Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕХНОЛОГИИ WEB 2. 0 В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Батрова Н.И. 1 Лукоянова М.А. 1 Хусаинова А.Х. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В настоящее время возрастают требования к уровню подготовки специалистов гуманитарных специальностей, способных применять информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. А значит, актуальным становится формирование опыта применения информационно - коммуникационных технологий у студентов гуманитарных специальностей в профессиональной деятельности. Однако в процессе обучения дисциплинам базовой части математического и естественнонаучного цикла студентов гуманитарных специальностей возникает ряд проблем. В результате студенты гуманитарных специальностей не имеют достаточного уровня практических навыков использования информационно - коммуникационных технологий. В данной статье описан опыт в решении сложившихся проблем. Так, например, инструменты Web 2.0 становятся эффективным дополнением базового учебного процесса. Также в статье представлен анализ результатов обучения студентов гуманитарных специальностей.
профессиональная деятельность
студенты гуманитарных специальностей
информационно-коммуникационные технологии
Технологии Web 2.0
1. Батрова (Хакимуллина) Н.И. Педагогический эксперимент по обучению информационно-коммуникационным технологиям в школе на билингвальной основе// Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар (Historicalandsocial-educationalidea).– 2013.- №6 (22). URL: http://hist-edu.ru/hist/book6_13/6_2013.pdf.
2. Лукоянова М.А. Формирование базовой информационной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования / М.А. Лукоянова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. - №2. URL: http://www.science-education.ru/102-5891.
3. Муханов С.А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей. // Педагогическая информатика.– 2006. - №1. – С.60-62.
4. Салехова Л.Л. Использование в образовательном процессе вуза электронного тренажера "Служебные слова языка программирования", размещенного в облачных сервисах Google/Филология и культура. Philology and Culture. — 2013. - № 1(31). — С. 222-226. URL: http://kpfu.ru/publication?p_id=73998.
5. Студеникина Л.И., Шевцова, Т.В. Компетентностный подход в организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин. // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology&Society)" – 2012. – V.15. - №2. – C.449-457. - ISSN 1436-4522. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html.
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.– М.: Педагогика, 1975.– 368с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). URL:http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf.
8. Хусаинова А.Х. Интерактивный учебник «ИКТ в культурно-просветительской деятельности». URL: https://sites.google.com/site/ictifiksu/.
9. ХусаиноваA.Х. Опыт использования информационных технологий в процессе обучения студентов-гуманитариев/ А.Х. Хусаинова, Н.Р. Салахова. // Материалы международной научной конференции «Электронная культура. Информационные технологии будущего и современное электронное обучение «ModernIT& (E-) Learning». – Астрахань: Нова, 2009. – С.220-222. ISBN 978-5-902175-42-1.
10. Хусаинова A.Х. Система текущего и итогового контроля деятельности студентов в модели «Единого информационного пространства учебного курса» / А.Х. Хусаинова. // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. – Вып.1 (12). – Казань: Юниверсум, 2014. С.383-389.
На современном этапе развития информационного общества, характеризующимся бурным ростом количества информации и постоянным обновлением информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), возрастают требования к уровню подготовки специалистов гуманитарных специальностей, способных применять ИКТ в профессиональной деятельности[7].

В то же время за счет развития ИКТ появляются новые специальности на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, требующих соответствующего опыта у студентов по их использованию. Также в процессе обучения студентов гуманитарных специальностей возникают проблемы, связанные с особенностями преподавания дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла у студентов гуманитарных специальностей и их отношением к данным дисциплинам как к непрофильным.

При подготовке специалистов гуманитарных специальностей по использованию ИКТ в профессиональной деятельности возникает противоречие между требованиями современного информационного общества и недостаточным уровнем практических навыков использования ИКТ.

Поэтому актуальным становится формирование опыта применения ИКТ у студентов гуманитарных специальностей в профессиональной деятельности.

Использование ИКТ является предметом изучения многих ученых и практиков, при этом рассматриваются различные аспекты применения ИКТ на разных этапах учебного процесса [1, 2, 3, 4, 5, 6,9]. Самое широкое распространение в последнее десятилетие получили Web-технологии (O'Reilly, Zimmer, Alexanderetc., Катержина С.Ф., Козлова А.В, Ниматулаев М.М., Пронина О.Г. и др.).

