Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ

Горелик С.Л. 1 Ляпер В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
Проведен анализ проблем информационной безопасности для электронных услуг. Перечислены основные направления развития угроз, среди которых выделена ключевая – угроза безопасности пользовательских атрибутов доступа к электронным услугам. Произведено сравнение существующих подходов для обеспечения безопасности пользовательских атрибутов доступа к электронным услугам, выявлены недостатки существующих решений, связанные с низким уровнем безопасности и структурой пользовательского интерфейса. Обоснована актуальность повышения уровня информационной безопасности для услуг банковского сектора, электронной коммерции и государственных электронных услуг. Предложено решение в виде программно-аппаратного комплекса, выполняющего функции управления пользовательскими атрибутами доступа на базе облачных технологий, позволяющего повысить уровень информационной безопасности и эргономики при доступе к электронным услугам.
информационная безопасность
облачные услуги
электронная коммерция
1. Липаев В.В. Надежность программных средств. – М.: Синтег, 1998. – 232 с.
2. Мегафон – Мобильное мошенничество в сфере дистанционного банковского обслуживания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru-megafon.livejournal.com/216017.html (дата обращения: 01.08.2013).
3. Мошенничество с использованием пластиковых карт / Хабрахабр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/109361/ (дата обращения: 01.08.2013).
4. Обнаружена программа, предоставляющая незаконный доступ к счетам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plusworld.ru/daily/obnarujena-programma-pohischauschaya-kluchi-u-polzovateley-internet-bankinga-cherez-sms/ (дата обращения: 01.08.2013).
5. CNews: Универсальная электронная карта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uec.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/07/28/536874 (дата обращения: 01.08.2013).
6. Category: OWASP Top Ten Project – OWASP [Электронный ресурс] – URL: https://www.owasp.org/index.php/Category:OWASP_Top_Ten_Project#tab=OWASP_Top_10_for_2013 (дата обращения: 01.08.2013).
7. Common Criteria for Information Technology Security Evaluation. Part 1: Introduction and general model. August 1999. Version 2.1 CCIMB-99-031.
8. Common Criteria for Information Technology Security Evaluation Part 2 : Security functional requirements Version 2.0 May 1998 CCIB-98-027.
9. Common Criteria for Information Technology Security Evaluation Part 3 : Security assurance requirements Version 2.0 May 1998 CCIB-98-028125.
10. Common Methodology for Information Technology Security Evaluation Part 2: Evaluation Methodology. Version 1.0 August 1999 CEM-99/045.
11. Cichonski P., Millar T., Grance T., Scarfone K. NIST Special Publication 800-61 Revision 2, Computer Security Incidents Handling Guide URL: http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-61rev2/SP800-61rev2.pdf (дата обращения: 01.08.2013).
12. Top 10 2010-Main – OWASP [Электронный ресурс] – URL: https://www.owasp.org/index.php/Top_10_2010-Main (дата обращения: 01.08.2013).
13. Web Application Security | Web Hacking | Trustwave [Электронный ресурс] – URL: https://www.trustwave.com/trustednews/2011/03/web-hacking-incident-database-report-reveals-increase-in-ddos-attacks#sthash.5lvLg2KW.dyz2zauj.dpbs (дата обращения: 01.08.2013).

Информационная безопасность становится ключевым фактором в процессе предоставления электронных услуг. Современные инфокоммуникационные услуги отличаются использованием большого объема чувствительной информации, которая нуждается в защите (персональные данные, платежная информация, ключи и секреты).

Можно выделить ключевые элементы, безопасность которых критически важна для предоставления услуг в электронном виде (серверное оборудование и приложения, включая облачные структуры, каналы связи, пользовательское оборудование и приложения, ключи и идентификаторы). Безопасность на стороне серверов приложений, каналов связи и пользовательского оборудования и ПО достаточно хорошо изучена [7, 8, 9, 10]. Но проблема безопасности при пользовании ключами и идентификаторами решается, в основном, на уровне практических приложений и опыта, что явно недостаточно, с точки зрения количественной оценки уровней защищённости на стадиях проектирования и создания оптимальных пользовательских интерфейсов. Научный анализ указанной проблемы является предметом настоящей работы.

