Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Жукова Н.П. 1 Зарипов С.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет, филиал в г. Новый Уренгой
2 ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, филиал в г. Новый Уренгой
Современное развитие образования характеризуется переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, связанной с осознанным освоением знаний, с возрастанием самостоятельности студента. Для успешного включения в трудовую деятельность необходимым ресурсом становятся профессиональные и универсальные компетенции. Важнейшим компонентом учебной деятельности, позволяющим продуктивно формировать профессионально значимые компетенции, является самостоятельная работа. Методика организации самостоятельной работы студента при переходе к новым стандартам требует тщательного пересмотра, что связано с изменением подходов к преподаванию и учению. В то же время в рамках существующей до настоящего периода традиционной парадигмы обучения сложились хорошо отработанные структуры для обеспечения преподавательской деятельности. Накоплен огромный опыт по организации самостоятельной работы студентов в виде использования электронных учебников и пособий. Возникает проблема изучения возможности адаптации существующего опыта по организации самостоятельной работы студентов с использованием компьютерных средств обучения (реализующего стандарты предыдущих поколений), к современным условиям и разработки методики его применения в рамках компетентностного подхода. Проведенное исследование показало, что при соблюдении определенных условий, ориентирующих на формирование профессиональных компетенций, существующие электронные учебные пособия могут быть успешно адаптированы к современным стандартам обучения.
самостоятельная работа студента
компьютерные средства обучения
1. Жукова Н.П. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по изучению курса высшей математики // Инновационные технологии обучения и качество подготовки студентов в филиалах: материалы региональной научно-методической конференции. - Тюмень: Изд-во "Вектор-Бук", 2006. - С. 56-58.
2. Зарипов С.Н. Возможности реализации мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза // Вестник орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2010. - № 5. - С. 99-102.
3. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методический комплекс. Ч. I / под. ред. проф., чл.-кор. РАО А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 123 с.
4. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое пособие / О. В. Акулова, А. Е. Бахмутский, Р. У. Богданова, О. Б. Даутова, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына; под ред. C. А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с.
5. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. - 904 с.
Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Причем речь не идет о замене одного слова другим, это связано с глубочайшими системными изменениями образовательного процесса [4, c.77]. Парадигма учения связана с осознанным освоением знаний, с возрастанием самостоятельности студента, с повышением его ответственности за результат. Появляется возможность широкого выбора и академических свобод. Все это требует новых подходов к организации самостоятельной работы студентов и изменения роли и функций преподавателя.

В современных условиях развития высшего профессионального образования ключевым умением человека становится умение учиться. Для успешного включения в трудовую деятельность необходимым ресурсом личности становятся профессиональные и универсальные компетенции. Важнейшим компонентом учебной деятельности, позволяющим продуктивно формировать профессионально значимые компетенции, является самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы студентов становится одним из ключевых вопросов современного этапа развития образования.

Увеличение роли самостоятельной работы при переходе к новым стандартам образования связано с изменением позиции преподавателя и с изменением позиции студента. Изменение позиции преподавателя требует от него овладения новыми ролями: тьютора, консультанта и модератора образовательного процесса [3, c.19].

Основными направлениями тьюторства являются поддержка, сопровождение и фасилитация (сопровождение личностного развития студента), основанные на принципах индивидуального подхода к обучающимся. Обязательным компонентом деятельности тьютора является регулярное обеспечение обратной связи по выполнению студентами учебных задач, поддержка их заинтересованности в обучении.

Консультирование предполагает помощь в решении конкретных проблем. Различают экспертное, проектное и процессное консультирование [3, с.21]. Реализация этих моделей предполагает соответственно оценку выполненных работ, сопровождение учебно- и научно-исследовательских работ студентов и работы по освоению индивидуальной образовательной программы.

Модерирование призвано раскрыть потенциальные возможности обучающегося и подвести его к решению проблемы за счет реализации своих внутренних скрытых способностей. Основным методом работы модератора является побуждение студента к деятельности.

