Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Магазева Е.А. 1 Малютина Т.В. 1 Лонская Л.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации
Представлены материалы исследования влияния этнических факторов на рефлексивность студентов медицинского вуза. Выделено три группы испытуемых по показателю рефлексивности: группа с высоким уровнем рефлексивности, отличающаяся стремлением испытуемых к самопознанию и самоанализу, планированию собственных действий при опоре на прошлый опыт; группа со средним уровнем рефлексивности, включающая испытуемых, которые при определенных обстоятельствах склонны к самоанализу и прогнозированию действий, и группа лиц с низким уровнем рефлексивности, которые не склонны к обдумыванию и осознанию своих действий. Проверяется гипотеза, что уровень рефлексивности студентов медицинского вуза определяется особенностями их этнического самосознания, этнической толерантности и этнической аффилиации. В результате исследования определено, что показатели этнического самосознания, этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черты личности значимо различаются в группах лиц с высоким, средним и низким уровнем рефлексивности. Не выявлено значимых различий по показателям этнической аффилиации в группах лиц с высоким, средним и низким уровнем рефлексивности.
рефлексивность
этническая аффилиация
этническая толерантность
этническое самосознание
Этнические факторы
1. Батурина О.С. Этническая толерантность студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] URL: http://psytolerance.info.ru (дата обращения: 03.05.2014).
2. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос // Космическая антропоэкология: техника и методы исследования / Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. – М., 2005. – С.211-220.
3. Журов М.С. Аффилиация и власть как социально-психологический феномен в организации совместных отношений: науч.-практич. пособие. – - Харьков; Симферополь, 2000. – 94с.
4. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г.С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – 125 с.
5. Романова О.П. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: дисс… канд. психол. наук. – М., 1994. – 170 с.
6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А, Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. – М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003 – 112 с.
7. Троянская А.И. Профессиональная рефлексия личности в мире этнической культуры. – Ижевск: УдГУ, 2011. – 119 с.
Стабильность развития современного российского общества во многом зависит от решения этнокультурных проблем, поскольку гармоничные взаимоотношения между народами являются основой развития государства. Это тем более актуально в условиях обострения политической борьбы на мировой арене за политический статус и ресурсы.

Российская Федерация является полиэтническим государством со сложным национально-территориальным и административным устройством, поэтому очень важным является решение задачи дружественного сотрудничества представителей различных этносов при условии развития их этнического самосознания, этнической толерантности и этнической аффилиации.

Особенно важным становится изучение факторов и условий, в том числе этнических, формирования рефлексии у медицинских работников, поскольку их профессиональное взаимодействие предполагает толерантное и эмпатичное поведение по отношению к пациентам. Также профессиональная деятельность врача является по своей природе рефлексивной и предполагает постоянное совершенствование в интеллектуальном, коммуникативном и нравственном плане. Изучение роли этнических факторов в формировании рефлексивности студентов медицинского вуза не в меньшей степени отвечает требованиям психологической практики, так как одним из принципов оказания медицинской помощи является принятие пациента независимо от его этнической принадлежности.

Этнические факторы определяются как категории, специфические для различных этнических групп, и разного рода воздействия, оказываемые на индивида со стороны этнической группы, к которой он принадлежит. В качестве таких факторов, имеющих отношение к самосознанию личности, выделяют: этническое самосознание, этническую идентичность, этническую толерантность и этническую аффилиацию. Перейдем к рассмотрению каждого из этих факторов более подробно.

В современной психологической науке накоплен обширный материал, раскрывающий отдельные аспекты этнического самосознания. Л.Н. Гумилев обозначает этническое самосознание в качестве ведущего признака этнической общности. Он считает, что характеристика этнического самосознания основывается на своеобразном стереотипе поведения, содержащем тезис-противопоставление - «свои» и «чужие» [2].

В условиях современного мира, насыщенного интенсивными межэтническими контактами, изучение этнической толерантности как этнического фактора приобретает особое значение. Этническая толерантность должна изучаться не только с точки зрения эффективности межэтнической коммуникации, но и с точки зрения вопросов национальной безопасности и стабильности общества в условиях интеграции и взаимодействий народов и их культур. Поэтому развитие толерантности по отношению к другой культуре, к представителям других национальностей является необходимым и значимым аспектом современного общества.

В многонациональных районах России на первый план выдвигается проблема толерантности этнического характера. Этническая толерантность проявляется в стратегии ненасилия, в идее терпимости к чужим позициям, ценностям и культурам [1]. Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности. В связи с этим толерантность не является пассивной терпимостью, а предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Отношения между различными этническими группами могут преследовать различные цели. С одной стороны, может наблюдаться стремление к общению и контактам, если ожидается положительный результат, и стремление к избеганию или противодействию, если прогнозируется вред соответствующей стороне. Определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер, определяющий формы контактов и виды общения характеризуется как аффилиация.

