Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЖАНРЫ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бурцева Е.А. 1
1 Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В статье анализируются явления, характерные для современной сетевой интернет-литературы, выделяются её основные черты, позволяющие отделить сетевую литературу от большой бумажной. В связи с этим рассматривается жанровая категория в её традиционном теоретическом аспекте и новом, присущем для использования этой категории в сетевом литературном пространстве, выделяются основные черты этого использования. Делается попытка охарактеризовать категорию жанра в сетелитературе. Более подробно рассматривается классификация жанров ориджиналов и фанфикшена, изучаются закономерности образования сетевой жанровой системы, отличие этой системы от традиционной. Дается определение основных жанров сетелитературы на основе имеющегося материала, собранного теоретиками сетелитературы.
текст
фанфикшен
ориджинал
жанр
сетелитература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. : Советская Россия, 1979. – 316.
3. Кавелти Д. Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура // Новое литературное обозрение. – 1996. – № 22. – С. 33-64.
4. Скородумова О.Б. «Сетевая литература» как феномен культуры // Системные исследования культуры. – СПб., 2006. – С. 253-259.
5. Хализев В.Е. Теория литературы. – М. : Высшая школа, 2000. – 398 с.
6. Воронов В. Словарь ориджиналов и фанфиков, или Глоссарий сетературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yourelement.rolka.su/viewtopic.php?id=1198. (дата обращения: 03.06.2014).
7. Bason-Smith C. Enterprising women: Television fandom and the creation of popular myth. Philadeiphia, 1992.
8. Driscoll C. One true pairing: the romance of pornography and the pornography of romance // Fan fiction and fan communities in the age of the Internet, ed. Busse K. and Hellekson K. - NC, 2006. - C. 79-98.
Современная литература утратила свою однородную природу, разделившись на ту, что существует в традиционной форме бумажной литературы, и ту, что развивается в сетевом формате. Часть исследователей сетевой литературы связывают историю её зарождения с возникновением универсальных электронных библиотек и оцифровкой произведений мировой литературы. На начальных этапах существования Интернета тексты переводились в электронный вид, расширялись технологические возможности работы с ними за счет гиперссылок и общедоступности текстов. Но с распространением блогов (англ. web log - интернет-дневник), которые позволили авторам регулярно добавлять и обновлять посты/записи/тексты любого объема, с появлением многочисленных литературных сайтов и развитием фандомной субкультуры литература перестала быть только бумажной. Сетевая интернет-литература (сетелитература), конечно, большей частью представляет собою графоманское творчество любителей, создающих тексты невысокого качества, а с широким распространением слэша - еще и определенной аудиторной направленности. Но мнение о том, что именно Интернет и многочисленные литературные порталы увеличили количество самопальных «писателей и поэтов», не совсем верное. Поменялись формы, изменились средства, появилось больше возможностей заявить о себе широкому кругу читателей. Но осталась прежней тяга человеку к творчеству. Если, например, в XIX веке активно писались мемуары, велись дневники, люди обменивались письмами и повсеместно был распространен эпистолярный жанр, то и в век Интернета практически ничего не изменилось: люди пишут мемуары, ведут интернет-дневники (ЖЖ, дайри), пишут друг другу SMS-послания, эпистолярный жанр переродился в активное общение в социальных сетях.

Безусловно, большая часть сетевых текстов не выдерживает никакой критики. Но и большая часть бумажной литературы канет в небытие, оставив будущим поколениям для чтения и изучения менее 1% из всего написанного и опубликованного. И это не только потому, что современные писатели хуже пишут. Скорее потому что - так было всегда. Если вспомнить золотой век русской литературы - I половину XIX столетия - сколько имен, сколько произведений! Но в истории русской литературы, в наших школьных и вузовских учебниках мы найдем только А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и еще несколько имен общепризнанных классиков русской литературы. Все остальные писатели и поэты этой эпохи, активно печатающиеся в журналах того времени, ушли во «второй, третий» эшелон литературы. Несомненно, сетевая литература также оставит менее 1% текстов, которые войду в историю литературы XXI века, а значит и в учебники и учебные программы, но для того чтобы определить, какие именно это будут тексты и какие именно авторы, на сетелитературу стоит обратить внимание уже сейчас. Кто знает, какие истинно художественные сокровища таятся в её недрах.

