Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТУДЕНЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ

Акиншина И.Б. 1
1 ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Налаживание контактов между представителями студенческого самоуправления европейских вузов в приграничных регионах, создание системы взаимодействия и механизмов сотрудничества содействует интернационализации и европеизации высшего образования, мирному сосуществованию соседних стран. Статья посвящена вопросам студенческого сотрудничества в приграничных регионах европейских стран. Рассматриваются условия, необходимые для студенческого сотрудничества в рамках студенческого самоуправления. Анализируется уже имеющийся опыт студенческого сотрудничества в рамках студенческого самоуправления, целью которого является международное, межрегиональное, межкультурное и междисциплинарное сотрудничество; опыт деятельности по развитию направлений студенческого сотрудничества вузов в приграничных регионах. В заключение делается вывод о необходимости перспективного развития студенческого сотрудничества в приграничных регионах в рамках студенческого самоуправления как фактора социализации и профессионализации будущих специалистов. Кроме того, резюмируется, что студенческое сотрудничество в контексте студенческого самоуправления в приграничных вузах будет способствовать поликультурному воспитанию в многокультурной среде.
студенческое сотрудничество
студенческое самоуправление
приграничные регионы
приграничное сотрудничество
опыт сотрудничества
1. Акиншина, И.Б. Особенности развития студенческого самоуправления в вузах Германии: дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2012. – 192 с. – URL: http://dlib.rsl.ru.
2. Балтийский федеральный университет им. И. Канта. URL: http://www.kantiana.ru/ (дата обращения 03.08.2014).
3. Бизяева, А.А. О перспективах приграничного сотрудничества европейских университетов-партнеров в реализации программ студенческой мобильности (социо-психологический аспект) // Проблемы и перспективы европеизации образования в приграничных территориях: сборник материалов международной конференции. – Псков: Псковский государственный университет, 2013. – С. 18-19.
4. Бойчук, Е. Мы и Европа – различие подходов к воспитанию молодежи // Народное образование. – 2003. – № 9. – С.172-176.
5. Демидова А.С.Проблемы и перспективы развития приграничных регионов ЮФО. – URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Economics/13_106714.doc.htm (дата обращения 26.07.2014).
6. Джуринский, А.Н. Проблема поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С. 41-51.
7. Исаев, И.Ф., Акиншина, И.Б. Деятельность студенческого самоуправления в вузах Германии по международным обменам [Электронный ресурс] // Дни науки. – 2012: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Прага, 27 марта – 5 апр. 2012 г. – Прага, 2012. – С. 45-47. – (Педагогика). – URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pedagogica/6_104759.doc.htm (дата обращения 24.08.2014).
8. Махотаева, М.Ю. Европеизация образования в приграничных территориях // Проблемы и перспективы европеизации образования в приграничных территориях: сборник материалов международной конференции. – Псков: Псковский государственный университет, 2013. – С.85-92.
9. Межвузовское сотрудничество в приграничных районах. Международная российско-германская конференция. – Хабаровск, 2002. – URL: http://www.hrk.de (дата обращения 26.07.2014).
10. Репетуева, Г.Н. Формирование готовности к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. – Троицк, 2009. – 215 с. – URL: http://dlib.rsl.ru (дата обращения 24.08.2014).
На современном этапе студенческое сотрудничество в приграничных регионах европейских стран заметно активизировалось. Это связано с интернационализацией высшего образования в Европе, где сотрудничество, можно сказать, осуществляется через границы. Сотрудничество в приграничных регионах, по мнению зарубежных исследователей В. Шааля, К. Войцеховски, В. Либера, Р. Коншака, Р.Н. Смита и др., «является специфической областью сотрудничества и имеет особую политическую экономическую и культурную значимость» [9]. По мнению отечественных исследователей А.А. Бизяевой, М.Ю. Махотаевой и др., сотрудничество с европейским университетским сообществом в приграничных регионах призвано решить, с одной стороны, «европеизацию образования, которая является одним из приоритетных направлений государственной политики России» [8], с другой стороны, российские студенты воплощают принцип академической мобильности, которая «ориентирована на предоставление студенту ценного образовательного и жизненного опыта межкультурного взаимодействия в открытом социуме, на развитие его межкультурной и языковой компетентности, на более глубокое осознание им своей этнической идентичности и культуры» [3].

Осознавая важность студенческого сотрудничества, лидеры студенческого самоуправления приграничных вузов европейских стран активно включаются в эту деятельность, так как это содействует миру между соседними странами, академическому обмену между студентами, проведению совместных научных исследований, получению межнационального культурного опыта, который приобретается студентами в приграничных областях.

Цель исследования: раскрыть сущность студенческого сотрудничества в контексте студенческого самоуправления в приграничных регионах европейских стран.

Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической литературы, государственных документов, обобщение и интерпретация опыта студенческой деятельности в рамках студенческого самоуправления по вопросу международного сотрудничества, представленного на сайтах ведущих высших школ европейских стран приграничных регионов, сравнительный анализ информационных источников по исследуемой проблеме.

