Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРАУДСОРСИНГ И КРАУДФАНДИНГ В УСЛОВИЯХ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Сапрыка В.А. 1
1 Институт государственного и муниципального управления ФГАОУВПО НИУ «Белгородский государственный университет»
В статье рассмотрены возможности краудсорсинга и краудфандинг в условиях приграничного региона. Определены возможности использования потенциала российско-украинского сотрудничества, они могут быть обеспечены внедрением социальных технологий, краудсорсинга и краудфандинга для развития приграничных территорий. Автором выделены действующие интернет-проекты, которые можно использовать в качестве краудсорсинговых площадок. Приведены данные, полученные в рамках проведенного социологического исследования, выделяется особо значимый круг вопросов методологического плана, связанных с адаптацией общетеоретических выводов к конкретным задачам развития приграничного региона. Обозначены механизмы управления развитием приграничных территорий в условиях трансформации социальной среды, которые необходимы как на региональном, так и государственном уровнях. Обоснована необходимость привлечения населения к разработке и реализации проектов и программ межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона и алгоритм использования краудфандинговой модели для развития приграничного сотрудничества.
краудсорсинг
краудфандинг
приграничный регион
социальные технологии
1. Александров А.А. Приграничное сотрудничество России и Финляндии в контексте интеграционных процессов на современном этапе // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. - № 6. – С. 179-183.
2. Бєлєнький П.Ю., Н.А. Мікула, Є.Е. Матвєєв. Конкурентність на транскордонних ринках. – Львів: Інститут регіональних досліджень НАН України, 2005. – 214 с.
3. Еврорегионы в системе трансграничного сотрудничества [Электронный ресурс] // Центр международных исследований ФМО БГУ: [сайт]. [2013]. URL: http://www.centis.bsu.by/metod/publ/euroreg.doc (дата обращения: 23.05.2014).
4. Кошелев В.Н. Еврорегион «Балтика» в социально-экономическом развитии калининградской области // Регион сотрудничества. – 2009. - № 1. – С. 43-50.
5. Московкин В.М., Крымский И.А. Российская интерактивная инновационная платформа // Инновации. 2008. № 3. С. 49-52.
6. Полякова М.И. Международные связи субъектов РФ: механизм реализации // Среднерусский вестник общественных наук. – 2008. - № 2. – С. 111-117.
7. Содействие развитию трансграничного сотрудничества между Еврорегионами Беларуси посредством создания и дальнейшего администрирования Интернет-сайта [Электронный ресурс] // Еврорегионы Беларуси: [сайт]. [2013]. URL: http://beleuroregion.by (дата обращения: 23.05.2014).
8. Чугреев В.Л. Создание краудсорсинг-проекта для публикации и обсуждения предложений по социально-экономическому развитию региона // Проблемы развития территории. – 2012. – Т. 62. - № 6. – С. 157-164.

Объективная возможность использования потенциала российско-украинского сотрудничества может быть обеспечена внедрением социальных технологий, краудсорсинга и краудфандинга для развития приграничных территорий. В ряде российских регионов, в том числе и в Белгородской области, реализуются проекты внедрения краудсорсинговых технологий, направленных на решения комплекса задач: привлечение инвестиций в региональную экономику; разработка социально-экономических стратегий развития региона; поддержка и развитие малого бизнеса в регионе; создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Этот опыт можно применять и для активизации приграничного сотрудничества.

В приграничных областях Российской Федерации и Украины созданы и функционируют четыре еврорегиона (еврорегионы «Днепр» и «Слобожанщина» (2003 год), еврорегион «Ярославна» (2007 год), еврорегион «Донбасс» (2010 год). В то же время, применение европейских форм и моделей приграничного сотрудничества на постсоветском пространстве нуждается в существенной проработке и переосмыслении. В первую очередь вновь созданные еврорегионы являются не формой или моделью трансграничного сотрудничества, а попыткой вернуть существовавшие социально-экономические связи между соседними областями. Такой подход ведет к комплексу неразрешимых проблем, таких как излишняя бюрократизация процессов, отсутствие включения населения в данные модели приграничной кооперации, малая заинтересованность бизнес-сообществ в экономическом взаимодействии.

