Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Богатырева О.В. 1
1 ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
В данной статье рассматриваются как положительные стороны процесса межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе, так и дезинтегрирующие тенденции, которые появились и существуют как спонтанная реакция на ту форму глобальных процессов, в которые включено наше общество. Полиэтничный Северный Кавказ, как и большинство обществ, втянут в процесс глобализации, который продуцирует как интегрирующие результаты, так и дезинтегрирующие. Конфронтации, происходящие между различными этносами Северного Кавказа, придают актуальность вопросам понимания культуры в общекультурологическом аспекте. В статье подчеркивается, что существование и развитие этносов зависит от взаимосвязи его с другими этносами. В результате взаимодействие происходит по двум векторам – интеграция и дифференциация. В статье приводится детальное описание рисков, которые возникают в результате дифференциации – рост национализма, преобладание этнических ценностей над человеческими, отсутствие веротерпимости, вооруженные конфликты, терроризм, проблемы в региональной экономике.
цивилизация
взаимодействие культур
межкультурная коммуникация
1. Авдеев Е.А. Этнический фактор в современных глобализационных процессах // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 5. – С. 140-142.
2. Бакланов И. С., Авдеев Е. А. Взаимодействие глобального и локального: проблемы национальной и культурной идентификации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 3. – С. 17-19.
3. Бакланова О. А. проблема конституирования социокультурной идентичности в современном обществе // ВЫСШАЯ ШКОЛА – РЕГИОНУ: Сборник научных статей. –Пятигорск, 2013. – С. 16-27.
4. Бакланов И. С., Бакланова О. А., Авдеев Е. А. Знание в современных социальных процессах: прагматический и экзистенциальный аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 674.
5. Волова Л. А. Коммуникативные процессы в полиэтничном социокультурном пространстве: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13: защищена 18.10.2005: утв.27.01.2006 / Волова Людмила Анатольевна:[Место защиты: Ставроп. гос. ун-т] /Ставрополь, 2005. – 328 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-9/17.
6. Черноус В.В. Кавказ – контактная зона цивилизаций и культур // Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. – Ростов н/Д., 2000.
7. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. – 1999. – № 3.
В современном глобализирующемся мире научная и общественная значимость проблематики межкультурных контактов обусловлена кардинальным изменением характера взаимодействия локальных культур. В современном мире в качестве основы процесса этнической консолидации выступают ценности традиционной культуры, этноопределительные символы и этноспецифические формы и способы межкультурного взаимодействия. При этом на первый план выступают проблемы, связанные с поиском оптимальных форм этнокультурных взаимоотношений. Возрождения традиционных культур, феномен «этнического ренессанса» требуют самого серьезного изучения, в ходе которого всему комплексу культурного наследия будет дана объективная оценка. Очевидно, что раскрытие творческого потенциала традиционных культур, на основе которого возможен органический синтез традиционных и инновационных, национальных и общечеловеческих элементов, возможно только при условии восстановления исторической памяти народа.

На сегодняшний день проблемы межкультурной коммуникации представителей различных национальных культур являются, на наш взгляд, наиболее актуальными. Происходящая конфронтация между различными этносами придает особую актуальность вопросам понимания культуры в общекультурологическом контексте. Проблемы изучения национальной специфики культур, результатов межкультурного общения и сущности их механизмов представляются не менее важными. Конфронтационная ситуация обостряет вопрос о том, возможно ли гармоничное сообщество религиозно-этнических групп, имеющих разные культурные традиции. В этой связи закономерными представляются вопросы о том, что необходимо для проведения продуманной культурной политики, как выработать в мировом сообществе приоритет общечеловеческих нравственных ценностей, каким должно быть восприятие различных культур и их ценностного содержания. Результатом пришедших за последние годы социальных, экономических и политических потрясений мирового масштаба является беспрецедентное увеличение миграционных потоков, приводящее к столкновению представителей различных национальностей и культур, смещение ценностей.

