Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Дмитриев С.Э. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье раскрыто содержание понятий коммуникация, коммуникативное взаимодействие в подготовке будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрены условия организации коммуникативного взаимодействия и подхода к их реализации. Выделены особенности коммуникативного взаимодействия при обучении специальным дисциплинам в военном вузе, обобщены основные направления деятельности. Определена роль преподавателя в организации коммуникативного взаимодействия с воинским коллективом, проанализированы основные принципы, порядок их внедрения и применения. Проведен анализ учебного диалога как средства реализации коммуникативного взаимодействия между субъектами общения.
учебный диалог
коммуникативная компетенция
правовая компетенция
личностная компетенция
социально-экономическая компетенция
специальная компетенция
коммуникативное взаимодействие
компетенции
коммуникация
1. Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: Изд-во Инфра - М, 2002.
2.Белов С.В. Диалог – основа профессии учителя. – М., 2002. – С.12.
3. Каймакова М. В. Коммуникации в организации: текст лекций / М. В. Каймакова. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 73 с.
4. Совещание по вопросам развития системы военного образования, проведенное Президентом РФ В.В. Путиным в ходе посещения Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19631.
5. Трактаты. Цицерон Марк Тулий. – М., 1997. – С.178.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 190110 «Транспортные средства специального назначения». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2076.
Современное положение армии как одного из институтов общества претерпевает ряд преобразований и реформирований (сокращение военнослужащих по призыву, переход  на контрактное комплектование военнослужащими, изменение системы подготовки офицерских кадров, освоение новых образцов военной техники и т.д.). Как отметил Президент Российской Федерации Путин В.В: «Фундамент Вооруженных сил - система высшего военного образования должен быть надежным прочным отвечающим требованиям времени и рассчитанным на перспективу» [4]. А это уже существенно меняет облик как самой армии, так и будущего офицера, которому быть профессионалом своего дела, а значит, профессионально компетентным. Задача военного вуза состоит в формировании профессиональных компетенций - будущих военных специалистов в ходе образовательного процесса, в том числе средствами коммуникативного воздействия.

Коммуникативное взаимодействие - это процесс взаимодействия между различными субъектами, при котором происходит обмен информацией, он включает в себя динамическую смену этапов формирования передачи, приема, расширения и исследования информации при взаимодействии субъектов коммуникации. Коммуникация - это общение между личностями и их взаимодействие, т.е. основа коммуникации - это общение, способ передачи информации между абонентами. Общение - это двусторонний процесс коммуникации и взаимодействия [3].

Термин коммуникация характеризуется, прежде всего, общением между людьми, как на социальном, так и на профессиональном уровне, данный аспект очень важен в связи с тем, что по завершении обучения офицер будет находиться в постоянном взаимодействии с людьми, с командирами различных рангов, с подчиненными, с населением региона, где выполняются задачи. Общение сданными категориями требует не только правил определенных уставами, этики, вежливости, дипломатичности, но и способности разрешить конфликтные ситуации, которые у курсантов необходимо формировать и развивать при организации образовательного процесса.

В вязи с этим при организации коммуникации в военном вузе необходимо учитывать следующее [1]:

  1. точность и ясность цели взаимодействия, а также уровень подготовки курсантов к конкретному виду коммуникации;
  2. при передаче информации выделить основное и акцентировать внимание на нём;
  3. выбор времени, места, формы коммуникации, коммуникация должна приспосабливаться к изменяющимся условиям обстановки;
  4. широкое привлечение в этот процесс всех курсантов группы;
  5. интонация и уверенное изложение при организации коммуникации позволят донести нужную информацию и заинтересуют учебную аудиторию;
  6. информация должна нести в себе актуальные темы и быть своевременной и ценной для курсантов;
  7. коммуникация должна быть направлена не только на решение сегодняшних злободневных проблем, но и носить перспективный характер.

Коммуникативное взаимодействие присуще и воинскому коллективу. Коммуникации, возникающие в воинском коллективе, очень важны, так как и от степени, и вектора их развития зависит морально-психологическое состояние военнослужащих. Коммуникация - это обмен информацией, благодаря которому согласие развивается или разрушается. Если в воинском коллективе преобладает «развитие согласия», то в нем все процессы обучения и воспитания прогрессируют, данный коллектив будет способен выполнить возложенные на него служебно-боевые и повседневные задачи, каждый военнослужащий будет морально устойчив и профессионально подготовлен, что настоящее время очень актуально.

Исходя из принципов организации коммуникации взаимодействия, следует отметить, что коммуникативное взаимодействие при обучении в военном вузе - это прежде всего совместная деятельность преподавателя и курсанта, направленная на формирование у последних компетенций взамен, знаний, навыков и умений, которые будут необходимы и востребованы в их дальнейшей службе.

В процессе обучения в вузе внутренних войск МВД России курсант овладевает не только предметами обучения, предусмотренными образовательной программой, но и готовится к боевой службе, к выполнению служебно-боевых задач, определенных Законом «О внутренних войсках МВД России». Эта деятельность, в которой участвует курсант, как формирующаяся военная личность, сопровождается переживаниями как положительными, так и отрицательными, которые будут полностью происходить в военном коллективе, на протяжении определенного времени. От состояния каждого военнослужащего будет зависеть морально-психологическое состояние всего коллектива, поэтому правильно налаженные коммуникации внутри него сыграют решающую роль, роль поведенческих реакций. Задача каждого офицера состоит в создании таких условий, чтоб эти реакции носили положительный характер, а в случаях конфликтов суметь адекватно ситуации отреагировать на происходящее.

