Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Дубинина Т.Н. 1
1 Волжский филиал ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"
Изменения социокультурного пространства, происходившие в стране в последние десятилетия, актуализировали научный интерес к проблематике инноваций, породили проблему формирования нового качества человеческого капитала. Инновационный вектор развития государства, определённый государственной стратегией инновационного развития на период до 2020 года, настоятельно требует построения научно обоснованной системы взглядов и принципов по развитию способностей личности к инновационной деятельности, формированию её инновационного поведения. В реализации обозначенной выше стратегии носителем идеологии инновационного обновления выступает образование, и в нём должны создаваться благоприятные для инновационных процессов условия. Статья посвящена изучению путей и средств формирования инновационного поведения личности в образовательной среде вуза. Нами определены основные направления процесса формирования инновационного поведения; выявлены педагогические условия формирования данного феномена.
педагогические условия
компетентностный подход
инновационное поведение
1. Арсеньев Д.Г., Сурыгин А.И., Шевченко Е.В. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 87с.
2. Благов Е.В., Проскуряков В.А. О новой парадигме постиндустриального общества и экономической значимости нравственности // Инновации. 2011. № 12.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 192с.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С.20-26.
5. Молостова Н.Ю. Теоретико-методологические основания понятия «инновационное поведение» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т.12. № 5. С.132-136.
6. Осипова С.И. Теоретическое обоснование и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: дисс. … д-ра пед. наук. Красноярск, 2001. 348с.
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р // Интернет-портал "Российской Газеты" 2012 г. 3 янв. URL: http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (дата обращения: 10.10.2013).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 Строительство (квалификация (степень) «бакалавр»): утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.01.2010 г. № 54[Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. [2011]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m54.html (дата обращения: 10.02.2014).
9. Холодкова Л.А. Формирование инновационной культуры субъектов военного профессионального образования: теория и практика: дисс. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 377с.
10. Чаденкова О.А. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 36с.

В реализации государственной стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года носителем идеологии инновационного обновления выступает образование, и в нём должны создаваться благоприятные для реализации инновационных процессов условия в виде развитой среды генерации знаний, аккумуляции интеллектуального и творческого потенциала общества. Одной из приоритетных целей национальной системы образования в современных условиях социально-экономического развития государства становится подготовка личности, способной к самостоятельному освоению новых способов деятельности, к организации и реализации профессиональных инновационных проектов, то есть занимающей активную инновационную позицию, реализуемую в инновационном поведении. Целью нашего исследования является выявление средств и способов формирования инновационного поведения личности в образовательной среде вуза. Понятие инновационного поведения является ключевым в нашей работе и само по себе является инновационным.

Анализ психолого-педагогической литературы выявляет различие взглядов исследователей на проблему определения феномена инновационного поведения. Это можно объяснить разнообразием методологических подходов авторов к изучаемому явлению: В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский и др. придерживаются методологии системного подхода, О. В. Кобяк, Н. Ю. Молостова, О. В. Шелехова и др. - позиций детерминизма. Однако следует констатировать солидарность исследователей в позиции, что, проявляя инновационное поведение, человек непрерывно развивается сам и создаёт комфортные условия (новые технологические процессы, материальные и духовные ценности и т.д.) для преобразования реальности. Таким образом, явно обозначается общая тенденция к определению инновационного поведения через творчество, под которым понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, отличающееся самобытностью, направленность которого находится в зависимости от норм и ценностей социума, так как инновационное поведение характеризуется исследователями как социально обусловленное и осознанное. Мы предлагаем следующее определение данного понятия: инновационное поведение - управляемая инновационным сознанием творческо-деятельная активность личности, связанная с освоением новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни, совершенствованием профессионального мастерства, направленная на разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, новых технологических процессов с целью качественного преобразования действительности и обеспечения социально-экономического развития общества.

Теоретический анализ и изучение практики выявляют в процессе формирования инновационного поведения в вузе противоречия между:

  • социально-обусловленными требованиями общества к высокому уровню сформированности инновационного поведения и недостаточно эффективным использованием инновационных форм, методов и средств в практике профессионального образования;
  • необходимостью научного обоснования механизмов формирования инновационного поведения личности в образовательной среде вуза и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Возникающие противоречия актуализируют проблему поиска путей и средств формирования инновационного поведения личности в образовательной среде вуза на основе целостной психолого-педагогической концепции и модели. Решение проблемы формирования инновационного поведения у будущих бакалавров может быть представлено с опорой на различные подходы: личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический и т.д. Однако в сложившихся социально-экономических и политических условиях развития высшего образования наиболее эффективным и целесообразным нам представляется применение компетентностного подхода к решению данной проблемы.

