Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Великанова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Проанализирована информационная составляющая в решении задач рационального размещения объектов обращения с отходами. Проведен анализ необходимых для моделирования данных. Предложена структура информации, необходимой для моделирования – выделены три уровня источников данных в соответствии с их назначением для составления математической модели. Разработана структурированная схема предоставления необходимой информации с разделением по источникам и документам и по цели ее использования в моделировании. Рассмотрены используемый в процессе моделирования алгоритм информационного обмена при принятии управленческих решений, учитывающий особенности размещения объектов обращения с отходами, и система нормативно-правовых документов, определяющих на законодательном уровне размещение объектов, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления.
твердые бытовые отходы
моделирование рационального размещения предприятий
рациональное размещение предприятий
информационное обеспечение моделирования
обращение с отходами
эффективность
конструктивные средства
производственно-транспортные модели
математические модели
1. Великанова Т.В. Методы и модели размещения объектов обращения с отходами в регионе // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 11 (ч. 6). – С. 1289-1293.
2. Великанова Т.В. Системный подход к развитию социальной инфраструктуры региона / Великанова Т.В., Ладошкин А.И. // Кримський економiчний вiсник : науковий журнал. – 2013. – 2 (03) квiтень. - Ч. 1. – Україна, ТОВ «Видавничий дiм «Гельветика», 2013. – С. 64-66.
3. Венцюлис Л.С. Cистема обращения с отходами: принципы организации и оценочные критерии / Л.С. Венцюлис, Ю.И. Скорик, Т.М. Флоринская // Российская акад. наук, Санкт-Петербургский науч. центр, Науч.-исслед. центр экологической безопасности. - СПб., 2007.
4. Казакевич Д.М. Производственно-транспортные модели в перспективном отраслевом планировании. - М. : Экономика, 1972. – 295 с.
5. Крипак Е.М. Методы количественного обоснования этапа целеполагания в процессе разработки стратегии предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7 (36). - С. 441-445.
Процесс стратегического управления размещением хозяйственных субъектов на территории региона часто включает анализ возможных вариантов решений с использованием экономико-математических методов и моделей. Считается, что моделирование размещения предприятий тесно связано с информационным обеспечением, так как оно предполагает использование информации как из внешних, так и из внутренних источников. Подготовка информации для создания и расчета модели является важным элементом процесса подготовки управленческих решений. Рассмотрим основные аспекты информационного обеспечения моделей на примере задачи размещения в регионе объектов, осуществляющих обращение с отходами (далее - ООсО).

Информационное обеспечение задачи размещения объектов, осуществляющих сбор, временное хранение, накопление, переработку и захоронение отходов, имеет некоторые особенности, присущие специфическому объекту моделирования и отличающиеся от классических задач перспективного отраслевого планирования и размещения производства.

Рассмотрим, какое информационное обеспечение необходимо для решения задачи размещения объектов обращения с отходами в регионе. Задачи размещения предприятий могут формулироваться в виде задач линейной оптимизации (одно- или многокритериальной). Автору представляется целесообразным использовать модели на основе производственно-транспортных задач, где в качестве критерия оптимальности выступают суммарные текущие (эксплуатационные, производственные) и транспортные затраты будущих объектов. Для расчета производственно-транспортных моделей [1] необходима следующая информация:

а) планируемые пункты размещения предприятий - необходимо по каждому этапу обращения с отходами определить возможные пункты размещения объектов. Возможные пункты размещения объектов в случае принятия решений региональными органами власти могут определяться на основе действующей в регионе целевой программы по обращению с отходами, генеральных схем очистки муниципальных образований региона, локальных постановлений и других документов. К заинтересованным сторонам в сфере обращения с отходами относятся Минприроды, МинЖКХ, Минимущество, Минстрой, Минфин, Ростехнадзор, Россельхознадзор. Также в процедуре принятия решения по строительству ООсО в случае бюджетного финансирования непосредственно принимают участие Минэконом, Минсельхоз, Госфинконтроль;

б) варианты развития ООсО (предполагаемая мощность) - необходима мощность по каждому варианту объекта на каждом этапе обращения с отходами в каждом планируемом пункте размещения. Мощности объектов в различных предполагаемых пунктах размещения могут отличаться друг от друга;

в) эксплуатационные (производственные) затраты предприятий по вариантам их развития (в расчете на единицу продукции);

г) транспортные затраты на перевозку продукции и сырья (отходов, вторичных ресурсов, продуктов переработки и т.п.). Предполагается, что транспортные затраты в пересчете на единицу продукции остаются постоянными по вариантам развития;

д) районы потребления готовой продукции, величина спроса на продукцию мусороперерабатывающих заводов;

е) для сортировочно-перегрузочных станций необходима также информация о том, сколько получается неперерабатываемых отходов в результате сортировки и сколько вторичных ресурсов;

ж) прочая информация, дополнительные ограничения.

Графически необходимую для расчета информацию можно представить в виде схемы (рисунок 1). К необходимым данным относятся постановка задачи (состав и взаимосвязь объектов использования и утилизации отходов), возможные пункты размещения объектов, варианты развития предприятий (предполагаемая мощность), производственные затраты предприятий по вариантам их развития (калькуляция себестоимости), транспортные затраты, потребность в готовой продукции в местах сбыта. Формы документов могут быть произвольными.

