Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЭТНОГРАФИЧЕСКИ Е КОЛЛЕКЦИИ ТАРСКОГО И БОЛЬШЕРЕЧЕНСКОГО РАЙОННЫХ МУЗЕЕВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Ахунова Э.Р. 1
1 Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
Статья посвящена новым формам работы краеведческих и исторических музеев в настоящее время. В работе музеев исчезли идеологические требования к организации экспозиций и выставок, нет обязательных перечней массовых мероприятий, которые музеи выполняли в прошлом. Музеи самостоятельно предлагают новые концепции экспозиций, сами выбирают темы выставок, лекций и уроков. Музей на сегодняшний день становится местом сосредоточения культурной, познавательной и просветительской жизни населения, особенно это сильно заметно в небольших районных и сельских музеях. Связь между сотрудниками музея и местными жителями становится основополагающей в деятельности музея. В статье рассмотрена работа музеев в области этнокультурного просвещения населения. Использование богатого этнографического материала музеев при создании выставок или проведении лекций вызывает сегодня неподдельный интерес широкого круга населения: школьников, студентов, служащих, пенсионеров и др. В статье показана работа Большереченского историко-этнографического музея и Тарского краеведческого музея Омской области с посетителями на примере использования различного этнографического материала.
этнокультурное просвещение
музейные фонды
этнографические коллекции
история музея
музейные коллекции
1. Годовой отчет за 2012 год МБУК «Тарский историко-краеведческий музей». – Рукопись. – С. 5.
2. Назарцева Т.М. Музейная сеть Омской области на современном этапе // Первые ядринцевские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения Н.М. Ядринцева. – Омск: ОГИК музей, 2012. – 300 с.
3. Отчет Бюджетного учреждения культуры Омской области БУК «Большереченский музей» за 2013 год. – Рукопись. – 8 с.
4. Отчет о работе музея 2013 г. (рукопись). – С. 1.
5. Томилов Н.А. Социальная значимость музейных историко-культурных ресурсов и музеи Сибири // Культурологические исследования в Сибири. – Омск, 2007. – № 1. – Издательский дом «Наука». – 148 с.
6. Труевцева О.Н. Экспозиционная, выставочная и просветительная деятельность музеев Сибири во второй половине ХХ в.: традиции и инновации // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 2011. – 380 с.
Вопросы истории возникновения и развития музеев, различные виды музейной деятельности, музееведение сегодня испытывают возросший интерес не только со стороны ученых, музеологов, музейных работников, но и со стороны различных групп посетителей музея. Как отмечает ведущий сотрудник Омского государственного историко-краеведческого музея (ОГИКм) Т.М. Назарцева: «В сибирских музеях проводится работа по изучению истории музеев, рассматривается деятельность различных типов музеев... значительный вклад в развитие теории и практики музейного дела вносят научные и научно-практические конференции» [2, с. 254].

Возрастающую роль музеев в мире отмечает профессор Н.А. Томилов, который много лет занимался теоретическими разработками по вопросам музеологии, истории музеев, а также социальными функциями музеев. Музей, по его определению, «это не собрание ненужных сегодня предметов, которое лишь дает информацию о прошлом... Оно играет значительную роль и в современной жизни человечества. Фактически это часть настоящего и будущего бытия» [5, с. 90]. Современный музей имеет более десятка социальных функций. Остановимся на тех из них, которые непосредственно касаются работы музеев с посетителями.

Как уже говорилось, музеи являются местом сосредоточения культурного наследия человечества. И в связи с этим одной из важной составляющей в деятельности музеев является работа с посетителями. В этой деятельности непосредственно используются такие социальные функции музеев, как образовательная, познавательная, воспитательная и созидательная, коммуникативная. В разные периоды истории эти функции музеев имели свои особенности. Как отметила О.Н. Труевцева, что под неусыпным идеологическим контролем правящей партии в первые послевоенные годы находились все направления деятельности сибирских музеев и, в первую очередь, содержание экспозиции [6, с. 309].

