Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ УДМУРТИИ В 1960–1980-Е ГОДЫ

Павлова И.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Проведено исследование развития детской книги Удмуртской Республики в 1960–1980-е гг. В основе исследования лежит репертуар детской книги Удмуртии 1847–2013 гг., составленный автором на основе различных источников. Хронологическое расположение библиографических записей позволяет раскрыть периодизацию развития детской книги. В рамках статьи был проведен контент-анализ указанного этапа, который позволил выявить динамику развития детской и учебной книги и ее включенность в социокультурные процессы государства и в российское и республиканское книгоиздание. Раскрывается количество книг, их общий и средний тираж и динамика их выхода в течение этапа. Выявляются основные факторы, повлиявшие на формирование жанрово-типологической и тематической структуры репертуара (государственные постановления, социальные запросы). Подробно рассматривается типологический состав литературы для детей: литературно-художественная, политико-воспитательная, «деловая» (практическая), научно-популярная, учебная – и его процентное соотношение. Раздел художественной литературы рассмотрен также в национально-историческом аспекте: русская дореволюционная и советская, удмуртская, зарубежная детские литературы. В целом особенности развития репертуара детской книги Удмуртии оказываются обусловленными характером государственной идеологии, изменениями в национальном составе республики, вниманием к развитию удмуртской детской литературы со стороны общества.
репертуар детской книги
Удмуртия
история детской книги
удмуртская детская литература
типы детской книги
учебная литература
1. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР).
2. Абдулхакова А.Р. Татарская детская книга 1917–1991 гг.: эволюция и тенденции развития: монография. – Казань, 2009. – 328 с.
3. Документы КПСС о Ленинском комсомоле и пионерии / сост. В.К. Криворученко, Н.В. Трущенко. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 384 с.
4. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов. – М.: МГУП, 2004. – 423 с.
5. Карайченцева С.А. Русская детская книга XVIII–XX вв.: моногр. – М.: МГУП, 2006. – 294 с.
6. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. – М.: Политиздат, 1987. – 608 с.
7. Павлова И.Ф. Удмуртская детская книга в 1847-1941 годы: история, типология: монография. – Ижевск : Удмурт. ун-т, 2011. – 127 с.
8. Удмуртская Республика: энциклопедия / гл. ред. В.В. Туганаев. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 766 с.
9. Ходырев Г. Утчаськом, юрттйськом : [О работе секций литературы для детей и юношества Союза писателей Удмуртии] // Советской Удмуртия. – 1976. – 20 июня.

Издание удмуртской детской книги начинается в середине XIX века. Можно выделить три периода развития книгоиздания для детей: дореволюционный, советский и постсоветский. Советский период (1917–1990 гг.) мы разделили на четыре этапа, во время которых происходили значительные качественные и количественные изменения в издании детских книг Удмуртии. 1960–1980-е гг. – это четвертый этап. Он связан с кардинальными политическими и социальными изменениями в СССР: хрущевская «оттепель», брежневский период «застоя» и первые годы «перестройки». Развитие народного хозяйства, науки и культуры происходило на фоне решения проблем последствий «культа личности», усложнения социально-экономических отношений, накопления противоречий в советском обществе. Развитие книгоиздания как в стране, так и в республике отражало все эти особенности общественной жизни.

Предметом нашего исследования является репертуар удмуртской детской книги 1960–1980-х гг. Целью статьи является раскрытие динамики развития удмуртской детской книги в указанный период. В качестве источников использовались материалы Центрального государственного архива Удмуртской Республики и составляемый нами на основе большого количества различных документов репертуар удмуртской детской книги (1847–2013 гг.), включающий более 3000 книг для детей и юношества.

Методами исследования историко-типологический и историографический анализ статистических и архивных данных, контент-анализ репертуара детских книг республики, государственных и партийных документов, показывающих изменения в развитии детской литературы и книги.

В период с 1960 по 1990 г. было выпущено более 800 книг, входящих в круг детского чтения (издания для детей и юношества и учебники для общеобразовательных школ), большая часть которых опубликована в издательстве «Удмуртия». Рисунок 1 показывает соотношение динамики развития всего книжного репертуара республики, детских и учебных книг.

