Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Рогожникова Р.А. 1 Бабушкина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Общение в профессиональной подготовке студента педагогического вуза рассматривается как доминирующая деятельность школьника, как важное условие воспитания личности. Определена роль преподавателя вуза в осмыслении студентами понятия «педагогическое общение». Подчеркнута мысль, что в сфере этического общения кроются как резервы оптимизации педагогического процесса, так и причины педагогических неудач. Рассмотрены основные стадии процесса общения, показана роль речи учителя в структуре его деятельности. Практические занятия в вузе, наблюдение уроков и воспитательных мероприятий в школе, а также педагогическая практика способствовали освоению студентами образцов высокой культуры общения во всех актах коммуникаций: «учитель - ученик», «учитель - коллеги»; «учитель - родители» и т.д. Определена роль привычки в процессе формирования у учащихся этикета, который лежит в основе нравственной ориентации на человека. Приведены в статье данные исследования, которое выявило тенденцию к повышению уровня этического общения школьников. Взаимоотношения студентов также приобрели позитивный характер. Их взаимодействие строилось в основном на увлеченности совместной творческой деятельностью, а также на стиле общения на основе дружеского расположения.
нравственная ориентация на человека
роль привычки в формировании этикета
речь учителя
стадии процесса обучения
этическое общение
педагогическое общение
воспитание личности школьника
профессиональная подготовка студентов
1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология обучения. - СПб. : Прайм - Еврознак, 2003.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер, 2012.
3. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М. : Издательский центр «Академия», 2004.
4. Станиславский К.С. Этика. - М. : Искусство, 1981.
5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М. : Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1979. - 85 с.

Введение

Известно, что в школьном возрасте доминирующей деятельностью является общение, которое пронизывает все другие виды деятельности.

Общение необходимо рассматривать как важнейшее условие воспитания личности, ибо в нем осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие индивидов.

В воспитании поведенческих форм неоценима роль педагога. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущего учителя важно всестороннее изучение данной проблемы - студент должен освоить определённый объём теоретических знаний, овладеть практическими умениями. Введение студентов в атмосферу педагогического общения создаёт необходимые условия для формирования и развития профессионально-педагогических коммуникативных качеств личности будущего учителя.

Помогая студентам осмыслить понятие «педагогическое общение», мы обращаем внимание на то, что профессиональное общение, направленное на создание благоприятного психологического климата, предусматривает наличие у учителя таких качеств, как искренность, открытость, чувство такта, демократичность взаимоотношений с воспитанниками, эмпатия, общительность и т.д. Отмечалось, что неправильное педагогическое общение рождает у детей страх, неуверенность в себе, ослабление познавательных психологических процессов, снижение работоспособности, устойчивое негативное отношение к учителю, а потом и к предмету. До сознания студента доводилась важная мысль: именно в сфере педагогического общения кроются сегодня многие ещё не вскрытые резервы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Здесь же причина многих педагогических неудач.

Рассматривая основные стадии процесса общения, мы обращались к системе К.С. Станиславского [4]. Выделялись такие стадии, как:

  • оперативное ориентирование (педагог должен уметь улавливать общий настрой аудитории, степень её готовности к работе, эмоционально-психологическую атмосферу и т.п.);
  • привлечение к себе объекта (класса) (речевое обращение к аудитории, пауза с требованием внимания, проход по классу и т.д.);
  • «зондирование души объекта» (попытаться уловить уровень готовности аудитории к началу общения, стремление выбрать благоприятный момент его начала, темп речи, дикцию и т.п.);
  • передача информации с помощью вербальных и невербальных средств;
  • обратная связь (улавливание настроения аудитории, степени утомления, понимания содержания, желания и готовности к продолжению работы и т.п.).

