Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Винокурова Н.В. 1 Спиренкова Н.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования в современных социокультурных условиях. Авторами проанализированы основные направления исследований в данной проблемной области. В статье подробно описан практический опыт подготовки будущих педагогов дошкольного образования в условиях регионального вуза. Предложен практико-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. Процесс подготовки, описанный авторами, осуществляется в результате решения реальных задач практической деятельности по осваиваемой специальности. Тем самым базируется на реальных проектах и проблемах системы дошкольного образования, обеспечивая индивидуальный подход к развитию детей дошкольного возраста. Представленный опыт подготовки бакалавров и специалистов на базе МордГПИ может быть востребован в системе высшего педагогического образования, поскольку позволяет обеспечить не только теоретический уровень, но и осуществить качественную практическую подготовку.
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
повышение квалификации
дошкольное образование
1. Винокурова Н. В., Приходченко Т. Н. О проблеме формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов в современном образовании // Казанская наука. – 2012. – №7. – С. 220 –223.
2. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. – 1996. – № 6. – С. 25-30.
3. Панов В. И. Экологическая психология : опыт построения методологии. – М. : Наука, 2004. – 196 с.
4. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М. : Изд-во МГППУ, 2002. – 272 с.
5. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – С.172-176.
6. Спиренкова Н. Г. Разработка ФГОС дошкольного образования: состояние, опыт и перспективы развития // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (15). – С. 65–69.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://wwwfgosvo.ru› ФГОСВПО› Образование и педагогика (дата обращения: 12.06.14).
8. Шукшина, Т. И. Developmentofinnovationinfrastructureinpedagogicaluniversity (Развитие инновационной инфраструктуры педагогического вуза) // Перспективы науки. – 2011. – № 10. – С. 262–264.
9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.
Современная система дошкольного образования определяется инновационным подходом к организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях и диктует новые условия для развития ребенка в социокультурной среде, отвечающей требованиям родителей, интересам, склонностям ребенка по тем или иным направлениям. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образования представляет собой совокупность умений реализовывать технологии обучения и развития детей дошкольного возраста, использовать технологии проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии и активные формы обучения. Качество процесса профессиональной подготовки педагогов в большей степени определяется не объемом усвоенного содержания, а системой методов, приемов, технологий реализуемой профессиональной подготовки, качеством педагогического процесса [6].

Формирование личностной сферы бакалавра осуществляется под влиянием образовательной среды, в которой студент оказывается, обучаясь в высшей школе. Проблема организации образовательной среды в педагогических вузах широко представлена в научных исследованиях. Существуют различные подходы к построению её моделей: эколого-личностная (В. А. Ясвин), коммуникативно-ориентированная (В. В. Рубцов), антрополого-психологическая (В. И. Слободчиков), психодидактическая (В. П. Лебедева, В. А. Орлов), экопсихологическая (В. И. Панов). Данные исследования показали, что образовательная среда вуза состоит из ряда компонентов, взаимосвязанных друг с другом [2; 3; 4; 5; 9]. Мы выделили условия, которые оказывают наибольшее влияние на процесс формирования будущих педагогов: кадровый потенциал вуза; формы, методы, средства, технологии, обеспечивающие реализацию содержания образования; материально-техническая база; система управления качеством образования.

Анализ системы подготовки бакалавров в вузе показал, что современное образование частично ориентировано на социальный заказ и природу педагогической деятельности и не всегда учитывает специфику образовательных организаций. Во многом сохранившаяся традиционная система обучения в высшей школе не дает возможности студенту осознать ответственность за будущую профессию, он не погружен в реальную образовательную ситуацию, не познает в полной мере возможности творческого развития и самоопределения [1].

Представим опыт организации обучения будущих педагогов дошкольного образования в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Особенностью вуза является многоуровневость системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В вузе реализуются следующие уровни образовательных программ: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное образование. Несмотря на качество подготовки будущих педагогов на базе вуза, возникла проблема конкурентоспособности выпускников.

