Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Судоргина Л.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО "Орловский государственный институт искусств и культуры"
В статье актуализируется вопрос межкультурного взаимодействия студенческой молодежи и представлена авторская педагогическая модель развития межкультурного взаимодействия средствами проектных технологий социально-культурной деятельности. Также подчеркивается потребность высшей школы в теоретическом обосновании и практической реализации социально-культурного потенциала проектных технологий, который мог бы выступить основой для развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи во внеучебной деятельности. Отправной точкой при разработке педагогической модели развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи является социальный заказ. Уяснение требований социального заказа к процессу межкультурного взаимодействия определило общую цель моделирования и разработки педагогической системы – развитие адекватного межкультурного взаимодействия среди студенческой молодежи на основе построения диалоговых отношений и конструктивного сотрудничества для свободной творческой самореализации всех участников данного процесса посредством социально-культурного проектирования.
творчество
социально-культурное проектирование
межкультурное взаимодействие
студенческая молодёжь
1. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании: учеб. пособие / А.П. Аношкин. – Омск: ОмГПУ, 1988. – 144 с.
2. Митяева, А.М. Компетентностно-проектная модель высшего образования в условиях его модернизации в России. / А.М. Митяева // Ученые записки Орловского государственного университета. Орел, ГОУ ВПО «ОГУ». – 2011. - № 2. – С. 258-265.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 272 с.
4. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2012. – 431 с.
5. Современный словарь по педагогике // Под ред. Е.Е. Рапацевича. – М.: Современное слово, 2001. – 928 с.
6. Geertz C. The interpretation of cultures. – New York: Basic Books, 2000.
Комплексный теоретико-эмпирический анализ в рамках исследуемой проблемы развития межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи позволил выявить противоречия между:
  • социальной потребностью в подготовке выпускников высшей школы, способных к реализации межкультурного взаимодействия в рамках профессиональной и социально-культурной деятельности в обществе, и недостаточным уровнем готовности студенческой молодёжи к его осуществлению;
  • потребностью студенческой молодёжи в межкультурном взаимодействии и отсутствием педагогических путей и условий его развития средствами проектных технологий в процессе внеучебной деятельности вузов.

Налицо и потребность высшей школы в теоретическом обосновании и практической реализации социально-культурного потенциала проектных технологий, который мог бы выступить основой для развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи во внеучебной деятельности.

В процессе педагогического моделирования мы опирались на работы А.П. Аношкина, С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, В.М. Монахова и др. На основе данных источников видно, что отправной точкой при разработке педагогической модели развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи является социальный заказ. Это обусловлено социальной сущностью межкультурного взаимодействия представителей различных стран и народов как объективной составляющей современного общества.

Уяснение требований социального заказа к процессу межкультурного взаимодействия определило общую цель моделирования и разработки педагогической системы - развитие адекватного межкультурного взаимодействия среди студенческой молодежи на основе построения диалоговых отношений и конструктивного сотрудничества для свободной творческой самореализации всех участников данного процесса посредством социально-культурного проектирования.

Далее были сформулированы основные задачи педагогической деятельности: во-первых, формирование у студенческой молодежи системы мотивов, личностных смыслов и принципов межкультурного взаимодействия на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, психолого-педагогических и социально-культурных знаний. Во-вторых, - освоение обучающимися основополагающих навыков конструктивного сотрудничества и совместной творческой деятельности с культурных позиций с представителями других народов.

На этапе проектирования педагогической модели были намечены основные направления диагностики студенческой молодежи с последующим педагогическим анализом результатов. Данный анализ стал следующим шагом, который позволил определить проблемное поле и исходный уровень сформированности представлений и навыков межкультурной коммуникации у студенческой молодёжи. Исходя из эмпирических данных, уточнялись и конкретизировались основные направления взаимодействия, определялись ведущие формы и методы социально-культурной деятельности для работы со студентами.

Разработанная нами педагогическая модель развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи (см. рисунок 1) включает в себя взаимосвязанные и дополняющие компоненты: целевой, содержательно-функциональный, организационно-процессуальный, критериально-результативный, которые обеспечивают системную организацию внеучебной деятельности посредством применения проектных технологий и оказывают влияние на процесс межкультурного общения и сотрудничества студентов на критериально заданной основе.

Целевой блок заключается в конкретизации цели и задач развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи. Исходя из поставленных задач, были определены принципы и подходы к процессу развития межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи средствами проектных технологий во внеучебной деятельности.

Содержательно-функциональный блок педагогической модели включает в себя конкретные направления деятельности преподавателя и студентов как активных субъектов процесса развития межкультурного взаимодействия.

Основу содержания педагогической деятельности по развитию межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи образует авторская программа «Диалог молодёжи - диалог культур». Она направлена на обеспечение продуктивного диалога между обучающимися, представляющими разные народы, во внеучебной деятельности. Реализация данной программы рассчитана на один учебный год, в процессе которого обосновывается выделение трёх основных этапов работы студентов под руководством педагога-координатора: 1. вводный, ориентационный этап; 2. регулирующий, закрепляющий этап; 3. итоговый, аналитический этап.

Также в содержание рассматриваемого блока включены проектные технологии социально-культурной деятельности. Применение данных технологий необходимо для выработки у студентов навыков самостоятельного ориентирования с культурных позиций в информационном пространстве, познавательной и творческой деятельности, организации коллективной работы и межкультурных коммуникаций. С этой целью нами предлагается тематика и виды социально-культурных проектов, которые могут быть использованы во внеучебной деятельности студентов. В процессе участия обучающихся в разработке и реализации данных проектов поддерживается как развитие творческих способностей и выработка основополагающей системы конструктивных навыков межкультурной коммуникации, так и формирование личной потребности в позитивном и толерантном межкультурном взаимодействии с представителями других народов.

