Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Локаткова О.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Объектом исследования является психологическая готовность учащихся. Предмет исследования – структура и содержание эмоционального и когнитивного компонентов психологической готовности юношей к взаимодействию с образовательной средой вуза. В исследовании участвовали учащиеся старших классов школ и студенты первого курса вузов г. Саратова. В статье приводится описание таких статистических методов, как t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, которые были использованы при обработке полученных данных. Установлено, что уровень тревожности учащихся повышается при переходе из образовательной среды школы к образовательной среде вуза. Студенты в большей степени испытывают отрицательное эмоциональное состояние при посещении вуза, чем старшеклассники при посещении школы. Студентов и старшеклассников с низким уровнем эмоциональной и когнитивной готовности отличает замкнутость, затруднения в контактах с незнакомыми людьми, отсутствует потребность в самостоятельном приобретении знаний, самостоятельность в решении поставленных проблем и задач, критичность мышления.
тревожность
студенты-первокурсники
старшеклассники
психологическая готовность
академическая успеваемость
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
2. Григорьева М.В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т.1, № 3. – С. 11-15.
3. Григорьева М.В., Шамионов А.Д. Психологические факторы и структура профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2011. – № 1. – С.48-52.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 2003. – 394с.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с., ил.; С. 240-245.
Выбор вуза, поступление и успешное обучение в нем требуют от молодого человека отчетливо выраженной субъектной позиции, занять и реализовать которую можно только действительно, будучи к этому готовым, обладая определенными личностными качествами, опытом и навыками [3]. Целью исследования является выявление эмоциональных особенностей и свойств личности, а также познавательных способностей, влияющих на психологическую готовность к взаимодействию с образовательной средой вуза среди старшеклассников и студентов вузов. В состав эмоционального компонента психологической готовности входят следующие элементы: уровень тревожности, нервно-психическая устойчивость, уверенность в себе и своих силах, эмоциональная устойчивость. В состав когнитивного компонента готовности входят следующие необходимые группы знаний: знания материала учебных предметов (академическая успеваемость), интеллектуальная активность.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе вузов и средних школ г. Саратова. В исследовании участвовали 232 учащихся старших классов школ и 192 студента-первокурсника вузов г. Саратова. Для анализа компонентов эмоциональной и когнитивной готовности были использованы следующие диагностические методики: 1) Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуативной и личностной тревожности). 2) Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса. 3) Анализ академической успеваемости учащихся. 4) Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттелла.

При обработке полученных данных использовались такие статистические методы, как  t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона [5].

Результаты и их обсуждение

Анализ среднегрупповых значений по всем исследуемым характеристикам позволил установить следующее. Средние значения результатов, полученных с помощью методики диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина, позволяют установить, что у большинства старшеклассников средний уровень тревожности. У большинства студентов - средний уровень с тенденцией к высокому. Среди старшеклассников показатели личностной тревожности (ср. знач.=38,3) и ситуативной тревожности (ср. знач.=38,6) находятся в пределах средних значений. У студентов вузов показатели личностной тревожности (ср. знач.=41,8) и ситуативной тревожности (ср. знач.=40,6) несколько завышены по сравнению со студентами. Анализируя полученные данные, можно утверждать, что уровень тревожности учащихся повышается при переходе из образовательной среды школы к образовательной среде вуза. Студенты в большей степени испытывают отрицательное эмоциональное состояние при посещении вуза, чем старшеклассники при посещении школы. В целом большинство студентов-первокурсников проявляют внутреннюю напряженность, внутриличностный конфликт. Сравнительный анализ t-критерия Стьюдента позволил выявить достоверные различия по параметрам самооценки уровня тревожности между учащимися. Установлено, что у студентов-первокурсников более высокий уровень ситуативной t=1,966 и личностной тревожности t=1,9659 по сравнению со старшеклассниками (уровень значимости 0,05).

Анализ параметров по шкале невротизации показал, что у старшеклассников средние показатели уровня невротизации - 16 баллов, у студентов - 19,8 баллов. Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента позволил выявить достоверные различия в уровне невротизации исследуемых групп учащихся =1,9659 (уровень значимости 0,05). Можно сделать вывод, что в ситуации предстоящего поступления и обучения в высшем учебном заведении изменения в эмоциональной сфере учащихся носят несколько негативный характер - ухудшается самочувствие, понижается активность, повышается тревожность, эмоциональное возбуждение, депрессивность и невротизация. По результатам диагностики эмоционального компонента психологической готовности можно сделать вывод о недостаточном уровне его сформированности в группе студентов.