Материал и методы исследования

Среди наиболее часто эксплуатируемых угроз информационной безопасности называется эксплуатация уязвимостей протоколов аутентификации и управления сессиями пользователей [6]. Данный вид угроз информационной безопасности занимает вторую строчку рейтинга, сразу после встраивания вредоносного кода, которое нередко производится силами злоумышленников-инсайдеров, и направлено на хищение атрибутов доступа пользователя. Доля рисков информационной безопасности, связанных с атрибутами доступа пользователей, неуклонно возрастает – в 2010 году эта угроза занимала третье место в рейтинге OWASP [12].

Имеются оценки экономического ущерба, который приносит компрометация пользовательских атрибутов доступа: по данным анализа базы данных инцидентов ИБ WHID наибольшую долю от всех действий злоумышленников составляют финансовые потери (64%), при этом в 36% случаев использовались украденные или скомпрометированные пароли и другие атрибуты доступа [13]. В сфере розничной торговли наибольшие потери были понесены (в 27% посягательств злоумышленников) из-за компрометации информации о кредитных картах, т.е. фактически данных об идентификаторах покупателей [13].

Анализ

Можно утверждать, что обеспечение безопасности ключей пользователя (атрибутов доступа к электронным услугам, паролей, идентификаторов и т.п.) на сегодняшний день наиболее актуально. В действительности, положение вещей обстоит следующим образом: провайдеры электронных услуг предпочитают снимать с себя любую ответственность, касающуюся защиты атрибутов доступа пользователей, внося соответствующие пункты в пользовательское соглашение. Пользователь сам обязан обеспечивать безопасность своих ключей. При этом если средств и способов защиты оборудования, ПО и информации на стороне провайдера на рынке имеется в достаточном количестве, то защита ключей пользователей находится в зачаточном состоянии, несмотря на актуальность этого вопроса. В то время как для защиты каналов связи, серверного ПО и оборудования используются сложные комплексы административно-технических средств, разработаны методики оценки уровня ИБ и рисков, в т.ч. на уровне государств [11], рекомендации для пользователей по управлению паролями сводятся, практически, к предупредительному информированию («Держите свои пароли в тайне, их компрометация может привести к серьезной угрозе информационной безопасности»).

С другой стороны, защищенный жизненный цикл ключей и идентификаторов на сегодняшний день становится все более существенным фактором в безопасности электронных услуг. Чтобы сместить акценты безопасности ключей и идентификаторов со стороны пользовательских рисков, повысить уровень их ИБ и ИБ электронных услуг в целом, необходимо реализовать ряд мероприятий и технических мер:

  • обеспечить защищенную генерацию ключей и идентификаторов;
  • обеспечить защищенное хранение и использование ключей и идентификаторов;
  • разработать универсальные механизмы использования ключей в различного рода электронных услугах;
  • реализовать сопутствующие механизмы авторизации и управления доступом;
  • разработать методики оценки уровня ИБ и рисков при использовании различных комбинаций ключей и идентификаторов и на основе них выбрать оптимальные способы доступа для отдельных видов электронных услуг.

Комплекс перечисленных выше мероприятий по управлению жизненным циклом ключей и идентификаторов образует набор механизмов управление доступом и его атрибутами (I&AM).

Современная парадигма механизмов I&AM представляет собой многоуровневую структуру, реализуемую посредством комплекса административно-технических мероприятий:

Рис. 1. Структура средств I&AM

Управление доступом и пользовательскими атрибутами позволяет решать задачи по обеспечению безопасности доступа к гетерогенным электронным услугам:

  • защищать пользовательские пароли, идентификаторы и другие атрибуты доступа;
  • управлять пользователями и уровнями авторизации пользователей;
  • выстраивать единые политики безопасности для приложений различного уровня сложности (на уровне организации или государства);
  • предоставлять средства безопасности как сервис.

Одна из важнейших задач, решаемых средствами I&AM, – обеспечение безопасности самих атрибутов доступа (паролей, секретов, идентификаторов и т.п.) и их безопасное использование. Данная функция может реализовываться различными методами, например:

  • использованием специальных технических средств для защиты ключей и идентификаторов (одним из вариантов являются токены и смарт-карты);
  • использованием облачных средств защиты информации, таким образом, чаще всего реализуются функции управления паролями (Password Management);
  • комбинированные механизмы, сочетающие в себе персональные носители и облачные услуги.

