Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Парсиева Л.К. 1 Гацалова Л.Б. 1 Кусов Т.Э. 2
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова»
2 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владикавказский институт управления»
В центре внимания большинства дискуссий о состоянии духовной сферы современного общества находится семья как институт первичной социализации личности, особенно изменения, вызванные модернизационными процессами. Интерес к этому объясняется двумя взаимосвязанными причинами: депопуляцией населения, последствия которой социологи называют трагичными и непредсказуемыми для российского общества, и поиском альтернативных моделей семейно-брачных отношений. И тот, и другой процессы являются основанием для пересмотра основ социальной политики в отношении семьи. В статье рассматриваются меры социальной поддержки многодетной семьи в Российской Федерации и за рубежом. Приводятся данные по различным российским регионам в сопоставлении с аналогичными показателями по Республике Северная Осетия-Алания. Основное внимание авторы обращают на результаты внедрения инновационных методов реализации государственной поддержки многодетной семьи и совершенствование нормативно-правовой базы социальной семейной политики.
социальная поддержка семьи
демография
материнский капитал
многодетная семья
1. Галазова С.С. Северо-Кавказский федеральный округ: изменение вектора развития региональной интеграции // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2010. № 2. С. 29-36.
2. Галазова С.С. Системная сопряженность институциональной среды российских регионов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. № 4. С. 302-305.
3. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Инновационные подходы регулирования региональной политики занятости в условиях экономической нестабильности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5; URL: www.science-education.ru/111-10537 (дата обращения: 10.05.2014).
4. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Современные механизмы регулирования региональной демографической политики в условиях экономической нестабильности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5; URL: www.science-education.ru/111-10473 (дата обращения: 10.05.2014).
5. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Социально-аксиологические ориентиры современного российского социума // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. № 11.5 С. 28-32.
6. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2011 год. Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http: www.rosmintrud.ru/

Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны общества и государства к новым тенденциям развития семьи на современном этапе. Смягчить демографические проблемы и оказать семьям помощь в воспитании детей призвана активная политика государства последних лет, направленная на социальную поддержку семьи, материнства и детства.

Сама реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, определяемыми необходимой нормативно-правовой базой, а именно: Семейным кодексом РФ, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

О том, насколько действенны эти механизмы реализации социальной политики в отношении многодетной семьи и семей с детьми вообще, можно судить по ежегодному докладу Правительства России. Так, в «Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2012 год», подготовленном  Министерством труда и социальной защиты РФ, описана демографическая ситуация в Российской Федерации и меры социальной защиты многодетных семей [6]. Приведем некоторые данные из этого доклада. Итак, на 1 января 2013 года, по оценке Росстата, численность постоянного населения России составила 143,3 млн человек и за 2012 год выросла на 290,7 тыс. человек или на 0,2 процента. Отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся, общего и специальных коэффициентов рождаемости. На показатели рождаемости повлияло репродуктивное поведение населения, в том числе реализация отложенных рождений.

В 2012 году родилось 1 902 084 ребенка, что на 105 455 больше, чем в 2011 году (1 796 629 детей). Рост абсолютного числа родившихся произошел во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Тыва, Еврейской автономной области и Республики Алтай.

В Российской Федерации в период с 2008 по 2012 год число родившихся выросло на 11 % (с 1 714 тыс. человек до 1 902 тыс. человек). Число умерших сократилось на 8,2 % (с 2 076 тыс. человек до 1 906 тыс. человек). Естественная убыль населения сократилась в 86 раз (с 362,0 тыс. человек до 4,2 тыс. человек) [6].  Число детей в возрасте 0-17 лет включительно на начало 2013 года составило 26,9 млн человек. В структуре населения России на начало 2013 года доля детей 0-17 лет составляет 18,8 % (на начало 2002 года - 22,2 %). На протяжении 18 лет (1990-2007 годы) численность детей в возрасте 0-15 лет сокращалась, начиная с 2008 года она начала увеличиваться.  Численность детей в возрасте 0-4 года на начало 2013 года составила 8,7 млн человек или 6,1 % (на начало 2002 года - 4,4 %).

Все эти данные говорят о правильной социальной политике по поддержке семьи и детей, о расширении мер социальной защиты и достаточно совершенной нормативно-правовой базе этого направления. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлены льготы по родительской плате за содержание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях детей из многодетных семей. Так, размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а для многодетных семей, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, размер родительской платы не может превышать 10 % указанных затрат (пункт 2 статьи 52.1).

Практически во всех регионах ежемесячное пособие на детей из многодетных семей выплачивается в повышенном размере. Так, например, пособие на детей из многодетных семей установлено: в Свердловской области в размере 1406 рублей, в Республике Карелия и Хабаровском крае - 1000 рублей, в Ленинградской области - 584 рубля, в Алтайском крае - 508 рублей, в Саратовской области - 446 рублей, в Мурманской области - 549 рублей, в Белгородской области - 323 рубля, в Вологодской, Липецкой, Тамбовской областях - 300 рублей, в Республике Мордовия - 213 рублей.

