Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ТРАНСГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Колодий Н.А. 1 Родионова Е.В. 1 Агранович В.Б. 1
1 ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Институт социально-гуманитарных технологий
Статья посвящена актуальным вопросам развития межрегиональной и трансграничной интеграции в туризме. Выявлены факторы, актуализирующие необходимость межрегионального и трансграничного взаимодействия. Обозначены пути повышения эффективности межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма. Обозначены основные тренды межрегионального сотрудничества в сфере туризма, такие как: межрегиональная интеграция посредством объединения конкурентных преимуществ регионов; межрегиональная отраслевая кооперация с целью реализации кластерного подхода; межрегиональная стратегия развития единой инфраструктуры в туризме, содействие развитию прогрессивных пространственных форм. Также доказана целесообразность использования программно-целевого метода в процессе планирования межрегионального и трансграничного взаимодействия.
программно-целевой метод
туристский кластер
межрегиональный туристский продукт
трансграничная интеграция
межрегиональная интеграция
1. Всемирная туристская выставка в Лондоне (World Travel Market, WTM). Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wtmlondon.com (дата обращения: 22.04.2014).
2. Лебедев А.В. Создание особых экономических зон как один из видов современных интеграционных процессов на региональном уровне // Всероссийская научно-практическая конференция «Управление региональными системами», 19 февраля 2008 г. – Волгоград: Изд-во Perpetum mobile, 2008. – С. 123–134.
3. Мантаева Э.И., Куркудинова Е.В. Мировой опыт кластерной модели развития [Электронный ресурс] // УЭкС. 2011. № 4. Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-38-382012/item/1085-2012-02-28-05-46-20 (дата обращения: 11.05.2012).
4. Международная ассоциация делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA). Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gbta.org/Pages/default.aspx (Дата обращения: 22.04.2014).
5. Международный форум юристов, специализирующихся в области правового обеспечения туризма и путешествий» IFTTA [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iftta.org/ (дата обращения: 22.04.2014).
6. Овчаров А.О., Мирошкин П.П., Степанова М.П. Развитие въездного и внутреннего межрегионального рынка туристских услуг// Российское предпринимательство. – 2010. – № 7. – Вып. 1 (162). – С. 130-136.
7. Смирнова Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I. – М.: РИОР, 2011. – С.15-20.
8. Теунаева З.Н. Институциональные инструменты межрегиональной интеграции на рынке туристских услуг // Материалы III Международного конгресса «Стратегия и инновационные факторы развития рекреационных территорий»: в 4 т. Т. 2. «Экономические и социально-политические аспекты формирования экономической безопасности туристско-рекреационных регионов», Пятигорск, 23–26 апреля 2008 г. / под ред. Я.Б. Данилевича. – Ессентуки: Изд-во СКНЦ ИПРЭ РАН, 2008. – С.158-165.
9. Турпортал Байкал и Восточная Сибирь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://travel-siberia.ru/ (дата обращения: 22.04.2014).
Актуальность темы развития  межрегиональной и трансграничной интеграции  в туризме определяется следующими факторами:
  • значительными начальными инвестициями в формирование современной инфраструктуры, размещаемой, как правило, на территории нескольких субъектов Российской Федерации (качественных автодорожных и железнодорожных подходов, гостиниц, кемпингов, мотелей, соответствующих уровню принимаемых туристов, объектов инженерной инфраструктуры и объектов коммунально-бытового назначения, сервисных служб и др.);
  • продолжительным и дорогостоящим этапом продвижения новых туристических зон и маршрутов;
  • необходимостью повышения привлекательности межрегионального туристского продукта.

Проблемная ситуация. Основы государственной политики  в сфере  взаимодействия региональных и муниципальных органов государственной власти,  формирования  и реализации межрегиональных программ развития туризма заложены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 год». Кроме того,             каждый федеральный округ имеет утвержденную стратегию социально-экономического развития (например, Южный федеральный округ  Распоряжение Правительства   от 5 сентября 2011 г. N 1538-р; Северо-Западный федеральный округ Распоряжение от 18 ноября 2011 г. N 2074-р и др.). Однако в условиях современных рыночных отношений межрегиональное сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Основой для такого сотрудничества должна стать разработка

  • долгосрочных программных документов социально-экономического развития;
  • схем туристско-территориального планирования различного уровня;
  • научно-обоснованного механизма координации деятельности органов государственной власти субъектов РФ, которые отвечают за развитие культуры и туризма.

Для повышения эффективности межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма, на наш взгляд, необходимо сделать следующее:

1. Провести анализ отечественного и зарубежного опыта межрегионального сотрудничества в сфере туризма. 

Для этого нам представляется целесообразным   проанализировать отечественный опыт создания ОЭЗ, туристских кластеров, структур по государственно-частному партнерству, программ и стратегий развития туризма. Данный анализ необходимо произвести  на уровне федерального округа; субъекта федерации; муниципального образования.

С целью выявления лучшего зарубежного опыта  необходимо провести анализ деятельности межрегиональных туристских организаций разных уровней:

  • специализированных организаций в системе ООН, таких как Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation (UNWTO));
  • неправительственных специализированных организаций по международному туризму: Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств, Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network IATAN), Международной ассоциации делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA) [4], международной организации «Международный форум юристов, специализирующихся в области правового обеспечения туризма и путешествий» IFTTA [5];
  • региональных и национальных организаций по туризму: Европейской комиссии путешествий, Европейской организации рекреации и отдыха, Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «НОРДЕН», Федерации ассоциаций скандинавских туристских агентств, Азиатско-Тихоокеанской туристской ассоциации (Pacific Asia Travel Association - PATA).