Составной и неотъемлемой частью данной проблемы является тема «Речь учителя в структуре его деятельности», которая выявляет значение речи педагога в системе общения. С помощью речи учитель мобилизует чувственные ресурсы воспитанника, активизирует его мысль. При этом мы обращаем внимание студентов на то, что там, где речь учителя теряет признаки интеллектуальной речи интеллигентного человека, изобилует грубо-просторечной лексикой и вульгаризмами, а речевое воздействие дополняется мимикой раздражения, возмущения, гнева, ярости и экспрессивной жестикуляцией - там нечего рассчитывать на контакт с детьми. И, наоборот, в педагогической технике опытных учителей заметное место занимают ирония, шутка, юмор и смех. Их использование производит на детей неотразимое впечатление в сравнении со строгими назиданиями и выговорами. Однако в процессе обсуждения проблемы замечалось, что шутку нельзя превращать в шутовство, насмешку - в унижение достоинства личности ученика, иронию в оскорбление. Все это может только восстановить ученика против учителя и ужесточить с ним отношения. Даже в тех случаях, когда учащиеся ведут себя недисциплинированно, утрата учителем самообладания, крик, грубость, оскорбление и унижение достоинства ученика не могут быть оправданы, т.к. это приводит к ультрапарадоксальной тормозной фазе, потере способности адекватно воспринимать речь педагога. Если это неоднократно повторяется, то у учащихся вырабатывается своеобразный иммунитет, защитная реакция, проявляющаяся в состоянии патологической возбудимости или инертности. Учитель, теряя контроль над собой, волей-неволей становится источником возникновения психологического барьера на пути установления необходимого контакта с учащимися.

Рассматривая речь как средство общения учителя с учениками, мы апеллировали к мудрым словам В.А. Сухомлинского: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идёт от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубеждённости, желания "распечь", "пробрать"... Слово педагога, прежде всего, должно успокаивать» [5].

Формируя эстетические отношения учащихся в сфере свободного общения, педагог должен осмыслить такие важнейшие вопросы:

  • В чем значение свободного общения как педагогического явления?
  • Каковы позитивные и негативные влияния взаимодействия детей?
  • Каковы воспитательные возможности влияния на сферу общения школьников?
  • Какова роль конструктивных, организаторских, гностический умений в организации свободного общения школьников?

Будущему педагогу необходимо не только освоить определенный объем теоретических знаний в области общения, но и владеть практическими умениями.

На практических занятиях студенты осваивали высокую культуру общения во всех актах коммуникаций: «учитель - ученик», «учитель - коллеги», «учитель - родители». Так, лабораторное занятие «Тренинг профессионально-педагогического общения» было направлено на практическое овладение студентами основ педагогической коммуникации, способствующих приобретению навыков управления общением, а также на овладение всей системой общения в заданной педагогической ситуации. Особое внимание обращалось на развитие навыков произвольного внимания, педагогической наблюдательности, импровизации в общении. В связи с этим студентам в тренинге давались задания:

  • разговаривайте в роли педагога с кем-нибудь из студентов; при этом не теряйте из виду остальных (темы разговора - импровизационно-педагогические);
  • Вы вошли в класс, и Ваше внимание рассеялось; соберите его «по кругам» (К.С. Станиславский); сосредоточьтесь на каком-нибудь ученике - это «малый круг» внимания, расширьте круг внимания до «среднего» - группа учащихся; после этого можно организовывать «большой круг» - весь класс;
  • определите эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния - удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости и т.п.);
  • попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния и т.п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях.

Методическому овладению процессом общения способствовали наблюдения уроков и воспитательных мероприятий с последующим обсуждением педагогического процесса. Так, для наблюдения за общением учителя и учеников студентам были предложены следующие вопросы:

  • каких требований больше в системе общения: запрещающих («нельзя», «не следует», «прекратить» и т.п.), ориентирующих на то, что надо делать, или нейтральных?
  • не злоупотребляет ли на уроке противопоставлениями слабых учащихся сильными?
  • не переходит ли учитель в процессе педагогического общения на угрозы?
  • не ощущается ли некоторая отчужденность школьников, стремление ограничить контакт с педагогом лишь деловым общением?