Источник: 1, ф. Р-229, оп. 2, ед. хр. 672, л. 22, 48; ед.хр. 726а, л. 41, 27; ед. хр. 14, 23; ед. хр. 814, л. 15; ед.хр. 895, л. 2; ед. хр. 923, л. 2; ед. хр. 946, л. 4; ед. хр. 1029, л.4; ед. хр. 1030, л. 5; ед. хр. 1052, л. 99; ед. хр. 1092, л. 86; ед. хр. 1129, л. 13; ед. хр. 1167, л. 12; ед. хр. 1204, л. 4-6; ед. хр. 1250, л. 21; ед. хр. 1263, л. 1; ед. хр. 1272, л. 1; ед. хр. 1285, 1; ед. хр. 1311, л. 1; ед. хр. 1324, л. 1; ед. хр. 1332, л. 3; ед. хр. 1342, л. 3-4; ед. хр. 1346, л. 2-4; ед. хр. 1356, л. 2-3.

Рис. 1. Динамика издания книг в Удмуртии в 1960-1990 годы

Ежегодно в республике печаталось в среднем 111 книг. Рисунок 1 демонстрирует, что издание книг с 1960 г. неуклонно снижается, при относительной стабилизации выпуска учебной и детской литературы. Литература для детей и юношества составляла примерно 14 %, а учебная литература – 7 % от общего числа книг, выпущенных в Удмуртии. Однако течение этапа это соотношение меняется. Так, в 1960 г. детская книга составляла 9 %, учебная – 8 % от общего количества вышедших книг, то в 1989 г. при снижении общего количества выпущенных изданий объем детской (17 %) и учебной (10 %) книг увеличивается.

Рис. 2. Динамика выпуска детской и учебной книги в 1960–1990 гг.

Подробное рассмотрение динамики выпуска детской книги показывает, что соотношение детской и учебной книг изменяется в течение всего рассматриваемого периода (рис. 2). В 1960-е гг. темпы роста выхода детских книг снижается до 4 названий в 1966 г. – это минимум количества книг на данном этапе. В конце 1960–1970-х гг. начался рост: число названий по сравнению с 1960-ми гг. увеличивается на 6,5 % (рис. 2), тираж книг – в 3 раза (рис. 3).

Рис. 3. Динамика тиража детской и учебной книги в 1960-1990 гг.

Наибольшее количество названий (21) было выпущено в 1976 г., пик тиражей приходится на 1975–1977 гг. – от 1375,6 до 1401 тыс. экз. (рис. 3). Затем в 1980-е гг. число изданий для детей и юношества увеличилось на 5,4 % названий и на 10,8 % тираж книг по сравнению с 1970-ми гг. В целом 1980-е гг. можно назвать относительно стабильными, несмотря на рост – число колебалось от 12 до 19 названий в год.

Рисунок 4 показывает стабильный рост среднего тиража детских книг, выпущенных в течение года, от 7 тыс. экз. в 1960 г. до 98,3 тыс. экз. в 1977 г. – это высший пик издательской деятельности в рассматриваемый этап. Средний тираж детских книг увеличился за счет выпуска изданий на русском языке. Если тираж художественной литературы для детей на удмуртском языке в среднем составлял 5 тыс. экз., то на русском языке она выпускалась тиражом 50–400 тыс. экз.

Рис. 4. Средний тираж детской и учебной книги в 1960–1990 гг.

С учебниками для национальной школы ситуация была обратная: с середины 1960-х гг. начался процесс снижения выпуска учебной литературы. Если в 1961 г. было выпущено 23 названия тиражом 246,5 тыс. экз. (верхний пик выпуска данного вида), то в дальнейшем число названий резко колебалось от 6 в 1962 г. до 19 в 1964 г. (рис. 2–3). В 1970-е гг. снижение количества названий до 34 % и тиража – 7 % от общего объема детской и учебной литературы, а в 1980-е гг. объем снизился до 22 % по названиям и 3,2 % по тиражу. В эти годы отмечаются минимальные показатели по названиям: 2 учебника – в 1986 г., 3 – в 1982 г., по 4 – в 1981 и 1987 гг.

