Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Комелина В.А. 1 Крылов Д.А. 1 Лаврентьев С.Ю. 1 Жидик А.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
В статье раскрыта необходимость и своевременность формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства. Анализ внутренней структуры позволил раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержанию исследуемого феномена. Отражая многоуровневую природу этнопедагогической компетентности, компоненты этой системы представлены как необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития, а также представляют собой совокупность раскрывающую многообразие существующих между ними связей и отношений. В качестве структурных выделены такие компоненты этнопедагогической компетентности, через развитие которых наиболее отчетливо просматривается процесс и результат ее становления, а именно: мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностный. Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов этнопедагогической компетентности будущих педагогов характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена.
поликультурная образовательная среда
структура
сущность
этнопедагогическая компетентность
компетентность
1. Кайсарова А. В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе: автореферат дис…. канд. пед. наук. – Чебоксары, 2008. – 22 с.
2. Комелина В. А. Профессиональная подготовка специалиста в вузе: компетентностный подход: монография / В.А. Комелина, Д.А. Крылов. – Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2009. – 176 с.
3. Лаврентьев С. Ю. Формирование познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях современного вуза: монография/ С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2013. – 168 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» – URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 02.06. 2014).
5. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в поликультурной образовательной среде: автореферат дис…. д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2009. – 46 с.
6. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года). Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. – № 214. - URL: http://www.gov.mari.ru/rep/strategy. (дата обращения 04.06. 2014).
7. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы / М.Г. Харитонов. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева, 2004. – 330 с.
8. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // URL: http://www.eidos.ru(news)compet.htrri. (дата обращения 04.08. 2014).
Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями социокультурного развития ведущих стран мира и России, для которых характерна амбивалентность цивилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, а с другой - сохранение этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов. Отсюда и необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в поликультурной среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этнопедагогической компетентностью.

Необходимость и своевременность формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства указана в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», в которой подчеркнуто, что система образования призвана обеспечить «...сохранение, распространение и развитие национальной культуры», а также «...развития культуры межэтнических отношений» [4]. В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 г. в сфере образования подчеркнута необходимость создания эффективной образовательной системы, отвечающей запросам и потребностям развития личности, учитывающей национальный компонент в образовании, включающей культурные традиции и особенности многонациональной республики [6]. В соответствии с этим этнопедагогическая компетентность должна сегодня рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных отношений [5]. Этнопедагогическая компетентность, являясь качественной характеристикой, определяющей уровень выполнения этнопедагогических задач в поликультурном образовательном пространстве, стимулирует рост национального самосознания народов, возрождение национальных культур, народной педагогики, изменение ценностных идеалов, обращение к национальным ценностям, составляющим культуру любого народа, стремление к возрождению этнической культуры через сохранение своего родного языка, обычаев и традиций.

Цель исследования

В соответствии с вышеизложенным, одной из основных задач данного исследования является - раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержательного наполнения исследуемого феномена.

Материал и методы

Материалом исследования послужил анализ целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 65 студентов 2-4 курсов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего профессионального образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.

Результаты и их обсуждение

Значимыми для исследования являются ведущие положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, Н.Б. Крыловой, З.А. Мальковой, И.Л. Набоком, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджиевой, В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе.

Вопросами совершенствования этнопедагогической подготовки обучающих в вузе занимались следующие ученые: Г.Н. Волков, П.А. Апакаев, С.Н.Федорова, Е.П. Жирков, В.А. Иванов, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, В.Г. Крысько, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, А.В. Кайсарова и др.

Анализ вышеперечисленных источников показал, что достаточно полных и комплексных исследований по формированию этнопедагогической компетентности будущих педагогов в условиях поликультурного образовательного пространства не проводилось.

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности и содержания исследуемого явления необходимо раскрыть смысл основополагающих терминов «компетентность» и «компетенция». В данном вопросе мы согласны с мнением А.В. Хуторского, который относит к компетентности достаточно обширный диапазон личностных качеств. «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [8]. Следовательно, компетентность всегда персонифицирована и реализуется через качества определенного человека. Ученый также указывает на то, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика [8]. Исходя из вышеизложенного, мы считаем правомерным перейти к рассмотрению понятия «этнопедагогическая компетентность».

