Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЛОГИСТИКА СЕГОДНЯ: ИНОЙ ВЗГЛЯД НА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

Магомедов А.М. 1
1 ГАОУ «Дагестанский государственный институт народного хозяйства»
Логистика как наука и практическая деятельность прочно вошла в нашу жизнь. Несмотря на обилие дефиниций на эту тему, сегодня востребована конкретизация базовых определений логистики, поскольку последние и есть ключ методологии этой науки. В статье автор, акцентируя внимание на материальных потоках как на основном предмете логистики, предлагает к ним отнести не только потоки предметов труда, но и средств труда. Без организации движения средств труда не может функционировать ни одна экономическая система. В условиях рынка информация имеет решающее влияние на формирование материального потока, и информационный поток предшествует материальному потоку. Сама информация также выступает важным производственным фактором и товаром на рынке, т.е. информационный поток может существовать и независимо от материального потока. Поэтому нельзя ограничиться при рассмотрении объекта логистики только информацией, сопутствующей с материальным потоком. Основополагающим для логистической концепции является целостное, системное видение объекта. А исследование материальных, информационных и финансовых потоков в отрыве от потока трудовой деятельности не вписывается в такую концепцию. В составе логистического потока автор выделяет еще один важный структурный элемент – это институциональный поток. Возникновение формальных и неформальных правил – институтов логистики, их изменение, развитие, замена одних институтов другими, образуют институциональный поток логистических систем. Логистика представляет собой системное управление потоками ресурсов, работ и результатов хозяйственной деятельности с целью оптимизации затрат.
институциональный поток
трудовой поток
финансовый поток
информационный поток
материальный поток
логистический поток
определение логистики
1. Адамов Н.А. Логистическое управление финансовыми потоками организации // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 6. - С. 144-147.
2. Аникин Б. Логистика : учебное пособие / Б. Аникин, Т. Родкина. - М. : Проспект, 2011. - 411 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 419 с.
4. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. - М. : Мысль, 1969. - С. 15.
5. Кулаговская Т.А. Управление финансовыми потоками с позиций финансовой логистики и финансового менеджмента // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 6. - С. 260-263.
6. Логистика. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Логистика (дата обращения: 5.09.2014).
7. Магомедов А.М. Управлению региональной экономикой - логистический подход // Управ-ление экономическими системами : электронный научный журнал. - 2012. - № 48 (12). - С. 106.
8. Магомедов А.М. Институты и институциональные потоки логистической системы // Управ-ление экономическими системами : электронный научный журнал. - 2013. - № 53 (5). - С. 18.
9. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. - 2013. - № 53 (5). - С. 50.
10. Магомедов А.М. Природопользование региона на основе логистики (на примере Респуб-лики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 17. - С. 20-26.
11. Магомедов А.М. Логистическая концепция природопользования региона // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. - 2013. - № 51 (3). - С. 18.
12. Магомедов А.М. Логистика рационального землепользования // Экономика и предприни-мательство. - 2013. - № 6 (35). - С. 221-224.
13. Магомедов А.М. Учет совокупных затрат в логистике природопользования региона // Управленческий учет. - 2013. - № 6. - С. 25-32.
14. Магомедов А.М., Бучаев Я.Г. Эффективность финансовых потоков в агропромышленном комплексе региона // Управление экономическими системами : электронный научный жур-нал. - 2014. - № 4 (64). - С. 60.
15. Новиков Д.Т. Новый взгляд на логистику в XXI веке // Российский экономический ин-тернет-журнал. - 2013. - № 4. - С. 39.
16. Основы логистики : учеб. пособие / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 200 с.
17. Родников А.Н. Логистика : терминолог. словарь. – М. : Экономика, 1995. – 251 с.
18. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПБ. : Политехника, 1997. – 349 с.
Вместе с рыночными преобразованиями экономики в наш научный и практический оборот на полных правах вошел термин «логистика». В зарубежной и отечественной литературе широко представлены этимология и семантика логистики. Однако этимологическое раскрытие сущности логистики не может отражать ее полное содержание сегодня, а поиск ее исторических корней является, по сути, бесцельным занятием. В процессе эволюции содержание термина может приобрести совершенно иной смысл, и поэтому нет необходимости в акцентировании внимания на том, что означала логистика у древних греков или римлян. Логистика является относительно молодой и в то же время бурно развивающейся наукой. Это и является одной из причин множества толкований ее понятий.