В ряде субъектов Российской Федерации дополнительно к единовременному пособию при рождении ребенка, предусмотренному Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, выплачивается региональное единовременное пособие, размер которого дифференцирован в зависимости от очередности рождения ребенка.

Так, при рождении 3-го и последующих детей в Калужской области выплачивается 13,83 тыс. рублей, в Орловской области и Рязанской областях  - 15 тыс. рублей, Новосибирской области - 18 тыс. рублей, Московской области - 30 тыс. рублей.  

Практически во всех субъектах Российской Федерации выполняются  положения Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», устанавливающие для многодетных семей скидку в размере не ниже  30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, выполняются.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетным семьям также предоставляются следующие меры социальной поддержки: бесплатный проезд на школьных автобусах (или компенсация стоимости проезда на городском транспорте (кроме такси) и в автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ к месту учебы и обратно; льготное питание для учащихся общеобразовательных учреждений; компенсация расходов на приобретение школьной формы учащимся первых классов общеобразовательных учреждений; бесплатное посещение один раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Сопоставим эти меры поддержки с  социальной помощью многодетным семьям за рубежом. Так, во Франции, стране с самой высокой рождаемостью в континентальной Европе, существует государственная программа «Большая семья», которая адресована многодетным семьям. Эта программа существует с 1921 года и в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости предлагает многодетным семьям субсидирование и льготы. Многодетным семьям предоставляются налоговые льготы. Каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу, так что семьи с четырьмя детьми практически вообще не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан вне зависимости от достатка, даже на миллионеров.

В Германии в многодетных семьях за рождение каждого ребенка мать получает дополнительный налоговый бонус. Право на получение детского пособия имеют все граждане Германии, имеющие детей, проживающих совместно с ними, а это 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро на каждого последующего.

В Швеции многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. При этом если заработная плата родителей не достигает прожиточного минимума, то многодетной семье начисляется дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или специальных талонов на продукты питания.

В Финляндии многодетным семьям, а также матерям или отцам-одиночкам не предоставляется каких-либо льгот. Однако выдаются различные пособия. Например, так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем рожающим в Финляндии женщинам, независимо от их гражданства, содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого «пакета» - несколько сот евро.

В Польше до недавнего времени право на специальное пособие имели все многодетные семьи, в которых было трое и более детей. Теперь же введен специальный критерий: пособие по многодетности можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи составляет в пересчете менее 125 долларов в месяц. Если же в семье есть ребенок-инвалид и один из родителей не работает, а занят лишь уходом за этим ребенком, это пособие увеличивается вдвое.

В Чехии к льготам относится снижение пенсионного возраста для матерей: каждый рожденный ребенок уменьшает на год возраст ее выхода на пенсию.

В России дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации выплачиваются:

  • ежемесячное пособие до достижения ребенком возраста 18 лет;
  • пособие на ребенка одинокой матери;
  • ежемесячное пособие на детей из многодетных семей;
  • пособие на детей-инвалидов, а также семьям, в которых родители являются инвалидами;
  • пособие на детей военнослужащих по призыву;
  • пособие на детей, родители которых уклоняются от алиментов, и другим категориям детей.

Размер ежемесячного пособия на ребенка колеблется от 70 рублей в Пермском крае до 1000 рублей в Московской области и составлял в среднем 424 рубля. Низкий размер пособий сохраняется в республиках Северного Кавказа: от 89-100 рублей до 150-300 рублей. В РСО-А он составляет 150 рублей.

С  1 января 2014 года размер  единовременного пособия при рождении детей составляет 13741 руб. (в 2013 году оно составляло 13087 рублей). Минимальный ежемесячный размер пособия на первого ребенка  2576,63 руб., на второго и последующего ребенка - 5153 руб.

Пособие на детей одиноких матерей, на детей из многодетных семей, пособие на детей-инвалидов, как правило, выплачивается в размере выше базового в два раза.

Так, размер пособия одинокой матери в Московской области составляет 2120 рублей, в г. Москве - 1600 рублей. В Калужской области одиноким матерям, имеющим детей в возрасте до 7 лет, выплачивается 5 000 рублей, а на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - 4000 рублей.

В г. Санкт-Петербурге размер ежемесячного пособия на ребенка дифференцирован в зависимости от возраста ребенка: от 0 до 1,5 лет составляет 2242-2893 рублей, от 1,5 до 7 лет - 651 рубль, от 7 до 16 лет - 604 рубля. Размер пособий на детей-инвалидов и на детей родителей-инвалидов составляет от 3081 до 4437 рублей, а на детей-инвалидов, имеющих родителей-инвалидов - 6162 рубля.

В отдельных субъектах Российской Федерации предоставляются иные виды выплат при рождении детей. В Воронежской области единовременная выплата на каждого рожденного ребенка осуществляется в размере 20 тыс. рублей.  В Московской области размер единовременного пособия при рождении первого ребенка составил 10000 рублей, второго - 20000 рублей, третьего и последующего ребенка - 30000 рублей, двух детей - 70000 рублей, трех и более детей - 150000 рублей.