Таким образом, наиболее актуальными и требующими глубокого культурологического анализа нам представляются проблемы синтеза и трансформаций культур Кавказа, России, СНГ и мировой цивилизации в третьем тысячелетии.

Существование и развитие каждого этноса во многом зависит от разнообразных форм его взаимосвязи с другими этносами. Знания о различных типах этнокультурных контактов и концепций межэтнических коммуникаций призваны объяснить механизм развития и функционирования современных этнических процессов, формы передачи культурного опыта и способы, посредством которых человек усваивает иное этническое социокультурное окружение.

В современном мире существуют две  разнонаправленные тенденции, интеграции и дифференциации [2, 17-19]. Поэтому межэтнические и межкультурные коммуникации приводят как к поступательному сближению этносов, так и к процессам отчуждения [4, 676].

Модернизация всех сторон жизни современного российского общества актуализировала целый комплекс социальных, политических, экономических проблем, среди которых сфера межнациональных отношений проявила себя особенно остро на Северном Кавказе. Подъем национальной суверенизации способствовал увеличению роли этнического фактора и изменению общей направленности его развития. В связи с этим возрастает угроза широкого распространения национализма на социальном и духовном уровне, как следствие, превалирование этнических ценностей над общечеловеческими, обесценивание в массовом сознании таких ценностей, как веротерпимость и стремление к согласию. Вооруженные конфликты, террористические акты, которые стали результатом межнациональных разногласий на Северном Кавказе и в других регионах бывшего СССР, привели к многотысячным человеческим жертвам, дезинтеграции региональной экономики, распаду межэтнических и межкультурных связей. На сегодняшний день осознается необходимость адекватного реагирования на возникающие проблемы, принятия  мер, которые направлены на предотвращение конфликтов.

Таким образом, сложный характер современных коммуникативных процессов в культуре актуализирует теоретическое изучение межкультурной коммуникации, особенностей взаимодействия этнокультур в северокавказском регионе, а также способов оптимизации межкультурной коммуникации в российском социокультурном пространстве [5].

Результатами глобализационных процессов, усиления взаимозависимостей и возрастание возможностей катастрофических рисков в процессе существования современного человечества, одновременно приводят как к внедрению и ускоренному распространению универсальных ценностей, так и к возрождению традиционных этнических ценностей и установок («этнический ренессанс»), общность которых может послужить основой для формирования новых духовных ценностей нескольких этносов [1, 140-142].

Российская культура - сложная система устойчивых, всесторонних и постоянно развивающихся связей между нациями, являющихся важнейшим источником, питающим национальные культуры и содействующим их сближению. Плодотворное сотрудничество и неуклонное сближение этнических культур ярко видно на примере народов Северного Кавказа.

Исследования современных ученых-кавказоведов столь разнообразны, что в них можно выделить ряд ключевых направлений: философские - В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, Х.Г. Тхагапсоев, А.Ю. Шадже, В.П. Тоидис, Л.А.Волова и др.; культурологическое и этнологическое - В.А. Авксентьев, С.Л. Ляушева, О.В.Семенова, Т.А. Мазаева, В.В.Черноус, А.Ю.Сорокина, Ю.Тен и др.; социологическое - Ю.Г.Волков, Л.М. Дробижева, А.А. Хагуров и др.; политологическое - З.А. Жаде, Х.М. Думанов, В.Х.Акаев и др. [6].

Таким образом, активно исследуются отечественными и зарубежными авторами как проблемы взаимодействия народов Северного Кавказа, так и специфика культур различных этносов данного региона.

В современных условиях происходит интенсивное взаимодействие национальных культур народов, родственных по языку: кабардинского, черкесского и адыгейского, балкарского и карачаевского, чеченского и ингушского, дагестанских народностей. Взаимовлияние происходит во многих областях искусства, литературы и языка.

