Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Бородаева Г.Г. 1 Руднева И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Изложены актуальные вопросы профессионально-личностного становления будущего специалиста психолого-педагогической и социально-образовательной сферы в период вузовского обучения. Рассмотрена сущность понятий волонтерство, волонтерская деятельность, мотивация волонтерской деятельности. Приведены данные социологического опроса студентов – будущих специалистов помогающих профессий. Определены основные потребности молодежи, реализуемые в рамках волонтерской деятельности: потребность человека быть нужным другому человеку, потребность в общении, потребность в творчестве, потребность в саморазвитии и построении карьеры, потребность в приобретении социального опыта, потребность в подтверждении самостоятельности и взрослости. Показано, что волонтерская деятельность выступает как условие и фактор формирования социально значимых личностных свойств человека.
профессиональная подготовка специалистов
социальная зрелость
личность
волонтерская деятельность
волонтер
1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 287 с.
2. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Формирование социальной зрелости у студентов. Вопросы теории и практики: монография. – Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 209 с.
3. Всеобщая декларация волонтеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wildfield.ru/club/c04b102.htm (дата обращения: 16.08.2013).
4. Сухобская Г.С. Социальная и социально-психологическая зрелость: основы идентификации личности в образовательном процессе // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – Вып. 5. – С. 215–234.
5. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1985. – № 6. – С. 26–37.
6. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.basa.garant/104232/ (дата обращения: 14.08.2013).
В каждом социуме есть люди, для которых труд на благо других людей является важным способом связи и общения с миром и самим собой, средством самореализации и самосовершенствования. Анализ эмпирических фактов свидетельствует о том, что современное российское общество характеризуется все возрастающей направленностью на помощь и гуманизацию отношений между людьми самых разных возрастных и социальных групп населения. Одним из способов реальной помощи и социального служения выступает волонтерство. Как известно, волонтерство (voluntarius - в переводе с латинского означает добровольно) - это деятельность, которая осуществляется добровольно на благо людям, без расчета на денежное вознаграждение. Волонтерская деятельность направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим. Поэтому в научной литературе и в практике социально-педагогической работы часто используются эти два понятия: волонтерская и добровольческая деятельность. Более того, понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества [3, 6].

Цель исследования заключалась в осмыслении содержания и форм организации волонтерской деятельности студентов - будущих специалистов психолого-педагогической и социально-образовательной сферы как фактора их личностно-профессионального формирования.

Мы в своей работе используем понятие волонтерская деятельность, подразумевая при этом практическую деятельность студентов-волонтеров, направленную на помощь и организацию взаимопомощи тем людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это, конечно, пожилые и старые больные люди, инвалиды разного возраста и пола, беспризорные дети и подростки, убегающие из семьи, детского дома или приюта по разным причинам, в том числе «беглецы-романтики», желающие посмотреть мир. В трудной жизненной ситуации могут оказаться семьи, пострадавшие в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или социальных конфликтов, а дети и подростки становятся сиротами. Другими словами, в трудной жизненной ситуации может оказаться любой человек, поэтому важно, чтобы наряду с профессиональной подготовкой специалистов, призванных по долгу службы помогать людям, развивалось волонтерство как способ социального служения человека независимо от своей профессии.

В то же время мы считаем, что организуя профессиональную подготовку специалистов, так называемых помогающих профессий - социальных педагогов, социальных работников, психологов-педагогов, педагогов-дефектологов - необходимо создавать условия для формирования их социальной зрелости и проявления социальной активности. От ответственных профессиональных решений этих специалистов часто зависят жизнь и здоровье ребенка или взрослого, находящегося в трудной жизненной ситуации. А эффективная, неформальная, действенная профессиональная помощь в области социальной защиты детства и помощи семье может быть оказана только социально зрелым специалистом. Приобрести опыт такой деятельности студентам может помочь участие в волонтерском движении. Ведь очень часто волонтерская деятельность - это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность студенту проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, апробировать свои умения, развить компетенции в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути и своей будущей профессиональной карьеры. Как показывают данные проведенного нами социологического опроса, студенты-волонтёры включаются в работу по проекту в связи с различными причинами. Студенты работают в волонтерских проектах:

  • «ради приобретения опыта взаимодействия с разными людьми» (20 % опрошенных);
  • «ради знакомства и изучения особенностей различных жизненных ситуаций» (12 % опрошенных);
  • «для выявления причин возникновения трудных и проблемных ситуаций - в одних случаях по вине самого человека, в других - из-за стечения негативных факторов и случайностей» (15 % опрошенных);
  • «в целях развития специальных навыков и знаний» (18 % опрошенных);
  • «ради установления деловых связей и личных контактов» (35 % опрошенных).

Другими словами, более половины опрошенных студентов включаются в разработку и реализацию волонтерских проектов ради приобретения нового учебно-профессионального опыта и установления деловых связей.