В Калининградской области в 2012 году более чем 10 тыс. родителей при рождении ребенка получили единовременное пособие, размер которого дифференцирован по числу детей: 3500, 7000 и 10000 рублей на первого, второго и последующих детей соответственно [6].

В Республике Башкортостан ежегодно подарочные наборы и пособия для родителей «Здоровый ребенок» выдаются при выписке из родильного дома (отделения) более 55 тыс. новорожденных. Стоимость подарочного набора для новорожденного в 2012 году составила 1 180 рублей. На указанные цели в 2012 году направлено более 66 млн рублей [6].

В РСО-А по данным пресс-службы регионального отделения Фонда социального страхования по РСО-Алания с 1 января 2014 года проиндексировано пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности. Это касается и единовременной финансовой помощи при рождении ребенка. Так, пособие мамам выросло с 490 рублей до 515,33 руб. Также рост коснулся и единовременных выплат при рождении. Если в 2013 они составляли 13087 рублей, то в 2014 году - 13741,99 руб. Отметим, что с 1 января 2014 года  проиндексирован также ряд страховых выплат.

Дополнительные меры государственной поддержки  семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала  введены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который  вступил в силу  с 1 января 2007 года. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется с учетом темпов роста инфляции. По сравнению с 2007 годом размер материнского (семейного) капитала увеличен с 250 тыс. рублей до 429,4 тыс. рублей в 2014 году (в 2013 году составляет 408,9  тыс. рублей. Право на его получение имеют семьи, в которых после 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось). На выплату средств материнского капитала в 2014 году в бюджете ПФР заложено 300 миллиардов рублей.

Вообще же принятие закона о материнском капитале было сильным шагом по улучшению демографической ситуации в стране, являющимся хорошим стимулятором рождаемости и средством повышения уровня жизни значительного числа семей. Почти 1,3 миллиона российских семей частично или полностью погасили с помощью материнского капитала жилищные кредиты на сумму 462 миллиардов рублей. Еще более 630 тысяч семей улучшили жилищные условия, направив средства на сумму 202 миллиарда рублей напрямую на покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств.

В субъектах Российской Федерации вводятся дополнительные  меры государственной поддержки семей с детьми в виде регионального материнского (семейного) капитала. Размер регионального материнского (семейного) капитала в большинстве регионов  колеблется от  50 тыс. рублей до 350 тыс. рублей.

Так, например, в Калининградской области размер материнского  (семейного) капитала третьего или четвертого ребенка составляет 100 тыс. рублей, при рождении пятого или последующих детей - 200 тыс. рублей, а при одновременном  рождении трех и более детей - 1 млн  рублей.

в РСО-А региональный материнский (семейный) капитал представляет собой единовременную выплату в размере 50 тыс. рублей многодетным семьям (родителям), в которых после 1 января 2012 года родился (усыновлен) третий (или последующий) ребенок.

Определенные надежды по улучшению жилищных условий многодетных семей возлагаются на программу выделения земельных участков многодетным семьям, эта программа также реализуется в РСО-Алании.  В целях поддержки нуждающихся семей при рождении третьего ребенка или последующих детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» установлена ежемесячная денежная выплата. Это новый вид выплаты в дополнение к уже действующим мерам стимулирования рождаемости и социальной поддержки семьи.

В то же время, поддерживая в обществе установку на благополучную, многодетную семью, необходимо уделять внимание семьям с особыми потребностями (с одним родителем, с инвалидностью родителя или ребенка).

В целом социальная политика в отношении рассматриваемой группы семей достаточно разнонаправлена и касается наиболее значимых проблем. Тем не менее  механизм поддержки и социальной защиты матерей, имеющих трех и более детей, требует совершенствования  как на федеральном, так и на республиканском уровнях. Необходимо увеличивать размер ежемесячных пособий, индексируя его в соответствии с инфляцией. Кроме того, недостаточное внимание на республиканском уровне уделяется организации отдыха и лечения детей из многодетных семей, так как в республике нет условий не только для всесезонного оздоровления детей, но и даже для летнего детского отдыха. Недостаточно мест в детских дошкольных учреждениях РСО-А, поэтому по-прежнему остаются многотысячные очереди в имеющиеся детские сады и ясли. Все это не может не влиять отрицательно на социализацию детей и в целом демографическую ситуацию в республике с одним из самых низких уровней рождаемости. Для улучшения ситуации необходимы меры по реализации специальных инвестиционных программ по строительству детских, подростковых и молодежных лагерей, центров, семейных баз отдыха всесезонного характера, центров, интернатов, лагерей со спортивным, культурно-эстетическим, образовательным уклоном в рамках интеграционных мероприятий с Республикой Южная Осетия и развития приграничных и трансграничных территорий.

Рецензенты:

Попова А.Х., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.

Дзахова Л.Х., д.полит.н., профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б., Кусов Т.Э. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13499 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674