В организационно-процессуальный блок модели входят комплекс педагогических условий, этапы реализации, формы и методы проектно-технологического подхода к процессу развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи.

Мы предположили, что процесс межкультурного взаимодействия приобретёт эффективность, если будет разворачиваться на основе регулярно поступающей студентам информации о своей родной и других этнических культурах. Одновременно с этим требовалось соединить данную информацию с ситуацией её самостоятельного поиска и анализа, освоения и осмысления, а затем претворения в содержании социально-культурного проекта.

Именно потому педагогическая система, направленная на создание необходимых условий для развития навыков межкультурного взаимодействия, должна включать в себя творческие объединения студенческой молодежи, основанные на принципе активного включения в процесс познания социально-культурной, духовно-нравственной и психологической сущности межкультурного взаимодействия. Однако данные объединения не должны быть направлены только на обучение студенческой молодежи навыкам коммуникации. Их целью является развитие целостного и адекватного межкультурного взаимодействия, основанного на духовно-нравственных и социально-культурных ценностях, на понимании и осознании социальной и личностной значимости диалога культур и сущности процесса межкультурного сотрудничества в интересах гуманистического развития общества в целом. При этом требуется формирование у студентов основополагающих конструктивных навыков общения и творческой совместной деятельности с представителями других народов.

Также в процессе деятельности проектно-творческого объединения представляется необходимым оказание психолого-педагогической помощи студенческой молодежи в преодолении негативного восприятия и установлении прочных социально-культурных связей между представителями разных этнических культур. Для этого педагогу и студентам требуется совместно «потрудиться» над созданием комфортной развивающей среды как основы социально-культурного проектирования во внеучебной деятельности.

Исходя из этой цели, определяются следующие частные задачи: анализ социально-культурной ситуации в студенческой группе (проектно-творческом объединении); выявление источников и установление причин возникновения трудностей и конфликтных ситуаций в процессе межкультурной коммуникации; организация коллективной и групповой работы обучающихся в рамках подготовки социально-культурного проекта; активизация личностных ресурсов студента на основе добровольности участия и творческой самореализации в социально-культурной деятельности.

Процесс формирования ориентации обучающихся на социально-культурные и духовно значимые ценности в данном случае может быть представлен как постепенное расширение жизненного пространства, в котором личность строит и реализует определенную «траекторию своего движения» сообразно культурным ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение и деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от социально-культурной личностной направленности.

Мы определили, что в рамках нашей педагогической работы структурной составляющей является проектно-творческое объединение студенческой молодежи, основанное на принципе активного включения в процесс познания и освоения социально-культурной и духовно-нравственной сущности межкультурного взаимодействия. При этом процесс межкультурного взаимодействия обучающихся будет успешным, если система взаимодействия будет включать в себя информационно-формирующий блок о культурных особенностях разных народов. Далее на этой основе у студенческой молодежи будет стимулироваться ценностное осмысление сущности культурного диалога и сотрудничества, а также формироваться конструктивные навыки взаимодействия и совместной творческой деятельности.

Важными задачами работы студенческого проектно-творческого объединения являются оказание помощи студентам, представителям разных народов, в установлении социально-культурных связей и адаптации в социальной среде, приобретении гармоничного мироощущения в окружающем социуме. То есть посредством создания комфортной развивающей ситуации в процессе межкультурного взаимодействия пробуждается самоактуализация и субъектная позиция студентов в отношении своей жизни и профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

Этап непосредственной реализации педагогической программы «Диалог молодежи - диалог культур» предусматривает обязательное выявление действенности социально-педагогического процесса. С этой целью на основе сравнительно-сопоставительного теоретического анализа источников по проблеме исследования нами были разработаны компоненты межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи и критериальный аппарат, позволяющий их комплексно оценить.

Предложенные критерии и соответствующие им показатели выявляют когнитивную и поведенческо-деятельностную готовность студентов к межкультурному диалогу посредством четырех компонентов: мотивационно-ценностного (позитивная мотивация на межкультурную коммуникацию, личное ценностное отношение к культурным традициям разных народов и др.); информационно-аналитического (осознанное восприятие и принятие межкультурных различий, аналитико-ориентационные умения в поиске и презентации информации о разных культурах и др.); социально-коммуникативного (готовность к диалогу с представителями различных этнических культур, разнообразие коммуникативных навыков и др.); творческо-деятельностного (активное сотрудничество в проектной деятельности с представителями других народов, творческое самовыражение посредством социально-культурного проектирования и др.).

Таким образом, критериально-результативный блок педагогической модели строится на базе критериев сформированности у студенческой молодежи компонентов межкультурного взаимодействия. При этом содержательное наполнение критериев и их качественные характеристики позволят определить индивидуальный уровень (высокий, средний, низкий) готовности обучающихся к межкультурному диалогу и сотрудничеству с представителями разных народов.

Рис. 1. Педагогическая модель развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий во внеучебной деятельности

Заключение

Комплексным итогом специально организованной педагогической работы в целях развития межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи средствами проектных технологий социально-культурной деятельности должны стать сформированные у обучающихся ценностное и толерантное отношение к особенностям разных этнических культур, а также основополагающие конструктивные навыки межкультурной коммуникации и сотрудничества с представителями других народов. А это, в свою очередь, будет способствовать формированию готовности личности к практическому применению социально-коммуникативных знаний и навыков, полученных в процессе организации социально-культурного проектирования, в разных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности и межличностном общении.

Рецензенты:

Лабейкин А.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орел.

Митяева А.М., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орел.


Библиографическая ссылка

Судоргина Л.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14970 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674