Аффилиация определяется как мотивация или потребность в общении, в эмоциональных контактах, в дружбе и проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь и поддержку и принимать их от него. Первые исследования аффилиации принадлежат Г. Мюррею, в работах которого отмечается, что стремление к завязыванию и поддержанию отношений между людьми строится исходя из самых различных целей, к которым можно отнести желание произвести впечатление, оказать помощь, достичь власти [3].

Этническая аффилиация определяется в качестве стремления человека принадлежать определенному этносу. При этом этническая аффилиация имеет три критерия: подчинение индивидуальных целей групповым; выраженная идентификация со своей этнической группой; восприятие себя как части группы, а группы как продолжение самого себя [5].

Большое значение имеют факторы этнической толерантности и этнической аффилиации при профессиональных взаимоотношениях представителей различных этнических групп.

Как отмечает А.И. Троянская, личность является зависимой от социальной действительности, запечатлевает в себе и активно воспроизводит ее особенности. Личность также является подсистемой этнического мира, как более широкой системы и получает этническое содержание. Это проявляется в особенностях этнического поведения, в социально типичных проявлениях личности [7]. Рефлексия, по ее мнению, при такой форме взаимодействия выступает в своем системном качестве как внутрисистемный регулятор и несет в себе этнические особенности, характеризующие мир этнической культуры.

Благодаря рефлексивным процессам, личность осознанно выстраивает собственную систему смыслов, формируя и трансформируя этническое самосознание личности, а также обеспечивает транслирование смыслов объектам / субъектам мира. Таким образом, рефлексия предстает как фактор развития этнического самосознания как качества человеческой личности, а также способом воплощения его в идеальной форме существования в объектах мира.

Цель исследования состояла в выявлении влияния этнических факторов, а именно: когнитивного и эмоционального аспектов этнического самосознания, особенностей этнической толерантности и этнической аффилиации на уровень рефлексии студентов медицинского вуза.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что уровень рефлексии студентов медицинского вуза определяется особенностями их этнического самосознания, этнической толерантности и этнической аффилиации, а именно: студенты с высоким уровнем рефлексивности характеризуются высокой степенью этнической толерантности и выраженным когнитивным и аффективным уровнем этнического самосознания.

На этапе теоретической проработки проблемы применялись методы теоретического анализа, обобщения, метод восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительный анализ. В соответствии с целями и задачами исследования использовались психодиагностические методы, количественный и качественный анализ эмпирических данных, методы математической обработки данных в их единстве и взаимосвязи.

С целью анализа данных применялись: Н-критерий Крускала-Уоллиса как непараметрический ана­лог метода дисперсионного однофакторного анализа для несвязных выборок, U-критерий Манна-Уитни. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excell 2003, пакет программ статистической обработки данных SPSS.

Для получения диагностических данных применялся комплекс методик, включающий: методику Дж. Финни, измеряющую выраженность этнического самосознания, опросник этнической аффилиации, экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевой, Л.А. Шайгеровой), методику определения уровня рефлексивности (А.В. Карпова, В.В. Пономаревой) [4, 6].

В исследовании принимали участие студенты Омской государственной медицинской академии. Всего в исследовании приняли участие 57 испытуемых. Большинство выборки составили представители русской этнической группы - 42 респондента, также в исследовании приняли участие представители других этнических групп (немцы, азербайджанцы, татары, украинцы, казахи) - 15 респондентов.

На первом этапе выборка испытуемых была поделена на три группы по показателю рефлексивности: высокий, средний и низкий показатели и у представителей этих групп определялись значения показателей этнического самосознания, этнической и социальной толерантности, толерантности как черты личности, этнической аффилиации.

Небольшое количество респондентов составили группу с высоким уровнем рефлексивности - 8 чел. (14% от общего количества испытуемых в выборке). Испытуемые данной группы обладают высоким самоконтролем, способны к осознанию своих действий и к их изменению в соответствии с условиями ситуации и собственными возможностями. При осуществлении деятельности они ориентированы на собственный опыт, анализируют прошлые события и в соответствии с ними ставят будущие цели и намечают действия. Они также склонны к планированию будущих действий, склонны прогнозировать их последствия.

Вторая по численности группа образована респондентами с низким уровнем рефлексивности - 19 чел. (33% от общего количества испытуемых в выборке). Испытуемые, составившие данную группу, не склонны к самоанализу и рефлексии, часто в различных ситуациях действуют ситуативно и импульсивно, не учитывают собственные возможности и цели. Они не склонны к самостоятельному принятию решений, поскольку им достаточно трудно осмысливать осуществляемую деятельность и свое поведение в трудных, новых и неопределенных ситуациях. Также испытуемые не склонны к прогнозированию собственного поведения и планированию своего будущего.