Идеи модернизации образования на компетентностной основе нашли широкое отражение в трудах А.Л. Андреева, В.И. Байденко, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В.Краевского, А.В. Хуторского, Б.Д. Эльконина, Д.Г. Арсеньева, А.И. Сурыгина и других. Компетентностный подход как методологическая основа развития современного образования предполагает переход от «знание-центрической» ориентации образования, когда в качестве основной цели образовательной деятельности выступает формирование знаний, к гуманистической «личностно-центрированной», нацеленной на развитие индивидуальных способностей и качеств личности, её позиционное самоопределение, саморазвитие и самореализацию в профессиональной деятельности [3]. Учебная деятельность в контексте реализации компетентностного подхода всё больше приобретает исследовательский и практико-преобразовательный характер, тем самым сама становится предметом усвоения. Данный подход в образовании предполагает целостный опыт решения жизненных и профессиональных задач, выполнение ключевых функций, социальных ролей [1].

Обращаясь к вопросу компетентностной образовательной парадигмы, И.А. Зимняя рассматривает не только парадигму образования как целостной системы, но говорит о парадигмах его составляющих: парадигме целей, содержания, результата. Изменение целей образования, вызванные современными тенденциями социально-экономического развития РФ, объективно привели, по мнению исследователя, к смене традиционной «ЗУН-парадигмы результата» образования. Общим определением нового интегрального «социально-личностно-поведенческого феномена» как результата образования «в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих выступило понятие «компетенция/компетентность» [4]. Исследователь определяет компетенции как «потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, то есть способностях реализовать свой потенциал для успешной творческой (продуктивной) деятельности в определённой профессиональной и социальной сфере [4, с. 20-26].

Идея необходимости формирования компетенций будущих выпускников вуза, непосредственно связанных с постоянным самосовершенствованием, профессиональной мобильностью, креативностью, предприимчивостью, высокой степенью самостоятельности интенсивно культивируется в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [7, с.36]. Данного вида компетенции позволят выпускникам адекватно реагировать на современные изменчивые социально-экономические отношения в государстве, своевременно, эффективно и безболезненно перестраивать себя и свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. Мы полагаем, что из опыта реализации подобного ряда сформированных в вузе ключевых компетенций складывается эффективный и востребованный сегодня инновационный тип поведения личности. Иными словами, мы считаем возможным рассматривать инновационное поведение как результат образовательной деятельности, представляющий собой область пересечения или совокупность определённого ряда общекультурных и профессиональных компетенций.

Например, изучив перечень базовых компетенций, которые, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки Строительство квалификации (степени) «бакалавр», определяются как результат освоения основной образовательной программы, мы выделили компетенции, которые, на наш взгляд, детерминируют инновационное поведение будущего бакалавра-инженера. К таковым мы относим:

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
  • умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
  • владение методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей (ПК-15).

Состоявшаяся совокупность обозначенных компетенций, которая, согласно нашей гипотезе, выступает основным показателем сформированности инновационного поведения, обеспечит решение ряда профессиональных задач, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров рассматриваемого направления. Мы считаем, что от уровня сформированности инновационного поведения у будущего бакалавра-инженера будет зависеть эффективность решения таких задач, как проектирование зданий, сооружений и оборудования, конструирование новых деталей, освоение новейших технологических процессов в ходе подготовки строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, изготовления машин и оборудования, осуществление опытно-экспериментальной деятельности [8].

Таким образом, формирование инновационного поведения у будущих бакалавров-инженеров направления подготовки Строительство представляется нам как одно из основных направлений их профессиональной подготовки в вузе.

В структуре инновационного поведения мы выделяем следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и личностный.

Результат, то есть высокий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента, проявляется в наличии устойчивой мотивации к обучению, обусловленной неизменной потребностью в приобретении и использовании новых знаний и умений, потребностью преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде; в актуализации мотивов творчества, в основе которых потребности личности в самореализации и саморазвитии, а также воздействие внешних общественных потребностей социально-экономического развития РФ; в становлении и развитии ценностного отношения к изменениям и новизне.

