Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кузьмина Г.П. 1 Колобов А.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
2 ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова"
В статье обращается внимание на необходимость формирования навыков самоорганизации личности в образовательном пространстве вуза. Умения ориентироваться в жизни, организовывать свою деятельность, учитывая постоянно меняющуюся социальную среду, являются важными факторами, позволяющими студентам найти свое место в системе межличностных отношений и многочисленных мировоззренческих ориентаций. Одной из конкретных задач, стоящих перед преподавателем философии, является формирование умений и навыков самоорганизации студентов в процессе учебно-воспитательной работы. Для реализации поставленной задачи авторы предлагают использование различных способов и методов, которые позволят студента из объекта управления учебно-воспитательного процесса сделать субъектом самоорганизации собственных желаний, мыслей и поступков. Привлечение студентов к самостоятельному поиску ответов на поставленные в ходе учебных занятий вопросы возможно только через активизацию их творческого потенциала, который выявляетсяи реализуетсяв процессе межличностного диалога.
инновационный метод
традиционный метод
образовательные технологии
учебно-воспитательный процесс
формирование навыков самоорганизации
1. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. – М.: Наука, 1980. –709 с.
2. Кузьмина Г.П. Интегральное миропонимание в контексте развития научного знания об обществе и человеке / Г.П. Кузьмина // Актуальные проблемысоциально-гуманитарного знания. – Чебоксары, 2011. – С. 41-46.
3. Кузьмина Г.П. Компетентностный подход к обучению студентов философскому знанию // Компетентностный подход к образованию в вузе: материалы Международной научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – С. 6-12.
4. Кузьмина Г.П. Нетрадиционное обучение философии в вузе и его уроки / Г.П. Кузьмина // Культура, человек, образование. Тезисы докладов международной конференции. – М., 1996. – С. 126-128.
5. Кузьмина Г.П., Сидоров И.А. Компьютерные игры и их влияние на внутренний мир человека / Г.П.Кузьмина, И.А.Сидоров // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2012. – № 2 (74). В 2 ч. – Ч. 2. – С. 78-84.

Введение

Нынешняя молодежь, как во все времена, стремится найти свое место в системе межличностных отношений, ответить на вопросы, связанные с мировоззренческой позицией, а также с регуляцией поведенческих установок в постоянно меняющейся социальной среде. Помочь молодым людям сориентироваться в жизни, разобраться в себе и окружающем - одна из конкретных задач, стоящих перед преподавателем-философом. Практика показывает, что наиболее эффективным приемом обучения является создание в ходе занятий такой ситуации, при которой студенты, выступающие в качестве объекта управления, становятся субъектами, организующими и воспитывающими себя. При этом преподаватель философии стремится не к передаче знаний, а к выявлению и формированию умений студентов самоорганизоваться в учебно-воспитательном процессе.

Предысторию вопроса о формировании навыков самоорганизации личности следует, на наш взгляд, начать  с основоположника немецкой классической философии И. Канта, уделявшего большое внимание проблеме человеческого «Я». Мыслитель обращал внимание на то, что способности человека необходимо развивать и это, в первую очередь, касается способности философствовать. Именно благодаря этой способности человек обретает равновесие с миром и самим собой. В своей лекции «Понятие философии вообще» он отмечал необходимость различать философию как систему рациональных знаний и философию как науку «о последних  целях  человеческого разума» [1, 331]. Если цель философии усматривать в том, чтобы дать учащимся достойный запас рациональных знаний и умений их систематизировать, то такое обучение можно обозначить как традиционное, «школьное». Тогда, как научиться философствовать, «благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума» [1, 333], возможно только в процессе размышлений над смысложизненными вопросами бытия, что составляет основную задачу обучения и воспитания на занятиях по философским дисциплинам. По словам И. Канта, надо стремиться к тому, чтобы из преподавателя стать «наставником мудрости, указывающим на последние цели человеческого разума» [1, 333]. Другими словами,  помочь разобраться в вопросе: «Что есть человек?». Это необходимо для того, чтобы студент смог ориентироваться в окружающей его среде и определять свое место в мире.

Для формирования навыков самоорганизации личности студентов, развития у них потребности в философствовании важно разнообразить традиционные формы обучения, используя инновационные приемы. В частности, можно использовать различные игры и игровые ситуации на занятиях, а также при подготовке к занятиям.