Кроме широко применяемых в современной практике образования перечисленных выше способов деятельности преподавателя по организации самостоятельной работы студентов, существуют и другие ее виды. Например, технология учебных контрактов на самостоятельное изучение какого-либо раздела курса или всего курса в целом.

Контракт предполагает разработку подробного плана выполнения обязательств всеми сторонами. По итогам каждого этапа предусматривается отчет, а также промежуточные аттестации. В процессе промежуточных аттестаций студент выполняет тест или представляет ту или иную часть самостоятельно разработанного проекта, эссе, письменного самоанализа. В ходе представления промежуточных результатов могут обсуждаться итоги участия учащегося в работе тех или иных конференций, симпозиумов, презентаций [3, с.22].

Все пришедшие к нам из Европы новые педагогические технологии по организации самостоятельной работы студентов являются для российского образования инновационными и требуют тщательного изучения. Вместе с тем в рамках существующей до настоящего периода традиционной парадигмы обучения сложились хорошо отработанные структуры для обеспечения преподавательской деятельности. Так, например, за последние десятилетия накоплен огромный опыт по организации самостоятельной работы студентов в виде использования так называемых электронных учебников и пособий по изучению различных курсов или отдельных тем.

Возникает проблема изучения возможности адаптации существующего традиционного опыта по организации самостоятельной работы студентов с использованием компьютерных средств обучения (реализующего стандарты предыдущих поколений), к современным условиям разработки методики его применения в рамках компетентностного подхода.

На сегодняшний день существует огромное количество разработанных обучающих мультимедиа программ, адресованных как педагогам, так и студентам для самостоятельного изучения. Все большую популярность приобретают электронные учебники и пособия, особенно по тем дисциплинам, где наглядность представления материала играет большую роль. Рассмотрим особенности организации работы компьютерных систем обучения (КСО), создаваемых в разное время, и требования к ним.

Прежде всего, обучающая компьютерная система должна быть научно обоснована, универсальна и открыта, чтобы преподаватель имел возможность сам формировать и изменять учебно-методический комплекс, включающий в себя в качестве активизирующего элемента компьютерную технику, который интенсифицировал бы учебный процесс и формировал у учащихся положительную психологическую установку на работу с компьютером  [5, с.362]. Структура компьютерной обучающей программы определяется наличием системы управления (СУ) и учебного материала (УМ), заключающего в себе содержание обучения, и, как правило, состоящего из собственного информационного материала, структурированного определенным образом, контрольных вопросов, упражнений и тестов. Один из первых вариантов организации такой компьютерной обучающей системы разработан и реализован, например, проблемной лабораторией ЭВМ факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и получил название - микрокомпьютерная система обучения (МСО) «Наставник» [5, с. 365].

МСО «Наставник» включает в себя три подсистемы - «Обучение», Тест», «Экзамен». Каждому обучающемуся предоставляется учебное пособие со структурированным учебным материалом, разделенным на секции. После изучения каждой секции предлагаются контрольные упражнения в виде ситуативных вопросов проблемного характера с альтернативными ответами на них. При этом жесткость требований по уровню успеваемости достаточна для прочного закрепления материала, но и не подавляет интерес к учебе. При выходе за нижнюю границу программа возвращает обучающегося в предыдущую секцию, за верхнюю - в следующую. Каждый неверный ответ сопровождается необходимыми комментариями. Процесс обучения протоколируется, что позволяет анализировать качество учебной деятельности и вносить соответствующие корректировки.

Проведенный анализ показывает, что организованное таким образом обучение не только не противоречит современным подходам, но и, напротив, призвано выполнять некоторые функции преподавателя - тьютора, консультанта и модератора.

При любом авторском видении специфики построения образовательного процесса преподаваемой дисциплины в любом УМК можно выделить четыре обязательных (инвариантных) элемента (блока) [4, с. 26]. Инструктивный блок (руководство по изучению дисциплины), информационный блок (структурированная учебная информация), коммуникативный блок (организационные стороны самостоятельной работы студентов), контрольный блок (определяются цели и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации).