В 1960-е г. просветительская деятельность музеев вышла на первый план. Росло количество показателей работы музея. Музеи проводили разнообразную форму работы с посетителями: экскурсии, лекции, встречи, передвижные выставки и др.

Постперестроечное время внесло значительное оживление в музейную деятельность. Политические события в стране, новые экономические условия дали мощный импульс дальнейшему развитию музеев. Отсутствие идеологических установок привело к тому, что музеи в своей работе стали ориентироваться на интересы и запросы разных категорий посетителей, в музеи люди шли не по принуждению, а по личной потребности получить необходимую и интересную информацию и новые знания [6, 314].

На рубеже XX-XXI вв. на фоне подъема национально-культурного движения большинство людей стали интересоваться историей своего народа, историей возникновения своих городков и сел, хотели больше узнать о своих национальных традициях, обычаях и культуре. Жители не только больших городов, но и небольших поселков и сел пришли в музей, где этнографические коллекции разных народов сразу стали востребованными.

Музеи активировали свою деятельность, расширили работу с населением: стали активно применять интерактивную форму работы на различных выставках, открытых уроках. Сотрудники музея практически всегда участвуют во всех народных праздниках, не только выходят с выставками, но еще рассказывают и показывают, как можно пользоваться старинными предметами быта, разыгрывают народные обряды и песни на различных праздниках. Связь с музея с населением не является односторонней. Не только музеи перешли на другие формы работы с населением, но и сами люди принимают активное участие в жизни музея: участвуют в музейных вечерах, приносят для музея старинные предметы, которые у некоторых еще остались. Во многих поселках и селах местные жители по своей инициативе создали небольшие музеи, где с их помощью были собраны этнографические, исторические и другие коллекции. Например, у Тарского районного музея есть филиалы в селах. Это музей немецкой культуры в селе Литковка, музей в селе Ермаковка с отделами краеведения и этнографией русских и чувашей, музей в селе Екатериновка с отделом этнографической коллекции русских.

Музейная сеть Омской области в настоящем виде сформировалась в 1990-е гг. и включает в себя 8 музеев областного подчинения различных профилей, 32 сельских муниципальных музея, 2 городских муниципальных музея. Кроме этих музеев в городе и области действует большое количество ведомственных, учебных и иных музеев, которые не относятся к ведомству Министерства культуры Омской области и поэтому их возникновение и закрытие не отслеживается в официальной статистике [2, с. 254] .

На примере работы двух районных музеев Омской области в Большеречье и Таре покажем работу музеев с посетителями. Эти музеи проводят десятки выставок, открытых уроков, праздников различной тематики, но мы рассмотрим только те из них, которые непосредственно касаются этнографического профиля работы и в которых используется предметы материальной и духовной культуры народов.

Начало формирования фонда Тарского краеведческого музея относится к 1931 году, когда в России началось развитие краеведческого движения, стали открываться новые музеи, именно тогда в Таре было создано Тарское бюро краеведения, которое приняло непосредственное участие в открытии Тарского музея. В 1932 году состоялось его открытие, директором которого стал А.В. Ваганов. Второе свое рождение музей переживает в 1968 году, когда его экспозиция была расположена в здании Спасской церкви. В 1970 году музей вошел в государственную сеть музеев на правах филиала Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. В 1990 году на основании распоряжения Тарского районного совета народных депутатов № 249 от 13 декабря 1990 года районному отделу культуры для создания музейной экспозиции было передано двухэтажное кирпичное здание дореволюционной постройки - торговый дом купца Орлова, находящийся на бывшей Базарной площади г. Тары. Несколько лет длился ремонт, и сейчас за счет внутренней реконструкции здание приспособлено к функциям музея, сохраняя при этом историческую внешнюю архитектуру. Учредителем музея с 18 января 2007 года становится Администрация Тарского городского поселения.