Как верно отмечал Н.Н. Колосовский: «Во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия... Эти простейшие, на первый взгляд, вопросы оказываются в конечном рассмотрении настолько сложными и трудными, что вызывают необходимость вновь и вновь к ним возвращаться по мере углубления научных знаний» [4].

В определении логистики, да и любой науки, в обязательном порядке следует давать предмет и объект исследования. Отсутствие одного из них приводит к деструкции самого определения. Если определение в смысловом плане не слишком перегружено, желательно его далее дополнить следующими характеристиками: цели и задачи исследования; методы исследования (с выделением основного концептуального подхода).

Объектом логистики почти все исследователи считают потоковые процессы в экономике. По «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, поток - это «движущая масса чего-нибудь», а процесс - это «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояния в развитии чего-нибудь». Применение термина «потоковый процесс» в логистике наиболее полно отражает движение от источника к цели экономических объектов в виде отдельных элементов или состоящих из них множеств. По своему содержанию потоки могут иметь различный состав. Он определяется характером деятельности экономической системы, организацией и технологией производства, организацией отношений с внешней средой и т.д.

На Первом Европейском конгрессе по логистике (Берлин, март 1974 г.) было определено, что «логистика - учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах» [6]. Если учесть, что планирование и контроль являются функциями управления, их перечисление наряду с управлением является излишним. Обозначение предмета логистики указанными тремя видами потоков отразилось и на исследованиях многих отечественных ученых.

Но и спустя десятки лет не все исследователи сразу поддержали принятое в Берлине определение логистики. Так, предметом логистики М. Залманова, Ю. Неруш, Л. Федоров и М. Гордон считали лишь материальные потоки. Другие исследователи - А. Гаджинский, В. Дыбская, Г. Павеллек, А. Смехов и Б. Аникин - наряду с материальными потоками стали упоминать и о сопутствующих им информационных потоках. В последующем к логистическим потокам, помимо названных материальных и информационных, стали относить и финансовые потоки (Б. Плоткин, О. Новиков, В. Сергеев, А. Семененко).

Как известно, все исследователи единодушно выделяют материальные потоки в качестве предмета логистики. Согласно терминологическому словарю А.Н. Родникова, «материальный поток - продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу» [17, с. 103]. Что касается самого содержания материального потока, тут нет единого мнения. Эволюция логистики определила разброс мнений. Логистика начала развиваться с физического распределения продукции, и соответственно к функции логистики относили лишь распределение готовой продукции.

Физическое распределение продукции - первый этап развития логистики, и среди ученых нет разногласий по этому поводу. Однако, говоря о втором этапе, который берет начало с 70-х годов, встречаются разные подходы исследователей. Одни считают, что на этом этапе развития логистики к интеграционному процессу присоединилось собственно производство [3], а другие пишут, что на основе физического распределения и материального менеджмента сферы закупок развивается концепция бизнес-логистики, а производственный менеджмент преобразовывается в промышленную логистику [16, с. 12].

Мы считаем что, вслед за развитием логистики в сфере физического распределения, параллельно и обособлено развивается логистика в сфере закупок и снабжения, а также в сфере производства в виде промышленной логистики [7].

Однако и сегодня можно встретить суждения, игнорирующие логистику в производственных структурах, представляя ее лишь как «комплекс инфраструктурных услуг» [15].