Практика показывает, чем выше уровень развития экономики и культуры народов, тем больше возможностей для усиления процесса сближения; чем крепче связи между нациями нашей страны, тем более благоприятны условия для их дальнейшего расцвета. Нация или народность могут успешно развиваться лишь в общей семье российских цивилизаций, используя богатейший опыт и достижения друг друга. Объективные процессы сближения этносов делают необходимым их дальнейший расцвет, пробуждение национального самосознания. Всестороннее сближение и сотрудничество культур - закономерность развития культуры. Эта тенденция характеризуется преодолением этнической обособленности и замкнутости [3, 16-19].

В Северо-Кавказском регионе России сосредоточены многочисленные этносы, которые обладают древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Таким образом, Кавказ может быть рассмотрен как сложная система, в рамках которой осуществляется взаимодействие множества мощных культур, каждая из которых обладает своей национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей [7].

На протяжении всей своей истории Северный Кавказ являлся ареной многочисленных войн и конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами, религиозными конфессиями, государствами и империями. Весь комплекс исторически обусловленных особенностей региона самым непосредственным образом отразился на исторических судьбах народов Северного Кавказа.

На протяжении последний двух столетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. Кризис общества советского периода породил всплеск интереса к национальной культуре, следствие - рост национального самосознания, необходимость возвращения этнических групп к национальным истокам и традициям, потребность каждой личности соотнести себя с определенной этнической и социальной группой. Распад Советского Союза способствовал образованию на Кавказе так называемого «геополитического вакуума», который может быть рассмотрен в качестве одной из причин развития дезинтеграционных тенденций в регионе. После распада СССР Северный Кавказ становится приграничным районом, в который начинают вмешиваться иностранные государства. Северный Кавказ, до этого считавшийся периферией геополитических интересов ведущих мировых держав, в 1990-е гг. оказывается в центре соперничества различных государств и политических сил, во много это связано с наличием в регионе богатых природных ресурсов.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что Северный Кавказ всегда был и остается на сегодняшний день сложным регионом, что выражается как в разнообразии естественно-географических условий, так и в многоконфессиональности, полиэтничной структуре населения региона. Историю каждого этноса, проживающего на Северном Кавказе, невозможно рассматривать изолированно, вне рамок общекавказского исторического и социокультурного процесса развития народов, проживающих в данном регионе.

Современные исследователи высказывают различные взгляды на цивилизационную принадлежность Кавказа и отдельных его частей. Так, исходя из определенных критериев, мы можем рассматривать Кавказ в качестве своеобразной цивилизации, субцивилизации или культурного единства. На основе этого ряд исследователей не исключают возможности политического единства, в основе которого будет лежать культурное и цивилизационное единство.

Любое единство народов, принадлежащих к определенной цивилизации, обладает определенным комплексом идей, идеалов, норм и ценностей. Вместе они составляют некую духовную ось, к которой стремятся важнейшие компоненты этого единства. В сущности, речь идет об основополагающей парадигме или мировоззренческой системе данной цивилизации, которая определяет уклад жизни, самосознание, стереотипы поведения, параметры социальной регуляции. Религия являлась основой большинства цивилизаций прошлого. С этой точки зрения Кавказ условно можно рассматривать как культурно-цивилизационное пространство, которое состоит из множества элементов различных по уровню развития, также Кавказ характеризуется наличием различных этнокультурных, региональных, конфессиональных и других пластов.

В настоящее время на Северном Кавказе наблюдаются тенденции к тесному взаимодействию в областях экономики и культуры. Уже несколько лет проводятся мероприятия, симпозиумы, конференции в Невинномысске, Нальчике, Карачаевске, Махачкале, Ставрополе, Ростове, Пятигорске, Краснодаре по различным проблемам взаимодействия народов и культур в условиях обострения межнациональных отношений. Безусловно, проведение данных конференций способствуют становлению гармоничного межкультурного и межэтнического взаимодействия.

