Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Маркова С.М. 1 Горлова В.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
В статье раскрываются теоретические основы проектной технологии обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования, выделены основные тенденции проектной технологии, заключающиеся в переходе от нормативной модели педагога профессионального образования к развитию субъектной активности педагогов и студентов; определены содержательные характеристики модели проектной технологии обучения. На основе анализа тенденций развития образования, социально-экономических условий развития общества и запросов потребителей образовательных услуг авторами сделана попытка определить роль проектных технологий обучения в развитии студентов, в формировании общих и профессиональных компетенций, профессиональной и социальной мобильности и теоретически обосновать проектные технологии обучения. Авторы исследования выделяют следующие направления проектной технологии обучения: обеспечение творческой поисковой и научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса; обеспечение деятельности по разработке и внедрению инновационных проектов педагогами и обучающимися; организация контроля и оценки педагогических проектов; обеспечение самостоятельной работы, самообразования. В ходе исследования разработаны теоретические основы проектной технологии: определена сущность проектной технологии, функции, принципы, на основе которых представлена модель проектной технологии обучения.
содержание
цели
принципы
педагог профессионального образования
профессионально-педагогическое образование
Проектная технология обучения
1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. – 480 с.
2. Маркова С.М. Педагогические теории, закономерности и принципы профессионального образования (учебное пособие с грифом УМО). – Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 171 с.
3. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект (статья ВАК) // В мире научных открытий (Проблемы науки и образования). – 2012. – № 9.2 (33). – С.402-413.
4. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития. – Краснодар, 2013. – № 6 – С.77–82.
5. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. Проблемы науки и образования. № 3.1. (38). – Красноярск, 2013. – С.154-165.
Развитие инновационного образования в России обусловило появление педагогических новшеств в условиях профессионально-педагогического образования. Организация образовательного процесса потребовала разработки нового содержания и подходов к профессионально-педагогическому образованию на основе федеральных государственных образовательных стандартов, введения технологий обучения и новых профессиональных компетенций инженерно-педагогических кадров.

В традиционных условиях педагогической деятельности задачи по совершенствованию процесса обучения рассматривались прежде всего в нормативно-рекомендательном аспекте. Реализация идей гуманизации, непрерывности, интенсификации, интеграции обучения детерминирована увеличением разработок инновационного характера, инновационных технологий, способов и средств обучения, развитием творческих способностей педагогов и обучающихся.

В исследовании показано, что разработку и внедрение проектных технологий обучения необходимо рассматривать как объективный процесс, соответствующий новым социально-экономическим условиям и отвечающий запросам потребителей образовательных услуг.

Определено, что становление проектных технологий обучения отражает объективные тенденции интеграции, дифференциации, технологизации, индивидуализации. Диалектически закономерно возрастание интегративных процессов, так как интеграция расширяет свои основания. В ее сущности лежит не только комплексный характер функций, которые выполняет педагог в современном образовательном процессе, но и уровень требований личности к условиям профессиональной деятельности [1].

Осуществление проектных технологий обучения потребовало существенных изменений в структуре функциональных обязанностей управленческого и педагогического коллективов: в деятельности педагогов и обучающихся. В деятельности педагога профессионального обучения возросла значимость научно обоснованного прогнозирования, проектирования и организации деятельности педагога с учетом достижений современной педагогики, психологии, технологий, профессиологии, технизации и технологизации педагогического процесса. Для педагога профессионального обучения возросла объективная необходимость индивидуального творческого поиска, проектирования учебных программ, технологий, внедрения новых способов и средств обучения [4].

Проведенный анализ тенденций развития профессионально-педагогического образования, изменения образовательного процесса и требований к организации проектной технологии обучения позволили определить, что кардинальной перестройке должны подвергнуться все компоненты педагогической деятельности: цель, содержание, формы, методы и условия, обеспечивающие эффективность и внедрение достижений педагогической науки в практику профессионального образовательного процесса.