Формирование компетенции организации коммуникативного взаимодействия курсантов происходит практически на всех мероприятиях, установленных распорядком дня и регламентом служебного времени военного вуза, но, как правило, основная часть происходит на учебных занятиях. Основой организации коммуникативного взаимодействия является учебный диалог.

Учебный диалог во многом определяется ораторским искусством его участников. Цицерон писал: «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить - обязанность оратора, доставлять удовольствие - честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление - необходимость» [5]. Это обязывает преподавателя представить учебный материал таким образом, чтобы мотивировать коллектив на заинтересованность и активное восприятие новой информации.

Учебный диалог - это одно из средств коммуникативного взаимодействия между обучающим и обучаемым в рамках учебного процесса, организуемое исходя из конкретных тем и целей. Эффективность учебного диалога для четкой организации взаимодействия, в ходе проведения занятия, должна соответствовать ряду требований [2]:

  1. формулировка темы и целей занятия должны содержать проблему, как основу для обсуждения;
  2. учебный материал должен содержать информацию в рамках установленной темы и излагаться доступным языком;
  3. степень отношений между коллективом и преподавателем, авторитет преподавателя, а также морально-психологическое состояние воинского коллектива;
  4. степень компетентности обучаемых при организации учебного диалога должна быть соответственной, а сама обстановка предрасполагать к общению;
  5. каждый участник диалога должен быть выслушан;
  6. не вполне ясная информация должна уточняться и дополняться;
  7. допускается критиковать выдвигаемые идеи, но ни в коем случае не переходить на личности.

Исходя из этих требований, преподавателю в организации учебного диалога отводится ведущая роль и от того, как она будет им воспринята, от того, как он организует общение с аудиторией, апеллировать к мнению слушателей, уважать мнения и знания курсантов, рассматривать преподаваемый предмет в его разных ракурсах, соблюдать высокие этические нормы поведения, не допускать грубости и фамильярности.

Одновременно при организации учебного диалога преподаватель, как военный профессионал, должен включать свой личный опыт в раскрытие содержания учебного занятия, рассматривать субъектный опыт курсанта через создание проблемы на занятии, учитывая личностные компетенции каждого. Совместно с курсантами планировать деятельность в процессе обучения, создавать позитивное продуктивно-эмоциональное состояние воинского коллектива на занятии. Поддерживать и развивать рефлексию, тем самым повышая качество усвоения учебного материала.

Качественно и своевременно проведенные вышеперечисленные мероприятия, проводимые преподавателем, будут способствовать достижению результатов обучения, тем самым повышая удовлетворённость сделанным. Если преподаватель не учитывает индивидуальные особенности курсанта, не требует от него быстрого и верного решения проблемы, при этом выставляя как положительные, так и отрицательные результаты, то у курсанта может выработаться нежелание аргументировать свою точку зрения, возникнуть апатия к решению проблемной задачи в момент оцениваемой деятельности, хотя при других обстоятельствах эта задача может быть успешно решена. Кроме того, возникают моменты, когда преподаватель не даёт курсанту самостоятельно мыслить для решения задачи, а заставляет действовать строго по алгоритму. Это приводит к интеллектуальной пассивности обучаемых, а в дальнейшем - к неспособности действовать без постоянной опёки и контроля.

Учебный диалог, организуемый на занятии, приводит к тому, что обучающий и обучаемый становятся сотрудниками, преподаватель перестаёт быть контролером, он становится координатором. В коммуникативном взаимодействии возникает реальное самоуправление обучением, раскрывается потенциал учебного материала и развивается личность курсанта. «Личностью не рождаются, ею становятся», а значит - образование выступает средством «становления», а преподаватель направляющим вектором.

Процесс подготовки офицера в военном вузе внутренних войск МВД России, как полноценного, конкурентоспособного специалиста является сложным и многогранным, здесь большое влияние имеют не только образовательные и воспитательные установки, но и передача опыта в виде принципов действий от старших товарищей: командиров, начальников и преподавателей посредством коммуникативного взаимодействия.

В заключение стоит отметить, что подготовки офицера - профессионала в военном вузе по специальности, как полноценного, конкурентоспособного специалиста - процесс сложный и многогранный, который подчинен конкретной цели - выполнению государственного заказа в соответствии с ФГОС ВПО на подготовку высокопрофессиональных офицерских кадров [6]. Большое влияние в реализации данного процесса имеют не только образовательные и воспитательные установки, но и передача опыта курсантам в виде принципов действий от старших товарищей: командиров, начальников и преподавателей по средством коммуникативного взаимодействия. Понимание сущности содержания компетентностей, которыми должен обладать военный специалист, умение организовать их развитие и оценить степень их сформированности у курсантов, поможет преподавателям военно-специальных дисциплин в решении проблемы подготовки офицера - профессионала.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Плотникова Е.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры высшей математики, Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Дмитриев С.Э. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14771 (дата обращения: 26.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252