Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Неретин А.В. 1 Комаров А.П. 1 Таможников Д.В. 1
1 ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Проанализированы факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде, и рассмотрены пути его оптимизации. Выявлена структура компетентности тренеров в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде и критерии сформированности: осознание значимости данной компетентности для профессионального тренера; знание теоретических основ развития спортивного коллектива; наличие коммуникативных и организаторских способностей; восприимчивость тренера к внутреннему состоянию спортсмена, к его личностной, ценностно-смысловой сфере; умения контролировать степень своего воздействия на другого человека; умения своевременно и психологически обоснованно регулировать отношения между спортсменами и реализовывать их в продуктивной деятельности; перцептивные умения, опыт эмпатии, педагогической интуиции. Проведен формирующий эксперимент, проанализированы результаты, подтверждающие необходимость подготовки спортивного тренера в данном направлении.
социально-психологический климат
компетентность
спортивная команда
структура компетентности
критерии сформированности компетентности
1. Блинов, В.А. Управление конфликтными взаимоотношениями при подготовке юных футболистов на этапе углубленной специализации: Монография / В.А. Блинов, М.И. Романов, И.А. Арбузин. – Омск, 2007.
2. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.В. Ковалев, В.Н. Панферов. – М.: Мысль, 1983.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008.
4. Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Монография / под общ. ред. Г.Д. Бабушкин. – Омск: СибГУФК, 2006.

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены успешно взаимодействовали на поле, гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе большое искусство и большой педагогический труд [4].

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах, формирования благоприятного социально-психологического климата спортивных команд. В XXI веке в спорте на первый план выдвигается проблема обучения тренеров методам социально-психологического обеспечения всех процессов и форм психологической работы со спортсменами и эффективному решению спортивно-воспитательных задач с учетом закономерностей межличностного общения в совместной спортивной деятельности.

Практическая потребность комплектования спортивных коллективов, управления этими коллективами, формирования межличностных отношений ставит тренеров в весьма затруднительную ситуацию, где здравого смысла и педагогического мастерства уже явно не хватает, а требуется знание психологических законов и закономерностей формирования социально-психологического климата коллектива.

Благоприятный психологический климат не складывается сам собой, в особенности, если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для комплектования и эффективного функционирования спортивной группы необходимо управление квалифицированным специалистом. В теории и методике подготовки футбольной команды, психологическая подготовка, как отдельного спортсмена, так и команды в целом представляет собой скрытый резерв повышения эффективности соревновательной деятельности, оптимизации учебно-тренировочного процесса, формирования внутренней мотивации, развития личности и увеличения вариативности возможностей управления коллективом [2].

Результаты и их обсуждение. Сложность управления заключается в специфичности объекта управления – спортивной команды, которая не имеет достаточно формализованной жесткой структуры взаимодействий и в которой очень многое зависит от неформализуемых межличностных отношений, которые с трудом поддаются прямому воздействию и могут возникать спонтанно. Нельзя говорить, что сфера взаимоотношений совсем лишена каких-либо причин. Они возникают, когда для этого создаются соответствующие условия. Поэтому необходимо выделить такие признаки групповой деятельности, которые можно произвольно изменять и тем самым создавать необходимые для формирования положительного социально-психологического климата условия [5]. На схеме представлены слагаемые социально-психологического климата и факторы, на него влияющие.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Оптимизация социально-психологического климата в спортивной команде – важный ресурс ее игровой эффективности. Специфика командной спортивной деятельности требует от тренера постоянного анализа динамики отношений спортсменов с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Оптимальный социально-психологический климат в спортивной команде оказывает прямое положительное влияние на эффективность соревновательной деятельности спортивной команды, а также на динамику раскрытия таланта отдельных спортсменов, которым необходима определенная атмосфера, чтобы проявлять свои способности в ходе соревновательных игр, чувствуя поддержку команды [1].

В рассмотрении данного вопроса мы пошли дальше и проанализировали возможности тренера как компетентного специалиста решить проблему формирования положительного социально-психологического климата. Компетентность тренера в данном вопросе представляется нам совокупностью специальных знаний, умений, навыков и психолого-педагогических качеств личности, обеспечивающей повышение эффективности решения профессионально-педагогических задач по совершенствованию подготовленности спортсменов посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной команде [3].

По данным диагностирующего эксперимента, проведенного на курсах повышения квалификации спортивных тренеров, можно заключить, что лишь 26 % практикующих тренеров способны решать проблему саморазвития спортивного коллектива и целенаправленно формировать положительный социально-психологический климат в команде. Лишь 17 % – при этом основываются на знании психологии спортсменов и перцептивных способностях, что является необходимым условием высокого уровня сформированно­сти данной компетентности. Решение этой задачи затрудняют дефицит научных исследований в области подготовки будущих тренеров к данной сфере деятельности, отсутствие достаточно эффективных научно-практических разработок по подготовке тренеров к созданию детско-юношеских спортивных коллективов.

Рассматривая структуру компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде, можно выделить следующие компоненты: 1) мотивационно-смысловой, характеризующий принятие будущим тренером значимости данной сферы его профессиональной деятельности; 2) когнитивный, включающий психолого-педагогические и специальные знания об особенностях спортивного коллектива и закономерностях его формирования; 3) конструктивный, связанный с проектированием ситуаций поддержки психологического климата, со способностью тренера планировать и организовывать мероприятия по созданию положительного социально-психологического климата в ходе учебно-тренировочного процесса; 4) деятельностно-организационный, предполагающий владения технологиями нормализации и поддержания социально-психологического климата; 5) рефлексивный, связанный с оценкой состояния и изменений в психологическом климате спортивной команды, с самоорганизацией и психологической саморегуляцией самого тренера.

