Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ К УПРАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Осипова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
В статье проведен историко-педагогический анализ развития педагогической практики и теории проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом как социально-педагогического явления. В результате анализа установлена логика накопления опыта и выявлены культурно-исторические предпосылки, заложившие основу для подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, выделены три основных периода становления проблемы. Первый период (начало XX века – до начала 60-х годов) характеризуется стабильным функционированием и развитием хореографической сферы деятельности, началом формирования исследовательских изысканий в педагогической практике хореографа, но отсутствием социального заказа и недостаточностью общепедагогического интереса к подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Второй этап (начало 60-х – до 1992 года) характеризуется актуализацией понятия «управление» для профессионального образования, реформированием системы высшего образования и появлением первых научных изысканий в области профессиональных компетенций, но отсутствием исследований в области формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третий период (с 1992 года – по настоящее время) характеризуется реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений, наличием социального заказа, предъявляемого семьей, обществом и государством, принятием новых ФГОС ВПО в сфере культуры и искусства, а также значительным увеличением исследований о подготовке будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности. В исследовании проанализировано современное состояние и перспективы развития проблемы подготовки будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом.
управление
культурно-исторические предпосылки
социокультурное пространство
культура
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). – Новосибирск : Сибирский хронограф, 1998. — Т. 1. От прошлого к будущему. – 804 с. ; Т . 2. Теория и методология. Словарь. — 600 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М. : Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Долгова В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Проблемы социальной психологии личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30293.shtml (дата обращения: 23.06.2014).
4. Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – 2-е изд. - М. : Искусство, 1989. – 237 с.
5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М. : Педагогический поиск, 2000. – 222 с.
6. Лавровский Л.М. Документы. Статьи. Воспоминания. — М. : ВТО, 1983. — 422 с.
7. Лопухов Ф.В. В глубь хореографии. — М. : Фолиум, 2003. — 204 с.
8. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах. – М. : Педагогика, 1986. – Т. 7 [Публицистика, статьи о детской литературе и писательском труде, литературно-критические выступления, рецензии, киносценарии]. - 320 с.
9. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М. : Академия, 2001. – 480 с.
10. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 1600 с.
11. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. — Лань, Планета музыки, 2005. – 512 с.
12. Тэйлор Ф. Научная организация труда // Управление – это наука и искусство. – М. : АСТ, 1992. – 410 с.
13. Тихомиров В.Д. Артист, балетмейстер, педагог. - М. : Искусство, 1971. - 392 с.
14. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. - Л, : ЛГУ, 1988. – 160 с.

В современных условиях повышение внимания к опыту подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами подготовки педагогов-хореографов к управлению. История развития педагогической практики и теории показывает, что содержание и методика подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом постоянно менялись, следуя за изменениями, которые происходили в обществе и содержании образования, поэтому педагогическое исследование проблемы было выстроено с учетом событий, происходивших в истории и культуре России.

В «Советском энциклопедическом словаре» под культурой понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [10, с. 668].

Подготовка будущих педагогов-хореографов к управленческой деятельности формируется в социокультурном пространстве - «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [3, с. 19]. Социокультурное пространство - явление не только социальное, но и культурное, поэтому требует анализа культурно-исторических предпосылок возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Под культурно-историческими предпосылками возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению будем понимать объективно существовавшие (или существующие) социокультурные и психолого-педагогические условия, отражающие исторически определенный уровень развития общества с присущими ему ценностями и эволюцию теоретических представлений о подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Ученые выделяют пять основных групп культурно-исторических предпосылок развития того или иного предмета познания. К первой группе культурно-исторических предпосылок относятся основные характеристики культурно-исторической, общественно-экономической ситуации. Ко второй группе - социальный заказ на формирование готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третья группа предпосылок характеризует культурное наследие, культурные нормы и ценности, которые оказывают влияние на организацию подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению. К четвертой группе предпосылок относятся результаты теоретического изучения процесса подготовки педагогов-хореографов к управлению, труды отечественных и зарубежных ученых, позволяющие проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значение для дальнейшего развития и углубления исследований по данной проблеме. Пятая группа предпосылок - результаты практического освоения формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Учитывая периодизацию А.С. Ахиезера [1], считаем целесообразным ограничить генезис исследуемой проблемы началом XX века. В истории ее становления и развития нами выделено три периода: 1) начало XX века - до начала 60-х; 2) начало 60-х - до 1992 года; 3) с 1992 года - по настоящее время. Охарактеризуем подробнее указанные три периода, выделяя на каждом этапе культурно-исторические предпосылки.

Первый период - начало XX века - до начала 60-х годов - это период революционных потрясений, экономического подъема и спада, победы и поражения России в Первой мировой войне; становления и развития социалистического общества; возникновения детских и молодежных объединений (пионерская и комсомольская организация).

Каждый исторический период вносил коррективы в отношения субъектов управления, методы стимулирования, масштабы организации самого процесса, но только в XX веке появились и стали развиваться научные подходы к управлению.