Активное привлечение студентов к самостоятельному решению философских вопросов возможно через самоорганизацию их творческого потенциала, уровень которого можно выявить в процессе диалога между преподавателем и студентом. Успешное усвоение философского знания в диалоговом режиме во многом определяется теоретической подготовленностью аудитории к самостоятельному поиску ответов на поставленные в ходе обсуждения  вопросы,  а также уровнем  коммуникативной культуры студентов. Отсюда, задача  преподавателя состоит в том, чтобы выявить образовательный потенциал студентов и подготовить их для работы в инновационном режиме.

Для реализации этой задачи следует осуществлять как стартовое тестирование, в ходе которого определяется предварительный объем знаний по философии, так и итоговое тестирование, которое позволит выявить, насколько повысился образовательный потенциал учащихся в процессе занятий, а затем соотнести стартовую оценку с итоговой оценкой знаний. Все это необходимо, для того чтобы подготовить учащихся к самостоятельной работе. И. Кант утверждал, что «для навыка к самостоятельному мышлению или философствованию нам следует обратить внимание больше на методы нашего применения разума,  чем на сами положения,  к которым мы пришли с помощью этих методов» [1, 334].

Самостоятельная работа студентов начинается, в первую очередь, со знакомства с философской литературой, которая как основная, так и дополнительная представлена в программе по данному учебному курсу. Чтобы совершенствовать работу с текстовыми источниками, необходимо опираться на интерес, который, как правило,  возникает в ходе создания игровой ситуации. Проведение учебных занятий в форме театрализованного действа дает студентам возможность, через погружение в исследуемый материал и собственные переживания во многом по-новому взглянуть на историю становления и развития философских идей. Оно позволяет глубоко и систематически изучать данный учебный курс, способствует самостоятельному поиску знаний, выработке  навыков самоорганизации, как мышления,  так и культуры в целом.

В связи с наметившейся на сегодня тенденцией переосмысления многих жизненных ценностей и ориентиров, с помощью которых конструируются способы бытия человека в мире, важное место в учебно-воспитательном процессе начинают занимать компьютерные игры. Это игры, функционирующие посредством компьютерной или мультимедийной техники. В настоящее время компьютерные игры существуют «для компьютеров разного типа, (планшетных, персональных, ноутбуков, нетбуков), для специализированных консолей (игровые приставки: такие как Playstation, XBOX360, NintendoWii, SonyPSP и многие другие), для мобильных устройств (КПК, коммуникаторы, мобильные телефоны). К компьютерным играм также следует отнести игровые автоматы и подобные им устройства» [5, 79]. Влияние компьютерных игр на студенческую молодежь  в современном обществе постоянно увеличивается. Вместе с тем увеличивается и круг проблем морального характера.

Как отмечается в статье «Компьютерные игры и их влияние на внутренний мир человека», «играя человек, может «жить» в нескольких реальностях параллельно, например, сейчас он супергерой и спасает человечество, спустя несколько минут уже - гонщик Формулы 1, ведущий болид к первому месту, спустя ещё несколько минут - выращивает своего виртуального питомца. Скорость переключения в данном случае практически мгновенная с мгновенным переходом социальных ролей и стереотипов поведения» [5, 79]. В этом и заключается свобода выбора игрока. То есть он априори вынужден быстрее принимать и воспроизводить новый игровой образ, становиться новым собой, обретать другого себя.

Свобода личности внутри игрового пространства проявляется в возможности выбора играющим крайнего пути, что в реальной жизни недопустимо и часто просто невозможно. Например, заранее засейвившись (сохранившись) на определенном этапе игры, можно умереть со своим героем множество раз, а затем вернуться к предыдущему моменту, когда персонаж ещё жив. Сейв - сохранение игрового процесса таким образом, чтобы можно было вернуться к сохраненному этапу. Сейв можно толковать также и как «спасение». На наш взгляд, такое толкование во многом будет более правомерно. В поиске правильного, эффективного пути прохождения игры, игрок вынужден убивать своего персонажа (себя) снова и снова, и часто идет на это сознательно, и ищет путь смерти. Игроку бывает интересно посмотреть на «свою» смерть в разный момент игры, ведь это новая интересная анимация.