Рис. 1. Структурирование информации для принятия решений.

К ограничениям, помимо перечисленных автором в общей постановке задачи [1], могут быть отнесены любые другие формализуемые ограничения, сформулированные менеджерами.

К влияющим факторам автор предлагает отнести факторы внешней среды принятия решений (по аналогии с анализом внешней среды организации) и разделить их на социальные, экономические, политические, технологические и экологические.

К социальным факторам, оказывающим влияние на принятие решения, относятся мнение общественности по поводу сооружения объектов использования и утилизации отходов, уровень социально-экономического развития населения, его демографические характеристики и покупательское поведение, влияющее на структуру потребления, а значит, и на объем и состав образуемых отходов, степень и характер взаимодействия населения с общественными организациями по поводу сбора, использования и утилизации отходов, степень и характер взаимодействия с муниципальными, региональными, федеральными властями по перечисленным вопросам, общественный контроль за работой соответствующих законодательных, исполнительных, контролирующих органов, уровень социального взаимодействия по экологическим вопросам, уровень экологического образования и самосознания населения.

К влияющим факторам экономического характера следует отнести экономическое регулирование в области использования и утилизации отходов, льготы по налогообложению, правила образования тарифов, величину и порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и другие факторы экономического воздействия.

К влияющим факторам политического характера относят приоритетность строительства объектов использования и утилизации отходов, степень и характер взаимодействия муниципальных властей с региональными и федеральными по вопросам эксплуатации и сооружения ООсО, приоритетность экологических вопросов в национальной политике страны.

К влияющим факторам экологического характера относят действующее природоохранное законодательство, факторы риска, экологическую ситуацию в регионе в целом и в отдельных муниципалитетах, количество и площадь свалок, объем образуемых отходов, их морфологический состав, динамику образования отходов.

К влияющим факторам технологического характера можно отнести существующий уровень развития техники и технологий переработки отходов, технико-экономические характеристики существующих заводов по переработке отходов и т.п.

Государство как заинтересованная сторона определяется требованиями и интересами различных министерств и ведомств на трех уровнях исполнительной власти. При принятии решения органами государственной власти можно говорить о том, что значительно возрастает объем исходной информации и легкость доступа к ней. Вопросы размещения производства рассматриваются в этом случае уже с позиции различных факторов: соответствие стратегическим направлениям развития региона, наличие средств и объем инвестиций, наличие целевой программы, в рамках которой будет выделен необходимый объем средств, влияние на занятость населения рассматриваемой территории, соответствие законодательным строительным нормам и др. Подробная схема информационного обмена представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Потребность в информации при принятии решения по размещению ООсО.

Алгоритм информационного обмена при моделировании процесса выбора месторасположения ООсО включает создание математической модели, численное решение задачи, анализ полученного решения на соответствие поставленным целям и на непротиворечивость и оформление результатов (рисунок 3). Для создания математической модели необходимы численные данные, а также ограничения, накладываемые надзорными органами, строительными, экологическими и другими нормативно-правовыми актами, и т.п. В качестве численного алгоритма для расчета моделей автор предлагает использовать алгоритм приблизительного расчета, рассматриваемый Д.М. Казакевичем, который основан на сочетании симплекс-метода и алгоритма решения транспортных задач [3].

Рис. 3. Алгоритм информационного обмена при принятии решения по размещению ООсО.

Результатом численного решения задачи является план расположения объектов на территории региона (пункты размещения объектов), производственные мощности этих объектов и план транспортировки сырья и готовой продукции между объектами в заданных пунктах размещения (план перевозок). Анализ полученного решения необходим для поиска возможных факторов, которые не учтены в модели и могут существенно повлиять на результат моделирования. В случае обнаружения таких факторов в модель вносятся корректировки и производится новый расчет. Оформление результатов подразумевает внесение выбранных пунктов расположения объектов в соответствующие целевые программы, выполнение проектно-сметных работ и другие операции, связанные с документальным закреплением полученного решения и его принятием для исполнения соответствующими органами. В случае сооружения объектов использования и утилизации отходов информационное обеспечение процесса моделирования размещения объектов регламентируется также и системой целевых программ, в рамках которых происходит строительство объектов (рисунок 4) [2].

Рис. 4. Система целевых программ и стратегий развития, определяющих размещение ООсО на законодательном уровне.

Предлагаемый подход к сбору информации для разработки и расчета экономико-математических моделей размещения объектов использования и утилизации отходов можно использовать для планирования размещения ООсО на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

При государственно-частном партнерстве вопросы размещения создаваемых предприятий и варианты развития уже существующих будут решаться совместно обеими сторонами.

В случае частных инвесторов процесс принятия решений будет ограничиваться нормативно-правовыми актами, требованиями федеральных и региональных законов, регламентирующих сферу деятельности (обращение с отходами).

Таким образом, было рассмотрено информационное обеспечение процесса моделирования и алгоритм информационного обмена при решении задачи размещения ООсО на территории региона. Предлагаемый подход к структурированию информации с выделением трех уровней может быть использован для анализа необходимых для моделирования данных в различных отраслях.

Рецензенты:

Ладошкин А.И., д.э.н., профессор кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Самара.

Косякова И.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Национальная и мировая экономика» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Великанова Т.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14163 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674