Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Саламатина Ю.В. 1
1 ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Раскрывается сущность понятия «эмпатийная культура» применительно к будущим учителям, подробно охарактеризованы основные ее компоненты. Подробно описана система формирования эмпатийной культуры будущих учителей, созданная на основе взаимодополняющих методологических подходов: системного, культурологического и личностно-деятельностного. Охарактеризован компонентный состав системы формирования эмпатийной культуры будущих учителей, включающий мотивационно-целевой, организационно-деятельностный, контрольно-оценочный и аналитико-корректирующий компоненты. Функционирование разработанной системы формирования эмпатийной культуры будущих учителей обеспечивается комплексом педагогических условий: реализация дисциплины по выбору «рефлексивный практикум», введение ситуативных задач в вариативные обязательные дисциплины, обогащение программ практик волонтерской деятельностью.
эмпатия
рефлексия
рефлексивный практикум
эмпатийная культура учителя
1. Ахметшина, Ф. А. Воспитание эмпатической культуры в вузе [Текст] / Ф. А. Ахметшина // Вестник ТИСБИ. – 2002. – № 1. – С. 119-132.
2. Дубаков, А. В. Формирование коммуникативной компетенции педвуза посредством ситуативных задач [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А. В. Дубаков. – Магнитогорск, 2009. – 197 с.
3. Карасик, В. И. Этнокульурные типы институционального дискурса [Текст] / В.И. Карасик. – М.: ИНИОР РОН, 2000. – С. 37-64.
4. Левина, И. И. Педагогическая рефлексия – начальный этап преодоления затруднений в педагогической деятельности [Текст] / И. И. Левина, Ф. Б. Сушкова // Психология обучения. – 2007. – № 2. – С. 109-118.
5. Маркина, М. Г. Специфика методов исследования: Роль женского образа в рекламе [Текст] / М. Г. Маркина // Реклама. – М., 2005. – № 6.
6. Насифуллина, А. Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза [Текст]: дис. … канд. пед.наук / А. Н. Насифуллина. – Казань: КГУ, 1994. – 179 с.
7. Сайгушев, Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя [Текст]: монография / Н. Я. Сайгушев. – Санкт-Петербург, 2001. – 256 с.
Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества повлияли на повышение требований к подготовке будущих учителей в учреждениях высшего образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными компетенциями. Российской школе нужен учитель высокой культуры, способный к эмпатии, проявляющий толерантность, гуманизм, чуткость, внимательность в отношениях с субъектами образовательного процесса.

В связи с этим актуальной становится проблема формирования эмпатийной культуры у будущих учителей.

Следует отметить, что до начала 80-х годов прошлого века термин «эмпатийная культура» почти не употреблялся в научной литературе. Объясняется это тем, что специфика формирования самого явления эмпатийной культуры не становилась предметом специальных разработок, а исследовалась косвенно, в плане решения общих и специальных задач подготовки студентов к работе в школе.

Лишь немногие исследователи акцентируют внимание на эмпатийной культуре как феномене. Так, например, А.Н. Насифуллина [6], рассматривая процесс профессионально-педагогического становления личности будущего учителя, приходит к выводу о необходимости формирования его эмпатической культуры. Она предлагает ввести в программу педагогических вузов компонент: формирование эмпатической культуры личности, что существенно повлияет на оптимизацию процесса профессионально-педагогического становления личности будущего учителя и повысит практические способности студентов решать проблемные задачи, связанные с формированием змпатической культуры личности школьника.

Обобщая позиции исследователей, под эмпатийной культурой будущих учителей мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в умении реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия, принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности.

В логике структурного анализа эмпатийной культуры Ф.А. Ахметшина [1] определяет ее как интегративное качество личности, в котором сфокусированы и синтезированы эмоциональный, когнитивный и деятельностный (поведенческий) компоненты межличностных отношений.

В своем исследовании М.Г. Маркина [5], рассматривая структуру эмпатийной культуры, определяет ее как единство трех компонентов: вербального, перцептивного, интеракционного, способствующих успешной реализации соответствующих функций общения студентов.

Таким образом, можно выделить следующие компоненты эмпатийной культуры учителя:

  • когнитивный компонент включает в себя совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности;
  • эмоционально-деятельностный компонент проявляется в умениях эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия;
  • личностно-ценностный компонент отражает направленность личности, проявляющаяся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности.

Для построения системы формирования эмпатийной культуры будущих учителей и наполнением ее содержанием в качестве теоретико-методологических оснований являются системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Построение соответствующей педагогической системы позволяет выполнить системный подход, являясь общенаучной методологической стратегией. Культурологический подход выступил как методологическая предпосылка признания каждой личности собственной индивидуальности, уникальности, самобытности, идентичности профессиональным ценностям, профессиональной культуры. Личностно-деятельностный подход в исследовании выполняет функцию практико-ориентированной методологической тактики и позволяет проектировать способы формирования эмпатийной культуры будущих учителей.

Опираясь на результаты реализации обозначенных подходов, разработанная система формирования эмпатийной культуры будущих учителей содержит мотивационно-целевой, организационно-деятельностный, контрольно-оценочный и аналитико-корректирующий компоненты.

Мотивационно-целевой компонент обеспечивает создание стимулирующей среды и таких педагогических действий, которые в совокупности приводят к возникновению, осмыслению и закреплению мотивов формирования эмпатийной культуры у будущих учителей, определению цели и способов ее достижения. Результатом функционирования компонента является устойчивая мотивация личности будущего учителя на формирование эмпатийной культуры.