В таблице 1 проведено сравнение методов защиты ключей и идентификаторов для обеспечения безопасности пользовательских атрибутов доступа к электронным услугам.

Таблица 1

Критерий

Токены, смарт-карты

Облачные услуги

Комбинированные средства защиты ключей

Форм-фактор

Персональный защищенный носитель данных

Защищенная облачная услуга

Комбинации в виде облачного хранилища ключей с доступом посредством персонального защищенного носителя данных

Совместимые платформы

Требуется наличие специальных устройств-считывателей, плохо распространены на мобильных устройствах

Все программно-аппаратные платформы

Все программно-аппаратные платформы

Типы услуг, к которым предоставляется доступ

Онлайн и оффлайн услуги

Только онлайн услуги

Онлайн и оффлайн услуги

Уровень информационной безопасности при аутентификации

Высокий

Определяется способом аутентификации при доступе к облаку, обычно ниже, чем у токенов

Определяется способом аутентификации при доступе к облаку, за счет использования физического носителя секрета может быть высоким

Необходимость наличия специализированного ПО

Необходимо СПО

СПО не требуется

В зависимости от уровня ИБ, может дополнительно применяться СПО

Требования по аппаратной совместимости

Наличие считывателя

Не предъявляются

В общем случае не предъявляются

Возможность защиты идентификаторов

Не предусмотрена, но может быть реализована

Присутствует

Присутствует

Привязка ключей и идентификато-

ров к личности пользователя

Есть

В общем случае нет

Есть

Удобство использования со стороны пользователей

Удобство пользования ограничено требованием наличия считывателя и СПО

Удобство на уровне обычной интернет-услуги

Удобство на уровне обычной интернет-услуги

Из приведенной таблицы следует, что наиболее универсальным средством защиты ключей и идентификаторов является комбинированный вариант, совмещающий в себе удобство облачного хранилища и безопасность персонального защищенного носителя информации. Проблема управления множественными пользовательскими атрибутами доступа, ключами и идентификаторами крайне остро стоит в настоящее время перед предприятиями финансовой отрасли и банками. Участились случаи мошенничества, связанные с попытками получить доступ к ключам пользователей (PIN-коды, коды телефонной аутентификации), одноразовым паролям и TAN [4] и самим номерам кредитных карт [2]. Банки традиционно возлагают ответственность за безопасность платежных и кредитных карт на клиента, однако злоумышленнику достаточно знать только номер карты, чтобы совершить перевод денег с нее [3]. В настоящее время банки находятся в поиске эффективных решений, позволяющих повысить безопасность средств доступа, используемых для услуг ДБО.

Торговые организации, в отличие от, например, банков, не всегда имеют достаточно развитую сеть, а с развитием интернет-коммерции у многих компаний её вообще нет, чтобы обрабатывать первичную регистрацию клиентов. В то же время для осуществления ряда коммерческих сделок необходимо привязывать атрибуты доступа пользователя к электронной услуге к личности пользователя. Это становится особенно актуальным в связи с переводом договорных отношений в электронную форму.

Для государственного сектора в соответствии с распоряжением правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» будет проведена работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронную форму. На сегодняшний день уже реализована ЕСИА, разработаны решения по персональным атрибутам доступа для граждан (токены с ЭЦП, пароли, УЭК). Однако количество пользователей, предпочитающих защищенные средства доступа к госуслугам, по-прежнему невелико. Так, например, УЭК выдано по самым оптимистичным подсчетам около 100 тыс. [5], а токенов с ЭЦП по некоторым оценкам выпущено ещё меньше. Главный недостаток средств доступа к госуслугам – удобство использования – вызван форм-фактором устройства защиты ключей в виде персонального носителя.

Из всего перечисленного выше можно сделать вывод о том, что задачи управления пользовательскими атрибутами доступа I&AM на сегодняшний день решены в недостаточном объеме и требуется кардинальный пересмотр подхода к обеспечению безопасности пользовательских атрибутов доступа.

Реализация и выводы

Наиболее подходящим решением задачи обеспечения управления пользовательскими атрибутами доступа для гетерогенных электронных услуг является решение на базе комбинированного подхода, сочетающего в себе привычные, с высоким уровнем безопасности, персональные носители и облачные хранилища ключей. Персональный носитель может обеспечивать лишь доступ пользователя к облаку, решающему основные задачи по управлению ключами и идентификаторами.

