Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Азаматова Р.М. 1 Баллиева Х.Ю. 1 Гузиева Л.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
В интересах развития инновационной экономики государство должно выработать и реализовать эффективную инновационную политику как на федеральном, так и региональном уровне, которая была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости, усиления ее инновационной составляющей и качества экономического роста. С этой целью разработана и предложена структурно-логическая схема формирования региональной инновационной политики, составными элементами которой являются цели, задачи инновационной политики и направления их достижения, а также укрупненный состав механизма научно-технической и инновационной политики. Применение данной модели возможно только при наличии эффективного экономико-финансового механизма инновационной деятельности, представляющего собой организационную совокупность субъектов, объектов, источников, форм и методов прямого и косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности в регионе, обеспечивающую развитие приоритетных направлений этой деятельности.
инновационная деятельность
региональная инновационная политика
инновационная политика
инновационная экономика
1. Бекетов Н. Государственная политика инноваций // Экономист. – 2004. – № 9. – С. 64- 70.
2. Вранчан Н.А. Региональная инновационная политика России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 5. - Вып. 1 (183). – С. 40-44.
3. Иванов В.В. Инновационная политика России: варианты и перспективы // Инновации. - 2011. - № 02 (148). – С. 14-27.
4. Ильин В.А. Теория и практика социально-экономических преобразований в России: региональный аспект. – СПб. : ИСЭП РАН, 1998. – 82 с.
5. Концепция 2020: региональная инновационная политика // Россия и современный мир. – 2012. – № 1. – C. 35-41.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.

В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития возникает необходимость разработки и реализации регионами модели инновационной политики на основе оптимального сочетания методов государственного регулирования и экономических методов стимулирования.

Региональные аспекты научно-технической и инновационной политики традиционно считаются наиболее существенными для стран со значительным научным потенциалом и большой территорией. Российская Федерация, несомненно, относится к государствам подобного типа. В связи с этим российская инновационная система должна строиться, на наш взгляд, с учетом особенностей территориальной протяженности, при этом ее основная цель должна состоять в создании мощной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала регионов в целом и с учетом особенностей каждого.

В такой стране, как Россия, необходима выработка регионами собственной инновационной политики, разработка целевых региональных инновационных программ и проектов. В процессе преобразования научно-технического потенциала необходимо создать принципиально новый организационный механизм, экономическую и нормативно-правовую базу в сфере региональной научно-технической и инновационной политики РФ, позволяющие эффективно использовать возможности научно-технического потенциала территорий как в собственных, так и в общегосударственных интересах.

Инновационная политика как составляющая экономической политики региона, во многом определяется хозяйственной структурой региона, в которой важное значение имеют структурообразующие предприятия [4]. На региональном уровне наиболее целесообразным является регулирование определенных видов деятельности, реализация конкретных программ и проектов, территориальных заказов и контрактов инновационного характера. Речь идет о формировании условий для создания и производства инновационной продукции; конкурентоспособных товаров, обладающих потребительской новизной и полезностью; модернизации производств; развития венчурного предпринимательства; привлечения инвестиций в инновационную сферу. Перечисленные направления выступают объектом регулирования инновационных процессов на региональном уровне. Субъектами регулирования на региональном уровне являются участники инновационного процесса, а также исполнители региональных инновационных программ, проектов, заказов и контрактов [2].

Таким образом, региональное регулирование хозяйственной среды должно быть нацелено на поддержку конкретных мероприятий, а также определенных видов деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности местного производства и выпускаемой продукции, пополнение доходной части местных бюджетов и способствующих социально-экономическому развитию территории.

Вследствие того что региональная инновационная политика является составной частью федеральной государственной инновационной политики России, целевая направленность ее определяется рамками стратегического развития экономики в целом. Однако можно выделить и конкретизировать некоторые особо важные и своеобразные цели региональной инновационной политики: развитие совокупного инновационного потенциала в регионе; выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции; поиск и мобилизация внутренних инновационных резервов экономического роста; создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального использования инновационного потенциала в регионе и имеющихся научных, производственных, материальных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов; содействие развитию рынка инновационных проектов; всемерная поддержка инноваций.

На уровне субъектов РФ задачи инновационной политики зависят от поставленных целей и выбранной стратегии развития. С учетом целей и задач основные направления региональной научно-технической и инновационной политики можно сформулировать следующим образом: 1) создание условий для перехода экономики региона к устойчивому развитию на основе производства инновационной продукции с использованием ресурсосберегающих технологий; 2) обеспечение развития инновационной деятельности и производительных сил региона с использованием программно-целевых методов; 3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры и эффективной системы управления инновационной деятельностью в регионе; 4) обеспечение благоприятной для инвестиций среды в производственную сферу региона.