Так, А.В. Кайсарова под этнопедагогической компетентностью понимает совокупность этнопедагогических знаний и умений, позволяющей педагогу спроектировать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы добиться максимального целенаправленного и последовательного включения в него педагогического наследия своего народа, что способствует формированию у учащихся патриотизма, толерантности, эмпатии, межкультурной чувствительности, а также развитие у педагога таких качеств, как креативность, познавательная активность, целеустремленность, инициативность, терпимость, рефлексивность [1].

М.Г. Харитонов этнопедагогическую компетентность трактует как совокупность определенных свойств личности с высоким уровнем этнопедагогической подготовленности и способностью к креативной деятельности, в которой человек максимально проявляет свои профессиональные и личностные качества [7]. По мнению М.Г. Харитонова, этнопедагогическая компетентность учителя предполагает знание им: целей обучения учебных предметов на основе традиционной педагогической культуры, их конкретного наполнения и приоритетности в современных условиях развивающихся целей; психологических механизмов овладения этнопедагогическим знанием и способов их использования в процессе обучения для целей развития студентов; этнопедагогических понятий и фактов, как непосредственно представленных в школьных учебниках, так и непосредственно связанных с ними; критериев оценки дидактической и развивающей ценности различного этнопедагогического содержания; способов (наиболее типичных) работы с различным этнопедагогическим содержанием; эффективных способов обучения традиционной педагогической культуре (инструментария, организационных форм обучения и контроля), различных категорий учащихся, диференцируемых как по уровню обучаемости, так и по характеру познавательных интересов и др.

Помимо вышеперечисленных знаний, этнопедагогическая компетентность учителя, по мнению М.Г. Харитонова, предполагает владение им: способами реализации различных моделей обучения традиционной педагогической литературе, ориентированных на особенности разных типологических групп учащихся; наиболее типичными способами решения этнопедагогических задач, представленных в содержании школьных предметов, и использованием их для целей развития школьников; приемами пробуждения и развития познавательного интереса учащихся к этнопедагогическому содержанию и др. [7].

Отражая многоуровневую природу этнопедагогической компетентности, компоненты этой системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития, а также представлять собой совокупность структурных и функциональных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений [2]. В качестве структурных выделены такие компоненты, через развитие которых наиболее отчетливо просматривается процесс и результат ее становления, а именно:

  • мотивационно-потребностный компонент (профессионально-ценностные ориентации; совокупность личностных качеств; наличие развитых общих и педагогических способностей). Данный компонент отражает социальную и профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, установки педагога, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению этнопедагогической деятельности; совокупность личностных качеств (нравственность, терпимость, толерантность, эмпатийность, коммуникабельность, инициативность, рефлексивность и др.); наличие развитых общих и педагогических способностей (гностических, креативных, конструктивных, коммуникативных, организаторских);
  • когнитивный компонент (комплекс этнопедагогических знаний; сформированное этнопедагогическое мышление) рассматривается как развитие когнитивной сферы будущего педагога, связанной с познавательными процессами и сознанием, включающий в себя знания о мире и о самом себе. Формирование прочных, глубоких этнопедагогических знаний и способности применять их на практике - одна из важнейших составляющих учебного процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, позволяющая видеть, выделять и эффективно решать профессионально-педагогические проблемы и задачи. Этнопедагогическое мышление, связанное с практической, преобразовательной деятельностью педагога, направлено на продуктивное решение профессионально-педагогических задач в конкретных педагогических ситуациях;
  • деятельностный компонент (умения, навыки; опыт преобразовательной этнопедагогической деятельности; владение современными педагогическими технологиями и педагогической техникой) определяет устойчивую способность личности к творчеству, ее готовность к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям общества.

Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов этнопедагогической компетентности будущих педагогов: мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного - характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена. Так, проявление деятельностного компонента обусловлено признаками когнитивного компонента этнопедагогической компетентности: сформированностью этнопедагогических знаний и соответствующих им умений и навыков эффективной организации педагогической деятельности. В то же время процесс преобразовательный деятельности, в которой формируется и проявляется деятельностный компонент, активизирует мыслительную деятельность студентов, они осознают ценность и значимость приобретаемых знаний и умений. В результате повышается их познавательная активность, что в свою очередь способствует формированию когнитивного компонента этнопедагогической компетентности будущих педагогов [3]. Ту же взаимосвязь можно проследить между мотивационно-потребностным и другими компонентами этнопедагогической компетентности: заинтересованное отношение к деятельности повышает ее продуктивность, сформированность нравственно-волевых качеств способствует овладению навыками самоконтроля, облегчает преодоление трудностей. Вместе с тем именно деятельностный компонент, то есть достаточный опыт конкретной деятельности и сотрудничества, оказывает положительное влияние на развитие нравственно-волевых качеств; успешность труда вызывает положительное эмоциональное отношение к нему.

Компоненты этнопедагогической компетентности, с одной стороны, выступают как относительно самостоятельные системы, обладающие своей структурой, логикой, совокупностью элементов, внутренней организацией, а с другой стороны, это деление условно. Уровень интеллектуального развития может быть использован для характеристики творческого потенциала личности, а отношение к этнопедагогической деятельности и ее результатам можно анализировать и в структуре деятельностного компонента, и как личностное качество будущего педагога.

Перечисленные компоненты этнопедагогической компетентности можно рассматривать как нормативно необходимые для успешной деятельности учителя в современных условиях. При этом, как отмечалось выше, все они тесно взаимосвязаны - каждый последующий продуктивен лишь при наличии предыдущего, сформированного в необходимой и достаточной степени.

Таким образом, анализ внутренней структуры и внешних системообразующих связей позволяет охарактеризовать этнопедагогическую компетентность будущих педагогов как выражение интегрированности, зрелости и развитости всей системы социально и профессионально значимых личностных качеств и дать ей следующее определение. Этнопедагогическая компетентность педагога - это интегративное качество личности, выражающееся в совокупности знаний, умений и навыков, опыта поведения и способствующее эффективной полиэтнической образовательной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что, являясь компонентом целостной профессиональной компетентности, этнопедагогическая компетентность не дается однажды и на всю жизнь. При переменах в образовательной политике государства, преобразовании и модернизации содержания образования в целом (внешние факторы), а в частности, при изменении контингента учеников, выборе другого учебно-методического комплекса обучения предмету, переориентации профессиональной деятельности и интересов, например, на другой предмет и т. п. (внутренние факторы) педагогу необходимо как бы заново формировать отдельные компоненты этнопедагогической компетентности, связанные с новыми видами творческой преобразовательной деятельности: изучать теорию и содержание в аспектах современных достижений наук; определять смыслы для себя, находить свое место и конкретизировать мотивы участия в происходящих переменах; осваивать другие способы и приемы деятельности, учиться осуществлять целенаправленные действия; определять поле своих возможностей и перспектив в измененных условиях.

Заключение

Таким образом, в условиях изменения приоритета ценностно-целевых установок, отказа от преимущественной ориентации образования на знания и перехода содержания образования на компетентностную основу актуальным является формирование этнопедагогической компетентности будущих педагогов, которая являясь компонентом целостной профессионально-личностной структуры, определяется как комплекс мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного компонентов опосредованных ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления этнопедагогической деятельности будущих педагогов.

Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России» 2014 - Республика Марий Эл: «Формирование этнопедагогической компетентности педагога средствами национальной кухни народов Среднего Поволжья в условиях поликультурного образовательного пространства». Номер проекта: 14-16-12006 в РГНФ.

Рецензенты:

Шабалина О.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Апакаев П.А., д.п.н., профессор., каф. педагогики и методики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Комелина В.А., Крылов Д.А., Лаврентьев С.Ю., Жидик А.Р. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14464 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674