В то же время средние тиражи учебников для образовательных школ республики относительно стабильны, небольшой рост до 14,5 тыс. экз., наметившийся в 1970-е годы, привел к стабильному снижению в 1980-е годы до 4,5 тыс. экз. (рис. 4). Снижение выпуска учебной литературы для удмуртских школ объясняется рядом причин: во-первых, уменьшение количества национальных школ, классов; во-вторых, проведение государственной политики по постепенному переходу преподавания всех предметов в национальной начальной и средней школе на русском языке, за исключением родного языка и литературы, русского языка [1]. Такая политика в области образования привела сначала к снижению, а затем и прекращению выпуска учебников на удмуртском языке по специальным предметам (математика, физика, биология, естествознание и др.) к концу рассматриваемого этапа. Данная ситуация была характерна для всех республик РСФСР.

В этот период детская литература продолжает оставаться в зоне пристального внимания партии и государства. Материалы XXIV–XXVII съездов [6, c. 78, 97, 106, 134] и ряд постановлений ЦК КПСС («О мерах по улучшению издательской деятельности и устранению недостатков в книжной торговле» (1964), «О литературно-художественной критике» (1972) [6, с. 62–65], «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) [6, c. 85], «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979) [6, c. 86–94]) предполагали совершенствование системы воспитания и образования детей, усиление идеологического воспитания посредством литературы. Наиболее важным документом, подводившим итог полувекового развития советской детской литературы, стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы» от 26 марта 1969 г. В нем отмечалось, что «в стране создана высококачественная многонациональная литература для детей, активно способствующая коммунистическому воспитанию подрастающего поколения» [6, c. 500]. Постановление ставит задачу «по повышению идейно-художественного содержания детской литературы», воспитывающего у ребят преданность коммунистическим идеалам, любовь к Родине, высокие морально-этические качества, чувство пролетарского интернационализма и дружбы народов, трудолюбие, интерес к знаниям [6, c. 501]. В дальнейших документах подтверждается данная направленность развития детской литературы и книгоиздания.

Большую роль в развитии удмуртской детской книги сыграли дискуссии начала 1960-х гг., семинары-совещания (1961 и 1967 гг.) и съезды Союза писателей УАССР, на которых поднимались проблемы удмуртской литературы. Для решения проблем удмуртской детской литературы при Союзе писателей республики в середине 70-х гг. начала работать секция литературы для детей и юношества, которой руководил удмуртский детский писатель Г. Ходырев [9].

Вниманием к детской литературе объясняется очередной виток активизации политико-воспитательной и литературно-художественной книги для детей и юношества. Однако, в отличие от русского [4, c. 247] и татарского [2, c. 175–198] репертуаров детской книги, в Удмуртии не получили должного развития научно-популярная и «деловая» (практическая) литература, и совсем отсутствовала справочная литература. В итоге репертуар детской книги Удмуртии составляли 5 типов: художественная, политико-воспитательная, научно-популярная, «деловая» и учебная литературы (табл. 1).

Таблица 1. Типологический состав детской книги Удмуртии в 1960–1980-е годы (в %)

типы

годы

Художественная литература

Политико-воспитательная

Научно-популярная

«Деловая» (практическая)

Учебная

литература

 

названия

тираж

названия

тираж

названия

тираж

названия

тираж

названия

тираж

1960-е

44,4

71,4

6,9

2,8

2,2

0,7

1,4

0,3

45,1

24,8

1970-е

47

79

15

11

3

2

1

1

34

7

1980-е

63

89,6

7

5,4

5

1

3

0,9

22

3,2

Итого

52

84

9

7

3

1

2

1

34

7

В эти годы абсолютно доминировали издания художественной литературы для детей (52 %), но соотношение изданий разных типов заметно менялось в течение трёх десятилетий. В 1960-е гг. литературно-художественные издания в репертуаре детской книги республики составляли 44 % по названиям и 71 % по тиражу, причем выпуск их рос в пределах десятилетия и в 1980-е гг. составлял 64 % по названиям и 90 % по тиражу.

Литературно-художественный репертуар складывался из изданий произведений русской и зарубежной классики, советских писателей и оригинальных произведений удмуртских писателей. Русская классическая литература представлена произведениями Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др. За весь период было издано 42 книги, что составляет 10% от всех художественных изданий. Из них только 5 книг вышло в переводе на удмуртский язык.