Проектная технология обучения обеспечивает творческое развитие, формирование общих и профессиональных компетенций, профессиональную и социальную мобильность.

Теоретическое обоснование проектной технологии обучения позволило выделить основную тенденцию, заключающуюся в переходе от нормативной модели педагога профессионального обучения к развитию субъективной активности педагога и обучающихся. Это нашло свое отражение в целях, принципах и структурных компонентах профессиональной деятельности и профессионального образования [3].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что проектная технология обучения есть вид профессионально-педагогической деятельности, основанной на творческой активности субъектов образовательного процесса, обеспечивающих разработку и создание инновационных педагогических процессов, разработку планов и программ развития педагогического процесса через преемственность целей, процессов и объектов проектной деятельности и включает этапы проектирования, алгоритмы выполнения технологических процедур и научно-методического обеспечения [5].

Основным условием проектной технологии обучения является наличие профессионализма субъектов, наличие коммуникативных и деловых отношений, системное видение и предвидение результатов профессиональной деятельности. Содержание проектной деятельности заключается в разработке принципов, положений, обеспечивающих повышение профессионализма педагога профессионального обучения и развитие творческого поиска в современной деятельности [2].

Можно выделить следующие направления проектной технологии обучения:

  • обеспечение творческой поисковой и научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса;
  • обеспечение деятельности по разработке и внедрению инновационных проектов педагогами и обучающимися;
  • организация контроля и оценки педагогических проектов;
  • обеспечение самостоятельной работы, самообразования [4].

Опираясь на методологические основы проектной технологии обучения, методы прогнозирования, проектирования и моделирования обеспечивают преобразование предмета исследования. Результатом проектной технологии обучения являются не только объективные показатели (учебно-профессиональная деятельность, методические разработки, педагогические проекты учебной деятельности, внеучебная деятельность), но и субъективный, психологический результат, заключающийся в психических новообразованиях в личности обучающегося и педагогически активных субъектов, реализующихся в педагогической системе.

Проектная технология обучения является многоаспектной, включающей в себя различные виды деятельности, объединенные в целостную систему: индивидуальная, научно-исследовательская, организационно-педагогическая, профессионально-предметная, профессиологическая, интегративная и позволяющая повышать эффективность педагогического процесса.

В связи с этим основными функциями проектной технологии обучения  являются: научно-познавательная, социально-экономическая, интегративная, личностно-деятельностная, системная, организационно-функциональная, предметно-практическая, проектировочная, предметно-преобразующая.

Расширение функций, повышение роли управления проектной технологией обучения привело к разнообразию конкретных форм творческой работы, обусловило интенсификацию научного поиска по разным направлениям - от проекта учебного занятия до концептуального проекта развития учебного заведения.

В ходе исследования выделены принципы проектной технологии обучения педагога. К ним относятся: принцип концептуальности; научности; личностной ориентации; дифференциации; перспективности; прогностичности; ситуативности; проблемности.

Принцип концептуальности при организации проектного обучения предполагает в качестве системообразующего фактора, определяющего педагогический процесс в целом, разработку обоснованной целостной концепции повышения эффективности педагогического проектирования с обозначением ключевых направлений, этапов, ожидаемых результатов и ее перспектив. Создание такой концепции позволило смоделировать проектную технологию обучения, каждый элемент которой направлен на решение общих целей и перспективных задач, и в то же время определить частные цели и реализацию педагогического характера.

Принцип научности означает не только требование организации технологического процесса на научном уровне, на знании синтеза науки об образовании. Он предполагает непосредственное сотрудничество научных и педагогических сотрудников на всех стадиях разработки и внедрения проектной технологии обучения.

Принцип личностно-ориентированных педагогических действий обеспечивает приоритет личности педагога и обучающегося в процессе обучения. Разработка нового содержания, методов и форм обучения, создание проектной технологии обучения должно соответствовать интересам и возможностям обучающихся и педагогов.