Анализ практики работы авторов с волонтерами позволил выделить основные потребности молодых людей, которые успешно реализуются в рамках волонтерской деятельности. Рассмотрим характеристику основных из них:

  • потребность человека быть нужным другому человеку. Волонтерство позволяет ощутить свою полезность. Это может быть серьезным мотивом для подростков и молодых людей: «я очень необходим, во мне нуждаются другие люди; эти незнакомые ранее, возможно разного возраста и пола, представители разных национальностей и религий, люди считают меня полезным». Такие переживания обладают несомненной ценностью для самоопределяющейся личности;
  • потребность в общении. Как известно, для подросткового возраста и молодежи общение является ведущим видом деятельности, «общение становится локомотивом всего личностного индивидуального развития человека». Большинство молодежных волонтерских акций и проектов - это массовые мероприятия, организованные группой волонтеров. В компании единомышленников студентам интересно работать, у них «расширяется круг общения». Для студентов-волонтеров важно знать, что по завершении проекта каждый из них будет знаком не менее чем с сотней людей, что мобильный телефон многих пополниться «нужными» телефонами, что предстоит общаться с представителями власти и бизнеса. Этот новый опыт общения с представителями других возрастов, а, главное, общение с людьми других социальных и профессиональных групп является серьезным и осознанным мотивом активной волонтерской деятельности. И это очень серьезное новое качество общения - ведь студентов с этими людьми объединяет дело, общие трудности и общий успех;
  • потребность в творчестве. Как показывает опыт в волонтерские акции и проекты включаются молодые люди из разных сфер - студенты гуманитарных и технических вузов, молодые рабочие и специалисты, молодые мамы и домохозяйки, молодые бизнесмены. И вне зависимости от профессиональной подготовки и места работы или учебы у волонтеров есть возможность включаться в творческий процесс. Это могут быть и выступления перед публикой, подготовка сценариев, и журналистика, дизайн, реклама. По мнению исследователей, искусство и творчество обладают неисчерпаемыми возможностями для самовыражения и саморазвития личности. Искусство и творчество выполняют эстетическую функцию, которая позволяет сформировать эстетические ценности и ценностные ориентации человека в мире, развить коммуникативные способности человека, связанные с обменом мыслями, идеями и эмоциями между людьми разных национальностей, даже говорящими на разных языках. Кроме этого, творчество обладает терапевтическими свойствами, выступая как средство самовыражения, самопознания личности. В ходе разработки и реализации проекта волонтерам часто бывает нужно составить листовку, сочинить и написать текст и продумать ее оформление. В разработке сценария важно уметь написать стихи или сочинить песню, придумать «слоган-девиз», выполнить коллаж или плакат, подготовить выступление на сцене, написать пресс-релиз или статью, сделать фото-отчет и многое-многое другое. Навыки такой индивидуальной и коллективной творческой работы студентов-волонтеров, а затем ее успешная реализация оказывают позитивное влияние на выбор дополнительной профессии, что особенно важно в условиях рыночной экономики, или становятся хобби, что также важно, как средство самопомощи студентов-волонтеров в их сложных жизненных ситуациях;
  • потребность в самореализации и построении карьеры. Как мы уже отмечали, участие в волонтерстве позволяет студентам устанавливать деловые и личные связи, «приобретать» уважение в студенческой среде и среди преподавателей. Кроме этого, в волонтерской деятельности у многих студентов часто проявляются и развиваются организаторские, лидерские способности. Руководителю волонтерской группы важно создавать условия, при которых каждый волонтер сможет попробовать себя на разных «ролях», на разных участках работы, сравнить, выбрать для себя наиболее интересную, привлекательную, в меру сложную, но достижимую ее часть;
  • потребность в приобретении социального опыта. Как известно, человек становится личностью в процессе и в результате формирования определенного социального опыта. И чем больше социального опыта, просоциального большей частью (разнообразных переживаний и эмоций, всевозможных отношений и событий), тем в большей степени развиваются личностные качества молодого человека. Участие в волонтерской деятельности позволяет студентам формировать опыт «обнаружения и определения» различных социальных проблем, развивать умения выявлять их причины. Но главным является формирование опыта проектирования содержания социально-педагогической работы, умения создать условия для успешной реализации проектов и программ, а также развитие способности рефлексии. Это такой опыт, который позволяет в той же логике успешно и легко решать собственные профессиональные и личные задачи;
  • потребность в подтверждении самостоятельности и взрослости. Работая над серьезными «взрослыми» социальными проблемами, молодые волонтеры демонстрируют обществу свою зрелость, оригинальность, самостоятельность. Волонтерские акции по сбору средств для приобретения дорогостоящих лекарств, проведение операций тяжелобольным детям своими суммами часто впечатляют даже очень состоятельных родителей.

