Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Вакурина В.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Проведено исследование направлений совершенствования социальной политики российского государства в вопросах размера заработной платы работников социальной сферы и науки. Определены позитивные стороны предпринимаемых направлений со стороны государства, заключающиеся в росте уровня оплаты труда до региональных показателей. Автор полагает, что противоречием принятых мер заключается в установление в качестве контрольного критерия – достижения размера заработной платы до регионального уровня, что нарушает принцип социальной справедливости в распределении доходов работников социальной сферы и науки, приложение труда которых осуществляется территориально в различных российских регионах, где уровень оплаты труда ниже среднероссийских. Региональные различия в уровне оплаты труда показаны автором путем проведения сравнительного анализа с использованием статистических данных для восьми категорий работников социальной сферы и науки на уровне страны, федеральных округов и отдельных областей, городов федерального значения. Предложен вектор социальной политики в исследуемой области – на сглаживание региональных различий размеров заработной платы рассматриваемой категории работников.
работники социальной сферы и науки
региональные различия
размер заработной платы
социальная политика
1. Герасимова И.А., Герасимова Е.В. Неравенство денежных доходов россиян // Демоско. – 2014. – №607; URL: http://demoscope.ru/weekly /2014/0607 (дата обращения 10.10.2014).
2. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. – 2012. – № 5(95). – С. 30-44.
3. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг. (Электронный ресурс) URL: http://www.garant.ru(дата обращения 10.10.2014).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Электронный ресурс) URL: http://www.garant.ru (дата обращения 10.10.2014).
5. Федеральная служба государственной статистики. (Электронный ресурс) URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 09.10.2014).
Вопросы социальной политики затрагивают различные сферы деятельности человека. В период СССР социальная политика была встроена в модель государства, переход к рыночной трансформации поставил вопрос о роли и месте социальной политики, актуализировал поиск механизмов ее реализации для российского общества.

В настоящее время происходит реформирование образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения которые сопряжены с социальными гарантиями государства перед обществом, вектор таких изменений должен в первую очередь учитывать интересы граждан России, повышая их благосостояние.

Социальное государство предполагает социальную солидарность, когда по общему согласию богатые платят за бедных, здоровые платят за больных, трудоспособные берут на себя расходы на содержание нетрудоспособных. Но это вовсе не всеобщий собес, распределяющий блага нуждающимся или тем, которые выдают себя нуждающихся. Социальное государство - созидатель высокоэффективного социального рыночного хозяйства и источник сильной социальной политики, обеспечивающий достойную жизнь каждого [2]. В этой связи необходима реализация роли государства в эффективной системе социальной поддержки граждан, прежде всего, наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная политика в вопросах оплаты труда

Формирование материального благосостояния человека в трудоспособном возрасте зависит преимущественно от заработной платы и по ее размеру (отчислениям от заработной платы) определяется в последующем пенсионное обеспечение граждан.

Посыл Президента [4] по совершенствованию социальной политики в краткосрочном периоде (до 2018 года) был направлен на:

a) обеспечение роста реальной заработной платы педагогических работников и работников культуры;

b) повышение средней заработной платы врачей, медицинских работников, работников высшей школы, социальных работников;

c) создание специальных рабочих мест для инвалидов;

d) развитие пенсионной системы;

e) сохранение и развитие российской культуры.

В данном случае автор не приводит численные значение показателей, которые необходимо достичь, обусловленное тем, что в рамках данной статьи не представляется возможным установить степень исполнения данных посылов, так как период реализации указанных направлений завершается в 2018 году [3].

Отметим следующие позитивные сдвиги, по мнению автора, в социальной политики РФ в отношении отдельных категорий граждан. Во-первых, это курс на рост заработной платы работников социальной сферы и науки, заработная плата которых находится в компетенции государства. Это положительно скажется на престижности профессий данной категории работников и будет способствовать качеству оказываемых социальных услуг, таких как образовательные, культурные, медицинские. Во-вторых, в 2012 году инициированы статистические наблюдения заработной платы перечисленных выше категорий работников в рамках мероприятий по повышению оплаты труда.