В процессе внедрения модели еврорегиона в российско-украинском приграничье противоречивым является не только и столько нормативно-правовое закрепление сотрудничество приграничных территорий, но само понимание необходимости реализации приграничного взаимодействия.

С одной стороны, граница стала реальным барьером для населения, бизнес-структур, мешая полноценному развитию приграничных регионов. С другой – проекты и программы приграничного сотрудничества фактически не дают преимуществ для развития приграничных территорий, являясь декларативными и имитационными. Наблюдается недостаток применения социальных технологий в процессе внедрения моделей приграничного сотрудничества России и Украины.

Актуальным представляется выделить комплекс проблем, затрудняющих внедрение еврорегионов, как моделей межрегионального приграничного сотрудничества на территории России и Украины. На наш взгляд, это связано в первую очередь с отсутствием реальной государственной поддержки, в том числе финансовой. Принятая Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2016 годы определяет общие направления для развития, но не исполняет той роли, которую должен исполнять реальный инструмент для приграничного сотрудничества. К примеру, подобная программа «Европейский Инструмент Соседства и Партнёрства», которая действует в граничащих с ЕС регионах Украины и России, не только предоставляет финансирование, но и формирует правовое, проектное и информационное поле для разработки и реализации совместных проектов и программ на территории приграничных территорий.

Еврорегион как форма приграничного сотрудничества позволяет использовать уже наработанный опыт трансграничного взаимодействия и сделать попытку объединить интеллектуальные ресурсы соседей для оптимального сочетания их конкурентных преимуществ, т.е. еврорегион – это своеобразный проект, в рамках которого реализуются международные инициативы [1].

В целях эффективной и скоординированной реализации данных направлений особую значимость приобретает задача определения механизмов управления развитием приграничных территорий в условиях трансформации социальной среды, которые необходимы как на региональном, так и государственном уровнях.

Наряду с необходимостью сместить акценты в теоретическом исследовании, важно также преодолеть отрыв теории от практики. В этом отношении в рамках проведенного социологического исследования выделяется особо значимый круг вопросов методологического плана, связанных с адаптацией общетеоретических выводов к конкретным задачам развития приграничного региона (Экспертный опрос 2012 год, Харьковская и Белгородская области). По мнению экспертов, наиболее оптимальными инновационными технологиями являются социальные технологии (31,17%), в результате внедрения которых создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни, в том числе в сфере приграничного сотрудничества, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. Вторая позиция в иерархии внедрения инновационных технологий была отведена Интернет-технологиям (27,27%), которые действительно способны объединять информационные потоки от большого количества действующих лиц в области межрегиональных приграничных отношений для достижения большей согласованности своих действий в данном направлении, оптимизировать информационные процессы и информационное взаимодействие между людьми. Отметим, что внедрение Интернет-технологий для оптимизации работы по реализации проектов и программ межрегионального сотрудничества во «внутренне пространство» приграничного региона является достаточно сложным процессом. Как нам видится, связано это в первую очередь с тем, что сами по себе Интернет-технологии являются комплексной системой и не должны рассматривать как отдельно внедряемые инновационные технологии в процесс интеграции регионов. Методы проектного управления заняли третью позицию в иерархии внедрения инновационных технологий (18,18%). Применение методов проектного управления определяет наличие четкого плана, минимизации рисков и отклонений от него, эффективного управления проектами и программами межрегионального сотрудничества. Однако необходимо рационально сформировать «арсенал» методов и затем эффективно им управлять. Это позволит повысить эффективность приграничного взаимодействия, достичь слаженности в этой работе, создать единого понимания всеми участниками процесса приграничного сотрудничества задач и содержания реализуемых проектов и пр.

Политические технологии как искусство политического управления в ситуации межрегионального приграничного сотрудничества, возможно, не срабатывают (9,09% экспертов), поскольку они являются прерогативой политической деятельности, а не социально-экономического преобразования «приграничного пространства».