Осуществление образовательного процесса требует новых подходов к организации процесса обучения и управления, которые будут направлены на использование технологий совместной работы и эффективного управления виртуальным коллективом, в том числе и вопросов доверия.

Таким образом, для наиболее успешного решения приоритетной задачи по подготовке студентов гуманитарных специальностей необходима организация образовательного процесса с использованием технологий Web 2.0 для повышения эффективности взаимодействия между преподавателем и студентами.

Так, в программу обучения студентов гуманитарных специальностей по направлению педагогическое образование включен курс «Информационно-коммуникационные технологии в культурно-просветительской деятельности» (далее ИКТ в КПД). В 2008-2010 гг. были реализованы технологии применения социальных сетей для организации внеаудиторной образовательной деятельности студентов [9]. В последующие годы разработана и внедрена технология применения в аудиторной деятельности студентов технологий Web 2.0. В качестве основного инструментария и одновременно предмета изучения при преподавании ряда дисциплин естественнонаучного блока у студентов гуманитарных специальностей авторами были использованы сервисы Google.

Нами разработано научно-методическое обеспечение курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и культурно-просветительской деятельности» (далее ИКТ в КПД) на основе сервисов Google, ориентированное на овладение приемами работы в виртуальной среде обучения и включающее:

  • материалы и ресурсы интернета, используемые в образовательном процессе студентами гуманитарных специальностей (энциклопедические, лингвистические словари; переводчики онлайн; сайты научных библиотек и профильных кафедр вузов);
  • учебные средства и модели (интерактивный учебник, виртуальная рабочая тетрадь, пошаговые инструкции к самостоятельным работам, сборник практических заданий, презентации к лекционному материалу, созданные в среде Google);
  • учебно-методическое пособие;
  • рейтинговая система текущего и итогового контроля компетенций студентов;
  • информационные средства (поисковые системы, Академия Google, форум, чат, электронная почта, календарь Google, журнал балльно-рейтинговой оценки знаний).

В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных целях, дополняя их собственными постами, статьями на Wiki-ресурсах, аудио- и видеозаписями.

В виртуальной среде студенты взаимодействуют с преподавателем в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным темам со своими сверстниками. Участие в новых формах деятельности позволяет сформировать опыт применения ИКТ в профессиональной деятельности у студентов гуманитарных специальностей путем их применения на практике.

Курс «ИКТ в КПД» состоит из модулей, организованных в соответствии с определенным иерархическим представлением рабочей программы учебной дисциплины (рис.1). Структура данного ресурса включает в себя следующие разделы:

  • вопросы и задания;
  • методические рекомендации по выполнению лабораторных работ;
  • лекции;
  • литература;
  • полезные ссылки и материалы.

Рис. 1. Фрагмент лекции на учебном сайте

Доступ к данному сайту в настоящее время имеет любой желающий его изучить, и в начале изучения курса каждому студенту предоставляется ссылка на данный ресурс [8].

В результате освоения дисциплины формируется опыт применения ИКТ в профессиональной деятельности у студентов гуманитарных специальностей, включающий такие компетенции, как готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации; готовность работать с компьютером как средством управления информацией;умение представлять результаты своей деятельности и др.

Первое задание, которое выполняет студент, начинающий изучение данного курса заключается в создании аккаунта на Google.com, что дает возможность использовать весь спектр приложений данного сервиса.

Затем студентам предлагается создать свой первый сайт - виртуальную рабочую тетрадь (рис.2), в которой он будет фиксировать все свои достижения (доклады, презентации, фильмы и другие работы). По окончании изучения курса данный сайт будет представлять собой электронное портфолио студента.

Рис. 2. Фрагмент выполненного задания в виртуальной рабочей тетради студента

Студенты самостоятельно определяют режим доступа к своей рабочей тетради. Ссылку на выполненное задание студент отправляет преподавателю. После проверки преподаватель может разместить комментарий к выполненной работе в рабочей тетради студента, а оценку выставить в электронном журнале (таблица Google) [10].

Для ведения электронных журналов, из которых студенты всегда имеют возможность узнать количество заработанных баллов за семестр, а также для совместного использования тестов, презентаций, учебных пособий и т.д. используется сервис GoogleDrive. Это хранилище данных, позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в интернете.