Делались акценты на следующих положениях:

  • общение с детьми не должно организовываться «по вертикали», сверху вниз - реальная позиция учителя в коллективе учащихся определяется не столько официальным статусом, сколько, по словам А.С. Макаренко, «прекрасной личностью» педагога;
  • воспитателю нужно формировать у себя навыки «психологического камертона», который подскажет наиболее точные психологические ходы к личности;
  • следует быть инициативным в общении с детьми, преодолевать неактивность и отстраненность школьников в педагогическом процессе, способствовать через активное общение энергичному включению их в разнообразную деятельность;
  • способствуя самоутверждению личности школьника, в общении важно выходить на личность; всегда должен присутствовать неподдельный интерес к ребенку, и дети должны это ощущать;
  • важно уметь анализировать процесс общения; если имели место сбои, нужно попытаться определить причины ошибок в педагогическом общении, продумать ситуацию будущего общения с классом.

Для того чтобы методика профессионально-педагогического общения была хорошо усвоена и активно внедрена в педагогическую деятельность, мы побуждали начинающих педагогов систематически работать над собой, в процессе педагогической практики увеличивать и усложнять свой личный опыт общения с детьми. При этом особое внимание обращалось на формирование у учащихся привычки этического общении. Студенты понимали, что образовавшаяся привычка означает возникновение не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматически выполняемому действию. При этом акцентировалось внимание на связи привычек с потребностями личности, ибо потребность является сходной для образования привычки, но в то же время укрепившаяся привычка сама является потребностью личности, обусловливающей образ ее поведения в любых обстоятельствах. В период педагогической практики будущие педагоги в общении со школьниками старались подчеркнуть, что культура поведения несводима к формальному выполнению этикета, что этикет выражает положительный эмоциональный тон общения с людьми, предусматривает необходимость считаться с удобствами и интересами окружающих, предполагая готовность прийти к человеку на помощь при затруднениях.

Таким образом, формируя гуманные, высоконравственные отношения не только с близкими, но и «далёкими» людьми, студенты стремились увеличивать коэффициент нравственной ориентации школьников.

Наше исследование выявило тенденцию к повышению уровня этического общения школьников. Беседы с учащимися, наблюдения за их жизнедеятельностью, взаимоотношениями показали, что позитивно изменился характер отношений школьников. Анкетное исследование также подтвердило, что учащиеся стали проявлять большее участие в судьбе своих товарищей; наблюдаемое у подростков равнодушие к людям сменилось стремлением помочь; следует отметить более выраженное чувство долга. На вопрос анкеты «Как ты поступишь, если стал свидетелем того, как один ученик оскорбил другого?», учащиеся ответили, что «они в данной ситуации потребуют, чтобы обидчик извинился» (23%), «разберутся в причинах конфликта и добьются его устранения» (41%), «выразят соболезнованию тому, кого оскорбили» (19%), и только 11% учащихся ответили, что «сделают вид, что ничего не заметили». В ситуации, когда подросток нечаянно причинил неприятность другому человеку, он извинится перед пострадавшим, объяснив, что не хотел этого (68%). Готовность позаниматься перед контрольной работой с отстающими товарищами выразили 47% учащихся. На вопрос «Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но лучше других можешь выполнить только ты, как ты поступишь?». 54% подростков ответили, что добросовестно выполнят поручение; 32% попросят дать другое, более интересное поручение, и только 9% найдут отговорку для отказа.

В результате теоретического и практического освоения проблемы общения у студентов проявилась нравственная ориентация на растущего человека, которая и позволила добиться высоких результатов в профессиональной деятельности уже на первых этапах ее становления. Интерес к личности ребенка, стремление к его адекватному эмпатическому пониманию и сотрудничеству, применение ненасильственной парадигмы устранения нежелательного поведения характеризовали стиль общения студентов и школьников на педагогической практике.

Изменился и характер взаимоотношений студентов. Мы отметили их способность к отзывчивости на нужды, запросы коллектива, умение осознавать потребности конкретной ситуации, и выбирать наиболее оптимальные варианты ее решения. Студенты на собственной опыте осознали, что общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, а также общение на основе дружеского расположения являются приоритетными стилями общения.

Рецензенты:

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Гитман Е.К., д.п.н., профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Рогожникова Р.А., Бабушкина Е.А. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13734 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674