Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Кожанов И.В. 1 Кожанова Т.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Статья посвящена проблеме формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений и повышения родительской компетентности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Указывается на то, что в качестве эффективной формы работы с родителями можно отметить клубное объединение. Приводятся примеры существующих клубов и школ для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются возможные направления в их работе. На основе изученных программ и работ ученых в рамках данной проблемы предлагается своя программа занятий «Клуба успешных родителей». Делается вывод, что целенаправленная работа с родителями, имеющими детей с проблемами в развитии, должна осуществляться систематично, комплексно, учитывать индивидуальные особенности детей и взрослых, что делает клубную деятельность эффективным способом повышения родительской компетентности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
ребенок с ограниченными возможностями здоровья
клубная деятельность
родительская компетентность
1. Адонина Е.А. Новый подход в работе с родителями, или семейный клуб «Мамина школа» // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. – Самара: Современные образовательные технологии, 2010. – С. 102–104.
2. Видяпина Н.В. Проект «Семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. – Самара: Современные образовательные технологии, 2010. – С. 100–101.
3. Даринская В.М. Гармонизация родительско-детских отношений средствами групповой работы: дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2002. – 240 с.
4. Ковалева Т. В. Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, через организацию работы «Школы родителей» // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. – Самара: Современные образовательные технологии, 2010. – С. 105–107.
5. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4;
URL: www.science-education.ru/110-9741 (дата обращения: 28.09.2014).
6. Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2004. – 21 с.
7. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.
8. Соколова А.В. Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с ОВЗ // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. – Самара: Современные образовательные технологии, 2010. – С.101–102.
9. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
10. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Актуальность исследуемой проблемы. Успешность социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется родительско-детскими взаимоотношениями, часто имеющими деструктивный характер [5]. Как отмечает В. В. Ткачева, родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие дисгармоничных форм взаимодействия ребенка с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность [9, 8].

В связи с этим встает вопрос формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений (как важная составная часть родительской компетентности) в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и поиска наиболее эффективных форм работы с родителями таких детей, что требует отдельного исследования.

Материал и методика исследования. В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение. В. О. Скворцова отмечает, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого [7, 139]. В качестве наиболее эффективных форм организации работы с родителями предлагаются: консультативно-рекомендательная работа; лекционно-просветительская работа; индивидуальные занятия с детьми и их родителями.

На важность работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, указывает Н. Г. Корельская, предлагая создать общественные объединения родителей детей-инвалидов [10, 453]. По мнению ученого, подобные объединения должны стать центрами по обмену опытом, поддержки, образования родителей и должны решать такие задачи, как:

  • формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;
  • формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
  • формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом;
  • личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.

Если в вопросах используемой формы работы с родителями детей с проблемами развития мнения большинства исследователей совпадают - считается эффективной клубная деятельность, то по содержанию и направлениям работы имеют разногласия.

Так, в работе «родительского клуба» Н. Г. Корельская [10] предлагает использовать традиционные и нетрадиционные формы работы: индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; организация выездных мероприятий: посещение театров, выставок и прочее; образовательные семинары; психологические тренинги; общественные акции, пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье, встречи с представителями власти; занятия в системе «ребенок - родитель - специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.

Использование групповой работы в рамках клубного объединения, по мнению В. М. Даринской [3], способствует гармонизации родительско-детских отношений, поскольку именно групповые занятия являются более эффективными и результативными в работе с родителями, чем лекции. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо сочетать как тренинги, так и лекционные занятия с родителями. Этого мнения придерживается и Я. В. Крючева [6], которая в рамках программа педагогической помощи родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития, «Школа для родителей», предлагает проведение лекционных и семинарских занятий, а также совместную деятельность родителей и детей, учитывая при этом уровень готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития.

Консультационно-рекомендательная и лекционно-просветительская деятельность осуществляется в семейном клубе «Радужка», организованном А. В. Соколовой [8]. Но работа клуба в большей степени направлена на работу родителей с детьми по коррекции познавательных процессов, зрения, речи, адаптации дошкольников с нарушениями зрения.

Детско-родительский проект в виде семейного клуба «Мамина школа», разработанный Е.А. Адониной [1], направлен на привлечение родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающем процессе и содержит не только работу с родителями, но и совместную деятельность детей и родителей.

Н.В. Видяпина [2] в своей работе предлагает использовать психологическую библиотеку; наглядный материал в папке-передвижке; тренинговые занятия курса «Счастливое детство»; групповую работу; цикл практикумов «Вместе с ребенком с нарушениями речи готовимся к школе»; изготовление «Шпаргалок для родителей».

С целью оказания психолого-педагогической помощи родителям детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости Т. В. Ковалева [4] также предлагает организовывать школу для родителей. Работа в «Школе родителей» направлена на профилактическую и разъяснительную работу с родителями по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ посредством игро- и арттерапии; выявление проблемных семей и работу с ними, защиту прав ребенка.

Учитывая существующий опыт организации работы социальных педагогов, психологов, дефектологов с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, и, принимая во внимание необходимость комплексного, систематического подхода к работе по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка с проблемами в развитии, нами была разработана программа занятий «Клуба успешных родителей».

В качестве задач клуба можно отметить:

  1. обучение способам построения конструктивных взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, различным навыкам межличностного общения;
  2. осуществление педагогического просвещения родителей, предполагающее получение ими знаний об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, механизмах семейных систем, влиянии каждого из членов семьи на актуальную ситуацию собственно в самой семье;
  3. переориентация родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающая исследование ими своих родительских позиций, развитие многомерности педагогического видения конструктивных родительско-детских и иных межличностных взаимоотношений, преодоление стереотипов поведения.