Средний балл академической успеваемости по профильным и непрофильным дисциплинам составляет 6,3 балла - у учащихся 10 и 11 классов. У студентов академическая успеваемость анализировалась по итогам сдачи экзаменов. Средний балл академической успеваемости у студентов составляет 5,1 балла. Изучение уровня интеллектуального развития учащихся показало, что у старшеклассников средние значения коэффициента интеллекта равны 96,1, у студентов 96,3.

Анализируя показатели средних значений, можно утверждать, что у старшеклассников и у студентов-первокурсников наблюдаются значимые различия в уровне академической успеваемости t=1,9661 (0,05). У учащихся школ более высокий уровень учебной успеваемости. При анализе результатов, полученных с помощью «Культурно-независимого теста интеллекта» Р. Кеттелла, установлено, что в группах старшеклассников и студентов-первокурсников значимых различий в уровне коэффициента интеллекта нет t=1,9654(0,05).

Необходимо отметить, что специфика процесса адаптации в вузе определяется различием в методах обучения и в организации учебной деятельности в средней и высшей школах. Это порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Исследование показывает, что многим первокурсникам недостает таких навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Причем речь идет не только о недостаточности знаний, осведомленности и предметных умений, но и о неумении учащихся обрабатывать полученную информацию, выделять главное, конспектировать, строить схемы, осмысливать сложные тексты. Новые формы и методы обучения в вузе, не соответствующие функциональным возможностям старшеклассников, приводят к снижению мотивации учащихся, отрицательному отношению к процессу обучения, что, несомненно, отражается на эффективности образовательного процесса, академической успеваемости студентов, на развитие их умственных способностей [1].

Для определения взаимосвязи переменных, значимых для данного исследования, был использован коэффициент корреляции Пирсона. В результате корреляционного анализа установлено, что вышеперечисленные компоненты эмоциональной и когнитивной готовности к обучению в вузе взаимодополняют и оказывают взаимное влияние друг на друга. Корреляционный анализ, проведенный внутри выборки старшеклассников, позволил выделить следующие статистически значимые взаимосвязи.

Отрицательная корреляционная связь наблюдается и между уровнем тревожности, и академической успеваемостью r=-0,2437, p<0,05. У учащихся с высокой тревожностью отметки по основным гуманитарным и естественнонаучным школьным предметам достоверно ниже, а у учащихся с низкой тревожностью наблюдается тенденция к повышению отметки.

Корреляционный анализ позволил установить отрицательную связь между уровнем невротизации и эмоциональной комфортностью r=-0,558, p<0,05. Учащиеся, у которых наблюдаются результаты, свидетельствующие о низкой вероятности невроза, оказываются более уверенными в себе, менее напряженными в тех или иных ситуациях. Им не свойственны конфликтность, категоричность, противоречивость, робость, зависимость, конформность (внушаемость под влиянием мнений окружающих), недовольство окружающими. В результате возникновения последних симптомов наблюдается положительная корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем тревожности r=0,4703, p<0,05. Учащиеся, у которых наблюдаются результаты, свидетельствующие о высокой вероятности невроза, часто чувствуют повышенную раздражительность, утомляемость, обостренность эмоциональных реакций. Отрицательная корреляционная связь наблюдается между уровнем невротизации и академической успеваемостью r=-0,3642, p<0,05. Старшеклассники с высоким уровнем учебной успешности обладают такими ярко выраженными характеристиками, как эмоциональная устойчивость, положительный фон переживаний (спокойствие, оптимизм), сдержанность, умение контролировать собственные эмоции.

Психологические трудности, а также эмоциональные (аффективные) расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у учащихся высших учебных заведений, особенно на этапе адаптации к повышенным по сравнению со школой учебным нагрузкам. Корреляционный анализ, проведенный внутри выборки студентов, позволил выделить следующие статистически значимые взаимосвязи.