Как уже было сказано проблемы межкультурного взаимодействия рассматриваются многими исследователя как наиболее актуальные в ХХI веке. Американский политолог С. Хантингтон предсказал столкновение цивилизаций, основанных на различных культурных традициях, где в качестве доминирующего фактора выступают не политические и экономические системы, а культурно-цивилизационные различия.

Происходящая в настоящий момент конфронтация между различными этносами способствует пониманию необходимости диалога культур, изучения их национальной специфики, а также сущности механизмов и результатов межкультурного общения. Данная ситуация актуализирует вопрос о том, возможно ли гармоническое сообщество религиозно-этнических групп, имеющих разные культурные традиции. Эти вопросы особенно остро чувствуются на Северном Кавказе, где в данный момент происходит резкое противопоставление «своих и чужих» культурных традиций. В связи с этим возросло внимание к формированию исторического сознания горских народов как фактора, определяющего этническое самосознание, а тем самым культурно-цивилизационную самоидентификацию. Прессу региона захлестнул поток публикаций по проблемам истории отдельных народов, которые в принципе проявляют между собой очевидное сходство в одном, в стремлении к чрезмерному приукрашиванию и преувеличению вопреки фактам былой исторической роли своих народов, в способах внушения им чувства собственной национальной исключительности и превосходства, идеи этноцентризма. Исследования в области кавказоведения, истоков этнических культур, процессов их взаимовлияния, безусловно, имеют большое значение на современном этапе трансформации традиционных культур.

Северный Кавказ - это регион, где происходит синтез народов, культур и языков, которые развиваются и взаимодействуют на этой территории тысячелетиями. Здесь сформировалась своеобразная самобытная северокавказская культура, впитавшая в себя сотни различных этнических культурных традиций. Исследование исторического диалога различных культур поможет показать, как на различных этапах осуществлялись механизмы межкультурной коммуникации и их последствия, в том числе диалог с российской культурой на протяжении многих лет. Этническое и культурное общение происходило на различных стадиях развития народов Северного Кавказа. Вхождение народов Северного Кавказа в состав России привело к более тесному взаимодействию культуры России и кавказских этносов, наложило неповторимый отпечаток на русскую культуру, литературу, искусство, общественную мысль, расширило горизонты познания, внесло мощную струю в жизнь народов Кавказа, их материальную и духовную культуру.

Одной из основ прогрессивного развития культуры является опора на положительный предшествующий опыт. В настоящее время намечаются положительные тенденции в этом направлении. Были подписаны двусторонние договоры между КБР, Адыгеей, Карачаево-Черкесией, которые предусматривают широкое сотрудничество во всех сферах художественной культуры, как профессиональных, так и самодеятельных, проведение дней культуры, литературы и искусства, организацию фестивалей хореографического и танцевального искусства, персональные и групповые выставки художников, вечера композиторов и мастеров сцены. В расширении межнациональных контактов большое значение отводится фестивалям культур, проведение которых становится традиционным. Вот уже несколько лет проводятся мероприятия,  конференции во многих городах Северного Кавказа по различным проблемам взаимодействия народов и культур в условиях обострения межнациональных отношений. Безусловно, эти мероприятия вносят существенный вклад в процессы гармонизации межкультурного взаимодействия.

Важно понимать, что в данном исследовании мы отмечаем как положительные стороны процесса межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе, так и анализируем дезинтегрирующие тенденции, которые появились и существуют как спонтанная реакция на ту форму глобальных процессов, в которые включено наше общество.

Многонациональной и поликонфессиональной России, объединяющей множество этносов, принадлежащих к различных культурам, необходимо выстроить продуктивную систему межкультурного диалога, переосмыслить имеющийся опыт и выработать новые пути взаимообогащения культур, в том числе с культурами народов Северного Кавказа.

Рецензенты:

Баранов С.Т., д.филос.н., профессор, профессор кафедры культурологии и искусств факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Бакланов И.С., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Богатырева О.В. ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14380 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674