Когнитивный компонент инновационного поведения предполагает наличие знаний о сущности и содержании инноваций, целях и методах их реализации; владение теоретическими основами и методологическими принципами проведения научных исследований (научной организации умственного труда) и осуществления проектных разработок; развитое творческое (дивергентное) мышление, способствующее активизации творческого процесса.

К показателям уровня сформированности деятельностного компонента инновационного поведения мы относим владение методами поиска и осуществления инновационных идей, то есть наличие сформированных умений осуществления научно-исследовательской и проектной деятельности, ибо инновация, средством осуществления которой выступает исследуемый феномен, есть разработка, внедрение и освоение новых (усовершенствованных) продуктов или технологий, осуществляемая на основе результатов научных исследований. В качестве отдельного показателя деятельностного компонента инновационного поведения мы выделяем диагностико-прогностические умения, включающие в себя развитие способности реагировать на масштабные социокультурные изменения, самостоятельно принимать верные творческие решения в неоднозначных ситуациях, прогнозируя и адекватно оценивая их последствия.

Выделение личностного компонента инновационного поведения продиктовано выделяемой исследователями взаимосвязью между формирующимися в онтогенезе мотивами и личностными особенностями [9]. Такие личностные качества как инициативность, креативность и гибкость, на наш взгляд, могут быть определены как детерминанты мотивации личности к инновационному поведению.

Учитывая, что процесс формирования инновационного поведения слагается из формирования каждого из выделенных компонентов, нами были определены следующие направления данного процесса: теоретическое, ценностно-смысловое и практическое.

Теоретическое направление представляет собой создание условий для получения студентом комплекса знаний об инновациях, их роли в системе социокультурного развития государства и механизмах их осуществления; для оснащения их знанием о технологиях и моделях взаимодействия с окружающим миром в форме инновационного поведения: осуществление творческой научно-исследовательской и проектной деятельности, результатом которых будет инновация.

Ценностно-смысловое направление формирования инновационного поведения обусловлено пониманием того, что данный процесс сложен и многогранен и обеспечивается влиянием и внутриличностных факторов, и педагогических условий. Интериоризация социокультурных ценностей нацеленного на инновационное развитие общества во внутренние установки обучаемого, становление его инновационно ориентированной субъектной позиции, которая представляется нам как сложная система отношений, мотивов, ценностных установок, является стержневой основой формирования инновационного поведения в вузе. То есть на первом месте должны быть вопросы, связанные с формированием ценностного отношения студентов к изменениям, новизне, с возникновением у них потребности в приобретении и использовании новых знаний и умений, в саморазвитии и творческой самореализации. Становление инновационной субъектной позиции учащихся возможно при внедрении в образовательный процесс идей и положений личностно-ориентированной парадигмы образования, системообразующим принципом которой является принцип субъектности, то есть в центре внимания студент, который рассматривается как самостоятельный субъект жизни, как полноправный участник процесса обучения со своими взглядами и мировоззрением. Главной целью образовательного процесса данная парадигма рассматривает создание условий для позиционного самоопределения личности, её общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития и самореализации. Достижение этой цели возможно при приоритетном использовании активно-деятельностной роли обучаемых в условиях реализации субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса [6]. Субъектами инновационного образовательного процесса, способствующего формированию инновационного поведения у студентов в вузе, одновременно являют­ся и студент, и преподаватель, то есть этот процесс неизбежно реализуется как двусторонний. Если это не принимать во внимание, то из системы формирования иннова­ционного поведения выпадает все собственно образовательное, связанное с преподавателем и учеником, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности в вузе. По Л.А. Холодковой, «в диалоге культур обучающегося и обучающего переплавляется зафиксированная в содержании образования инновационная культура. Итогом такого обучения будет обогащение духов­ного мира слушателя и преподавателя, что является непременным условием успешности в инновационной деятельности» [8, с.120].

Практическое направление процесса формирования инновационного поведения в вузе предусматривает включение студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность, что предполагает применение активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих обучаемого ресурсами реализации возникающих потребностей в инновациях, предоставление арсенала средств, позволяющих инициировать новое на уровне идей, проектов, институтов практической реализации, непосредственного внедрения и эксплуатации нового.