Предлагаемое решение должно соответствовать количественным параметрам, на основании которых можно будет оценить, насколько полно оно решает поставленную задачу:

  • надежность (оценивается вероятностью безотказной работы в течение определенного периода времени, рассчитанного с учетом стоимости для пользователя каждого отказа);
  • уровень информационной безопасности (способность системы обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность ключей и идентификаторов пользователей);
  • устойчивость (способность системы сохранять свою работоспособность при внешних, в т.ч. вредоносных воздействиях);
  • эргономичнсоть (userabiliry) (удобство использования средств системы в различных электронных услугах);
  • стоимость.

Указанные параметры для целевого решения должны быть выше, чем для уже существующих подходов обеспечения безопасности ключей, идентификаторов и пользовательских атрибутов доступа в целом [1].

С учетом перечисленного выше, задача, которая обеспечивает достижение необходимого уровня значений параметров в системах управления пользовательскими атрибутами доступа, формулируется как разработка механизмов управления пользовательскими атрибутами доступа, обеспечивающих:

  • массовый, недорогой, защищенный доступ к гетерогенным электронным услугам;
  • пригодность для использования в различных прикладных областях, в т.ч. в электронной коммерции, дистанционном банковском обслуживании и государственных электронных услугах.

Для решения сформулированной задачи разработана комбинированная система управления пользовательскими атрибутами доступа к электронным услугам, выполняющая следующие функции:

  • облачное хранение пользовательских паролей, идентификаторов и других атрибутов доступа;
  • доступ к облачному хранилищу посредством физического защищенного носителя, на базе двухфакторной схемы аутентификации, например, по связке мобильный телефон (или токен) и мастер-пароль;
  • использование в решении процедур регистрации пользователей, предполагающих привязку профиля пользователя, а следовательно, и всех ключей и идентификаторов, к личности пользователя;
  • предоставление набора услуг информационной безопасности для внешних систем (аутентификация, авторизация, управление паролями и т.п.);
  • наличие интерфейсов для взаимодействия с целевыми потребителями услуг.

Система реализована в формате аппаратно-программного комплекса, в основе которого лежат облачные технологии распределенного хранения информации. За счет использования облачного подхода для хранения и защиты ключей и идентификаторов пользователей повышается надежность и устойчивость системы в целом. Функционально система выглядит следующим образом:

Рис. 2. Функциональная схема решения

Система реализована в виде взаимосвязанных модулей, каждый из которых реализует набор функций по управлению пользовательскими атрибутами доступа: модульрегистрации пользователей производит обработку регистрационных запросов, их верификацию и сохранение в системе, хранение данных реализовано в виде распределенного облачного модуля хранения, состоящего из N-компонент, аутентификация пользователей выполняется соответствующим модулем, помимо этого присутствуют модули для реализации доступа с помощью паролей, а также системы SSO и модуль управления идентификаторами, реализующий их защищенное использование в электронных услугах.

Значения параметров характеристики надежности, устойчивости, информационной безопасности, удобства и стоимости предлагаемого решения для целевых приложений, рассмотренных в настоящей работе выше, чем у имеющихся на настоящий момент общих решений аналогичного класса. Оценка соответствия указанным характеристикам может быть произведена в соответствии с стандартными методологиями оценки ИБ [1, 7, 8, 9, 10].

Сокращения и аббревиатуры

ДБО – дистанционное банковское обслуживание.

ЭЦП – электронная цифровая подпись.

УЭК – универсальная электронная карта.

ЕСИА – единая система идентификации и аутентификации для портала государственных услуг.

ИБ – информационная безопасность.

ПО – программное обеспечение.

СПО – специализированное программное обеспечение.

I&AM – Identity and Access Management (I&AM).

OWASP – Open Web Application Security Project.

SSO – Single-Sign-On.

TAN – transaction authorization number.

WHID – Web Hacking Incidents Database.

Рецензенты:

Тарлыков В.А., д.т.н., профессор, начальник управления проектирования образовательных программ федерального государственнго бюджетнго образовательнго учереждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г. Санкт-Петербург.

Стафеев С.К., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Университета ИТМО», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Горелик С.Л., Ляпер В.С. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14233 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674