Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Галимуллина Э.З. 1
1 Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Казанский (Приволжский) федеральный университет”
В статье обсуждается роль интеграции интерактивных технологий в образовательный процесс при подготовке студентов-бакалавров направления «Прикладная информатика в экономике». Предлагаются формы и методы организации занятий, основанные на использовании сетевых курсов на площадках дистанционного обучения, с целью повышения интерактивности учебного процесса. Выдвинуто предположение о том, что интеграция интерактивных технологий в образовательный процесс позволяет повысить уровень самостоятельности и познавательной активности студентов при изучении курса «Информационная безопасность». В результате исследования были определены основные компоненты механизма интеграции интерактивных технологий в процесс самостоятельной деятельности студентов.
студент
сетевой учебный курс
система дистанционного обучения
интерактивные технологии
образовательный процесс
1. Асафова Е.В., Голованова И.И. Возможности интерактивных технологий при подготовке современного педагога/Е.В Асафова, И.И. Голованова /«Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям», приуроченная к 20-летию НИИ НПО: сборник статей по материалам международной научной конференция, Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 г., часть 2., СПб: изд-во РГПУ пед.ун-та А.И. Герцена. 2013.455 с. С.14-19. Режим доступа: http://kpfu.ru/publication?p_id=76725.
2. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
4. Галимуллина Э.З., Крайнова А.И. Интерактив, как один из способов повышения активной самостоятельности студентов // e-Журнал «Экономика и социум». 2014. № 2(11): [Электронный ресурс].
5. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. – Казань: Казан. ун-т, 2014. – 288 с.

Современные требования, предъявляемые к системе высшего образования, диктуют новые условия к организации учебного процесса. В настоящее время одна из актуальных задач, стоящая перед вузовским преподавателем, - внедрение новых подходов к организации учебных занятий в вузе [5]. В первую очередь это связано с ориентацией обучения на развитие самостоятельности и познавательной активности студентов в процессе обучения, в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. ФГОС нового поколения предъявляет к выпускникам высшего учебного заведения по всем направлениям подготовки совокупность требований, основанных на овладении ими общекультурными и профессиональными компетенциями, которые невозможно развить, применяя традиционные формы обучения. Следовательно, возникает необходимость внедрения новых форм и методов организации учебного процесса.

Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны непосредственно с применением интерактивных технологий и методов обучения.

Нами было выдвинуто предположение о том, что интеграция интерактивных технологий в образовательный процесс позволяет повысить уровень самостоятельности и познавательной активности студентов при изучении курса «Информационная безопасность».

Цель исследования - выявить механизмы интеграции интерактивных форм и методов в процессе обучения в высшей школе на примере изучения студентами курса «Информационная безопасность» на платформе дистанционного обучения.

Материал и методы исследования

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивность - это способ взаимодействия в режиме диалога в реальном или виртуальном (при использовании компьютера) пространстве на основе субъектной позиции участников взаимодействия [5]. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [3].

Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля [2].

Что же касается традиционного обучения, то его основной целью является передача студентам и наилучшего усвоения ими необходимого объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет умения и навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у студентов. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные преподавателем. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании студентов существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Знания, полученные в процессе обучения с применением интерактивных методов, приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире, особенностью которой является то, что студент получает ее в процессе собственной активности, а не в готовом виде от преподавателя. С другой стороны, студент в процессе взаимодействия на занятии с другими студентами и педагогом овладевает системой апробированных способов деятельности по отношению к себе и к группе, а также усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому, уже имеющиеся знания являются еще и инструментом для самостоятельного добывания новых сведений.

Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Мощными возможностями в организации интерактивного обучения обладают системы дистанционного обучения (СДО), например, LMS Moodle. Основным принципом организации обучения в LMS Moodle является социальный конструкционизм, целью которого является способствовать не только самостоятельному выявлению и конструированию студентами новых знаний, но и приобретению инструментария для добывания новых знаний и способов действий.