Несмотря на положительные моменты, указанные направления совершенствование социальной политики в масштабах страны в целом, такие его направления как повышение заработной платы или обеспечение ее реального роста, в качестве эталонного показателя, которого необходимо достичь используется региональный уровень заработной платы соответствующей категории работников. Противоречие, по мнению автора, заключается в том, что установление в качестве контрольного критерия - достижение размера заработной платы до регионального уровня - нарушает принцип социальной справедливости работников социальной сферы и науки, приложение труда которых осуществляется территориально в различных российских регионах, где уровень оплаты труда ниже среднероссийских, и при этом работодателем выступает государство. В том, что различия в размере заработной платы указанных работников в зависимости от региона приложения труда демонстрирует сравнительный анализ, представленный ниже.

Региональные срез заработной платы работников социальной сферы и науки

Авторское исследование региональных различий в уровне оплаты основано на сравнительном анализе размера оплаты труда восьми категорий работников социальной сферы и науки в целом по РФ, по восьми округам РФ и двум городам федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург), в 17 областях ЦФО, в период январь - июнь 2014 года.

Сравнительный анализ средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки по субъектам РФ в исследуемом периоде показал следующее.

Во-первых, полученные результаты неоднородны, к примеру, в Уральском ФО для всех исследуемых категорий работников уровень оплаты превышает среднероссийские показатели за исключением заработной платы преподавателей ВУЗов, уровень которой составляет 98,5%; в Северо-Западном округе аналогичная ситуация, но не достигает среднероссийского заработная плата научных сотрудников, уровень которой в относительном выражении составляет 95,2 % (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки по субъектам РФ за январь - июнь 2014 года

 

Округа 

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее  образование

Младший медицинский  персонал

Социальные работники

Работники учреждений культуры

Научные сотрудники

Российская Федерация

25 978

33 924

45 442

45 150

15 569

17 400

22 325

37 917

Центральный

27 118

39 609

54 395

52 372

18 083

23 583

28 401

39 759

в % к РФ

104,4

116,8

119,7

116,0

116,1

135,5

127,2

104,9

г.Москва

47 377

57 871

70 659

70 560

30 324

42 136

48 611

41 620

в % к РФ

182,4

170,6

155,5

156,3

194,8

242,2

217,7

109,8

Северо-Западный

32 003

38 794

48 715

50 627

17 979

19 982

28 638

36 096

в % к РФ

123,2

114,4

107,2

112,1

115,5

114,8

128,3

95,2

г.Санкт-Петербург

37 862

41 253

51 087

53 015

21 769

24 846

38 823

34 621

в % к РФ

145,7

121,6

112,4

117,4

139,8

142,8

173,9

91,3

Южный

20 917

28 314

35 312

33 096

13 022

13 965

15 581

23 700

в % к РФ

80,5

83,5

77,7

73,3

83,6

80,3

69,8

62,5

Северо-Кавказский

17 222

20 938

29 430

29 064

11 598

11 527

13 317

23 001

в % к РФ

66,3

61,7

64,8

64,4

74,5

66,2

59,7

60,7

Приволжский

21 766

26 945

36 847

35 345

12 271

13 249

15 675

30 766

в % к РФ

83,8

79,4

81,1

78,3

78,8

76,1

70,2

81,1

Уральский

31 837

42 510

44 744

57 933

18 973

19 594

25 519

39 618

в % к РФ

122,6

125,3

98,5

128,3

121,9

112,6

114,3

104,5

Сибирский

23 974

31 950

43 351

41 881

13 732

15 457

17 734

38 738

в % к РФ

92,3

94,2

95,4

92,8

88,2

88,8

79,4

102,2

Дальневосточный

37 829

51 855

57 230

57 893

20 708

24 311

29 343

47 273

в % к РФ

145,6

152,9

125,9

128,2

133,0

139,7

131,4

124,7

Источник: данные Росстата [5], расчёты автора.

Во-вторых, в половине исследуемых округов (Центральный, Северо-Западный, Уральский, Дальневосточный) уровень оплаты труда работников социальной сферы и науки превышает среднероссийские показатели.