Изучение конъюнктурных процессов на региональных рынках образовательных услуг и труда, научных исследований в области подготовки конкурентоспособных специалистов позволило определить основное направление подготовки будущих педагогов дошкольного образования - практико-ориентированное. Мы обозначили следующие механизмы реализации данного направления:

  1. диверсификация программ профессионального образования;
  2. система дополнительного образования, направленная на формирование актуальных компетенций педагогов, определяемых приоритетными направлениями развития образовательной системы;
  3. создание условий для целенаправленного, активного и мотивированного участия студента в проектировании собственной профессиональной деятельности.

В целях повышения конкурентоспособности и востребованности специалистов дошкольного образования на современном рынке труда разработаны и внедрены в учебный процесс МордГПИ курсы по выбору, факультативы (организация здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, развитие исследовательского поведения дошкольников, инновационная деятельность в дошкольном образовании, предшкольное образование, диагностика речевого развития, обучение дошкольников родному языку, поликультурное образование, психологическая безопасность детей, семейный детский сад и многие другие), позволяющие овладеть новыми технологиями организации игровой, творческой, познавательной деятельности детей, методами развития мотивационной сферы дошкольника, умениями строить отношения сотрудничества с воспитанниками и их родителями; дополнительные общеразвивающие программы и программы повышения квалификации («Управление качеством образования в условиях введения ФГОС ДО», «Педагог предшкольного образования», «Коррекция речевых нарушений с помощью логопедического тренажера «Дэльфа», «Руководитель детским художественным творчеством», «Организация проектной деятельности в интегрированной среде ПервоЛого», «Инструктор детского фитнеса», «Коррекционно-развивающие технологии Сенсорной комнаты в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» и др.), содержание которых направлено на усиление адресности подготовки и переподготовки педагогов, максимальной ориентации на конкретные запросы образовательных учреждений всех типов и субъектов рынка образовательных услуг, сохранения свободы выбора личностью образовательной траектории.

Создавая условия для отработки различных профессиональных навыков у студентов в условиях обучения в вузе, преподавателем применяются современные образовательные технологии в рамках изучаемого курса: интерактивное обучение; педагогические мастерские; информационно-коммуникационные технологии.

Тем не менее существуют недостатки профессионально-педагогической подготовки, поскольку приоритетной является теоретическая составляющая подготовки, а студент выступает объектом массового процесса педагогического воспроизводства. Одним из перспективных направлений повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки в вузе является поиск путей организации практической деятельности студентов. Так, создание на базе вуза центра развития детей дошкольного возраста позволило обеспечить необходимые условия для целенаправленного, активного и мотивированного участия будущего педагога в проектировании собственной профессиональной деятельности [8]. Работа в центре осуществляется одновременно по нескольким направлениям:

  • профессиональная подготовка студентов. Подготовка студентов для определенной области профессиональной деятельности осуществляется в ходе организации практики, в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ, кроме того, центр выступает в качестве платформы для функционирования студенческих научно-исследовательских групп;
  • организация и проведение поисковых, инновационных и прикладных научных исследований, заканчивающихся выпуском наукоемкой продукции. Центр в лице ведущих преподавателей вуза активно сотрудничает с другими образовательными организациями, что позволяет ему быть площадкой для проведения семинаров, тренингов, дополнительных общеразвивающих программ для населения, подготовленных преподавателями института;
  • гармоничное развитие детей дошкольного возраста. На базе центра функционируют группы развития детей дошкольного возраста, группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Еженедельно центр посещает 150 детей. Работа в группах осуществляется по 12 программам дополнительного образования детей дошкольного возраста, из них 4 программы для детей с ОВЗ, разработанные преподавателями института. Педагогический процесс в центре включает в себя игровые занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка, а также дополнительные платные кружковые занятия, предлагаемые родителям на выбор, направленные на коррекцию речевого, психического и общего умственного развития детей, посещающих дошкольные группы. Коллективом центра ведется целенаправленная деятельность по активизации использования современных технологий в образовании. Обеспечение целостного развития воспитанников осуществляется за счет использования инновационных технологий: ЛЕГО-педагогики, игровых технологий; здоровьесберегающих технологий; информационных технологий.

В центре есть все необходимые материально-технические условия для организации работы: предметно-развивающая среда для дошкольников; компьютерный класс, сенсорная комната, спортивный зал, кабинет логопеда, кабинет детского психолога, музыкальный зал, театральная студия, ЛЕГО-класс. Таким образом, центр имеет ресурсные условия и возможности, способствующие реализации теоретических знаний в процессе собственной практической деятельности студентов.