Для достижения цели исследования преподавателями ЕИ К(П)ФУ проводятся занятия с применением интерактивных методов и форм обучения. В сложившейся системе учебной деятельности студентов вуза образовательные формы опираются на организацию процесса самостоятельной работы студентов. В первую очередь, формы и методы обучения должны способствовать активной работе преподавателя с методами дистанционного обучения, в том числе на базе сетевых образовательных платформ. В К(П)ФУ активно используется платформа LMS Moodle, позволяющая создавать дистанционные учебные курсы (сетевые курсы), включающие в себя все необходимые обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы (или ссылки на них). Следовательно, образовательный контент находится в постоянном свободном доступе для студентов.

На площадке ДО К(П)ФУ нами был создан сетевой учебный курс «Информационная безопасность» для направления подготовки 230700 «Прикладная информатика в экономике». Данный сетевой ресурс разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины и снабжён всеми необходимыми методическими рекомендациями и указаниями, как для студента, так и для преподавателя. Методика проведения занятий с использованием сетевого ресурса предполагает проведение занятий без систематического, последовательного, монологического устного изложения преподавателем учебного материала, характерного для традиционной лекции. Вместо них проводятся вводные, установочные и итоговые занятия, носящие информационно-объяснительную функцию, на которых преподаватель обозначает проблематику и цель курса, план и логическую последовательность изучения учебного материала, разъясняет методы работы с ним и с самим сетевым ресурсом, а также рекомендует основную и дополнительную литературу. А основная часть лекционных занятий базируется на самостоятельном изучении студентами учебного материала с применением сетевого учебного курса или рекомендованной литературы. По мере возникновения необходимости преподавателем проводятся разъяснительные или корректирующие занятия, на которых рассматривается более сложный материал, требующий участия куратора. Во время интерактивной деятельности все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению какой-либо задачи. На итоговой лекции преподаватель совместно со студентами выделяет основные идеи курса, показывает каким образом можно использовать полученные знания на практике, а так же устанавливает междисциплинарные связи [4]. Кроме этого, сетевой ресурс содержит учебный форум, на котором участники курса (в данном случае студенты-бакалавры) задают вопросы и обсуждают проблемы, возникшие в процессе выполнения практического задания, а также обмениваются мнениями по учебными вопросам. Студенты всегда могут задать вопросы преподавателю в режимах on-line и off- line на площадке дистанционного обучения или во время установочных аудиторных занятиях.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа условий реализации интерактивного обучения и возможностей LMS Moodle для их обеспечения, нами были определены основные компоненты механизма интеграции интерактивных технологий в процесс самостоятельной деятельности студентов (Таблица 1).

Таблица 1

Компоненты механизма интеграции интерактивных технологий в процесс самостоятельной деятельности студентов

Условия реализации интерактивного обучения

Возможности LMS Moodle для обеспечения условий реализации интерактивного обучения

Комфортность в обучении

Образовательный контент находится в постоянном свободном доступе, представлен в удобной форме

Обратная связь

Реализация различных видов взаимодействия участников образовательного процесса: студент ↔ интерактивный контент, студент ↔ студент, студент ↔ преподаватель

Групповая деятельность студентов

Организация индивидуальной, парной и групповой работы с целью решения учебных задач и накопления совместного знания

Взаимоконтроль и оценка

Организация открытой образовательной среды для свободного взаимодействия с целью взаимной оценки и контроля

Выводы и заключение

Нами показано, что в основу самостоятельной работы студентов могут быть положены интерактивные технологии и методы обучения, позволяющие исключить пассивность студентов на занятиях и активизировать их познавательную деятельность. Приведен механизм реализации условий интеграции интерактивного обучения возможностями LMS Moodle. В результате интерактивные формы обучения приобретают новую глубину и значимость в организации самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа на основе интерактивных методов обучения, характеризующихся активизацией, позволяет студенту овладеть инструментарием для самостоятельного добывания новых знаний и способов действий.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г.Елабуга.

Мухаметшин А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, декан факультета педагогики и психологии, НИСПТР, г. Набережные Челны.


Библиографическая ссылка

Галимуллина Э.З. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13972 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674