Именно в этот период в США возникает управление как наука, научная дисциплина. Возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основатель научного менеджмента - Фредерик Уинслоу Тейлор [12], его заслуга состоит в том, что он реализовал сформулированные им принципы управления на практике.

Данный период характеризуется тем, что ученые, педагоги, практики ищут эффективные формы педагогического влияния на деятельность коллектива средствами самоуправления. Однако в хореографических коллективах идеи управления и самоуправления не получили должного распространения, а вопросы специальной образовательной подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом не рассматривались.

С середины 30-х по 50-е годы активно развивается детское самодеятельное танцевальное творчество. Причинами этого являются: создание системы смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей; появляются внешкольные учреждения и культурно-досуговые центры, осуществляется шефская помощь профессиональных артистов, балетмейстеров в формировании детского репертуара.

С конца 50-х годов начал осуществляться процесс научной разработки современной системы танцевального воспитания актера (хореографа), это определило направление теоретических и практических разработок, осуществляемых педагогами. Изучалась личность педагога-хореографа, ее соматические характеристики, специальные способности, педагогическое мастерство, научная организация труда.

Теоретическое наследие педагогов-хореографов (Н.И. Тарасов [11], В.Д. Тихомиров [13], Ф.В. Лопухов [7] и др.) является на сегодня одним из главных источников изучения хореографического искусства. Они призывали к активным занятиям танцем, которые, наряду с физическими спортивными упражнениями, приносят большую пользу для здоровья. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что к концу данного периода проблема подготовки хореографов к профессиональной деятельности стала актуальной. Несмотря на то что еще не было исследований по формированию готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, все же к отдельным аспектам данной проблемы возник научный интерес.

Таким образом, первый период развития исследуемой нами проблемы характеризовался, во-первых, стабильным функционированием и развитием хореографической сферы деятельности; во-вторых, началом формирования исследовательских изысканий в педагогической практике хореографа; в-третьих, отсутствием социального заказа на формирование готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом; в-четвертых, недостаточностью общепедагогического интереса к подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

К окончанию первого периода сформировались следующие предпосылки:

1) появились новые тенденции в рассмотрении культуры как средства социализации человека;

2) сложились традиции отечественной танцевальной культуры;

3) появились попытки осмысления понятия «управление»; укрепления учебно-воспитательной работы с жизнью, изучения роли самоуправления;

4) повысился интерес исследователей к методологическим основам управления;

5) имелось психолого-педагогическое наследие отечественных и зарубежных педагогов.

Второй период - начало 60-х - до 1992 года - это период строительства коммунистического общества, холодной войны, застоя, активности пионерской и комсомольской организаций, деятельности органов самоуправления.

В эти годы правительством страны приняты значимые для педагогической общественности нормативные документы. Так, например, в 1972 году выходит постановление ЦК КПСС, Совета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», в 1987 году - «О мерах по улучшению подготовки и использованию научно-педагогических и научных кадров» и др.

Развитие педагогической науки, усложнение педагогического процесса вызвали необходимость обратиться к управлению. Вопросы управления в этот период ставились и решались многими исследователями (Ю.К. Бабанский [2], Ю.А. Конаржевский [5], В.А. Сластенин [9], В.А. Якунин [14] и др.).

Анализ проводимых исследований в данный период показал, что понятие «управление» уже приобрело устойчивый контекст использования и вошло в научный оборот. Однако работ, посвященных подготовке педагога-хореографа к управлению творческим коллективом, пока было крайне мало.

В 1962 году по инициативе Ф.В. Лопухова при Лениградской консерватории было открыто балетмейстерское отделение. Открытие хореографических кафедр сыграло большую роль в создании учебных и научно-теоретических трудов. Именно в этот период в России выходят в свет монографии, пособия, программы Р.В. Захарова [4], Л.М. Лавровского [6] и др. С данного момента начинается целенаправленное изучение процесса подготовки педагогов к управлению хореографическим коллективом. Авторы рассматривают значимость деятельности хореографа, пути формирования деятельности, анализируют ее результаты, неповторимое своеобразие творчества, придают большое значение художественному чутью и интуиции.

В 1968 году в Челябинской государственной академии культуры и искусств была создана кафедра хореографии в СССР - это была третья кафедра после Ленинграда и Москвы. В 70-е годы началось формирование системы вузов искусств и культуры. Выпускник вуза в соответствии со стандартными нормативами был изначально ориентирован на профессиональную деятельность в сфере любительского (самодеятельного) хореографического творчества, которое имеет некоторую специфику, отличную от профессионального балета.

В 80-е годы изучаются современные направления в хореографии. Появляются новые учебные предметы: «современный танец» и «джаз-модерн танец», а также была осуществлена первая научная разработка, посвященная вопросам обучения актера «джаз-модерн танцу».

Для периода с конца 80-х годов характерно повышение внимания к проблеме творчества. Осуществляется поиск новых подходов к решению проблем творчества. Стали более целенаправленно использоваться общенаучные методы: управленческий, информационный, системный, комплексный и др.