При этом нельзя забывать, что большая бумажная литература и сетевая литература - это не два параллельных мира, и тем более, сетелитература не противопоставлена несетевой. Это один большой многообразный литературный мир, но вот развиваются, взаимодействуя, они сейчас действительно параллельно. Но, повторимся, тем не менее это одно литературное пространство, один мир, потому что, во-первых, сетевая литература вышла из бумажной, а не возникла сама по себе автономно и независимо, здесь достаточно вспомнить фандомные тексты (фики) по братьям Стругацким, Джоан Роулинг, Конан Дойлю и многих других авторов текстов/миров, породивших новые вселенные на основе уже существующих. Во-вторых, многие книжные авторы активно публикуются в Сети, набирая материал и превращая сетевые тексты в бумажные. В-третьих, и сетелитература, и бумажная литература оперируют одним и тем же языковым материалом, даже более того - средства художественной выразительности и в сететекстах по большей части остаются традиционно-общепринятыми.

Взаимодействуя на языковом и художественном уровнях, сетевая литература тем не менее разработала свою собственную теорию сетевой литературы, которая уже сейчас обладает богатой жанровой системой, кардинально отличающейся от традиционной. Нужно отметить, что не всегда термин «жанр» рассматривается сетевыми теоретиками как безусловная категория. Более того, например, О. Скородумова всю сетевую литературу предлагает считать новым жанром литературы [4, с. 253]. В Глоссарии сетелитературы Влада Воронова нет определения «жанр», автор Глоссария избегает использования этого термина в определении жанровой специфики текста, предпочитая характеризовать текст без привязки к определенному жанру или же указывая в аннотации «как обозначение жанра или тематики произведения» [6], что свидетельствует об определенной недоговоренности в этом вопросе.

Прежде чем перейти к более подробному исследованию жанровой системы сетелитературы, необходимо также отметить, что сама литературоведческая категория «жанр» рассматривается в ней не в традиционном литературоведческом понимании. В своей «Теории литературы» В.Е. Хализев указывает на то, что жанр как группа произведений с трудом поддается систематизации и классификации, прежде всего потому, что их много и в каждой художественной культуре жанры специфичны (выделено мною - Е.Б.). Но тем не менее исследователь даёт следующее определение жанру: «Жанр - это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств» [5, с. 319]. Какие именно доминирующие свойства произведения позволяют объединить их в группу определенного жанра? М.М. Бахтин связывал жанр с тематикой произведения и «видением и осмыслением» автором разных сторон жизни (выделено мною - Е.Б.) [1, с. 332]. «Внутреннее родство» (термин М.М. Бахтина), позволяющее объединить произведения в одну жанровую группу, определяется устойчивыми сюжетно-композиционными особенностями произведений [2, с. 122].