Для получения on-line консультации у преподавателя или у однокурсников, для общения на свободные темы широко используется чат Google. Таким образом, студенты овладевают основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке, в том числе через средства интернет - коммуникаций.

Сервис Google+ дает возможность презентовать себя в сообществе и развивает умения студентов работать как с текстовой информацией, так и с аудиовизуальным контентом, который они чаще всего размещают на on-line сервисах (Picasa, YouTube, Prezi и др.).

Сервис Академия Google дает возможность эффективного поиска научной литературы. Используя единую форму запроса, можно выполнять поиск по различным предметным областям и разным источникам, включая прошедшие рецензирование статьи, диссертации, книги, рефераты и отчеты, опубликованные издательствами научной литературы, профессиональными ассоциациями, высшими учебными заведениями и другими научными организациями. Будущие специалисты имеют возможность работать с качественной литературой, написанной научным стилем, грамотным русским языком.

Календарь Google используется для планирования мероприятий, приглашения участников события, отличное средство напоминания о сроках сдачи того или иного задания.

В ходе практических занятий студентами используются дополнительные on-line сервисы. Например, была собрана коллекция закладок (веб-микс) с помощью сервиса Symbaloo в помощь изучающим арабский язык, включающая в себя более 30 полезных ссылок на электронные учебники, словари и другие ресурсы. С помощью сервиса Zoo Burst студенты создают всплывающие объемные книги, которые можно использовать на занятиях, как для объяснения материала, так и для проверки знаний. При выборе того или иного сервиса учитывается привлекательность ресурса с точки зрения его использования в будущей профессиональной деятельности студентов. Например, для студентов-филологов интерес представляют сервисы для создания облака слов из выбранного контекста (например, Wordle.net). С помощью этих программ можно получить визуальную картинку текста, где наиболее часто встречающиеся слова имеют больший размер и отличаются цветом, что помогает анализировать произведение и делать определенные выводы о содержании текста.

Следует отметить, что для большинства современных студентов сознательное использование инструментария Web 2.0 потребует определенных усилий по самоорганизации. Работа с инструментарием Web 2.0, включение его в учебную среду требует дополнительных усилий и значительных (особенно, вначале) затрат времени не только от студентов, но и от преподавателя.Меняется и роль преподавателя. Он может варьировать учебный процесс, переходя от одной роли к другой: это и организатор учебного процесса, и эксперт, проверяющий результаты, и старший товарищ, делящийся своим собственным опытом.

Нами был проведен анализ результатов обучения студентов гуманитарных специальностей. Так, в 2012-2014 гг. курс «ИКТ в КПД» освоили 153 человека. Часть студентов обучалась на основе технологий Web 2.0, другая - по традиционной методике(программы MS Office с изучением отдельных разделов курса с использованием сервисов Web 2.0).

Мониторинг результатов текущего и итогового контроля успеваемости студентов за 2012-2013 и 2013-2014учебные годы осуществлялся на основе балльно-рейтинговой системы. Уровень сформированности компетенций студентов в данной статье исчислялся в процентах от максимально возможного количества баллов. Студенты, обучающиеся на основе технологий Web 2.0 в 2013-2014 учебном году составил 88%, что на 7% выше по сравнению с показателями 2012-2013 учебного года (рис. 3).

Данные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике обучения студентов гуманитарных специальностей на основе технологий Web 2.0.

Рис. 3. Результаты обучения студентов гуманитарных специальностей на основе технологий Web 2.0

Использование технологий Web2.0в качестве отдельных разделов традиционного курса (на примере использования сервиса Prezi)также дает положительный результат. Так, в группах, осваивающих учебный курс ИКТ в КПД с использованием технологий Web 2.0, и в группах, обучающихся по традиционной методике, разница результатов освоения сервиса Prezi составляет 0,73% (рис. 4).

Рис. 4. Результаты обучения студентов гуманитарных специальностей

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение студентов гуманитарных специальностей на основе технологий Web 2.0 или включения технологий Web 2.0 для изучения отдельных разделов традиционного курса дает положительные результаты и позволяет сформировать опыт применения ИКТ в профессиональной деятельности у студентов гуманитарных специальностей.

Рецензенты:

Кирилова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской Академии образования, г. Казань;

Шакирова Л.Р., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теорий и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Батрова Н.И., Лукоянова М.А., Хусаинова А.Х. ТЕХНОЛОГИИ WEB 2. 0 В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15128 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252