Проведенные исследования позволили сформировать следующие рекомендации

  • целесообразно обеспечение подготовки административного персонала для разработки и реализации программ и проектов приграничного сотрудничества;
  • создание условий для функционирования постоянных офисов и центров для обеспечения деятельности еврорегионов;
  • использование методов проектного управления при развитии еврорегионов;
  • обеспечение поддержки местных и локальных инициатив в сфере развития еврорегионов, в том числе и финансовой;
  • использование краудсорсинга и краудфандинга в условиях приграничного региона;
  • необходимо привлечение бизнеса и населения для реализации конкретных проектов межрегионального приграничного сотрудничества.

Многие российские авторы отмечают, что важной областью приграничного сотрудничества является формирование единого информационного пространства [4, 5, 6].

Украинские исследователи П.Ю. Беленький, Н.А. Микула, Є.Е. Матвеев отмечают, что трансграничное сотрудничество означает любые совместные действия, направленные на усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными сообществами или властями, а также обосновывают особую роль информационного обеспечения трансграничного сотрудничества, которая заключается в стимулировании информационного обмена между субъектами трансграничного сотрудничества [2].

Уровень развития информационного пространства приграничных территорий решающим образом влияет на экономику, социальную сферу и политику. Приграничное сотрудничество позволяет оперативно решать проблемы на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства и расширения инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях. Рост динамики числа пользователей Интернета, а также увеличение емкости информационного рынка позволяет утверждать, что формирование единого информационного пространства еврорегионов и регионов сотрудничества является перспективой недалекого будущего. Стоит отметить, что в настоящее время активизировался процесс информационной поддержки деятельности еврорегионов в виде создания информационных сайтов и порталов в сети Интернет [3, 7].

Так, целью Интернет-портала http://www.euroregion.ru является содействие межрегиональному приграничному сотрудничеству и территориальной интеграции при помощи проектных и информационных технологий.

Задачами проекта являются:

  • привлечение населения к разработке и реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона;
  • предоставление российско-украинским еврорегионам возможности для обмена информацией между структурами приграничного сотрудничества, органами региональной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями, населением приграничных территорий и общественными организациями;
  • информирование всех участников об основных тенденциях развития межрегионального приграничного сотрудничества на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины, Содружества Независимых Государств и Европейского Союза.

Рисунок 1 – Вид Интернет-портала до изменений

После создания и начала функционирования Интернет-портала структура сайта была серьезно изменена (рис. 1, 2).

Рисунок 2 – Вид Интернет-портала после изменений

В то же время на базе Интернет портала возможно использование крауфандинговой модели, целью которой будет являться не только привлечение финансирования к проектам приграничного населения, но и формой самоорганизации населения. Краудсорсинг в настоящее время перестает быть инструментом только фирмы или организации, его возможности как социальной технологии намного шире. Новые информационные технологии, а также удешевление массовых коммуникаций позволяют краудсорсингу, оформится в очень действенную и эффективную социальную технологию [8].

При этом организация работы данной платформы должно действовать по следующему алгоритму, представленному на рисунке 3.

Рисунок 3 – Алгоритм использования крауфандинговой модели для развития приграничного сотрудничества

Использование краудсорсинг и краудфандинг для развития приграничного сотрудничества позволит населению решать возникающие проблемы, а администрациям областей регионов – осознать, что граница может быть не только барьером, но и источником инвестиций и экономической привлекательности, сотрудничеством в сфере социальной политики, управления окружающей средой и т.д.

Статья опубликована при финансовой поддержке РГНФ №14-13-31006/14. Тема проекта «Технологии краудсорсинга в региональном управлении: возможности и риски».

Рецензенты:

Волкова О.А., д.соц.н., профессор, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г.Белгород.

Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Сапрыка В.А. КРАУДСОРСИНГ И КРАУДФАНДИНГ В УСЛОВИЯХ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13801 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674