Сетевую литературу вполне можно рассматривать как особое художественно-культурное пространство, в котором образуются свои специфичные жанры. Жанр в сетевой литературе, в частности в ориджиналах и фанфикшене, можно рассматривать как некую «литературную формулу», включающую в себя ряд специфических культурных стереотипов. Термин «литературная формула» был предложен Дж. Кавелти в книге «Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура», в которой исследователь использует этот термин в двух значениях: в значении эпитетных описаний («Ахиллес быстроногий», «рыжие вспыльчивые ирландцы», «эксцентричные детективы с недюжинными аналитическими способностями») и в значении «тип сюжета» (фабульный сюжет), который понимается им как сюжетный архетип. Таким образом, по Кавелти «литературные формулы - способы, с помощью которых конкретные культурные темы и стереотипы воплощаются в более универсальных повествовательных архетипах» [3, с. 33-64]. Для сетевой литературы характерны именно такие «фабульные» сюжеты, создаваемые по определенной схеме. Например, в фанфикшене приветствуется следование канону, отступления допускаются только в АУ (англ. alternative universal - альтернативная вселенная; АУ - фики, в которых допускается отступление от канона). Ориджиналы создаются по менее нормативным схемам, но и тут пары образов (ГГ) и их взаимоотношения достаточно стереотипны, поэтому в сетелитературе разветвленная жанровая система зависит именно от «сюжетно-композиционных особенностей», на которые указывал М.М. Бахтин. Жанровая система сетелитературы - это своего рода «система литературных формул», так как в её основе лежит деление текстов на жанры по принципу обобщения определенного текстового материала и архетипических моделей повествования. В основе «формульной литературы» (термин Кавелти) лежит стандартизованная художественная коммуникация, а именно это - самый значимый и самый яркий признак сетелитературы. Сетевой читатель, выбирая текст для чтения, имеет полное представление о том, что именно его в этом тексте ожидает. Для того чтобы читатель не ошибся в своих ожиданиях, сетевой текст снабжается «шапкой», то есть некой аннотацией (ник автора/переводчика, саммари, рейтинг, пейринг, размер, предупреждение, отказ от прав, статус, жанр), в которой прописаны все условия чтения/игры с текстом. Определение жанра в этом случае выступает рамочным элементом, помогающим читателю в поиске текста предпочтительного сюжета/пейринга. Интересно то, что жанр сетелитературного текста может иметь сразу несколько жанровых меток/определений, потому что в одном тексте могут присутствовать элементы, например, и драмы, и экшена, и юмора. Совершенно особенный жанр в данном случае - кроссовер, потому что в нем могут быть совмещены не просто элементы нескольких жанров, но и нескольких альтернативных сюжетов/миров.

Поскольку, как и сам Интернет, сетелитература (ориджинальная и фанфикшен) - это американское изобретение, её основные понятия и термины, общепризнанные в других странах (в том числе и в России) - калькирование или транскрипция с английского языка. В основном это касается «новых» жанров. Современная жанровая система сетелитературы представлена следующими жанрами.

Ангст (angst - страх, беспокойство, тоска, депрессия) - жанр сетевой литературы, связанный с сильными переживаниями, физическими, но больше духовными страданиями героев, присутствием депрессивных мотивов и трагических событий.

БДСМ (BDSM - bondage, domination/discipline, sado-masochism) - жанр сетевой литературы, в котором описываются отношения партнеров, добровольно и осознанно принявших на себя роли господин/раб, сексуальные практики, связанные с причинением разного рода боли с целью получения психологического и сексуального удовольствия.

Ваниль - жанр сетевого текста, в котором описываются сексуальные отношения без БДСМ.

Гапфиллер (англ. gap - промежуток, filler - наполнитель) - пересказ, очень близкий к канону.

Грейпфрут - жанр сетевого текста, в котором присутствует принуждение к сексуальному акту.

Дарк/даркфик - жанр сетевого текста, содержащего в себе сцены насилия, смерть персонажей.

Десфик - жанр сетевого текста, в котором один или несколько героев умирают.

Домашняя дисциплина, ДД (DD, англ. domestic discipline) - жанр сетевого текста, в котором упор делается на моральные или телесные наказания героев, связанных сексуальными отношениями.

Драма - жанр сетевого текста, в котором описываются конфликтные отношения между героями.

Занавесочная история (англ. curtain story) - жанр сетевого текста, в котором рассказывается о повседневных, мелких бытовых заботах героев.

Кроссовер (англ. crossover - перекрёсток) - жанр сетевого текста, в котором задействованы персонажи нескольких фэндомов/оригинальных текстов.

Кинк (в значении жанр от англ. kink - странность, ненормальность, отклонение) - жанр сетевого текста, содержащего описания, которые могут шокировать неподготовленного читателя, но подготовленному эти описания доставляют извращенное удовольствие.

Лимон - жанр сетевого текста, основанного на графическом описании сексуальных сцен.

Пародия - жанр сетевого текста, который представляет собою пародию.

ПВП (PWP, англ. porn without plot - порнография без сюжета. Plot? What plot? - Сюжет? Какой сюжет?) - жанр сетевого текста, в котором минимизируется сюжет и упор делается на сцены сексуального характера.

ПОВ (POV, англ. point of view - точка зрения) - жанр сетевого текста, в котором повествование ведется от первого лица.

Ретеллинг (англ. retelling - пересказ) - жанр сетевого текста, в котором персонажи канонической истории попадают на место героев другой истории, допускается дословное цитирование 80% основного текста.