Под влиянием выхода трудов в области теории хореографии, теории управления, теории социально-культурной деятельности произошли существенные изменения и начался новый поворот в исследовании проблем подготовки педагогов-хореографов, внимание научной общественности привлекли идеи демократизации и гуманизации общества. Однако проблема подготовки педагога-хореографа к управлению творческим коллективом не стала предметом целенаправленного исследования.

Таким образом, второй период исследуемой проблемы характеризуется, во-первых, актуализацией понятия «управление»; во-вторых, реформированием системы высшего профессионального образования; в-третьих, появлением первых научных изысканий в области подготовки хореографов; в-четвертых, отсутствием исследований в области формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

К окончанию второго периода сформировались следующие предпосылки:

1) в стране сложились условия для распада СССР;

2) закладывались теоретические основы для осуществления управления;

3) появились зарубежные и отечественные исследования, посвященные управлению коллективом и подготовке специалистов к управленческой деятельности;

4) в партийных и правительственных документах находили отражение результаты научных исследований, что служило толчком для дальнейшего развития научной мысли.

Третий период - с 1992 года - по настоящее время - это период перестройки, научно-технического прогресса, демократии, модернизации образования. С одной стороны, повышается роль информационных технологий, с другой - усиливаются проявления крайнего индивидуализма, отчуждения от государства, от коллектива, семьи и даже от самого себя. Это приводит современное общество к духовно-нравственному кризису.

В конце 1990-х годов сценические и танцевальные площадки заполнили «металлические» ритмы, агрессивность, отчужденность. В детский репертуар проникает стиль шоу. Но тем не менее танцевальное творчество в своем развитии продвигалось вперед. Особое внимание руководители детских творческих коллективов уделяют художественно-эстетическому воспитанию детей и подростков через включение в активную учебно-творческую деятельность.

Начало XXI века по праву может считаться новым этапом развития проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управленческой деятельности. В этот период встал вопрос о необходимости знаний в сфере управления творческим коллективом, это обусловлено исчезновением школ-искусств, любительских коллективов при Дворцах культуры и популярностью частных школ танцев, танцевальных объединений, развитием танцевальных направлений при фитнес-клубах. В таких условиях педагог-хореограф решает не только вопросы, связанные с репетиционным процессом и графиком работы коллектива, но и осуществляет функции обеспечения материально-технической базы, функции менеджера (планирование, организация, мотивирование), т.е. в целом управление не только учебно-развивающим процессом, но и руководство персоналом и всей организацией.

Теория управления существенно дополняется теорией педагогического менеджмента, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью.

Знаковым событием данного периода явилась интеграция зарубежной и российской систем образования, присоединение России в 2003 году к Болонскому процессу, в ходе которого неизбежно глубинное реформирование национальных образовательных систем, что привело к необходимости изучения проблемы подготовки специалистов к управлению.

Проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований.

В этот период учеными рассматривались проблемы в сфере художественного творчества; подготовки будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач; диалогического взаимодействия в педагогической среде как показатель профессиональной компетентности педагога; приоритетных задач высшего профессионального образования в современной теории и практике; управления качеством образовательных услуг, формирования педагогической установки будущего педагога-хореографа.

Однако следует отметить, что в исследованиях отсутствуют сквозные единые проблемы, ведущие идеи, которые бы обеспечивали подготовку будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Между тем в 2012 году утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (070000 «Культура и искусство», по направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство» (квалификация (степень) «бакалавр»). Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Несомненно, проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом является актуальной.

Итак, третий этап становления исследуемой проблемы характеризуется, во-первых, реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений; во-вторых, наличием социального заказа на подготовку будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом; в-третьих, принятием новых ФГОС ВПО в сфере культуры и искусства; в-четвертых, значительным увеличением исследований в области подготовки педагогов-хореографов к управленческой деятельности.

К окончанию третьего периода сформировались следующие предпосылки:

  • подписание Россией Болонских соглашений, предполагающих реформирование системы высшего профессионального образования;
  • уточнение понятий «управленческая деятельность», «профессиональная подготовка»;
  • научное обоснование новых подходов к содержанию подготовки специалистов к управленческой деятельности.

Анализируя историю становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, выделим три основных периода. Первый период (начало XX века - до начала 60-х годов) характеризуется стабильным функционированием и развитием хореографической сферы деятельности, началом формирования исследовательских изысканий в педагогической практике хореографа, но отсутствием социального заказа и недостаточностью общепедагогического интереса к подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Второй этап (начало 60-х - до 1992 года) характеризуется актуализацией понятия «компетентность» для профессионального образования, реформированием системы высшего образования и появлением первых научных изысканий в области профессиональных компетенций, но отсутствием исследований в области формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третий период (с 1992 года - по настоящее время) характеризуется реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений, наличием социального заказа, принятием новых ФГОС ВПО в сфере культуры и искусства, а также значительным увеличением исследований о подготовке будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный научно-исторический анализ показал, что культурно-историческое развитие общества, развитие проблемы подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом не только обусловили актуальность обозначенной проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения.

Рецензенты:

Гревцева Г.Я., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск.

Соколова Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Осипова Т.В. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ К УПРАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14726 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674