Понятие «приграничный регион» подразумевает особый тип региона, с присущей ему географией, историей, экологией, этическими группами, экономическими возможностями, расположенный на окраине страны и выполняющий федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции [5]. На государственном уровне разрабатываются концепции по установлению различного рода связей между европейскими приграничными государствами. Перед приграничными регионами стоят сложные задачи, такие, как наладить политическое, торгово-экономическое, социальное и культурное сотрудничество.

Сотрудничество - способность людей вместе работать для достижения общих целей. Кроме того, это стремление человека к согласованной, слаженной работе с другими людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь [10]. Сотрудничество студентов на уровне вузов в контексте студенческого самоуправления - это деятельность, которая может развиваться при определенных условиях, и которой нужно учиться.

Важно отметить, что студенческое сотрудничество в настоящее время возможно благодаря содействию местных и региональных правительств, центральных министерств и пограничных служб. Возникшие совместные приграничные образовательные учреждения зачастую не имеют стабильной системы студенческого самоуправления, поэтому им приходится устанавливать контакты со студенчеством вузов-партнеров, создавая условия для развития студенческого самоуправления. Таким образом, студенческое самоуправление имеет возможность оказывать помощь иностранным студентам и укреплению международного сотрудничества между студентами.

Сотрудничество студенческого самоуправления в приграничных регионах с другими зарубежными органами студенческого самоуправления возможно благодаря подписанию договора между государствами, например, как это было сделано между Россией, Германией, Францией, Чехией и Польшей. Вследствие этого разрабатываются программы по обмену молодыми людьми, в том числе студентами, создаются двунациональные образовательные организации. Например, на базе Европейского университета Виадрина г. Франкфурт-на-Одере (Германия) и Университета им. Адама Мицкевича (Польша) создан Коллегиум Полоникум. Страсбургский университет им. Луи Пастера (Франция) и Оффенбургский университет прикладных наук (Германия), находящихся в городах, географически близко расположенных друг к другу, которые подписали соглашение по международному сотрудничеству, а также соглашения по обмену студентами и развитию учебных программ, по получению двойного диплома. Международное высшее учебное заведение г. Циттау в Саксонии создано при поддержке руководителей трех стран Германии, Польши и Чехии, что привело к формированию Еврорегиона Нейс, целью которого является международное, межрегиональное, межкультурное и междисциплинарное сотрудничество.

Международное, межрегиональное сотрудничество необходимо, чтобы сообща решать проблемы и вызовы современного техногенного времени.

Межкультурное сотрудничество - это общение студентов с целью анализа своего опыта и для дальнейшего развития понимания культуры другой страны.

Междисциплинарное сотрудничество осуществляется на уровне обучения и включает равномерное изучение теоретических и практических дисциплин, что поможет будущим специалистам правильно подготавливать, планировать, проектировать, руководить или управлять промышленными, научными, образовательными и другими учреждениями.

Являясь членами такой организации, приграничные образовательные учреждения могут разрабатывать совместные программы обучения по наиболее приоритетным направлениям экономики и науки, учебные планы, проекты. Обмен студентами и их пребывание в высших школах приграничных регионов способствует расширению знаний по специальности, улучшению знаний по иностранному языку, приобщению к культуре другого народа. Это повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Студенты, обучаясь в приграничных регионах по программам международного обмена, испытывают значительные трудности в адаптации к условиям общества, по причине разницы менталитетов, культур, образа жизни. В некоторых случаях проявляется дискриминация и экстремизм по отношению к ним со стороны иностранной молодежи. Имеет место и правовая незащищенность иностранных студентов. В этом случае им на помощь приходят активисты студенческого самоуправления вузов [1].

В качестве примера возьмем Германию. В структуре немецкого студенческого самоуправления есть всеобщий студенческий комитет, который формирует специальный отдел по работе с иностранными студентами, занимающийся вопросами помощи таким студентам [7].

Представители студенческого самоуправления организуют консультационную работу по вопросам оплаты за обучение, правовым вопросам, проблемам обеспечения жильем и планирования учебным процессом, пользования услугами отделов учебной инфраструктуры. Помимо этого в структуре немецкого студенческого самоуправления имеется отдел по международным студенческим обменам, который также контактирует с иностранными студентами, решая их проблемы, сотрудничая с аналогичными отделами вузов в приграничных регионах [1].

Особый интерес вызывает опыт системы консультирования студентов приграничных вузов, который имеет место в университетских кампусах или непосредственно в учебных корпусах. Консультирование студентов - «тьюторство» - получило свое развитие в университетах Великобритании, а затем и в университетах Германии, других европейских государств и называется туториум. Тутор (der Tutor) образовано от латинского слова и переводится как защитник, покровитель, опекун. В своем исследовании педагог Е. Бойчук отмечает, что настоящее тьюторство состоит в систематическом многолетнем контакте между наставником-преподавателем и маленькой группой студентов, работа с которыми строится исключительно на индивидуальных основах. Этот классический тип наставничества в процессе расширения высшей школы трансформировался в специализированные консультационные агентства в составе университета или других учебных заведений [1,4].