В любом случае к материальному потоку многие авторы относят лишь предметы труда. Ведь под материалами понимают разнообразные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда, но никто ничего не говорит о средствах труда. А разве средства труда не участвуют в потоковых процессах в экономике? Правда, движение средств труда имеет отличия от движения предметов труда: средства труда приобретаются единовременно, но расходуются (амортизируются) постепенно в течение длительного периода. Иначе говоря, если потоки предметов труда носят непрерывный характер, потоки средств труда являются дискретными. Однако без организации движения средств труда не может функционировать ни одна экономическая система. Поэтому, на наш взгляд, под материальным потоком следует понимать целенаправленное движение в экономической системе любого материального вещества в виде средств и предметов труда, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и предметов потребления.

Потоки могут иметь как вещественную субстанцию, т.е. материалы, так и невещественную форму, например - услуги. Лишь один проф. Сергеев В.И. к числу объектов логистики относит и потоки услуг [16]. О необходимости включения потоков услуг в качестве объекта логистики писал в своё время и автор данной публикации. Более того, мы предлагаем применить универсальную логистическую концепцию по отношению к землепользованию и использованию других природных ресурсов [10-13].

Вторым после материального потока объектом логистики исследователи называют информационный поток. Причем указывают на обязательную связь и зависимость информационного потока от материального. Классическим примером, подтверждающим это, является следующее определение информационного потока: «поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе...» [16, с. 53]. Однако в условиях рынка информация имеет решающее влияние на формирование материального потока, и информационный поток предшествует материальному. Так, производство не может быть начато, не имея достоверной информации о конъюнктуре рынка. Сама информация также выступает важным производственным фактором и товаром на рынке, т.е. информационный поток может существовать и независимо от материального потока. Поэтому нельзя ограничиться при рассмотрении объекта логистики только информацией, связанной с материальным потоком.

Отдельные авторы, такие как Семененко А.И., Новиков О.А., Уваров С.А. и Парфенов А.В., расширили объект логистики финансовыми потоками, что является вполне логичным (в то же время в некоторых учебниках вообще отсутствуют упоминания о них). По их признанию, механизм финансового обслуживания товарных потоков является наименее изученной областью логистики. Финансовым потоком в логистике Новиков О.А. и Парфенов А.В. понимают «направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока» [16, с. 44]. Как следует из определения, как и в случае с информационными потоками, движение финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока.

Данное определение трактует понятие «финансовый поток» слишком узко. Во-первых, оно не охватывает движение финансовых ресурсов в логистической системе вне связи от товарных (материальных) потоков. Ведь финансы сами могут выступать товаром, например кредит. Во-вторых, не все продукты и услуги являются товаром, и если финансовый поток связан с товарным потоком, как быть с финансовыми потоками, обеспечивающими движение нетоварного потока (незавершенного производства, полуфабрикатов, сырья и других продуктов и услуг социального значения).

Финансовые потоки есть часть потоковых процессов в экономике, и их оптимизация решающим образом влияет на функционирование логистических систем.

В отечественной литературе по финансовому менеджменту финансовый поток рассматривается, как правило, в виде денежного потока. Согласно финансовому менеджменту, финансовый поток - это поступление и расходование денег в различные периоды времени.

Финансовая логистика в последнее время, отчасти после разразившего мирового финансового кризиса, стала объектом пристального внимания исследователей. Отдельные авторы предлагают ей даже статус самостоятельной дисциплины. Финансовая логистика толкует финансовый поток шире, нежели финансовый менеджмент [5]. Финансовый поток - это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными, информационными, трудовыми, институциональными и другими потоками логистической системы. Финансовый поток отражает движение материального потока и других потоков в стоимостном выражении. Как отмечает проф. Адамов А.Н., анализ и управление финансовыми потоками с позиций финансовой логистики включает в себя два основных направления - анализ финансовых денежных потоков и анализ финансовых неденежных потоков, которые должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены [1].