Жизнь в компьютерных играх - это возможность функционирования человеческого бытия в игровой среде. Такая жизнь отличается от жизни реального человека тем, что при перезапуске игры, можно начать жить сначала. Это дает некоторые интересные преимущества: можно, живя, так как хочется, так как интересно сегодня, здесь и сейчас вновь и вновь возвращаться к истокам, начиная все с чистого листа. Известен феномен тамагочи - дети, привыкая к тому, что компьютерный питомец не может умереть по-настоящему, доводили до смерти своих живых, реальных питомцев. Таким образом, компьютерные игры влияют на личность и их можно использовать в качестве модели познания и освоения проблем, представленных в рабочих программах по философским наукам.

Сама игровая ситуация побуждает студентов к творчеству и разнообразию форм подачи изучаемого материала. Подготовка к игре научает умению добывать новые знания, стимулирует логику мышления конечного пользователя. Так же учит общаться между собой не только в игровой, но и в реальной среде.

Создание web-страниц возможно при условии, если у студента есть собственные информационные ресурсы. Это могут быть знания, умения, навыки. Их можно представить преподавателю в форме письменного ответа, реферата, презентации и др. Для самореализации в Интернете предварительно необходимо определить сведения о себе самом, дать информационную форму этим сведениям, а уже потом создавать страницы (в том числе, регистрировать в сети сайты).

Социальные сети выступают одним из инструментов коммуникации в учебно-воспитательном процессе. Социальная сеть - интернет-сообщество пользователей, объединённых по какому-либо признаку на базе одного сайта, который и называется в этом случае социальной сетью. Другими словами, социальная сеть во всемирной паутине строится на тех же принципах, что и в реальном мире, но отличается от реальных человеческих сообществ тем, что в функционировании сети не играет роли географическая удалённость её участников друг от друга. В разных частях мира популярность социальных сетей варьируется. В общемировой гонке на первых местах расположены такие сети как Facebook - 471 000 000 пользователей и MySpace - 120 000 000 пользователей. В России пальму первенства держат социальные сети «ВКонтакте» - 50 000 000 пользователей и «Одноклассники» -  43 000 000 пользователей. По данным ФОМ постоянными пользователями этих сетей являются порядка 57 % населения России. По данным разработчиков социальной сети «В Контакте» их наиболее активными пользователями являются молодые люди в возрасте от 16-27 лет, и как раз эта возрастная группа попадает под определение студенты, с которыми мы и работаем.

В использовании социальных сетей для работы со студентами существует множество плюсов. Во-первых, это простой доступ. Почти у каждого студента есть свой аккаунт в социальной сети, а даже если такого и нет, то регистрация займет буквально несколько минут. Во-вторых, доступ в учебную группу не является анонимным, и преподаватель всегда будет в курсе кому интересна жизнь группы, а кому нет. В-третьих, это доступность в использовании социальных сетей. Социальные сети включают все функции тех сайтов, которые мы рассматривали до этого, то есть возможность выложить лекционный курс, экзаменационные вопросы, некоторые видео-аудиозаписи, чат. Все это уже встроено на сайте, и ненужно прикладывать много усилий.        Можно работать и общаться со студентами, как с персональной страницы, так и со страницы тематической группы, все зависит от желания создателя. Все новости и обновления, происходящие в группе, будут отражаться у ее участников  в новостной ленте, и они не смогут пропустить важную или интересную информацию. В настоящее время множество преподавателей стали практиковать использование социальных сетей. Студенты принимают такие нововведения с радостью, ибо процесс обучения становится значительно проще и информативней.

Стоит обратить внимание и на такой факт, как информационный взрыв, который породил за последние десятилетия иллюзию всезнайства, подогретую потоком разнородной информации и способствовавший появлению полуобразованности, отличительной чертой которой является поверхностное овладение знаниями. В то же время возникают серьезные проблемы в связи с постоянным увеличением объема информации. Во-первых, потребность переработки информации не совпадает с возможностью ее усвоения; во-вторых, намечается дисбаланс в сторону получения только количества информации, а не ее качества; в-третьих, возникает недостаточное понимание ценности получаемой информации; в-четвертых,  поиск и переработка большого количества информации не находит своего разрешения. Это свидетельствует о том, что студенты пока еще не использовали в полном объеме своего потенциала, чтобы полнее реализовать себя. Для чего и необходима самоорганизация, которая позволит мобилизовать внутренние резервы студентов на решение важных проблем, с которыми они встречаются на практических и лекционных  занятиях и в реальной жизни.