Процесс формирования, научного обоснования и реализации региональной инновационной политики представляет собой механизм ее выработки и реализации.

Объединив отдельные элементы региональной инновационной политики, представим ее в виде структурно-логической схемы, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-логическая схема формирования региональной инновационной политики.

Применение данной модели возможно только при наличии эффективного экономико-финансового механизма научно-технической и инновационной деятельности, который представляет собой организационную совокупность (систему) субъектов, объектов, источников, форм и методов (процедуры) прямого и косвенного (через экономические льготы и т.д.) финансирования научно-технической и инновационной деятельности в регионе, обеспечивающую развитие приоритетных направлений этой деятельности.

Субъектом финансирования инновационной деятельности является орган власти и управления, принимающий решение о мобилизации и использовании источников финансирования научно-технической деятельности, предоставлении экономических льгот и преимуществ научно-техническим организациям и инновационным проектам. В качестве объекта выступают научно-техническая организация, инновационный проект или осуществляющая его ассоциация (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т.д.), получающие финансирование или экономические льготы от органов управления.

Среди источников финансирования инновационной деятельности в регионе можно выделить: 1) местный бюджет: прямые инвестиции в ценные бумаги с расчетом на их окупаемость; безвозвратные субвенции (целевые ассигнования); бюджетный кредит; прямое уменьшение доходов из-за налоговых льгот, освобождения от платы за землю и другие ресурсы; возможное уменьшение доходов при гарантиях по кредитам и инвестициям; расходы на содержание региональной инфраструктуры при предоставлении ею льготных или бесплатных услуг; инвестиционный кредит; 2) целевые и внебюджетные фонды (фонды фундаментальных исследований, технологического развития, содействия малому бизнесу, охраны окружающей среды); 3) привлеченные средства российских инвесторов, коммерческих банков, страховых обществ, инвестиционных, венчурных и пенсионных фондов, предприятий, граждан; 4) иностранные инвестиции; 5) собственные средства инновационных предприятий.

В схематичном виде структура экономико-финансового механизма формирования и реализации научно-технической и инновационной политики представлена на рис. 2.

Рис. 2. Экономико-финансовый механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики.

Для оценки эффективности экономико-финансового механизма инновационной деятельности необходимо, по нашему мнению, учитывать следующие основные показатели:

  1. выполнение международных, республиканских и региональных научно-технических программ по решению научно-технических проблем, созданию и освоению конкурентоспособной новой техники и технологии, развитию опытно-экспериментальной и испытательной базы;
  2. сводные показатели научно-технического уровня производства (обновление продукции и производства; обновление активной части основных фондов; доля продукции, выпускаемой по прогрессивным базовым технологиям; фондовооруженность труда рабочих и специалистов по активной части и т. д.);
  3. ресурсы, выделяемые на развитие науки и техники из бюджетных источников, финансирование фундаментальных НИР и работ по научно-техническим программам, подготовка кадров специалистов, численность научно-производственного персонала;
  4. обобщающие показатели конечных результатов НТП в регионе: прирост за счет НТП валового внутреннего продукта, производительности труда, прибыли, фондоотдачи, экономия материальных ресурсов, высвобождение работников с тяжелых, вредных и непривлекательных работ, сокращение выбросов в окружающую среду, объем, динамика и удельный вес в общем объеме производства и экспорта региона наукоемкой и научно-технической продукции;
  5. показатели конечных результатов научно-технической деятельности – доход, прибыль и поступления в бюджет от реализации научно-технической продукции, лицензий, «ноу-хау», передачи технологий, в том числе инжиниринговых услуг, наукоемкость производства – характеристика удельных затрат на НТП в расчете на единицу продукции, капиталовложений, валового внутреннего продукта на одного работника. Этот показатель весьма важен для моделирования функционирования науки в регионе, выработки структурной и инвестиционной политики, региональных и международных сопоставлений, формирования экономико-финансового механизма научно-технической деятельности.

Рецензенты:

Апеков А.В., д.э.н., профессор, генеральный директор, Учебный центр государственной и муниципальной службы в КБР, г. Нальчик.

Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.


Библиографическая ссылка

Азаматова Р.М., Баллиева Х.Ю., Гузиева Л.М. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14042 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674