2. Проанализировать и обобщить разработки и организации поездок по существующим межрегиональным и трансграничным туристским маршрутам, предназначенным для групп туристов и индивидуальных путешественников. 

Анализ необходимо производить с учетом основных трендов  межрегионального сотрудничества  в сфере туризма, таких как:

  • Межрегиональная интеграция посредством объединения конкурентных преимуществ регионов с целью формирования условий для развития привлекательного инвестиционного климата (пример: в Вологодской области с участием московских инвесторов реализован инвестиционный проект в туризме «Великий Устюг - родина Деда Мороза»);
  • Межрегиональная отраслевая кооперация с целью реализации кластерного подхода. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций [3, 7]. Часто устойчивое взаимодействие между указанными субъектами и согласованность региональной политики являются необходимыми условиями для развития производственно-территориальных кластеров и повышения их конкурентоспособности (пример: проект Золотое кольцо Алтая, Золотое кольцо России, Золотое кольцо Сибири [9]).
  • Межрегиональное нормативно-правовое, социально-экономическое, организационно-административное сотрудничество для формирования туристско-рекреационных кластеров в целях устойчивого и последовательного развития туристско-рекреационного комплекса. Так, например, в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров: пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий); горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки); оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон); экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп); культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.) [8].
  • Межрегиональная стратегия развития единой инфраструктуры в туризме, содействие развитию прогрессивных пространственных форм (зон опережающего роста, туристских кластеров, особых экономических зон, агломераций), включая межрегиональное территориальное планирование, развитие транспортных систем и ускоренного транспортного сообщения [2].
  • Межрегиональная коммуникация в целях системной и управляемой концентрации организационных, интеллектуальных и материальных средств развития институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов. Это предполагает межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма всех видов (пример: проект Великий шелковый путь, Великий чайный путь).

Методологию проекта повышения эффективности межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма можно охарактеризовать как мультидисциплинарную, складывающуюся из:

1. Принципов, категорий, методик сравнительно-правового подхода (мониторинг имеющихся нормативно-правовых актов, регулирующих сферу межрегионального сотрудничества по реализации отдельных проектов и комплексных программ туристской направленности, в рамках действия которых происходит данное сотрудничество, с использованием сравнительно-правового метода   на примере не менее 2-х субъектов РФ в каждом округе на основании  общепризнанных критериев законодательной техники:

  • системность (внутренняя согласованность) правовых норм;
  • соответствие федеральному законодательству в данной сфере;
  • наличие механизма реализации правовых норм (отсутствие декларативности);
  • полнота правового регулирования отношений, возникающих в сфере межрегионального сотрудничества по реализации отдельных проектов и комплексных программ туристской направленности субъекта РФ.

1. Категорий, установок программно-целевого подхода, лежащего в основе государственной политики в сфере туризма в РФ.

2. Качественной методологии контент-анализа нормативно-правовой базы по организации межрегионального сотрудничества (необходимо проанализировать массив документов, отражающих межрегиональное сотрудничество в сфере туризма, деятельность государственно-частных партнёрств, проекты и программы; документы ОЭЗ).

3. Методики проведения фокус-групп. Состав фокус-группы формируется из представителей, обеспечивающих межрегиональную интеграцию, отраслевую кооперацию. Критерии для отбора респондентов: профессиональные компетенции, опыт деятельности в сфере межрегионального сотрудничества.

4. Количественной стратегии контент-анализа ресурсов сети интернет с целью определения эффективности существующих информационных систем поддержки межрегионального и трансграничного сотрудничества в сфере туризма.

5. Экспертного опроса в виде глубинного интервьюирования. Экспертами признаются представители турбизнеса, сотрудники предприятий туристской инфраструктуры, работники администраций регионов Российской Федерации, муниципальных образований, представителей государственно-частного партнерства, туристы и представители международных и зарубежных туристских ассоциаций межрегионального сотрудничества.

6. Методики анкетирования потребителей комбинированного турпродукта в рамках трансграничного туризма.

Проведенный анализ позволит   разработать механизм межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма, обеспечивающий условия для: 

Эффективного взаимодействия органов  государственной власти

  • Создания обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий и сопредельных государств;
  • Развития инфраструктуры туризма;
  • Повышения инвестиционной привлекательности туристического комплекса.

Разработки механизма реализации межрегиональных туристских   проектов

  • Проведения эффективной политики в деле сохранения объектов природного и культурно-исторического наследия;
  • Разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития туризма на федеральном и региональном уровне, для реализации которых необходимо разработать нормативно-правовой механизм создания Государственно Частного Партнерства (пример: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Портал ГЧП в России- avtonomnii_okrug_yugra).

Оптимизации программно-целевого метода как инструмента повышения эффективности взаимодействия органов  государственной власти РФ в сфере туризма

  • Совершенствования институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы.
  • Развития научно-исследовательской базы туристической отрасли.
  • Создания единого информационного пространства при продвижении межрегионального турпродукта на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта (международной туристской биржи в Берлине; международной туристской выставки-биржи FITUR в Мадриде; всемирной туристской выставки в Лондоне (World Travel Market, WTM) [1]; международной туристской биржи в Милане; международной выставки «Путешествия и туризм» в Москве (МИТТ)).

Рецензенты:

Лойко О.Т., д.ф.н., профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Колодий Н.А., Родионова Е.В., Агранович В.Б. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ТРАНСГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13906 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674