Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Автушко Л.И. 1, 1 Веккессер М.В. 1
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Статье раскрыты возможности урочной и внеурочной работы по русскому языку в сфере нравственного воспитания младших школьников на основе форм и приёмов, содержанием которых является специальный дидактический материал нравственной направленности. Предлагаемый в работе дидактический материал способствует становлению активной жизненной позиции в процессе внеурочной деятельности; формированию культуры и этики речевого поведения, обеспечивающего эффективную бесконфликтную коммуникацию, на основе анализа речевых ситуаций; актуализации и усвоению моральных ценностей на примере обогащения речи школьников именами существительными нравственной тематики. В результате обучение русскому языку нацелено не только на достижение определённых предметных результатов, но и на развитие личности учащегося путём формирования нравственно-этических ценностей, что соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.
воспитание
личность
нравственность
1. Автушко Л. И. Оносемантический приём объяснения лексического значения слов // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 59-60.
2. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. – М.: 1992. – –512 с.
3. Веккессер М. В. К вопросу о формировании активной жизненной позиции младших школьников во внеурочной работе по русскому языку // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. – Красноярск, 2013. – С. 52-55.
4. Ладыженская Т. А. Речевые жанры в курсе школьной риторики / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Начальная школа плюс минус. – 2004. – №12. – С. 3-11.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: 1996. – 928 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим – Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
7. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 576с.
8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru/catalog.aspx (дата обращения: 22.02.2014).
9. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 160 с.
Введение. В настоящее время российское образование вступило в новый этап своего развития. Это связано с необходимостью перемены менталитета общества и личности, изменения ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Эта необходимость обусловлена тем, что произошло смещение ценностей: на лидирующие позиции в нашей повседневной жизни чаще выходит стремление к материальному благополучию как главной цели в жизни. Такая трансформация нравственных основ возникла в результате давления массовой культуры. В связи с этим, нравственное воспитание младших школьников приобретает особую значимость и, вместе с тем, сопряжено с определёнными трудностями.

Понятие нравственности включает в себя такие этические категории, как свобода, равенство, самосовершенствование и др. Их взаимосвязь и взаимообусловленность отражена в трудах российских философов и педагогов Д. С. Лихачева, Б. Т. Лихачева и др., представителей личностно-ориентированной педагогики Е. В. Бондаревской, Н. Е. Щурковой и др. Обоснование гуманистических принципов образования, возможности формирования гражданина с активной жизненной позицией обоснованы в трудах российских ученых М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) содержится перечень результатов, которые должны сформироваться у младших школьников при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Личностным результатам отводится приоритетное место [8].

Личностные результаты предполагают умения оценивать свои и чужие поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей и т.д. В урочной и внеурочной деятельности по русскому языку необходимо использовать специальные формы и приёмы работы, а также дидактический материал, способствующие формированию не только предметных, метапредметных, но и личностных результатов.

В рамках данного исследования рассматривается нравственное воспитание младших школьников на основе форм, методов и приёмов работы, применяемых в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку. Содержанием процессов обучения и воспитания на уроках русского языка и во внеурочной работе нами предлагается специальный дидактический материал нравственной направленности, который способствует становлению активной жизненной позиции, формированию культуры и этики речевого поведения, актуализации моральных ценностей, а также обеспечивает эффективную бесконфликтную коммуникацию.

Основу исследования составили анализ педагогической, психологической, педагогической, философской, культурологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; а также проводились анкетирование, беседы; ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности.

Нередко приходится слышать от окружающих такие высказывания: «Мне все равно», «Не знаю», «Без разницы» и т.п. Как известно, наши слова, действия в большинстве своем - это отражение нашего внутреннего мира. Излишне частое употребление подобных выражений может свидетельствовать о страхе или неумении человека желать, настаивать на своих устремлениях, об отсутствии уверенности добиваться исполнения насущных желаний. Самореализации и успеху способствует активная жизненная позиция, смелая инициатива и готовность действовать при наличии у человека нравственного стержня, помогающего быть ответственным за свои поступки, слова, стать на защиту слабого, участвовать в общественно важном деле, отстоять свою позицию, не попасть под влияние и власть асоциального поведения.

Активность личности предполагает деятельное отношение человека к миру: способность производить значимые для общества преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества, проявляющаяся в творческой деятельности, волевых актах, общении. Следует отметить, что педагогической практикой активная личность нередко недооценивается: послушный, исполнительный ребенок оценивается выше, чем ищущий, нестандартный [10].

По мнению В.А. Сластёнина, любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно [7].

Воспитание - понятие многозначное: его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие и т. д. В нашей работе под воспитанием понимается процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни [6].

Мы убеждены, что формирование активной жизненной позиции невозможно также без обращения к нравственным ценностям в процессе обучения младших школьников русскому. Рассмотрим формы нравственного воспитания во внеурочной деятельности по русскому языку.