Материальные потоки в рыночной экономике - это движение товаров. Товар, как известно, имеет два свойства - стоимость и потребительная стоимость. Таким образом, исследуя материальные потоки как движение потребительных стоимостей, нельзя забывать о сквозном движении стоимостей, начиная с инвестиций и кончая финансовыми результатами. Сквозная оптимизация на пути создания и реализации стоимости выступает задачей финансовой логистики.

Лишь отдельные авторы (С. Уваров, Э. Мате, Д. Тискье) отнесли трудовые потоки к объекту логистики. Но дальше этого дело не пошло, не определены особенности и механизмы логистической оптимизации трудовых потоков в социально-экономических системах. Основополагающим для логистической концепции является целостное, системное видение объекта. А исследование материальных, информационных и финансовых потоков в отрыве от потока трудовой деятельности не вписывается в такую концепцию.

В составе логистического потока следует, на наш взгляд, выделить еще один важный структурный элемент - это институциональный поток. В литературе по логистике вообще не исследована проблема институциональных потоков, поэтому считаем нужным обратить этому больше внимания. Институциональная среда - это составляющая логистики. Согласно терминологии, разработанной Д. Нортом и Л. Дэвисом, институциональная среда - эта совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения. Законодательные акты, нормы, правила, соглашения определяют потоковый процесс в экономике. Вероятность достижения парето-оптимального результата в экономике может быть повышена посредством ограничения набора альтернатив, доступных каждому участнику рынка. Такого рода ограничение осуществляется посредством правил, а точнее институтов, которые определены через правила и механизмы санкционирования. Однако указанные институты также должны возобновляться и соответствовать требованиям логистики. Изменения в экономике должны привести к изменениям в институтах. Институты, сдерживающие развитие экономики, должны быть заменены другими [9]. Эволюция институциональной среды идет скачкообразно, т.е. институциональный поток является дискретным.

На разных уровнях логистики на потребность логистической оптимизации экономических агентов соответственно средствам, возможностям и накопленному опыту, масштабам и сложности решаемых задач формируются институты, которые находятся в постоянном движении в зависимости от изменения внутренней и внешней среды, причин возникновения институтов и факторов их развития.

Возникновение формальных и неформальных правил - институтов логистики, их изменение, развитие, замена одних институтов другими, образуют институциональный поток логистических систем [8]. Материальным, информационным, трудовым и финансовым потокам в логистической системе должны и соответствовать также институциональные потоки. Логистическая оптимизация не может быть без такого соответствия.

Таким образам, к логистическим потокам следует отнести движение всех факторов и результатов производства, а также самих работ. Движение может быть как физическим, так и институциональным. Физическое движение означает изменения параметров потока по времени, количеству, качеству, пространству. Движение может быть осуществлено как по одному параметру, так и по нескольким, а иной раз и по всем параметрам. Если потоки изменяют свое пространственное положение, происходит их перемещение. Нельзя ограничивать понятие «поток», как это делают некоторые, только физическим перемещением в пространстве. Так, материальный поток, подвергающийся лишь изменению по времени - это материальный запас. Если материальный запас изменяется еще и в количественном измерении, происходит его потребление. В случае изменения качественных параметров потоков происходит их трансформация в другие формы.

Подводя итог сказанному, следует обратить внимание и на критерий оптимизации логистических потоков. Большинство авторов при этом указывает на минимизацию затрат. Минимальные затраты не всегда могут быть оптимальными. Небольшое повышение затрат в логистической цепи может вызвать значительное повышение результатов, и поэтому надо говорить об оптимальных затратах.

Таким образом, логистика представляет собой системное управление потоками ресурсов, работ и результатов хозяйственной деятельности с целью оптимизации затрат.

Рецензенты:

Магомедова М.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Национальная и региональная экономика» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.

Шахбанов Р.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Магомедов А.М. ЛОГИСТИКА СЕГОДНЯ: ИНОЙ ВЗГЛЯД НА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14668 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252