Основными направлениями в работе клуба являются:

  • Организация педагогического, санитарно-гигиенического и культурологического родительского всеобуча.
  • Ознакомление родителей с условиями, динамикой и спецификой осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
  • Организация обмена опытом семейного воспитания и формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья положительных личностных и физических качеств, представлений и привычек здорового образа жизни.
  • Проведение совместных мероприятий образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового, социально успешного и счастливого ребенка.

Работа клуба предполагает проведение занятий на протяжении трех учебных лет. Вначале группы родителей формируются в зависимости от возраста детей, далее группы объединяются, и формирующая работа проводится уже со всеми родителями вместе.

План занятий на первый учебный год:

Занятие 1 - «Знакомство». Цель: познакомить родителей и педагогов друг с другом и с правилами работы в группе;

Занятие 2 - «Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель: сформировать у родителей представление о существующих типах семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятие 3 - «Мы родом из детства». Цель: изучить истории семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; способствовать формированию у родителей представлений об особенностях детского поведения и детского восприятия мира.

Занятие 4 - «Родитель - это звучит гордо». Цель: актуализировать родительские роли среди участников клуба; помочь изучить собственную способность смотреть на мир глазами детей.

Занятие 5 - «Ребенок во мне». Цель: обучить навыкам активного слушания, сформировать осознанное представление об особенностях детей; обучить приемам принятия ребенка с проблемами в развитии.

Занятие 6 - «Профилактика созависимости». Цель: формировать представления о здоровом образе жизни; способствовать профилактике созависимого поведения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; провести работу с семьями, в которых есть те, кто употребляет психоактивные вещества.

Занятие 7 - «Праздник семьи». Цель: обучить навыкам сотрудничества и необходимости поддержания равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; закрепить позитивный опыт неформального общения; создать атмосферу взаимопонимания и доверия между участниками клуба и членами семей.

План занятий на второй учебный год:

Занятие 1 - «Стили взаимодействия с детьми». Цель: познакомить родителей и педагогов между собой и с правилами, существующими в клубе; способствовать осознанию существующих родительских установок, деление их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком; научить различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Занятие 2 - «Внутренний ребенок». Цель: закрепить знания об «ошибочных целях» поведения; обучить навыкам активного слушания.

Занятие 3 - «Права личности родителя». Цель: сформировать осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений с ребенком; способствовать овладению навыком использования «Я-высказываний» применительно к тем проблемам, которые непосредственно касаются жизни родителей или одного из родителей.

Занятие 4 - «Детское поведение». Цель: сформировать у родителей представления об особенностях детского поведения и восприятия мира.

Занятие 5 - «Правила общения». Цель: создать условия для использования родителями имеющегося у них опыта доверительных отношений, возможности осуществления самоанализа; развитие умений слушать и слышать другого человека; способности принимать друг друга.

Занятие 6 - «Воспитание в семье». Цель: познакомить с содержанием и необходимыми условиями для эффективного (благоприятного) прохождения основных этапов формирования личности; способствовать осознания своих невербальных и вербальных проявлений эго-состояния.

Занятие 7 - «Язык принятия» и «язык непринятия». Цели: познакомить с понятием «принятие» ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя, как определить «язык принятия» и «язык непринятия».

Занятие 8 - «Особенности самоуважения взрослого и ребенка». Цель: познакомить с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, с таким понятием, как «неформальное общение»; обучить навыкам поддержки; закрепить навык активного слушания; способствовать осознанию играемой ребенком роли в структуре семьи.

Занятие 9 - «Дисциплина в семье». Цель: способствовать осознанию родителями психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; пониманию логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения.

Занятие 10 - «Контроль в семейном воспитании». Цель: способствовать осознанию неэффективных стратегий родителей; обучить методике передачи ребенку ответственности за свою жизнь.

Занятие 11 - «Конфликты и способы их решения в условиях семьи». Цель: познакомить родителей с понятием «конфликт»; определить основные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях; обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Занятие 12 - «Праздник Семьи». Цель: отработать навыки сотрудничества и осуществления равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; закрепить существующий позитивный опыт неформального общения; создать атмосферу взаимопонимания и доверия внутри клуба и между членами семьи.

План занятий на третий учебный год:

Занятие 1 - «Методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель: расширить представления родителей о методах и приемах воспитания в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; обучить конструктивным способам взаимодействия с ребенком с проблемами развития.

Занятие 2 - «Безусловная любовь». Цель: обучить родителей приемам принимающего поведения; способствовать повышению значимости безусловного принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Занятие 3 - «Роль родителей в подготовке домашних заданий». Цель: обучить родителей приемам выполнения домашних заданий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Занятие 4 - «Права ребенка - это актуально». Цель: сформировать у родителей представление о правах детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятие 5 - «Праздник Семьи». Цель: отработать и закрепить навыки сотрудничества и осуществления равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; закрепить позитивный опыт неформального общения; создать атмосферу взаимопонимания и доверия внутри клуба и между членами семей.

Занятия построены таким образом, что в конце каждой встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми.

Резюме. Для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско-детских взаимоотношений. Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Конструктивные родительско-детские взаимоотношения как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», проект № 13-36-01236.

Рецензенты:

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Петрова Т.Н., д.п.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Кожанов И.В., Кожанова Т.М. КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15085 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674