  1. Посещение выставки, музея, театра позволяет приобщить детей к культурным ценностям края и страны в целом. По итогам культурных мероприятий предлагается сочинить рассказ или написать письмо сказочному герою. В результате будет расширяться общий и культурный кругозор ребёнка, а вместе с этим, и развиваться речь.
  2. Посильная волонтёрская работа «Сделаем наш двор уютным», «Помоги пожилому человеку» и др. Итогом такой деятельности может стать написание заметки в школьную газету.
  3. Беседы на нравственные темы, актуальные для младшего школьного возраста (в ходе беседы по прочитанной книге, просмотренному фильму и т.п. учителю становится понятным, о чём думают дети, что их волнует, на что откликаются их разум и сердце).
  4. Проектная деятельность, например, создание книги памяти «Великая Отечественная война и моя семья», фотоальбома и пр.

Воспитание - процесс передачи и принятие воспитанником духовно-нравственных ценностей, которые определяют поведение человека в обществе через разрешение и запрет чего-либо.

Т.А. Ладыженская отмечает, что в процессе воспитания, социализации происходит становление личности, которая всё более совершенно овладевает языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, в результате овладевает культурой общения [4]. Работу над речевой этикой, предполагающей, прежде всего, воспитание уважения к другим людям, мы проводили на основе анализа речевых ситуаций, извлечённых их художественных текстов. Тексты соответствовали коммуникативно-познавательным интересам и потребностям учащихся, их языковому и речевому опыту в родном языке, содержали интересную для них информацию. Для формирования личностных достижений школьников можно использовать фрагменты текстов, на основе которых проводится анализ положительных и негативных речевых ситуаций, также их сравнение [3]. Например, учащимся предлагается выразительно прочитать по ролям отрывок текста из романа-сказки в двух частях Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

«Торопыжка увидел, что он [Незнайка] вертится перед зеркалом, и сказал:

- Хорош, хорош! Нечего сказать, очень красивый!

- Да уж покрасивее тебя! - ответил Незнайка.

- Конечно. Такую красивую физиономию, как у тебя, поискать надо!

- Что ты сказал? Это у кого физиономия? Это у меня физиономия? - обозлился Незнайка да как хлестнёт Торопыжку по спине полотенцем.

Торопыжка только рукой махнул и поскорей убежал от Незнайки.

- Торопыжка несчастный! - кричал ему вслед Незнайка. - Из-за тебя хороший поступок пропал!».

После прочтения данного фрагмента текста необходимо детям ответить на следующие вопросы: «Как должен был отреагировать Незнайка на слова Торопыжки?», «Почему Торопыжка тоже начал грубить Незнайке?», «А как бы вы повели себя в подобной ситуации?». Данный пример показывает детям, что не следует обижаться на шутки, юмор, безобидные замечания, насмешки, грубость другого и тем более лезть в драку, а стоит извиниться и спокойно разрешить напряжённую ситуацию.

Таким образом, анализ негативных и положительных речевых ситуаций, сравнительный анализ положительных и негативных образцов позволяет сформировать у младших школьников умения оценивать свои и чужие поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей и т.д.

Обогащение словаря учащихся новыми словами является одним из важнейших направлений в системе работы по развитию речи. Работа над семантизацией слов способствует обогащению индивидуального словаря учащихся, так как реализуется методический принцип понимания языковых значений, вытекающий из следующей закономерности усвоения речи: речь усваивается, если ребёнком приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения [9].

Роль родного языка несомненна и неоценима в психическом развитии человека, особенно человека растущего. Развитая речь оказывает влияние на становление и совершенствование интеллекта, эмоциональной сферы и наоборот, поскольку это взаимообусловленные процессы, о которых необходимо помнить всем, кто работает с детьми, особенно учителям, организующим на уроках русского языка искусственную речевую среду. Правильный подбор языкового учебного материала и выбор соответствующих приемов его подачи - это важнейшие условия создания на уроках результативной речевой среды. Таким дидактическим языковым материалом могут быть имена существительные нравственной тематики, дающие учителю возможность обогащать индивидуальный словарь учащихся и одновременно развивать их интеллект и высшие эмоции, приобщая к нравственным ценностям, обучение которым является задачей, актуальной в любое время. Влияние лексики родного зыка и всего языка на становление личности ребенка понимал выдающийся филолог и педагог Ф.И. Буслаев, который отмечал, что обучение русскому языку способствует развитию духовной сферы учащегося, т.к. родной язык «срастается» с личностью каждого, кто его изучает [2]. Таким языковым материалом, который должен «срастись» с личностью ученика, являются существительные нравственной тематики. Изучение лексики нравственной тематикой группы является началом постижения нравственных человеческих взаимоотношений. Благодатной порой для формирования у детей нравственных качеств является младший школьный возраст. Проблема воспитания детей средствами родного языка имеет давние традиции в русской педагогике, однако сегодня она представляет особый интерес не только в связи с процессом гуманизации школьного образования, но и с введением новых ФГОС НОО.