В структуру Тарского краеведческого музея, одного из крупнейших среди районных музеев Омской области, входят 4 отдела: Мемориал «Сквер Победы», отделы в сёлах Тарского района Омской области: Екатерининское, Ермаковка, Вставское. В 2013 г основной фонд музея составлял 13704 музейных предмета. Число предметов научно-вспомогательного фонда - 1024 единицы [4. с. 1]. В основной фонд входят коллекции нумизматики, этнографии, документы, редкие книги, естественно-научные коллекции, предметы истории техники, археологии, оружие, изделия прикладного искусства, скульптура, живопись. Наиболее интересную часть музейного фонда составляют коллекции предметов по теме «Этнография», «Иконы», «Оружие», «Редкие книги».

Тарский краеведческий музей наряду с Центральной районной библиотекой является местом проведения культурно-массовых мероприятий, а с 2002 года в стенах Тарского историко-краеведческого музея проходит региональная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.В. Ваганова «Вагановские чтения» (в 2014 г. - состоялась VII научно-практическая конференция «Вагановские чтения»). На конференции обсуждаются вопросы культурной, образовательной, исторической и краеведческой направленности.

В Тарском краеведческом музее этнографическая коллекция в основном представлена двумя крупными народами, живущими на территории района - это русскими и сибирскими татарами. Небольшое количество предметов можно найти в разделах по немцам, украинцам, казахам и другим народам.

В настоящее время в музее постоянно действует историческая экспозиция «История г. Тара с 1594 по 1917 гг.», которая была открыта в 1988 г. В ней представлено хозяйственное освоение края, быт и культура русского населения г. Тары. В 2014 планируется создание новой экспозиции «Тарское Прииртышье в 20 веке».

В последние несколько лет музей стал активно проводить различные массовые мероприятия, посвященные изучению традиционной культуры народов, населяющих Тарский район.

В 2012 г в музее было создано 60 выставок [1. с. 5]. Особой популярностью пользовались выставки, посвященные народному быту, культуре и традициям разных народов с широким использованием этнографического материала. Одной из значимых вставок в 2012 г. стала региональная выставка «Европа - Сибирь: дорогами переселенцев», действовавшая в Омске в рамках фестиваля «Культура без границ». Данная выставка была организована совместно с Большереченским историко-этнографическим музеем и на ней были представлены предметы быта сибирских татар и немцев. В этом же году в Тарском краеведческом музее было организованы несколько тематических выставок, приуроченных к знаменательным датам, или созданные по заявкам педагогов. Это следующие выставки: «В мире народной игрушки», «Русская баня», «От сандыка до шабадана» (выставка сундуков, шкатулок, чемоданов ХХ в.), «Платка диковинный узор», «Свеча горела на столе» (выставка осветительных приборов XIX - XX вв.). По сведениям из отчета работы музея в 2012 г мероприятия музея посетили 6800 человек. Статистика посещаемости музейных мероприятий по итогом года: 45 % - школьники, 30 % - студенты, 20 % - взрослые. Так как большая часть посетителей музея составляет учащаяся молодежь, сотрудниками музея велась разноплановая работа, направленная на культурное, нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения. Так, в течение всего года проводились музейные уроки из цикла «Крестьянский быт», «История древней Тары» не только в музее, но и в школах. Сотрудники музея используют новые формы и методы работы: интерактив, инсценировки, экскурсии - представления и т.д. Например, 18 мая 2012 г. была проведена экскурсия - представление «Ambulareinmuseum» (прогулки по музею). Для проведения экскурсии по залам музея использовались интерактивные методы, где соответствующие персонажи в традиционных костюмах встречали гостей в интерьерах крестьянской избы, купеческой гостиной и т.д.

В 2013 г. также было проведено 60 выставок. Одно из самых значимых мероприятий прошло в рамках празднования первого музейного этнофестиваля «Вековые традиции Тары». 26 июля состоялось открытие выставки «Быт и культура народов Тарского Прииртышья», которая проработала до конца сентября. За первый день работы выставку посетили более 600 человек. На этой выставке были представлены фрагменты интерьера дома почти всех народов, проживающих на территории Тарского района: русская крестьянская изба, интерьер дома сибирских татар, немцев, латышей, белорусов, чувашей и казачий курень. На выставке были представлены быт и культура вышеназванных народов, которые позволили узнать не только традиции и обряды этих народов, но и отведать блюда национальной кухни. Этот праздник национальных культур никого не оставил равнодушным.