Русская советская литература для детей представлена 84 изданиями, что составляет 19 % от объема художественного репертуара для детей. Среди самых издаваемых в Удмуртии авторов для детей и юношества были Н. Н. Носов (7 изданий), К. И. Чуковский (6 изданий), В. В. Маяковский (5 изданий), А. П. Гайдар (4 издания), Е. А. Пермяк (4 издания), В. В. Бианки (3 издания), Н. А. Островский (2 издания), А. А. Фадеев (2 издания) и др.

Удмуртская детская литература в 1960–1980-е годы представлена 291 изданием для детей и юношества, что составило 68 % объема художественной литературы для детей. Удмуртскую детскую литературу представляли писатели А. Н. Клабуков, А. Е. Белоногов, Г. К. Перевощиков, В. А. Скобелев, Г. А. Ходырев и др. В 1970–1980-е годы удмуртская детская литература начала развиваться активнее, пришел большой отряд молодых писателей: Г. Д. Данилов, И. З. Иванов, В. Н. Ившин, В. В. Котков, А. К. Леонтьев, В. В. Романов, Г. С. Сабитов, В. А. Самсонов и др. Этому способствовали активизация литературной жизни республики, работа Союза писателей республики, проведение ежегодных семинаров для творческой молодежи и т.д. Издавались книги для детей разных литературных жанров. Из них большую часть составляли прозаические произведения – 47 % объема удмуртской детской литературы, далее шла поэзия для детей (39 %) и фольклор (13 %), завершала список драматургия (1 %).

Зарубежная литература представлена 15 изданиями (3 %), 11 из которых составляла проза. Были изданы произведения Г. Х. Андерсена (2 издания), Ж. Верна (2 издания), Э. Сентон-Томпсона (2 издания), В. Гюго (1 издание), А. К. Дойла (1 издание), Р. Л. Стивенсона (1 издание) и др.

Произведения русской, удмуртской и зарубежной литературы, входящие в школьную программу, публиковались в сериях «Школьная библиотека» и «Школьная библиотека для национальной школы», предназначенных для детей среднего и старшего возраста. В первой из них были напечатаны произведения А. Г. Алексина, Б. Н. Полевого, А. Н. Рыбакова, О. де Бальзака, В. Шекспира и др., во второй – удмуртских писателей: Ф. Г. Кедрова, П. А. Блинова, Т. А. Архипова, Г. Д. Красильникова, С. А. Самсонова и др.

Тенденцией периода стало снижение числа переводных изданий на удмуртском языке. В отличие от предыдущих лет лишь небольшая часть произведений русских и зарубежных авторов – 43 названия (35 % от объема литературно-художественных изданий) – была переведена на удмуртский язык. Это «Музурук» В. В. Бианки (1986), «Танина звездочка» (1961) Л. Ф. Воронковой, «Вот какие наши руки» (1963) А. Л. Гарф, «Про жизнь совсем хорошую» (1963) Л. А. Кассиля, «Дикие лебеди» (1960) Г. Х. Андерсена и др. Показательным является тот факт, что большинство переводов на удмуртский язык было сделано в начале 1960-х гг., далее произведения русских и зарубежных авторов издавались на русском языке. С этого же времени начинается процесс перевода произведений с удмуртского на русский язык. Если в 1960-е гг. выпущено 25 переводных изданий с русского на удмуртский язык и 27 – с удмуртского на русский, то в 1970–1980-е гг. – 12 и 54 изданий соответственно. Этот процесс связан, во-первых, с интеграцией удмуртской литературы в многонациональное пространство СССР; во-вторых, с ассимиляцией удмуртского языка и увеличением количества русскоязычного населения республики.