Одним из направлений работы со студентами на базе центра является непрерывная практическая деятельность студентов, которая обеспечивает закрепление полученных на занятиях теоретических знаний, формирует умение качественно проектировать и организовывать профессиональную (методическую) деятельность, направленную на изучение современных технологий развития детей дошкольного возраста. Решающим и необходимым условием организации практической подготовки в центре является разносторонняя ориентация студента на все сферы педагогической деятельности: учебную деятельность и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательскую работу и овладение ее методикой. Своевременную и квалифицированную помощь студентам оказывают педагоги центра - преподаватели института, успешно совмещающие занятия научно-исследовательской и практической деятельностью. Педагоги центра находятся в постоянном диалоге со студентами, обсуждают полученные результаты и возникшие проблемы в работе, дают советы. Вместе с тем студенты получают возможность сделать свой собственный выбор, сформировать свою собственную точку зрения и принять на себя ответственность за свою работу. Деятельность преподавателей модифицируется: они не только передают знания в процессе учебных занятий, но и организуют совместную работу студентов с целью формирования у них педагогических способностей, а также помогают им проектировать будущую профессиональную деятельность. Самостоятельное осуществление педагогической работы с детьми помогает студентам овладеть методами, приемами и средствами руководства деятельностью детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Проиллюстрируем примером.

Повышению качества подготовки детей к школе и выравниванию их стартовых возможностей может способствовать повышение педагогической компетентности специалистов дошкольного образования по проблемам воспитания и обучения детей смежных возрастов (дошкольного и младшего школьного) как условия более эффективного решения проблем преемственности. В целях подготовки студентов к реализации данного вида деятельности в центре создана соответствующая образовательная среда, представляющая собой совокупность взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга компонентов. Образовательный процесс ориентируется не только на академическую подготовку, но и на личностное развитие и саморазвитие студентов. Обучение в центре обеспечивает:

  • методические средства (предоставление альтернатив для самостоятельного выбора форм, методов и средств раскрытия темы ребенку предшкольного возраста; ориентирование познавательной деятельности студентов не на уже достигнутый уровень, а «на зону ближайшего развития»);
  • право выбора студента дидактических пособий, исходя из их индивидуальных предпочтений;
  • мастер-классы педагогов центра в группах предшкольной подготовки;
  • собственная профессиональная деятельность студентов: разработка и проведение цикла развивающих занятий с детьми по всем запланированным направлениям.

Таким образом, деятельность педагогов центра обеспечивает организацию для студентов первой профессиональной среды, формирующей набор актуальных профессиональных компетенций [1].

Практико-ориентированное образование будущих педагогов отличается от традиционной образовательной парадигмы сосредоточенностью на анализе опыта работы. Процесс подготовки происходит в результате решения реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения, базируется на реальных проектах и проблемах, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Вовлечение студентов в процесс обучения как партнеров, ответственных за свой выбор и решения; четкое формулирование результатов обучения, базирующееся на потребностях работодателей, позволяет эффективно сочетать традиционные технологии профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования с практико-ориентированной направленностью.

Внедрение подобного обучения в соответствии с современными требованиями рынка позволяет успешно решать проблему качества формирования профессиональной компетентности выпускников.

Результатом практико-ориентированного обучения является разработка прикладных проблем дошкольного образования преподавателями и студентами института (35 % выпускных квалификационных работ выполняется по заказам работодателей). Практико-ориентированный подход в образовании, дополнительные специальности позволяют молодым специалистам реализовывать свои возможности и быть востребованными на рынке труда. Так, процент закрепления в отрасли молодых специалистов по специальности «Дошкольное образование» с 2011 г. вырос с 54,7 % до 87 %.

Таким образом, представленный опыт подготовки бакалавров и специалистов может быть востребован в системе высшего педагогического образования, поскольку позволяет обеспечить не только теоретический уровень, но и осуществить качественную практическую подготовку.

Работа проводилась при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Карпушина Л.П., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

Андронов В.П., д.псх.н., профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.В., Спиренкова Н.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14274 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674