Принцип дифференциации проектной технологии обучения означает ее разработку и реализацию с учетом уровня подготовленности, образованности, квалификации педагогов и с учетом интересов и перспектив их творческого развития, субъективных особенностей профессиональной деятельности, способностей.

Принцип перспективности проектной технологии обучения подразумевает возможность педагогов объективно оценивать свои личностно-деятельностные особенности для непрерывного развития, овладения новыми технологиями обучения.

Принцип прогностичности определяет «стратегию развития профессионального обучения, взаимодействие данной категории с внутренними образовательными структурами и внешними факторами окружающей среды, с социально-экономическими условиями развития обучающихся» (А.П. Беляева), обеспечивает включение прогностической информации для разработки проектной технологии обучения на основе опережающего решения общих проблем, определяющих стратегию педагогического процесса исходя из развивающихся тенденций и движущих сил профессионального образования.

Принцип ситуативности в разработке проектной технологии обучения требует ориентации педагогического проекта на новшества в законодательно-правовой базе в сфере образования. Педагогический процесс опирается на тенденции развития науки и образования с учетом требований рынка труда, спроса населения на образовательные услуги, корректировать свои планы и программы в области профессионального обучения, проводить маркетинговые исследования в целях диагностики возникающих ситуационных процессов в образовании.

Принцип проблемности определяет организацию проблемной технологии обучения на более высоком уровне, формирование системных (обобщенных) приемов мыслительной деятельности: сравнения, абстрагирования, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей.

В качестве внешних факторов, определяющих функционирование моделируемого объекта, были выделены: социально-экономические условия, определяющие важность развития педагогического процесса; требования рынка труда к уровню профессионализма и профессионально ценным качествам личности; тенденции развития профессионального образования. Данные факторы оказывают непосредственное влияние на личность педагога и обучающегося.

В исследовании разработана модель проектной технологии обучения. Предметом исследования в модели выступает педагогический процесс, непосредственно осуществляемый субъектами обучения, средства, обеспечивающие реализацию проектной технологии обучения во всей своей полноте.

Методолого-теоретические основы проектной технологии обучения включают в себя: принципы профессионально-педагогического образования; инновационные процессы и перспективы развития профессионально-педагогического образования; эффективность развития личности педагогов и обучающихся; частно-педагогические законы и принципы развития творческой активности в проектной деятельности.

Компонентами проектной технологии обучения являются: организационно-педагогические принципы; функции; цели и задачи; виды; содержание проектной деятельности; формы; методы; средства ее осуществления; организационно-педагогические условия, определяющие эффективность проектной деятельности; субъекты [5].

Реализация принципов проектной технологии обучения позволила разработать содержание обучения, обосновать интегрированные комплексы профессиональных знаний, умений.

Процессуальные аспекты проектной технологии обучения включают следующие процедуры: прогнозирование конечных результатов обучения; адаптация содержания обучения к ресурсным возможностям; формирование тезаурусной структуры; выполнение экспертно-аналитических операций; проведение экспертных оценок; разработка научно-методического обеспечения.

В качестве результата проектной технологии обучения рассматривают прогноз развития профессионально-педагогического образования; разработку проектов  педагогического процесса, учебной и нормативной документации; разработку индивидуальных, дидактических проектов.

Таким образом, научно обоснованная проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования включает в себя операции и процедуры содержательного и процессуального характера, выбор которых обусловлен реализацией принципов педагогического проектирования, применением метода структуризации целей, систематизацией учебного материала вокруг содержания параметров деятельности и профессионально-значимых качеств личности.

Рецензенты:

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры технологий сервиса и технологического образования, декан факультета управления и социально-технических сервисов ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Груздева М.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой экономики и информационных технологий Нижегородского института технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского»,  г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Маркова С.М., Горлова В.Г. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13572 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674