В соответствии с представленными выше направлениями, мы определили педагогические условия формирования инновационного поведения у студентов в вузе. Само понятие «педагогические условия» определяется как «система объективных и субъективных требований, реализация которых субъектами образовательного процесса позволяет добиваться достижения цели образования и получения желаемого результата». Итак, в качестве педагогических условий формирования инновационного поведения мы рассматриваем:

  • мотивацию студентов к осуществлению инновационной деятельности;
  • организацию педагогического субьект-субьектного взаимодействия на основе коэволюционого развития преподавателя и студента;
  • организацию исследовательской и проектной деятельности, необходимой для принятия решений, разработки и внедрения социально значимых инновационных проектов;
  • внедрение в образовательную среду инновационных педагогических технологий, создание особой креативной среды;
  • разработку системы мониторинга результатов и управления научно-исследовательской и проектной деятельностью студентов.

На практике обогащение содержания образования, способствующее формированию инновационного поведения личности, может быть реализовано в рамках блочно-модульной структуры, предусмотренной ФГОС ВПО. В вариативную часть мы предлагаем включить курс с условным названием «Инновационное проектирование», нацеленный на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций, детерминирующих инновационное поведение. Предлагаемый курс ориентирован на актуализацию мотивационно-ценностного отношения к обучению и саморазвитию, творчеству и самореализации в инновационной деятельности (что будет способствовать формированию в образовательном процессе вуза мотивационно-ценностной и когнитивной составляющей инновационного поведения) и освоение навыков научно-исследовательской, проектной и рефлексивно-прогностической деятельности (таким образом будет реализовано формирование деятельностного и личностного компонентов инновационного поведения).

На сегодняшний день в вузах Чувашской республики, осуществляющих подготовку бакалавров исследуемого нами направления Строительство, проблема формирования инновационного поведения у будущих бакалавров остаётся без должного внимания. Однако следует отметить наличие ряда благоприятных условий его становления в вузе. В образовательной программе бакалавриата направления подготовки Строительство содержится перечень дисциплин, связанных с определёнными аспектами феномена инновационного поведения, что, на наш взгляд, во многом определяется спецификой данного направления подготовки, нацеленной на интеллектуальное обеспечение процесса создания новой или усовершенствованной продукции, освоение или внедрение технической инновации, разработку методов и средств преобразования окружающей среды. В учебные планы включены дисциплины творческо-исследовательской направленности: Основы инженерного творчества, Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений, Изыскание и проектирование автомобильных дорог, Управление проектами, Инновационный менеджмент и т.д. При вузах организуются специальные курсы, на которых могут получить дополнительную креативную подготов­ку, например: Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» проводит последипломный образовательный курс «Инновационный инжиниринг»; Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова предоставляет возможность пройти курсы повышения квалификации по программе «Конструктивные решения, обследование строительных конструкций зданий и сооружений, в том числе на технически сложных, особо опасных объектах», «Проект организации строительства, специальные разделы проекта, в том числе на технически сложных, особо опасных объектах» и др.

Таким образом, в условиях развивающегося общества действительно очевидна необходимость обогащения содержания образования материалом, способствующим формированию инновационного поведения, как интегрального качества личности, выступающего показателем успешности её социализации и залогом её творческой самореализации в профессиональной деятельности. Изучение механизмов формирования инновационного поведения личности в образовательной среде вуза позволило сделать вывод,

что педагогическая деятельность в вузе в контексте формирования данного феномена может быть представлена в форме взаимодействия преподавателя и студента при управлении учеб­ной, научно-исследовательской и проектной деятельностью и должна быть направлена в первую очередь на становление инновационно ориентированной субъектной позиции студентов, то есть сложной системы отношений, мотивов, целей и ценностей инноваций, выступающей побудителем инновационного поведения. С целью обеспечения студентов ресурсами реализации потребностей в инновациях предполагается активное использование интерактивных форм обучения, организация и проведение конкурсов творческих научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, решение ситуативных задач и т.д., активизирующих интеллектуальную деятельность, развивающих творческое мышление, способствующих саморазвитию и творческой самореализации студентов в инновационной деятельности.

Рецензенты:

Кожанова М.Б., д.п.н., доцент, проректор по воспитательной и социальной работе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет», г. Чебоксары.

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор НИИ этнопедагогики им. Академика РАО, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Дубинина Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14020 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674