В ходе учебно-воспитательного процесса в вузе осуществляется формирование сознания студентов, вырабатываются навыки самоорганизации интеллектуальных и поведенческих способностей и умений. Именно данные установки, на наш взгляд, определяют учебно-воспитательную работу в студенческих группах при проведении практических занятий. Для того, чтобы реализовать поставленные цели и задачи необходимо совершенствовать методику организации учебно-воспитательного процесса. Студенты должны осознавать предъявляемые к ним требования. Без осознания ими личного интереса, понимания того, что от них требуется, формирование навыков самоорганизации личности  не может быть успешным. Чтобы достичь поставленных целей и задач необходимо обратить особое внимание на мотивацию познавательной деятельности студентов. Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности, поэтому преподавателю следует стремиться выявлять ее и управлять ею, учитывать этот фактор в построении учебного процесса. Мотивы подготовки к занятиям побуждают студентов к активности, придают смысл их деятельности. Такими мотивами могут быть: чувство ответственности за качество ответа, интерес студента к предмету и пр.

Учебно-воспитательный процесс на занятиях по философским дисциплинам осуществляется в ходе обсуждения со студентами проблем бытия, мышления и общечеловеческих ценностей. Важными моментами воспитательного процесса является формирование чувств и убеждений. Убеждение - твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, служащие опорой и руководством в жизни. Через убеждения студенты стремятся сами понять, в чем преимущества или вред определенного поведения, убедиться в них (на собственном примере или примере других). Формирование убеждений достигается путем осознания учащимися правил, норм и законов, существующих в обществе. Другим важным моментом воспитательного процесса является формирование чувств. Без человеческих эмоций не может осуществляться познание себя и окружающего мира. Безразличного человека воспитывать невозможно. Обостряя чувства студентов через художественно-поэтическую форму подачи учебного материала, можно достичь  адекватного поведения студентов, как в вузовском коллективе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Процесс воспитания строится в зависимости от определенных тем, которые обсуждаются со студентами на семинарских занятиях, а также в зависимости от складывающегося в течение учебного года в коллективе эмоционального настроя на восприятие учебного материала с учетом межличностных отношений (формальные и неформальные лидеры, слабый и сильный учащиеся). При решении вопроса формирования навыков самоорганизации личности, следует учитывать индивидуальные характеристики и возможности студентов на основе проведенных тестов и личных наблюдений. Индивидуальный подход представляется нам, как опора на личностные качества, т.е. ценностные ориентации (получить достойное образование, работать по профессии), жизненные планы (по окончании вуза стать хорошим специалистом в данной области). На лекционных и семинарских занятиях, учитывая индивидуальные особенности, темперамент учащихся и черты характера необходимо осуществлять общение в форме лекции - беседы, тестирование, используя элементы инноваций. В ходе тестирования диагностировать реальный уровень сформированности важных личностных качеств (культуру мышления, интересы и отношение к жизни).

Привлекая студентов к посильной для них и в то же время все усложняющейся познавательной деятельности, можно обеспечить прогрессивное развитие личности, которая от выполнения простых заданий переходит к наиболее сложным заданиям, требующим творческого осмысления и подхода. Для этого надо своевременно выявлять и устранять причины, мешающие достижению данной цели. К примеру, пропущенные студентами занятия необходимо  отрабатывать, чтобы убедиться в усвоении тех знаний, которые были получены ими самостоятельно из-за непосещения занятий. Таким образом, необходимо максимально опираясь на индивидуальную активность, умело сочетать воспитание с самовоспитанием личности.

В процессе взаимодействия преподавателя со студентами возникают определенные отношения, которые играют важную роль в стремлении к получению нового знания. Но одного стремления бывает мало, важно научить молодых людей уметь самоорганизовываться. От умения студентов к самоорганизации  будет зависеть эффективность учебного процесса. Бессмысленно отрывать обучение и воспитание от жизни. Формирование личности студента находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает умственный труд: чем его больше, тем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому на протяжении учебно-воспитательного процесса студенты активно вовлекаются в работу по истолкованию сложных философских текстов, с формированием соответствующего положительного отношения к ним, реализуя при этом полученные знания в творческих конкурсах, философских олимпиадах, тестировании  и др., приобретая опыт нравственного поведения и духовного  развития.

Рецензенты:

Трифонов Г.Ф., д.филос.н., профессор кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственныйуниверситет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Федотов В.А., д.филос.н., профессор кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Кузьмина Г.П., Колобов А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13597 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674