В рамках исследования мы установили, что опыт наставников-преподавателей в высших школах Германии приграничных регионов перенимает студенческое самоуправление, которое организует студенческое социальное консультирование в рамках деятельности отделов. Следует отметить, что входящие в состав туториума студенты старших курсов организуют занятия для иностранных студентов младших курсов с целью повторения материала, изложенного преподавателем, и углубления знаний. Свободная атмосфера туториума предоставляет хорошую возможность попробовать себя в рамках небольшой группы (4 человека), если чувствуется неуверенность в знаниях предмета. В этой связи нам кажется, что данный опыт немецкого туториума в рамках студенческого самоуправления является эффективным и перспективным видом деятельности и возможен в применении в российских вузах [1].

Во многом интересна и продуктивна, на наш взгляд, практика курирования или наставничества органами студенческого самоуправления студентов-иностранцев первых семестров в вузах Германии. Так как в немецких вузах нет студенческих академических групп, студенты-первокурсники нуждаются в помощи, то есть в адаптации к условиям обучения, традициям вуза, в составлении индивидуального расписания. Органы студенческого самоуправления, а именно - всеобщий студенческий комитет берет студентов-первокурсников под свою опеку. Они издают путеводители по вузу на английском, французском и других языках, который содержит информацию о вузе, студенческом самоуправлении, студенческой культуре, организуют с ними встречи, помогают в поиске жилья, работы и многое другое. Издание путеводителя поддерживает имидж вуза, облегчает жизнь иностранного студента [1].

Таким образом, студенческое сотрудничество в рамках студенческого самоуправления в приграничных вузах Германии имеет опыт сотрудничества, который передается из поколения в поколение, реализуется на практике.

Территория приграничных регионов Российской Федерации имеет обширную продолжительность и насчитывает большое количество приграничных высших школ. Для сравнения с опытом зарубежного студенческого самоуправления был изучен опыт студенческого самоуправления Балтийского федерального университета им. И. Канта. Как показывает анализ информации, представленной на сайте вуза, в настоящее время подписаны договора о сотрудничестве между БФУ им. И. Канта и различными иностранными приграничными вузами Польши, Германии, Эстонии, Литвы, Латвии, Беларуси. На этой основе особенно активно развивается приграничное студенческое сотрудничество между БФУ им. Канта и литовскими, польскими вузами. В рамках университетских договоров есть возможность развивать мобильность студентов, молодых исследователей, проводить научные студенческие конференции и семинары, оптимизировать образовательный процесс, вести совместные научные исследования и разработки.

Заслуживает внимания опыт работы студенческого самоуправления, а именно - студенческого совета БФУ им И. Канта, разработавшего программу «Развитие студенческих инициатив как ресурс трансграничного молодежного сотрудничества на базе эксклавного региона России», которая включает инициативные студенческие проекты в сфере науки и инноваций, международного сотрудничества, предпринимательства, карьеры и трудоустройства, развития студенческого самоуправления, досуга и творчества, спорта и здорового образа жизни [2].

Для установления сотрудничества с зарубежными органами студенческого самоуправления был создан комитет студенческого совета по международным связям. Деятельность международного комитета направлена на установление контактов со студенческими советами зарубежных вузов, содействие студентам в участии в международных программах, организацию и проведение международных научных конференций, представление интересов студенческого совета в международных и национальных организациях студенческого самоуправления.

Комитет студенческого совета по международной деятельности открывает новые возможности для студентов: участие в международных семинарах; информирование о стипендиях, стажировках, грантах, обучении за рубежом; помощь при оформлении пакета документов для прохождения практики за рубежом; участие в европейских летних школах.

Еще одним важным направлением деятельности комитета является посещение активистами своих коллег в приграничных регионах, а также организация приезда иностранных делегаций в Калининград. Комитет помогает освоиться иностранным студентам в Калининграде, знакомит иностранцев с историей города, с университетом [2].

Благодаря договору о приграничном сотрудничестве университетов партнеров: Псковского государственного университета, Университета Тарту (Эстония), Университета Восточной Финляндии (г. Куопио, Финляндия) [3] российские студенты через студенческое самоуправление устанавливают контакты со студенческим самоуправлением вышеназванных вузов. Это дает им возможность организовывать поездки за границу лучших студентов для обучения и прохождения практики, для участия в летних школах, принимать иностранных студентов у себя в вузе.

Заключение

Следовательно, участие органов студенческого самоуправления вузов в приграничных регионах в международной деятельности можно рассматривать как содействие поликультурному воспитанию студентов, что является в настоящее время чрезвычайно актуальным, так как способствует мирному сосуществованию с социальными группами разных рас, религий, этносов. Работа с иностранными студентами «воспитывает толерантность, готовность к взаимному сотрудничеству, научению жить во многокультурной среде» [1].

Таким образом, студенческое сотрудничество в рамках студенческого самоуправления в приграничных вузах-партнерах рассматривается как необходимое и перспективное направление социализации будущих специалистов, конкурентоспособных на европейском рынке труда.

Рецензенты:

Шеховская Н.Л., д.п.н., профессор, доцент, кафедра педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Педагогический институт, г. Белгород.

Ирхина И.В., д.п.н., профессор, кафедра педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Педагогический институт, г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Акиншина И.Б. СТУДЕНЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14664 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674