянно развивается и совершенствуется; педагог имеет представление о здоровьесберегающем образовательном процессе и здоровьесберегающих технологиях, его характеристиках и особенностях; обладает знаниями в области смежных с педагогикой наук, теории управления; имеет сведения о средствах здоровьесбережения в рамках преподаваемой дисциплины, умеет ими пользоваться в практической деятельности; активизирует свою деятельность по подбору и реализации наиболее эффективных средств здоровьесбережения обучающихся, разработке на их основе здоровьесберегающих технологий; активно внедряет в практику образования здоровьесберегающие технологии; имеет опыт прогнозирования ситуации и диагностирования уровней здоровья и образованности обучающихся в процессе обучения, а также своевременной корректировки своей деятельности в процессе преподавания дисциплины с целью получения нужного результата и управления здоровьесберегающей образовательной средой [1].

Среди студентов физико-математического факультета Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета было проведено исследование с целью определения уровня сформированности компетенции «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности», охватывая вышеназванные критерии подготовки будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов в количестве более 70 человек.

Среди таких жизненных ценностей, как материальный достаток, образование, здоровье, семейные ценности, гражданское и национальное самосознание, наличие настоящих друзей, безопасность жизни, студенты всех курсов на первое место ставят здоровье (1 курс - 67%, 2 курс - 54%, 3 курс - 50%, 4 курс - 64%, 5 курс - 78%). От 67% студентов 1 курса до 89% студентов 5 курса осознают, что здоровье необходимо поддерживать путем занятий спортом и отказа от вредных привычек, так как здоровье нельзя купить и получить в дар. Практически 90% студентов всех курсов считают необходимым заниматься своим здоровьем, так как здоровье считают важнейшей ценностью в жизни человека. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что показатели аксиологического критерия соответствуют высокому уровню мотивации на здоровьесберегающую деятельность и позитивного отношения к данному виду деятельности.

Никто из студентов не назвал все слагаемые здоровья человека (здоровый образ жизни, наследственность, экология, здравоохранение), 30% затруднились ответить, однако остальные 70% в своих ответах указали элементы здорового образа жизни. По данным ВОЗ, основной составляющей здоровья является здоровый образ жизни [5].

Также в рамках исследования мы предложили студентам самим оценить свои знания в области основ физиологии человека, возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков, основ гигиены детей и подростков, гигиенических норм, требований и правил сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза, основ профилактики инфекционных заболеваний, гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу, возможных последствий аварий и катастроф. На первом курсе 10% поставили себе 1 балл по обозначенным предметам, 30% - 2 балла, 30% - поставили 3 балла, 20% - 4 балла, 10% - 5 баллов, основная масса оценок сосредоточена в области 3-4 балла. Такая картина характерна для всех курсов, наблюдается тенденция увеличения количества самооценки на 4 балла к 4-5 курсу и уменьшения оценки 3 балла. Мы можем сделать вывод о том, что освоение системы необходимых знаний о теоретических и методических основах здоровьесберегающей деятельности находится на среднем уровне, можем констатировать недостаточно удовлетворительное состояние показателей когнитивного критерия процесса формирования интересующей нас компетенции.

Определяя уровень деятельностного критерия, мы выявляли наличие у студентов умений оказания первой помощи пострадавшим. На 1 курсе 7% оценили свой уровень как нулевой, 53% - начальный, 30% - средний, 10% - высокий; на 2 курсе 8% оценили свой уровень как нулевой, 54% - начальный, 38% - средний, 0% - высокий; на 3 курсе 8% оценили свой уровень как нулевой, 42% - начальный, 50% - средний, 0% - высокий; на 4 курсе 7% оценили свой уровень как нулевой, 45% - начальный, 48% - средний, 0% - высокий; на 5 курсе 0% оценили свой уровень как нулевой, 22% - начальный, 44% - средний, 33% - высокий. Собственную деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья студенты представили следующим образом: 7% опрашиваемых никакой деятельности не проводят, 17% думают начать заниматься здоровьем, 53% занимаются своим здоровьем от случая к случаю, 23% системно и целенаправленно занимаются своим здоровьем. Опираясь на полученные нами данные, мы можем оценить уровень данного критерия как начальный.

Рассматривая деятельностную компоненту процесса, мы выяснили, что 55% студентов затрудняются с пониманием значения внедрения здоровьесберегающих технологий. 45% называли единичные элементы, в основном относящиеся к медицинским (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности) и социальным (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения). 70% опрашиваемых не имеют опыта прогнозирования ситуации и диагностирования уровня здоровья обучающихся в процессе обучения; гигиеническую оценку расписания, кабинетов, образовательного процесса не проводили 100% студентов 1 и 2 курса, 80% студентов 3, 4, 5 курса. Основными приемами по оказанию первой медицинской помощи занимались в учебной ситуации 54% опрашиваемых. Многие студенты (89%) указывают, что участвуют в мероприятиях в школе и в институте по здоровьеcбережению: классные часы, мастер-классы «Безопасность дорожного движения», «Нет наркотикам», «Нет курению», «Мы за здоровый образ жизни» и т.д. Тем не менее приходится констатировать, что деятельностная компонента, направленная на овладение умениями прогнозировать, планировать, организовывать, анализировать, сформирована на начальном уровне.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить ряд мероприятий, направленных на улучшение показателей сформированности исследуемой компетенции.

В дисциплинах учебного плана «Возрастная анатомия», «Физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура» и др. усилить практическую составляющую.

В рамках дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предлагаем осуществить исследовательские проекты: «Профилактика заболеваний детей»; «Гигиенические требования к учебным аудиториям», «Особенности физической работоспособности учащихся»; тренинг по оказанию неотложной помощи пострадавшим.

В рамках дисциплины «Физическая культура» организовать учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы по теме «Простейшие методики для самоконтроля за состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности учащихся».

Для овладения основными методами защиты жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций, приёмами оказания первой неотложной помощи провести по предмету «Безопасность жизнедеятельности» деловую игру, моделирующую условия чрезвычайной ситуации, для студентов 3-5 курсов.

На курсе по выбору «Психология саморазвития» рекомендуем провести тренинг «Развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств».

Разработать систему заданий для учебной практики по дисциплинам «Возрастная анатомия», «Физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Во время прохождения педагогической практики провести внеклассное мероприятие «Основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, основы профилактики инфекционных заболеваний».

При изучении дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» провести конкурс аналитических и рефлексивных эссе по темам «Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков», «Требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза», «Анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов».

Рецензенты:

Чистова Н.Г., д.т.н., профессор кафедры «Лесоинженерное дело» Лесосибирского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет», г. Лесосибирск.

Сенашов В.И., д.ф.-м.н., профессор, в.н.с. Института вычислительного моделирования СО РАН, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Осяк С.А., Яковлева Е.Н. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13457 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674