Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морозова Е.В. 1
1 ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Образовательный процесс должен быть организован с учетом того, что ученик является не только субъектом обучения, но и субъектом собственного развития. На современном этапе развития общества информация меняется и распространяется достаточно быстро, и учащиеся должны уметь анализировать, сравнивать, абстрагировать, делать правильные выводы и т.д. Умение логично рассуждать является показателем культуры мышления человека. В связи с потребностью и новым социальным заказом общества школе особую значимость приобрела проблема развития мышления школьников. Анализ исследований по проблеме развития логического мышления и логической рефлексии показал, что данный процесс осуществляется в школе стихийно, отсутствует стратегия по его развитию. Для эффективного развития мышления учащихся необходимо, чтобы мыслительные операции, законы логики использовались осознанно в ходе учебного процесса, и стали предметом целенаправленного формирования. Выдвинута гипотеза, что развитие логического мышления и логической рефлексии школьников будет наиболее эффективным, если созданы педагогические условия, реализация которых осуществляется систематически, без увеличения учебной нагрузки на учеников, за счет специально разработанного информационного образовательного пространства с учетом индивидуальных особенностей и образовательных запросов учащихся.
информационно-образовательная среда
готовность школьников к саморазвитию
логическая рефлексия
логическое мышление
1. Алимухамбетова Г.Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьников к познавательной деятельности. – Алматы: «Гылым»; Аркалык: 1994. – 131 с.
2. Грушевский С.П., Архипова А.И. Проектирование учебно-информационных комплексов: учебная монография. – Краснодар, 2000. – 70 с.
3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 1971. – 111 с.
4. Максимова Н.А. Использование педагогических блогов в системе формирования информационно-образовательной среды учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 171.
5. Максимова Н.А. Система формирования технологической культуры учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.
6. Морозова Е.В. Использование компьютерных средств для развития логического мышления учащихся // Системы компьютерной математики и их приложения: мат. XV Междунар. научн. конф. – Смоленск: СмолГУ, 2014. – Вып.15. – С. 264-266.
7. Морозова Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии: дисс. … канд. пед. наук. – Смоленск, 2002. – 181с.
8. Морозова Е.В. Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления // Концепт – 2013. – № 11 (ноябрь). – ART 13238. – 0,5 п.л. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13238htm. – Гос.рег.Эл.№ФС 77-49965.-ISSN 2304-120X.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1989. – 329 с.
10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
В концепции модернизации российского образования определено, что главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одной из главных задач модернизации является достижение нового современного качества школьного образования: образование - для всех и новое качество образования - каждому.

Подходы к организации образовательного процесса с учётом того, что каждый ученик является субъектом деятельности, являются концептуальными. Непреходящей социальной потребностью  в современном обществе  является формирование личности школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности, а также субъекта преобразующей деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию. В соответствии с принципами развивающего обучения собственное развитие также должно быть осознаваемо учеником, обучение тем или иным мыслительным операциям, развитие способностей к логическому мышлению проводится учителем в явном виде, желательно с систематической диагностикой развиваемых качеств.

В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. При изучении любой школьной дисциплины учащиеся должны знать не только определения понятий, составляющих содержание данной науки, но и уметь анализировать, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию, выделять из общего частное, доказывать и опровергать, строить правильные умозаключения. Однако наблюдения показывают, что большое количество школьников не имеет достаточного уровня логических умений, необходимого для успешного обучения.

Эта проблема обусловлена тем, что в настоящее время развитие логического мышления учащихся проводится в образовательном процессе без определенной системы, недостаточно теоретически обоснованы и практически разработаны  цели, содержание, средства, методы, формы развития рефлексивно обусловленного логического мышления. Учитель же в большей степени заинтересован в повышении степени овладения учащимися программным материалом, чем в глубокой и продуманной работе по развитию у школьников мыслительных операций, совершенствованию форм мышления, ознакомлению с законами логики, развитию способностей учащихся к осмыслению своих логических действий.

Следовательно, проведение целенаправленной работы по развитию логического мышления школьников требует расширения психологической подготовки как учителя, так и учащихся, поскольку они теперь в большей мере должны быть ориентированы на целенаправленное логическое развитие школьника, а не просто на углубление и пополнение знаний по предмету.

Сознательное и активное усвоение учебного материала требует от ученика понимания цели своей работы, умений и навыков учебной деятельности, самообразования. Сознательность предполагает реальную оценку своих возможностей. Этого можно достигнуть только лишь в результате самопознания: рефлексивной деятельности, направленной на отражение в сознании собственных способностей и конкретных возможностей и, в частности, своих  логических умений и навыков.