Установлена отрицательная корреляционная связь между уровнем тревожности и коэффициентом интеллекта r=-0,2738, p<0,05. Низкий уровень эмоциональной готовности, то есть высокая тревожность, влияет на интеллектуальное развитие школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности снижает активность интеллектуальной деятельности. У данных испытуемых учебный материал плохо удерживается в памяти, нередки ее провалы при малейшем волнении, они испытывают трудности с высказыванием своего мнения, защитой своей точки зрения, неуверенны в своих знаниях.

Корреляционный анализ позволил выявить отрицательную связь между уровнем тревожности и академической успеваемостью студентов r=-0,4475, p<0,05. Характеризуя свою учебную деятельность, студенты нередко употребляют такие высказывания: «когда я прихожу в вуз, всегда из-за чего-то переживаю», «чувствую себя неспособным», «все, что делаю, всегда выходит плохо». Высокая тревожность способствует снижению интереса к процессу обучения. Тревожность первокурсников часто приводит к дезорганизации учебной деятельности, снижению работоспособности, продуктивности учебной деятельности, к трудностям в общении с одногруппниками и преподавателями. Студенты стараются уклониться от учебы, переживают, чтобы их не вызвали, не спросили о чем-либо, чтобы таким образом избежать неудач.

Так же, как и в группе старшеклассников, наблюдается отрицательная корреляционная связь между уровнем невротизации и эмоциональной комфортностью r=-0,2035, p<0,05. Важным компонентом эмоциональной сферы абитуриентов при поступлении в вуз является уровень напряженности. Чем лучше самочувствие, тем выше учебная активность, лучше настроение и ниже тревожность. Уровень тревожности способствует повышению напряженности, а она связана с уровнем невротизации. Так же, как и в группе старшеклассников, установлена положительная корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем тревожности r=0,7867, p<0,05.

Установлена отрицательная корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем интеллекта r=-0,2563, p<0,05. Такие факторы, как снижение настроений и активности, вялость, безволие являются факторами, препятствующими успешной учебной деятельности. В таких случаях внимание учащихся пассивно, не способно сосредотачиваться, наблюдается плохое запоминание учебного материала, возможны потери мысли. Исходя из полученных данных, не менее значима отрицательная корреляционная связь между уровнем невротизации и академической успеваемостью r=-0,4069, p<0,05. Чем выше нарушения в эмоциональной сфере, тем ниже устойчивость внимания, запоминания, наблюдается снижение трудоспособности.

Выводы

На основе полученного анализа было выявлено, что исследуемые группы старшеклассников и студентов весьма неоднородны. В ходе исследования было выделено три группы учащихся, различных по уровню эмоциональной и когнитивной готовности к взаимодействию с образовательной средой вуза - учащиеся с низким, средним и высоким уровнем эмоциональной и когнитивной готовности.

Студентов и старшеклассников с низким уровнем эмоциональной и когнитивной готовности отличает замкнутость и малая общительность. Повышенная тревожность, связанная с неопределенной оценкой перспектив, приводит к снижению общего фона настроения, затрудняя успешность адаптации к новым социальным условиям [2]. У учащихся отсутствует потребность в самостоятельном приобретении знаний, самостоятельность в решении поставленных проблем и задач, критичность мышления, оригинальность мышления (проявление интеллектуальной инициативы, умение находить нестандартные способы решения проблем и задач), наблюдается низкий уровень развития речи. Юноши, имеющие средний уровень эмоциональной и когнитивной готовности, отличаются от остальных сверстников меньшей стрессоустойчивостью, независимостью в решениях и поступках, самоконтролем. У данных учащихся наблюдается проявление умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, обретение опыта доказательства и опровержения. Иногда преобладает механический способ запоминания учебного материала. Бывают моменты, когда испытывают трудности выполнения какого-либо задания, бывает, что не могут заставить себя взяться за работу. Молодые люди, имеющие высокий уровень эмоциональной и когнитивной готовности, общительны и инициативны. Подростки этой группы отличаются высокой потребностью в общении, легкостью адаптации в социальной среде, хорошим самообладанием, уверенностью в себе, эмоциональной устойчивостью. Данные учащиеся отличаются наличием того уровня знаний, которых достаточно для решения лишь наиболее простых учебных задач [4].  

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов;

Григорьева М.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г.Саратов.


Библиографическая ссылка

Локаткова О.Н. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14878 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674