Политико-воспитательная литература, появившаяся после революции 1917 г., наиболее интенсивно развивается именно в 1970–1980-е гг. Это обусловлено вниманием партии к изданию общественно-политической литературы как средства идеологического воспитания молодого поколения [6, с. 492-495, 95-96; 3, с. 492-495]. Политико-воспитательная книга в репертуаре детской книги Удмуртии занимала 9 % по названиям и 7 % по тиражу (табл. 1). Наиболее активно она развивалась в 1970-е гг., когда объем её выпуска доходил до 15 % по названиям и 11 % по тиражу. Факты увеличения количества политико-воспитательной книги в 70-е годы и снижение в 80-е годы отмечены также в русском и татарском репертуарах детской книги [4, с. 154; 2, с. 193]. Основу политико-воспитательной литературы для детей составляли документально-публицистические, мемуарные и литературно-художественные произведения. Тематика политико-воспитательной книги была достаточно разнообразна: историко-революционная (Е. Н. Верейская, П. А. Кропоткин, Б. И. Раевский), биографии В. И. Ленина и его соратников (С. П. Алексеев, З. И. Вознесенская, М. М. Зощенко, А. Т. Кононов и др.), рассказы о пионерии и комсомоле Удмуртии (А. А. Артамонов, Т. П. Костицына, М. А. Садаков, Ю. Г. Юминов и др.), военно-патриотическая литература (В. В. Голубев, Ю. Ф. Кедров, М. А. Лямин, В. И. Николаев, В. И. Тюриков и др.), посвященная страницам Великой Отечественной войны и ее героям и составлявшая 50 % данного типа.

Научно-популярная литература для детей на этом этапе не получила должного развития: была издана 21 книга, что составляет 2 % по названиям и 1 % по тиражу от общего объема репертуара. Тематика книг не отличалась широтой: природа и животные (И. Ф. Кудрявцев, В. Л. Дуров, А. С. Кузин, В. В. Бианки, В. В. Туганаев, Р. Д. Русских и др.), историко-культурное развитие Удмуртии (С. Самсонов), литературоведение (А. А. Ермолаев, Г. А. Ходырев), для девочек (О. Я. Самсонова, С. А. Могилевская) и т. д.

В 1960–1980-е гг. в репертуаре детской книги Удмуртии появляется «деловая» (практическая) литература, которая составила всего 2% (16 изданий) по названиям и 1% по тиражу от общего количества книг для детей. В репертуаре удмуртской детской книги представлены три из четырех направлений, выделенных С.А. Карайченцевой в репертуаре русской детской книги [6, с. 231]: «ремесленное» направление («Ступеньки к мастерству» (1985) А. С. Алексеева, «Равняйтесь на них» (1964)), техническое моделирование (А. А. Сенюткин, В. В. Фетцер, Л. В. Пермякова), игровая, развлекательная литература (И. Дубовицкий, В. Орлов, Г. М. Корепанов-Камский, Ю.Л. Толкач и др.).

Особенностью этапа является изменение языкового состава выпущенных книг: 57,7 % изданий выпущено на удмуртском языке, 42,1 % – на русском, 0,2 % – на двух языках. В предыдущие годы 1847–1950-е гг. процент книг для детей на удмуртском языке колебался от 100 до 80 %, книг, выпущенных на двух языках, не было [7]. Увеличение количества книг, выпущенных на русском языке, объясняется «уменьшением удельного веса удмуртов в общем составе населения республики» с 55 % в 1925 г. до 32 % в 1979 г. [8, с. 42].

Подведем итоги, в 1960–1980-е гг. было выпущено более 800 книг общим тиражом 49 898,3 тыс. экз. Количественный и жанрово-типовой состав книг менялся в процессе развития книгоиздания для детей в Удмуртии на данном этапе. Количество детских книг постепенно увеличивается, при заметном снижении изданий учебной литературы. Типологическая структура репертуара детской книги Удмуртии представлена 5 типами: художественная, политико-воспитательная, научно-популярная, «деловая» и учебная литература. Самым распространенными видами книг для детей в 1960–1980-е гг. были издания отдельных произведений, сборники авторские и коллективные, книжки-картинки. Книги издавались в трех сериях: «Школьная библиотека», «Библиотека для удмуртских школ», «Наши герои». Выпуск серийных изданий был направлен на формирование круга детского чтения с учетом задач образования и идеологического, патриотического, социального воспитания будущих граждан.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-14-18008.

Рецензенты:

Абдулхакова А.Р., д.и.н., профессор, декан факультета информационного сервиса и медиатехнологий, Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань;

Агеева Г.М.., доктор культурологии, доцент кафедры, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Павлова И.Ф. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ УДМУРТИИ В 1960–1980-Е ГОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14525 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252