Романтика - жанр сетевого текста о нежных, романтических отношениях со счастливым концом.

Смарм (англ. smarm - лесть) - жанр сетевого текста, в котором один персонаж словом или делом даёт понять (без намёка на романтические или сексуальные отношения) как важна для него дружба с другим персонажем.

Смат (англ. smut - непристойность) - жанр сетевого текста, в котором описывается только секс между героями.

Сонгфик (англ. song-fic) - жанр сетевого текста, основанного на пространном цитировании какой-либо песни.

Филк - жанр сетевого текста в виде песни.

Флафф - жанр сетевого текста, в котором описываются теплые, ничем не омраченные отношения между героями.

Хоррор (англ. horror - ужас, страх) - жанр сетевого текста с пугающим содержанием.

Хорт-комфорт (кнут и пряник) - жанр сетевого текста, в котором описываются страдания одного героя и помощь ему другого героя.

Экшен/экшн - жанр сетевого текста с динамичным сюжетом с упором на приключения, а не чувства героев.

Юмор - жанр сетевого текста, в котором преобладает юмор.

Сетелитература - это не просто тексты, размещенные в Сети, написанные с использованием новейших информационных технологий. Сетевой текст, опубликованный в книжном варианте, не утрачивает своей художественной ценности, если написан талантливым автором и если в тексте затронуты не только те вопросы/проблемы, которые интересны членам фандома, но и ведется общечеловеческий, общекультурный разговор с широким кругом читателей. Основные принципы деления сетевых текстов на жанры более сложны, чем они виделись исследователями первой волны сетевой литературы, когда объектом исследования был только фанфикшен. В одной из первых жанровых классификаций фанфикшена К. Бейкон-Смит жанры упрощенно представлены текстами «о нас» (женщинах) и «о них» (мужчинах). Почти так же упрощенно видит жанры фанфикшена и другая исследовательница - К. Дрисколл, поделившая фики на тексты о любви и тексты о сексе. Более интересно и сложно жанры сетевых/фандомных текстов представлены в диссертационном исследовании К. Просоловой 2009 года «Фанфикшен: литературный феномен конца XX - начала XXI века (творчество поклонников Дж. Ролинг)». И хотя в этом исследовании нет анализа и классификации жанров, тем не менее в глоссарии приводятся определения жанров фанфиков. Основная проблема заключается в том, что все еще теоретическое изучение сетевой литературы сводится к разговору о фанфикшене, фандомах и социокультурных и психологических особенностях/проблемах создателей фанфиков. Да, безусловно, первоначально, зарождаясь, сетевая литература была представлена только любительскими текстами на заданные и уже существующие темы/образы/мотивы/сюжеты. Но ситуация стремительно изменилась, и сетевая литература обогатилась ориджинальными (этот термин вполне может быть прочитан как «оригинальными») произведениями. По сути от фанфиков ориджинал отличается только самобытностью героев/миров/сюжетов. Но жанровую классификацию, выраженную в подробном описании (так называемой шапке), имеет аналогичную с фанфикшеном. При этом, разделяя тексты сетевой литературы на две большие группы - фанфикшен и ориджинал, которые некоторыми исследователями трактуются как жанры, мы имеем два рода сетевой литературы, имеющих одну жанровую классификацию.

Современная филологическая наука должна признать, что фанфикшен - это часть сетевой литературы, которая представлена более сложной системой сетевых текстов. И более продуктивное изучение этих текстов, как и сетевой литературы в целом, целесообразнее начинать с изучениея их жанровой классификации. На современном этапе изучения этого вопроса, конечно же, происходит не столько анализ, сколько сбор имеющегося материала, который позволит сделать более продуктивные выводы по проблеме развития современной литературы в целом.

Рецензенты:

Петишева В.А., д.фил.н., профессор, декан факультета филологии и межкультурных коммуникаций БФ БашГУ, г. Бирск.

Хасанов Р.Ф., д.фил.н., доцент, профессор БФ БашГУ, г. Бирск.


Библиографическая ссылка

Бурцева Е.А. ЖАНРЫ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14665 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252