Кроме удовлетворения потребностей, интересов и личностных мотивов для студентов-волонтеров не бывают лишними так называемые «ресурсные возможности». Включаясь в волонтерскую деятельность, люди становятся обладателями сопутствующих благ. Участники волонтерских акций и проектов получают одежду (футболки, бейсболки, галстуки), фирменную продукцию (ручки, блокноты, сувениры), питание. Волонтеры - участники многочисленных конкурсов и фестивалей награждаются ценными призами, путевками, бесплатными образовательными курсами и прочее. Кроме того, за время участия в акциях и проектах у волонтера собирается портфолио, представляющее интерес для потенциального работодателя. И, на наш взгляд, самый сильный мотив и самая большая отдача волонтерской работы - это вера, убежденность и реальное доказательство того, что силами волонтерской деятельности невозможное возможно. Волонтерская практика авторов убеждает, что какой бы нереальной на первый взгляд не казалась идея, но если - это кому-то очень нужно, кого-то спасает, кому-то помогает, всегда можно найти ресурсы и возможности, а, главное, найдутся люди, готовые помочь, и все получается! «Ведь, если звезды зажигают, значит это кому-то нужно!»

Участвуя в волонтерской деятельности, молодые люди приобретают ряд практических навыков, необходимых им и в повседневной жизни. К их числу относятся:

  • умение слышать и слушать;
  • умение вести за собой;
  • умение расположить к себе собеседника;
  • умение принимать решения;
  • опыт работы с группой, знание основ психологии;
  • организаторские и лидерские способности.

Анализ волонтерской практики показал, что организация и участие в волонтерской деятельности способствует развитию у молодых людей таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Наблюдается динамика в развитии творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность молодых людей в саморазвитии и самосовершенствовании.

Основным новообразованием, свидетельствующем о личностном развитии человека, выступает социальная зрелость. Сущность феномена социальной зрелости личности проявляется в ее ценностях, целях, жизненных смыслах, в отношении с ценностями и целями развития общества и цивилизации [1, 4, 5]. Социальная зрелость - это целостное качество личности, которое проявляется:

  • в потребности человека быть и считаться значимым для других людей и общества в целом;
  • в активности самого человека в организации труда, быта, его стремлении планировать свою жизнь и достигать успеха;
  • в уровне и качестве общественных связей человека с другими людьми;
  • в чувстве сопричастности с общественно-политическими процессами, происходящими в обществе при выборе своего жизненного пути;
  • в способности осуществлять свободный и ответственный выбор, стремлении к гуманному отношению к себе самому, другим людям, обществу и миру в целом на основе ценностей добра, любви, веры и совести;
  • в стремлении человека к своему собственному идеалу - себе самому;
  • в активности, творчестве, потребности человека в самоактуализации;
  • в силе духа, ответственности, высокой морали человека [2].

И если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на общении в группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Как известно, личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом и молодежном возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду, к миру. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, формируются навыки самоконтроля в нетипичных ситуациях, развиваются проектировочные, аналитические, коммуникативные умения.

Таким образом, волонтерство понимается нами как социальный феномен, реализуемый в гуманистически ориентированном обществе. Волонтерство выступает как возможность социального служения, оказания добровольной и бескорыстной помощи различным категориям детей и взрослых. Мотивы волонтерской деятельности определяются социальными и духовными потребностями человека и не связаны, как правило, с удовлетворением материальных потребностей. В волонтерской деятельности человека человек становится и развивается как личность. В волонтерской деятельности у человека формируются представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. В волонтерскую работу, как правило, включаются люди уже имеющие необходимый и достаточно высокий уровень социального, духовного и нравственного развития. Вместе с тем волонтерская работа может выступать как фактор формирования социально значимых личностных свойств студентов - будущих специалистов, от профессиональной деятельности которых в будущем и настоящем зависит развитие российского общества.

Особенно важно иметь опыт участия и руководства волонтерскими проектами для специалистов психолого-педагогической и социально-образовательной сферы. Их профессиональная подготовка осуществляется в вузе согласно ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование». Стандарт определяет перечень профессиональных задач, к решению которых должен быть подготовлен выпускник. К их числу относятся проектирование и реализация программ профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и молодежи, программ и проектов сопровождения образования детей с отклонениями в развитии, программ и проектов консультативной, информационно-методической помощи, а также руководство проектной деятельностью обучающихся. Другими словами, для выпускников уровней бакалавриата и магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социальных инициатив, социальных проектов выступает в качестве основной профессиональной компетентности формируемой в процессе подготовки студентов в вузе.

Таким образом, анализ научных данных и эмпирических фактов показывает, что волонтерство - характерный признак гуманного цивилизованного общества. С развитием гуманного общества развиваются и сама идея волонтерства как добровольной и бескорыстной помощи разным категориям детей и взрослых, и различные направления, формы и способы добровольческой деятельности.

Рецензенты:

Николаева М.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.

Сафронова Е.М., д.п.н., профессор, и.о. зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Бородаева Г.Г., Руднева И.А. ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074