Развитие у школьников рефлексии своей мыслительной деятельности, механизмов собственного мышления, осознания структуры мыслительных операций и форм мышления - необходимое условие для развития логического мышления.

Осознание учеником особенностей своего развития (в частности логического) является основой реализации его естественных внутренних возможностей для самосовершенствования. Одним из условий превращения школьников в творцов собственной личности является формирование у них качества готовности к познавательной деятельности.  На наш взгляд, для того чтобы школьник осознавал свою мыслительную деятельность, мог стать истинным субъектом собственного логического развития, необходимо формирование у него готовности к развитию логического мышления и логической рефлексии, являющегося видовым качеством по отношению к готовности к познавательной деятельности.

Готовностью учащихся к развитию логического мышления и логической рефлексии мы называем целостное, динамическое качество личности, обеспечивающее его оптимальную деятельность по развитию логического мышления и логической рефлексии [7].  В построенной нами модели исследуемого качества готовности выделены компоненты, учитывающие содержательную, операционную и мотивационную подготовленность ученика.

При разработке и описании структуры и содержания системы формирования готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии были учтены следующие положения:

  1. Структура системы должна отражать и обеспечивать структуру готовности  школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии;
  2. Основные этапы формирования этого качества должны в целом соответствовать структуре и этапам педагогической деятельности, поскольку процесс формирования есть целенаправленный педагогический процесс.

Благодаря системности обеспечивается переключение с обезличенной подготовки всех по определенной учебной программе на конкретно-личностное познание, диагностику и логическое развитие каждого ученика в соответствии с предлагаемой индивидуально-личностной моделью логического мышления, учитывающей рефлексивную деятельность школьника. Учебный процесс при этом становится источником и мотивом приобретения не только учебных, предметных, но и психологических знаний о личности вообще и о себе в частности, о закономерностях учебного познания и управления им с позиции полученных знаний о себе.

В ходе экспериментальной работы нами установлено, что для формирования готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии необходимо выполнение следующих условий:

  1. Процесс формирования готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии должен быть оснащен системой средств, включающей в себя средства для самопознания и саморазвития учащихся.
  2. Целенаправленное развитие компонентов готовности происходит посредством содержания учебного предмета, содержания спецкурса, с учётом специальной организации рефлексивной деятельности учащихся на основе овладения ими методами самодиагностики и саморазвития.

В настоящее время необходима такая разработка организации учебной деятельности, которая направлена на формирование готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии с учётом специфики различных учебных предметов, с учетом возможности использования современных компьютерных технологий. Такой подход можно обосновать тем, что модернизация российского образования предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений введение современных информационно-коммуникационных технологий, а активное их внедрение выступает в качестве одного из способов модернизации существующей системы образования.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий:

  • между достаточно высоким уровнем требований к логической культуре учащихся в процессе овладения основами наук и формирования базовых компетенций и низким наличным уровнем логического развития учеников, выявляемого на уровне выпускных и вступительных испытаний и дальнейшего обучения в образовательных учреждениях, в профессиональной деятельности и жизни;
  • между широкими возможностями формировать логическую культуру учащихся на уроках (например, с помощью логических и предметных задач) и недостаточной разработанностью методических, технологических, технических, информационных аспектов, обеспечивающих развитие логического мышления и логической рефлексии, лежащих в основе логической культуры;
  • между доступностью большого количества материалов (в том числе и интернет-ресурсов) по математике, логике, информатике, предназначенных для развития логического мышления, и их объективной полезностью для логического развития учащихся;
  • между сравнительно высоким уровнем развития информационных технологий и недостаточной разработанностью подходов к проектированию информационного образовательного пространства с целью  логического развития школьников.

Принимая во внимание актуальность темы, была сформулирована проблема нашего исследования: каковы педагогические условия педагогического проектирования индивидуального информационного пространства для развития рефлексивно обусловленного логического мышления школьников.

Цель исследования - обоснование, разработка и апробация эффективных подходов к развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся с применением информационных технологий.

Объектом исследования является процесс использования современных информационных технологий для развития логики мышления учащихся.

Предмет исследования - эффективность использования локального информационного образовательного пространства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие логического мышления и логической рефлексии школьников будет наиболее эффективным, если созданы педагогические условия, реализация которых осуществляется систематически, без увеличения учебной нагрузки на учеников, за счет специально разработанного информационного образовательного пространства с учетом индивидуальных особенностей, способностей  и образовательных запросов учащихся.