Большинство выборки составили испытуемые со средними показателями рефлексивности - 30 чел. (53% от общего количества испытуемых в выборке). Испытуемые в данной группе склонны к некоторому самоконтролю своего поведения, стремятся к анализу происходящего и соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Иногда испытуемые опираются на события, произошедшие в прошлом, когда планируют будущие действия, но также могут действовать и без тщательного обдумывания собственных действий, иногда поддаваясь влиянию ситуативных факторов.

Далее мы определяли значимые различия в показателях этнического самосознания, этнической аффилиации и толерантности у испытуемых с различным уровнем рефлексивности. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Различия в показателях этнической толерантности, этнического самосознания и этнической аффилиации испытуемых с низким, средним и высоким уровнем рефлексивности

уровень рефлексив-ности

кол-во исп.

этническая толерантность

социальная толерантность

этническое самосознание

этническая аффилиация

Низкий

19

25,8

26,3

16,9

1,89

Средний

30

27,5

28,1

17,8

2,2

Высокий

8

30,5

33,1

18,5

2,0

Значение критерия Крускалла-Уоллиса

6,1

11,4

5,8

0,8

Значимость различий

p≤0,05

p≤0,01

p≤0,05

p=0,65

В результате исследования определено, что показатели этнического самосознания, этнической толерантности и социальной толерантности значимо различаются в группах лиц с высоким, средним и низким уровнем рефлексивности, но не выявлено значимых различий по показателям этнической аффилиации.

Согласно данным проведенного исследования, лица, обладающие более развитым этническим самосознанием, имеют более высокий уровень рефлексивности. Это свидетельствует о том, что осознание своей тождественности с этнической общностью, ее положительная оценка и осознание значимости членства в ней определяют то, что лица, осознающие свои этнические особенности, склонны к самоанализу. Они опираются на свой прошлый опыт при взаимодействии с другими людьми, тщательно обдумывают будущие действия, стремятся осознавать основания, мотивы и цели своих действий.

Показатели этнического самосознания у лиц с высоким уровнем рефлексивности свидетельствуют, что разделяемые ими этнические чувства (чувство достоинства, гордости, обиды, страха) являются важнейшими критериями межэтнического сравнения, эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе воспитания.

При этом осознание своих этнических особенностей дает возможность лицам с высоким уровнем рефлексивности для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Склонность к самоанализу и принятие этнической принадлежности студентов медицинского вуза с высоким уровнем рефлексивности обусловливает их предрасположенность к контактам с другими этническими общностями, способствует развитию профессиональных взаимоотношений.

Как показывают результаты исследования, лица со средним уровнем рефлексивности обладают в меньшей степени выраженным этническим самосознанием.

Лица с высоким уровнем рефлексивности в проблемных ситуациях профессионального взаимодействия стремятся преобразовывать имеющиеся знания в соответствии с требованиями задачи, прилагая при этом активные личностные усилия. Осознание своих этнических особенностей дает им возможность приобретать знания об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Они признают за другими социальными группами права на существование, что очень важно для медицинских работников, поскольку они находится в условиях постоянного взаимодействия с другими людьми, должны быть расположены и доброжелательны к другим людям.

Испытуемые с низким уровнем рефлексивности, попадая в проблемную ситуацию профессионального взаимодействия, применяют стандартный алгоритм действий, который не ориентирован на преодоление пртиворечий и решение проблемы. Также они могут проявлять нетерпимость к представителям других этнических общностей и менее склонны к самоконтролю своего поведения. Лица, составляющие данную группу, также в меньшей степени склонны признавать за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам. Таким образом, их профессиональное взаимодействие с другими людьми может быть менее эффективным.

Выводы:

  1. Выделено три группы испытуемых по показателю рефлексивности: группа с высоким уровнем рефлексивности, отличающаяся стремлением испытуемых к самопознанию и самоанализу, планированию собственных действий при опоре на прошлый опыт; группа со средним уровнем рефлексивности, включающая испытуемых, которые при определенных обстоятельствах склонны к самоанализу и прогнозированию действий; группа с низким уровнем рефлексивности, включающая испытуемых, которые не склонны к обдумыванию и осознанию своих действий.
  2. В результате исследования определено, что показатели этнического самосознания, этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черты личности значимо различаются в группах лиц с высоким, средним и низким уровнем рефлексивности.
  3. Не выявлено значимых различий по показателям этнической аффилиации в группах лиц с высоким, средним и низким уровнем рефлексивности.

Рецензенты:

Карпеев А.Г., д.п.н., профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск;

Трещева О.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания и спорта ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Магазева Е.А., Малютина Т.В., Лонская Л.В. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14855 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674