Анализ характеристик данного качества и наблюдений за его проявлениями позволили выделить критерии сформированности данной компетентности: осознание значимости данной компетентности для профессионального тренера; знание теоретических основ развития спортивного коллектива; наличие коммуникативных и организаторских способностей; восприимчивость тренера к внутреннему состоянию спортсмена, к его личностной, ценностно-смысловой сфере; умения контролировать степень своего воздействия на другого человека («чувство меры»); умения своевременно и психологически обоснованно регулировать отношения между спортсменами и реализовывать их в продуктивной деятельности; перцептивные умения, опыт эмпатии, педагогической интуиции.

Модель компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде представлена на схеме (рис. 2).

Рис. 2. Модель компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата

Для экспериментального подтверждения необходимости формирования компетентности в создании положительного социально-психологического климата у тренеров и определения направлений экспериментальной работы нами был проведен сравнительный анализ уровня развития рефлексивного компонента данной компетентности у студентов и тренеров по футболу, имеющих определенный опыт работы (I, II и высшая квалификационные категории). Исследование проводилось на базе АНО «Регионального центра подготовки специалистов в сфере футбола «Волгоград», в рамках курса получения тренерами аттестационной квалификации уровня «С» по европейской системе лицензирования.

Данное исследование показало, что наличие практического опыта работы не всегда определяет уровень компетентности в социально-психологической сфере работы со спортивной командой. Причиной здесь может выступать то, что приобретенный в ходе практической деятельности опыт предполагает наполнение профессиональных ситуаций личностным смыслом и закрепляет выполнение одних ситуаций в ущерб другим. Без стремления к комплексному развитию всех компетентностей, необходимых для профессионального роста, тренер определяет круг наиболее важных сторон подготовленности спортивный команды, на которые он делает основной акцент. И когда опыт сформирован, он начинает постепенно становиться сдерживающим фактором, барьером на пути дальнейшего профессионального развития.

Следующим шагом стало тестирование тренеров и студентов по методикам, результаты которых отражают сформированность рефлексивного компонента компетентности в создании положительного социально-психологического климата: тест «Знаете ли вы психологию юных спортсменов» и тест на выявление уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко) [2]. В тестировании приняли участие 52 тренера по футболу I, II и высшей квалификационной категории и студенты 2-4 курсов ФГБОУ ВПО «ВГАФК», специализации – футбол.

Интерес представляют результаты второго теста. Мы сравнили показатели эмпатических способностей тренеров, имеющих профессиональный опыт работы с командами не менее трех лет и студентов, участвующих в экспериментальной программе. Этот тест предполагает дифференциацию результатов по нескольким составляющим эмпатических способностей, таких как: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность эмпатии; идентификация в эмпатии. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития эмпатических способностей

Характеристики эмпатических

способностей

Превосходство ср. арифм. по группам в %

тренеры

студенты

1.

Рациональный канал эмпатии

23,4

 

2.

Эмоциональный канал эмпатии

 

14,3

3.

Интуитивный канал эмпатии

2,7

 

4.

Проникающая способность эмпатии

17,1

 

5.

Идентификация в эмпатии

 

7,6

6.

Установки, способствующие эмпатии

 

3,9

Разница средних показателей набранных единиц, выраженная в %, показывает превосходство в различных характеристиках эмпатических способностей, выраженность одного из каналов эмпатии у групп респондентов. Общий уровень эмпатических способностей у тренеров средний, но, анализируя данные таблицы, можно отметить, что они превосходят студентов по уровню развитости рационального канала эмпатии на 23,4 % и по проникающей способности эмпатии на 17,1 %. Эти характеристики эмпатических способностей являются наиболее важными для профессиональной деятельности тренера. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека – его состояние, проблемы, поведение, что является важным компонентом для восприимчивости тренера внутреннего состояния спортсмена и возможности психологического воздействия на него. Проникающая способность в эмпатии отражает коммуникативные свойства тренера, которое позволяет создать атмосферу открытости, доверительности, положительного настроя в общении. Оптимизация общения спортсменов и создание благоприятной атмосферы в коллективе зависит от коммуникативной компетентности самого тренера, поэтому данное свойство также является определяющим в готовности к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде. Студенты достоверно превосходят профессиональных тренеров в таких компонентах эмпатии, как эмоциональный канал эмпатии и идентификация в эмпатии, которые позволяют отождествлять себя с собеседником, чувствовать себя на его месте и устанавливать эмоциональное соответствие. Это важные элементы для осуществления первоначального контакта с группой при умении в дальнейшем рационально использовать эти процессы для управления спортсменами. Проведенное тестирование доказывает, что практический опыт работы вносит свои коррективы в структуру сформированности компонентов изучаемой компетентности и определяет направления для развития необходимых способностей и умений будущих тренеров.

В заключении можно отметить, что рассматриваемая компетент­ность является значимой частью профессионального мастерства спортивного тренера, и сформированность всех ее компонентов позволяет системно и педагогически обоснованно вести работу по созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде, что в итоге повышает эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Данное направление перспективно для использования в системе подготовки будущих тренеров к созданию и поддержанию положительного социально-психологического климата в спортивной команде как одного из приоритетных направлений профессионального образования специалиста спортивной сферы.

Рецензенты:

Шамардин А.А., д.п.н., профессор кафедры теория и методика футбола Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград;

Сериков В.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Неретин А.В., Комаров А.П., Таможников Д.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14551 (дата обращения: 27.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252