Исходя из цели исследования, перед нами ставятся следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и методической научной литературы по проблеме исследования с целью определения базовых понятий и методической основы работы.
  2. Спроектировать информационную образовательную систему для реализации педагогических условий повышения эффективности развития логического мышления и логической рефлексии школьников в ходе реального образовательного процесса, способствующих развитию у учащихся таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация; способствующих совершенствованию логических форм мышления, формированию законов (принципов) правильного мышления, практических навыков аргументации, доказательства, применения логики научного познания.
  3. Разработать учебно-методические материалы для формирования у школьников умений и навыков решения логических задач; составить диагностические задания, направленные на выявление уровней развития логического мышления и логической рефлексии.
  4. Создать дополнительное мультимедийное методическое обеспечение формирования логической культуры учащихся.
  5. Проверить эффективность содержания, средств и методов указанной информационной образовательной системы в реальном учебном процессе.

Методологической основой исследования являются:

  • теории личностно ориентированного подхода в обучении (И.С. Якиманская [10]);
  • положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (С.Л. Рубинштейн [9]);
  • положения теории готовности к познавательной деятельности (Г.Е. Алимухамбетова [1]);
  • положения теории педагогической рефлексии (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская [3]);
  • положения теории готовности к развитию логического мышления и рефлексии (Е.В. Морозова [7,8]);
  • концепции информатизации образования (С.П. Грушевский [2], Максимова Н.А. [4,5]).

В настоящее время нами разработаны и апробированы [6]такие компьютерные средства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся, как:

  • тестирующая программа «Проверь свой уровень логического мышления!»,
  • электронное учебное пособие «Учимся доказывать!»,
  • сайт «Логика для школьников»,
  • интерактивный электронный задачник «Учимся решать текстовые задачи!».

Тестирующая программа «Проверь свой уровень логического мышления!» является средством оптимизации работы учителя по  диагностике уровня логического мышления и логической рефлексии. В основу создания программы положены такие методики, как «Выделение существенных признаков», «Классификация понятий», «Сложные аналогии», «Исключение понятий». Также тестирующая программа «Проверь свой уровень логического мышления!» может использоваться учениками для самодиагностики, с целью дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

Электронное учебное пособие «Учимся доказывать!» разработано с целью успешного формирования приёмов открытия фактов и поиска доказательств математических предложений, для проведения систематической и целенаправленной самостоятельной работы учащихся. Пособие включает в себя: тест на определение исходного уровня сформированности приёмов открытия фактов и поиска доказательств математических предложений, обучающие уроки, в ходе которых учащиеся знакомятся с основными приёмами доказательства, тест на определение итогового уровня сформированности приёмов доказательства математических предложений.

Сайт «Логика для школьников» способствует не только развитию логического мышления и рефлексии, но и формированию логической культуры школьников в целом. В структуре сайта имеются такие вкладки, как «Теория», «Задачи с решением», «Реши сам», «Тесты», «Афоризмы», «Персоналии». Кроме обучающих логических задач и упражнений, имеются ссылки на флэш-игры, позволяющие учащимся проводить логические операции, применять логические формы мышления в процессе игры, что способствует развитию интереса к обучению.

Интерактивный электронный задачник «Учимся решать текстовые задачи!» способствует развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся через текстовые задачи. Работа с электронным задачником помогает устранению таких учебных проблем, как неумение школьника провести анализ условия задачи, неспособность составления учащимся математической модели по тексту задачи, трудности в организации поиска решения текстовой задачи. В указанном электронном пособии представлен ряд задач по таким разделам, как: задачи на повышение и понижение концентрации, задачи на смешивание растворов различной концентрации, задачи на высушивание, задачи на работу.

Особенность обучающих задач заключается в том, что к каждой задаче прилагаются подсказки, которые помогают ученику разобраться с решением. При необходимости учащиеся могут пользоваться встроенным калькулятором прямо в задачнике.

Все компьютерные средства могут быть использованы учащимися с целью дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

В ходе апробации указанных компьютерных средств выявлена положительная динамика уровня овладения учащимися основными логическими операциями и формами мышления, что нашло отражение в  повышении уровня развития логического мышления и логической рефлексии учащихся, а также в повышении логической культуры школьников в целом.

Дальнейшее направление нашей деятельности связано с углублением и уточнением некоторых научно-теоретических вопросов, связанных с поставленной проблемой исследования, с практической разработкой проблемы профессиональной подготовки учителя к организации деятельности, направленной на формирование готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии с учетом использования локального информационного образовательного пространства на целостном системном уровне.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Администрацией Смоленской области научного проекта №14-16-67011.

Рецензенты:

Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск;

Евдокимова Г.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой прикладной математики ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.


Библиографическая ссылка

Морозова Е.В. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14962 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674