Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛИСТА

Заплатина О.А. 1 Дубчак В.А. 1
1 ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева»
Разработана структура эколого-валеологического блока в модели здоровья человека. Обосновано, что эколого-валеологические подходы, направленные на индивида, имеют своей целью формирование у него «здорового поведения». Оптимальными предпосылками для этого будут следующие моменты: «здоровое поведение» принесет человеку большую или относительную личную пользу; данное поведение не потребует значительных затрат (материальных, временных, физических); проблемы, связанные с экологической обстановкой, будут разрешаться, если в обществе усиливается подход к здоровью как целостному, культурно-интегративному феномену. Это предполагает определенные предпосылки или ступени формирования эколого-валеологического поведения. Эти предпосылки должны ориентироваться на следующие уровни формирования культуры здоровья населения: профилактический (своевременное информирование и мотивация); образовательно-практический (владение информацией и применение ее на практике); радикально-политический (изменение внешних обстоятельств для внедрения эколого-валеологических подходов с целью достижения преемственности эколого-валеологического образования будущих специалистов). Эколого-валеологические подходы, обращенные на окружающую среду, должны учитывать соотношение затрат-выгод и ориентироваться на следующие критерии: важность сферы, на которую предполагается оказать воздействие; возможность получения эффективных результатов; неизбежные недостатки или «побочные действия»; экономические, политические и этические соображения и величина финансовых затрат, объем ресурсов, необходимых для внедрения вышеуказанных подходов.
эколого-валеологическое образование
эколого-валеологический блок модели
модель здоровья человека
уровни формирования культуры здоровья
культурно-интегративный феномен
эколого-валеологические подходы
1. Антипин Н.А. Урбанизация и здоровье населения: экологический аспект / Н.А. Антипин, Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды Пятой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. – СПб. : Издательство политехнического университета, 2010. – С. 137-143.
2. Валитов И.О. Здоровье человека в экологической и демографической культуре : автореф. дис. … докт. филос. наук. – Уфа, 2010. – 30 с.
3. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения / пер. с англ. – М. : Новый Акрополь, 1997. – 288 с.
4. Даев Е.В. Генетические подходы к выявлению очагов экологической напряженности, опасной для генофонда человека / Е.В. Даев, А.В. Дукельская // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды Пятой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. – СПб. : Издательство политехнического университета, 2010. – С. 149-154.
5. Казин Э.М. Концептуальные валеологические подходы к проблеме здоровья и развития в системе образования Кузбасса / Э.М. Казин, Т.С. Панина, И.Ф. Федорова, Е.М. Титаренко. – Кемерово, 1995. – 25 с.

Введение

Рассматривая эколого-валеологические подходы как регулятор социальной реальности системы «общество – производство – окружающая среда», обеспечивающей развертывание разнообразных свойств природы, в настоящее время находящихся в достаточно неустойчивом равновесии, а также обусловливающие влияние экологической обстановки на состояние здоровья человека как деятельного общественного субъекта, примем во внимание три основных аспекта: 1) эколого-валеологические отношения, направленные на природу, окружающую среду; 2) эколого-валеологические подходы, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека; 3) преемственность и непрерывное отражение первых двух аспектов в процессе образования и жизнедеятельности людей.

Так, по мнению Н.В. Безручко, все возрастающее загрязнение окружающей среды напрямую связано с развитием производства, которое в свою очередь отражает характер взаимоотношений человека с факторами окружающей среды, обобщенным интегральным показателем качества которой является состояние здоровья человека. Эта взаимосвязь прослеживается в блочной модели экологии человека А.С. Левина (рис. 1).

Рис. 1. Блочная модель экологии человека (по А.С. Левину).

Модель, без сомнения, отражает интеграцию основных взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием окружающего его природного пространства. Однако при опосредованном деятельностном движении (развитии) человека в системе иерархических уровней социальной организации (от микросоциумов к взаимодействию в обществе в целом) в вышерассмотренной модели недостаточно отражена взаимосвязь валеологических знаний, умений и навыков человека и их проецирование на окружающую среду с учетом формирования экологического сознания и потребности сохранения индивидуального, группового и популяционного здоровья в той же иерархической системе – от микросоциумов до общества в целом – и соответствующее отношение к окружающему природному пространству с целью сохранения здоровья планеты.