Музей активно ведет деятельность по популяризации коллекций народного быта, именно в музее есть возможность передавать знания через прямые носители информации, которым насчитывается более сотни лет.

В сентябре 2013 г. Тарский музей принял участие в VII Областном конкурсе «Татарская песня», на котором была представлена выставка предметов татарского быта под названием «Поздравляем татар». Многие выставки создаются к различным национальным или религиозным праздникам. Например, ежегодно музей проводит выставку «Быт сибирских татар» во время празднования национального татарского праздника «Сабантуй» и выезжает в то поселение, которое в данный момент проводит праздник, и эта выставка пользуется очень большой популярностью среди татарского населения. Во время празднования Масленицы музей показал выставку «Предметы русского населения» в г. Таре, и выставка также пользовалась огромной популярностью у тарчан.

Среди школьников особой популярностью пользуются театрализованные мероприятия, такие как праздник «Матрены зимние». Яркие русские матрешки встречали ребят на театрализованном культурно-этнографическом представлении. Куклы-матрешки познакомили детей с историей празднования русского народного праздника «Матренин день» и раскрыли секреты возникновения и создания куклы-матрешки. Дети с удовольствием отгадывали загадки, наряжали матрешек, исполняли с матрешками танец. В завершении праздника перед детьми выступил кукольный театр с рассказом о жизни святой великомученицы Матрены Московской, которая словом исцеляла людей.

Большереченский историко-этнографический музей так же, как и Тарский музей, активно принимает участие в культурно-массовой работе с посетителями. На 1 января 2014 г. музейная коллекция насчитывала 15064 ед. хр., предметов этнографии в музее было 61 ед. хр., быта - 221 ед. хр., текстиль - 31 ед. хр. [3, с.6]. Последние годы Болшереченским музеем ведется активная выставочная работа. Главное событие 2013 г. года - участие Большереченского музея в выставочном проекте «Европа - Сибирь: Дорогами переселенцев». Большое значение для повышения статуса музея имело также проведение двух выставок - одной в Березовском краеведческом музее Ханты-Мансийского автономного округа, а другой - в Национальном археологическом памятнике природы (НАПП) Большереченского района «Батаково»: «У истоков шаманства», которые пользовались у посетителей большим успехом. Всего в 2013 г. Большереченским историко-этнографическом музеем было проведено 45 выставок на территории музея и 11 внемузейных выставок, из них 38 выставок было открыто в отчетном 2013 г. Сотрудниками музея было проведено 322 музейных урока для учащихся и студентов [3, с.7].

Проанализировав работу этих двух музеев за последние несколько лет, мы видим, что количество выставок остается примерно на одном и том же уровне или незначительно увеличивается, но содержание выставок меняется. Они становятся разнообразнее, интереснее, интерактивней для посетителей разного возраста и проходят с большим успехом. Особенный интерес вызывает у всех посетителей этнокультурные выставки, лекции, которые все чаще музеи стараются проводить в населенных пунктах в дни национальных праздников. Именно на таких мероприятиях люди все больше узнают, как жили их предки, какими вещами пользовались, во что одевались, лучше понимают истоки национальных традиций и обычаев. Многие жители на таких национальных праздниках приобщаются к культуре своего народа, узнают традиции и обычаи, общие и различные черты в культуре другого народа, учатся толерантности. Музеи сегодня являются мостом не только между прошлым, настоящим и будущим, но также и мостом между всеми народами, живущими рядом.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14 - 11 - 55005 (а) р «Районные и ведомственные музеи Омской области как центры краеведческой и этнокультурной жизни поселений в XXI веке».

Рецензенты:

Томилов Н.А., д.и.н., профессор, директор Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, г. Омск;

Смирнова Т.Б., д.и.н., профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Ахунова Э.Р. ЭТНОГРАФИЧЕСКИ Е КОЛЛЕКЦИИ ТАРСКОГО И БОЛЬШЕРЕЧЕНСКОГО РАЙОННЫХ МУЗЕЕВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14500 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252