Организационно-деятельностный компонент заключается в организации деятельности по овладению эмпатийной культурой будущими учителями в образовательном процессе вуза и обеспечении достижения поставленной цели; результатом функционирования компонента является сформированные знания, умения и личностные качества, составляющие эмпатийную культуру будущего учителя.

Контрольно-оценочный компонент направлен на обеспечение управления процессом формирования эмпатийной культуры у будущих учителей, выражающегося в контроле и оценке достижений каждого студента.

Аналитико-корректирующий компонент заключается в организации качественного анализа показателей эмпатийной культуры у каждого студента, вовлечение их в самостоятельную работу по самооценке, рефлексии и самокоррекции как каждого показателя формируемой культуры, так и их совокупности.

Функционирование разработанной нами системы формирования эмпатийной культуры у будущих учителей обеспечивается комплексом педагогических условий, который представляет собой совокупность мер исследуемого процесса, направленную на повышение его эффективности.

Условиями эффективного функционирования системы формирования эмпатийной культуры у будущих учителей выступают: а) реализация дисциплины по выбору «Рефлексивный практикум»; б) введение ситуативных педагогических задач в вариативные обязательные дисциплины; в) обогащение программ практик волонтерской деятельностью.

Реализация дисциплины по выбору «Рефлексивный практикум» выполняет познавательную, ценностно-ориентирующую, практико-ориентированную функции.

Программа рефлексивного практикума включает: основной блок - комплекс знаний, специфические способы деятельности, подготовка к педагогической деятельности с востребованием компонентов эмпатийной культуры; процессуальный блок - моделирование, работа с литературой, творческие работы, исследовательские работы, решение рефлексивно-ситуативных задач, включенность в тренинговые упражнения. Введение рефлексивного практикума в образовательный процесс способствует формированию эмпатийной культуры будущих учителей. Кроме того, функциональная характеристика рефлексивного практикума обеспечивает эффективность формирования основных компонентов эмпатийной культуры, что в дальнейшем оказывает содействие в становлении профессиональной деятельности будущих учителей.

Введение ситуативных педагогических задач в вариативные обязательные дисциплины опиралось на специфику проблемы формирования эмпатийной культуры у будущих учителей, анализ научных источников по данной проблеме и заключалось в дифференциации задач на виды: мотивационно-ситуативные, гностико-эвристические, рефлексивно-пиктографические, эмпатийно-дискурсивные ситуативные задачи. Совокупность указанных ситуативных задач обладает характерными признаками любой ситуативной педагогической задачи. Важно заметить, что ситуативные задачи систематизированы согласно когнитивному, эмоционально-деятельностному личностно-ценностному компонентам эмпатийной культуры будущего учителя.

Мотивационно-ситуативная задача представляет собой объект мыслительной деятельности, содержащий ситуацию стимулирующего характера, включающий в себя условие, функциональные зависимости и требования к принятию решения [2].

Гностико-эвристические ситуативные задачи направлены на поиск адекватного решения, причем поиск не имеет критериев ограничения. В этих задачах представляется ситуация с непосредственным вопросом: «Как поступить в данной ситуации?». Будущие учителя применяют полученные знания и оперируют ими в ситуациях выбора [4].

Спецификой рефлексивно-пиктографических задач является то, что они предстают в готовом виде для будущих учителей, что помогает будущим учителям осмыслить роль эмпатийной культуры в педагогической деятельности, проникнуть в ситуацию, увидеть и осознать свой уровень эмпатийной культуры, обогатить и закрепить знания, осуществить анализ собственных действий будущими учителями [7].

Эмпатийно-дискурсивные ситуативные задачи рассматривать как объект мыслительной деятельности, содержащий дискурсивную ситуацию с элементами эмпатийного содержания проблемы в задаче и включающий условие, функциональные зависимости и требования к принятию решения. В эмпатийно-дискурсивных ситуативных задачах заложен непосредственный процесс взаимодействия учителя и обучающегося [3].

Обогащение программ практик волонтерской деятельностью явилось условием, опирающимся на потенциальные возможности практической подготовки в формировании личности будущего учителя, применения теоретических знаний в практической деятельности, усвоения усложняющихся педагогических умений по годам обучения и приобретение, изучение и анализ педагогического опыта. Во время практики студенты получают возможность интегрировано получить целостное всестороннее представление о педагогическом процессе, о содержании, формах и методах учебно-воспитательной работы с обучающимися, их родителями, учителями. Волонтерская деятельность дополняет содержание деятельности студента-практиканта, выполняя эмоционально-обогащающую, профессионально-адаптирующую, прогностическую функции.

Волонтерская деятельность позволяет реализовать себя с позиций принципов добровольности, бескорыстия, социальной значимости, организованности и законности, добросовестности. Именно в процессе общения с обучающимися на основе выше обозначенных принципов появляется возможность проявить умения эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия, совершенствовать эмпатийное отношение в педагогической деятельности.

Таким образом, новизна выявленных и обоснованных педагогических условий заключается в их использовании относительно успешного функционирования разработанной системы формирования эмпатийной культуры будущих учителей, комплексном обосновании и содержательном наполнении.

Рецензенты:

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Уварина Н.В., д.п.н., доцент, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Саламатина Ю.В. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14645 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252