Принимая во внимание тесную взаимосвязь здоровья человека и экологической обстановки, ряд ученых определяют здоровье как показатель конечного экологического эффекта воздействия природных и антропогенных факторов, формирующих модель здоровья (рис. 2).

Рис. 2. Модель здоровья по С. Varkevisser, 1995.

Анализируя данную модель, можем предположить, что эколого-валеологический блок будет полнее отражен в двух составляющих модели: окружающей среде и образе жизни при тесной их взаимосвязи со здоровьем. Тогда для наиболее полного выражения этих составляющих предлагаем подробнее рассматривать их структуру (рис. 3).

Все это находит органическое отражение в модели структуры антропоэкосистемы, разработанной Б.Б. Прохоровым  (рис. 4). Структура антропоэкосистемы возвращает нас к совершенствованию уровня экологического сознания, а также экологического образования, экологической культуры и культуры здоровья, формирование которых должно характеризоваться преемственностью в сфере технической профессиональной высшей школы.

Рис. 3. Структура эколого-валеологического блока в модели здоровья человека.

Рис. 4. Структура антропоэкосистемы по Б.Б. Прохорову.

Исходя из предложенной структуры эколого-валеологического блока, в условиях модернизации высшего технического образования все эколого-валеологические подходы предлагаем разделить на две большие группы:

  1. направленные на индивида (субъекта воспитательно-образовательного процесса);
  2. направленные на среду, окружающую индивида.

Эколого-валеологические подходы, направленные на индивида, имеют своей целью формирование у него «здорового поведения». Оптимальными предпосылками для этого будут следующие моменты: «здоровое поведение» принесет человеку большую или относительную личную пользу; данное поведение не потребует значительных затрат (материальных, временных, физических); проблемы, связанные с экологической обстановкой, будут разрешаться, если в обществе усиливается подход к здоровью как целостному, культурно-интегративному феномену.

Сподвигнуть будущего специалиста на ведение здорового образа жизни – задача непростая. Она предполагает определенные предпосылки или ступени формирования эколого-валеологического поведения. К ним относятся: осознание проблемы, информированность, мотивация, формирование необходимых умений и навыков, исполнение, поддержка.

Эти предпосылки должны ориентироваться на следующие уровни формирования культуры здоровья населения:

  1. профилактический (своевременное информирование и мотивация);
  2. образовательно-практический (владение информацией и применение ее на практике);
  3. радикально-политический (изменение внешних обстоятельств для внедрения эколого-валеологических подходов с целью достижения преемственности эколого-валеологического образования будущих специалистов).

Эколого-валеологические подходы, обращенные на окружающую среду, должны учитывать соотношение затрат-выгод и ориентироваться на следующие критерии:

  • важность сферы, на которую предполагается оказать воздействие;
  • возможность получения эффективных результатов;
  • неизбежные недостатки или «побочные действия»;
  • экономические, политические и этические соображения и величина финансовых затрат, объем ресурсов, необходимых для внедрения вышеуказанных подходов.

Исходя из вышесказанного, можем отметить необходимость решения проблем эколого-валеологического образования в профессиональной подготовке будущих специалистов путем глобального моделирования процессов, прямо и косвенно касающихся данной области (рис. 5).

Так как эколого-валеологическое образование в техническом вузе должно опираться на нормативно-правовое обеспечение, являющееся важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения здоровья нации, а также рационального природопользования, необходимо обратить внимание, что важнейшей задачей в государственном масштабе остается пропаганда идей устойчивого развития и совершенствования системы «окружающая среда – человек».

Рис. 5. Модель эколого-валеологического образования в подготовке специалистов к будущей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа.

Сухарева И.В., д.и.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Заплатина О.А., Дубчак В.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13462 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674