Тематические группы слов используются в методике обучения русскому языку как языковой учебный материал, позволяющий решать орфографические и лексико-грамматические задачи, а также задачи обогащения словаря учащихся. Значительный вклад в разработку проблем расширения словаря учащихся внес М.Т. Баранов, разработавший научно-методические основы обогащения словаря школьников. Выявляя причины лексических затруднений учащихся, связанных с непониманием значения того или иного слова, он выделяет морально-этическую лексику, которая, как считает ученый, представляет особую трудность в усвоении семантики, поскольку является абстрактной. Однако работу над семантикой этих существительных необходимо организовывать уже в начальных классах, так как осознание прочного смысла данных слов младшим школьником будет одновременно способствовать формированию его как личности нравственно совершенной.

Эффективным методическим приемом, как было доказано нашим исследованием, является оносемантический прием (термин Л.П. Федоренко), облегчающий усвоение учащимися лексического значения отвлеченных имен существительных нравственной тематики [1]. Суть приема заключается в объяснении семантики слова через знакомство с самим понятием, а потом его названием, то есть сначала осмысливается ситуация, содержащая в подобранном для иллюстрации тексте из художественного произведения, которая затем называется соответствующим словом. Так усваивает названия предметов, явлений ребенок. Он видит вещь и спрашивает: «Что это? Как зовут?». Взрослый отвечает, называя вещь, на которую указывает ребенок. Таким образом, лексическое значение слова нравственной тематики выявляется через осознание поступка, поведения литературного героя.

Методика работы над существительными нравственной тематической группы такова. Сначала учитель читает отрывок из художественного произведения, где описана ситуация, в которой литературный герой проявляет нравственное качество. Дети вместе с учителем обдумывают поступок героя, подбирают точное слово для названия проявленного нравственного качества. Затем лексическое значение слова уточняется по толковому словарю и его определение записывается в индивидуальные словарики учащихся. Чтобы слово вошло в активный словарь школьника, знакомства с его семантикой недостаточно. Слово усваивается, если употреблено в речи, причем в собственном высказывании. Поэтому учитель сначала демонстрирует примеры предложений, подобранных им самим. Это могут быть пословицы, поговорки, афоризмы и т.д. После чего дети сами составляют предложения с усваиваемым словом. Кроме того, целесообразно подобрать к этому слову синонимы, антонимы. Завершается работа выполнением сочинения-миниатюры (небольшого рассказа), названием которого станет существительное нравственной тематики. Написание сочинения потребует от учащегося  умения изложить усвоенное понимание семантики слова предельно ясно, четко, убедительно с опорой на свой небольшой жизненный опыт.

Так, учитель предлагает детям прослушать отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина: И царевна к ним сошла, / Честь хозяям отдала, / В пояс низко поклонилась; / Закрасневшись, извинилась, / Что-де в гости к ним зашла, / Хоть звана и не была. Далее учитель спрашивает: «Почему братья-богатыри вмиг „спознали, что царевну принимали"? Какое нравственное качество проявила царевна, в каких действиях царевны оно проявлено?». (Царевна проявила такое качество, как воспитанность: честь хозяям отдает, в пояс низко им кланяется, извиняется за свой незваный приход). Лексическое значение слова воспитанность - это «умение хорошо вести себя в обществе, хорошие манеры» [5]. В описанной поэтом ситуации проявилось еще одно качество царевны, о котором тоже следует подумать детям. Это скромность (она царевна, но не подчеркивает своего положения, извиняется «закрасневшись», смущена своим непрошенным появлением).

У слова воспитанность есть синоним благовоспитанность и антоним невоспитанность. К слову скромность подбирается синоним непритязательность.

Приведем примеры употребления данных слов в речи: Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными (Д.С. Лихачёв). Недостаток скромности есть недостаток ума (Афоризм).

Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье и учебном учреждении, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств - патриотизма, чувства долга перед обществом, что определяет активную жизненную позицию.

Полагаем, что перечень форм, методов и приёмов работы в сфере формирования активной жизненной позиции может быть продолжен, поскольку современная школа даёт возможность реализовать такую работу: в новых ФГОС отводится большое место для формирования не только предметных, но и личностных результатов учащихся.

Таким образом, мы убеждены, что обучение русскому языку должно способствовать не только достижению предметных результатов, но и формированию нравственных ценностей у младших школьников, являющихся составной частью личностных результатов.

Рецензенты:

Евсеева И.В., д.фил.н., доцент, заведующий учебно-исследовательской лабораторией теоретической и прикладной лингвистики ЛПИ - филиала филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирск.

Сильченкова Л.С., д.п.н., доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО «Московский педагогический университет», г.Москва.


Библиографическая ссылка

Автушко Л.И., Автушко Л.И., Веккессер М.В. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13557 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674