Построенные согласно данной общей схеме электронные пособия  и электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) могут быть успешно адаптированы к условиям компетентностного подхода к обучению. При этом в состав электронного пособия рекомендуется включить:

1. Инструктивный блок:

  • руководство по работе с электронным пособием, адресованное обучающимся;
  • описание курса;
  • рекомендации преподавателю по использованию пособия в учебном процессе.

2. Информационный блок:

  • электронный учебник с примерами решения задач «Шаг за шагом», интерактивными изображениями изучаемых объектов, аудио- и видеоматериалами;
  • список литературы;
  • вопросы к теоретическому коллоквиуму;
  • справочник;
  • тематика рефератов.

Материалы информационного блока должны позволить студенту познакомиться с изменениями, которые в настоящий момент происходят с предметом, с современными подходами и практическим опытом по изучаемому вопросу. Обязателен краткий терминологический словарь (справочник), который поможет обучающемуся сориентироваться в многообразии определений и понятий.

3. Коммуникативный (организационный) блок:

  • задачи для самостоятельного решения с вариантами ответов и скрытыми решениями;
  • вопросы для самопроверки с комментариями при неправильных ответах;
  • темы рефератов.

Желательно, чтобы при работе над вопросами для самопроверки каждый верный ответ подтверждался соответствующим сообщением, а каждый неверный сопровождался необходимыми комментариями и возвращал студента к предыдущему «уроку».

Работа над выбранной темой реферата должна быть организована  в виде выполнения комплексного задания, включающего в себя: составление тематического тезауруса по выбранной теме; составление библиографического списка; обзор сайтов и составление рецензии на сайт; разработка анкеты, проведение анкетирования и обработка результатов; подготовка презентации по изученной теме; выступление на конференции.

Отметим, что в материалах для работы студентов особенно серьезно должна быть проработана методическая часть, которая, собственно, и дает ориентиры для освоения модуля или курса в целом, предлагает различные задания, которые организуют работу с текстами, ориентированы на формирование компетенций через вопросы и задачи, упражнения, задания на отработку умений, через решение кейсов, через организацию исследовательской и проектной деятельности [4, с.30].

4. Контрольный блок:

  • входное тестирование;
  • промежуточное тестирование;
  • итоговое тестирование;
  • статистика (журнал).

Желательно, чтобы программа предусматривала возможность статистической обработки результатов усвоения студентами учебного материала. Ведение журнала позволит анализировать качество учебной деятельности и вносить соответствующие корректировки.

Использование возможностей современного компьютера открывает неограниченный простор для творчества преподавателя. Особым образом организованное содержание электронного пособия позволяет учесть индивидуальные особенности обучаемых и обеспечивает возможность неоднократного обращения к различным разделам теории, практических задач, справочнику; дает возможность самоконтроля при изучении каждой темы.

Обучение с помощью компьютерных средств при организации самостоятельной работы студентов обладает рядом преимуществ по сравнению с другими ее формами и методами. Использование красочных рисунков и анимации способствует повышению уровня мотивации обучаемых, эффективности считывания информации, адекватности восприятия материала. Наличие «обратной связи» формирует положительные стимулы при взаимодействии с электронным пособием, а тактичная форма ведения диалога создает доброжелательную атмосферу [1, с.57].

Создание электронных учебных пособий для организации самостоятельной работы студентов с учетом рекомендаций, приведенных выше, позволит, на наш взгляд, всесторонне и комплексно представить студенту изучаемый предмет, активизировать его самостоятельную познавательную деятельность, будет способствовать развитию профессионально значимых компетенций.

Рецензенты:

Куканова Е.В., д.п.н., профессор, зав. лабораторией профилактики социальных рисков и отклоняющегося поведения несовершеннолетних, ФГНУ «Институт социальной педагогики» Российской академии образования, г. Москва;

Голошумова Г.С., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе, филиал ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», г. Нижний Тагил.


Библиографическая ссылка

Жукова Н.П., Зарипов С.Н. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14992 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252