Следующий этап анализа включал сравнение уровня заработной платы в отдельном округе на уровне входящих субъектов - областей, федеральных  городов. Для исследования был выбран ЦФО. В исследуемом периоде, во-первых, позитивным на первый взгляд является превышение заработной платы работников социальной сферы и науки ЦФО среднероссийских показателей (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки ЦФО за январь - июнь 2014 года

 Наименование

округа

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее  образование

Младший медицинский  персонал

Социальные работники

Работники учреждений культуры

Научные сотрудники

Российская Федерация

25 978

33 924

45 442

45 150

15 569

17 400

22 325

37 917

ЦФО

27 118

39 609

54 395

52 372

18 083

23 583

28 401

39 759

в % к РФ

104,4

116,8

119,7

116,0

116,1

135,5

127,2

104,9

Белгородская обл.

19 584

23 405

29 780

32 816

12 105

14 732

16 074

25 841

в % к ЦФО

72,2

59,1

54,7

62,7

66,9

62,5

56,6

65,0

Брянская обл.

18 727

23 442

30 316

33 713

10 943

12 389

12 530

19 389

в % к ЦФО

69,1

59,2

55,7

64,4

60,5

52,5

44,1

48,8

Владимирская обл.

20 602

26 794

39 685

38 202

11 855

14 628

17 212

38 168

в % к ЦФО

76,0

67,6

73,0

72,9

65,6

62,0

60,6

96,0

Воронежская обл.

20 297

25 931

32 824

32 291

12 406

14 250

16 584

30 220

в % к ЦФО

74,8

65,5

60,3

61,7

68,6

60,4

58,4

76,0

Ивановская обл.

18 930

23 041

29 604

32 003

10 766

10 995

12 205

30 948

в % к ЦФО

69,8

58,2

54,4

61,1

59,5

46,6

43,0

77,8

Калужская обл.

23 138

27 605

38 811

44 114

15 078

15 365

17 595

29 730

в % к ЦФО

85,3

69,7

71,4

84,2

83,4

65,2

62,0

74,8

Костромская обл.

17 799

20 739

31 095

35 869

11 095

10 931

13 080

28 196

в % к ЦФО

65,6

52,4

57,2

68,5

61,4

46,4

46,1

70,9

Курская обл.

18 404

21 993

30 434

29 923

11 487

13 413

14 961

24 668

в % к ЦФО

67,9

55,5

55,9

57,1

63,5

56,9

52,7

62,0

Липецкая обл.

20 144

27 887

28 180

32 477

11 663

13 464

14 919

18 801

в % к ЦФО

74,3

70,4

51,8

62,0

64,5

57,1

52,5

47,3

Московская обл.

37 748

48 237

52 714

57 114

20 805

23 835

24 935

33 816

в % к ЦФО

139,2

121,8

96,9

109,1

115,1

101,1

87,8

85,1

Орловская обл.

17 915

24 153

28 936

30 246

10 271

12 087

11 797

16 592

в % к ЦФО

66,1

61,0

53,2

57,8

56,8

51,3

41,5

41,7

Рязанская обл.

20 443

28 620

34 999

32 831

11 666

13 867

14 925

27 655

в % к ЦФО

75,4

72,3

64,3

62,7

64,5

58,8

52,6

69,6

Смоленская обл.

19 568

27 713

29 129

33 127

11 262

13 023

14 092

23 445

в % к ЦФО

72,2

70,0

53,6

63,3

62,3

55,2

49,6

59,0

Тамбовская обл.

19 148

23 692

27 569

32 236

9 906

10 877

17 862

16 716

в % к ЦФО

70,6

59,8

50,7

61,6

54,8

46,1

62,9

42,0

Тверская обл.

19 536

25 690

34 851

35 118

10 734

14 680

14 113

32 047

в % к ЦФО

72,0

64,9

64,1

67,1

59,4

62,2

49,7

80,6

Тульская обл.

21 839

26 059

32 463

38 721

13 192

15 234

20 139

31 910

в % к ЦФО

80,5

65,8

59,7

73,9

73,0

64,6

70,9

80,3

Ярославская обл.

25 981

31 766

35 867

32 902

11 280

11 563

17 152

27 643

в % к ЦФО

95,8

80,2

65,9

62,8

62,4

49,0

60,4

69,5

г.Москва

47 377

57 871

70 659

70 560

30 324

42 136

48 611

41 620

в % к ЦФО

174,7

146,1

129,9

134,7

167,7

178,7

171,2

104,7

Источник: данные Росстата [5], расчёты автора.

Анализ размера оплаты труда отдельных категорий показывает значительное превышение: социальные работники ЦФО имели заработную плату на 35,5 % выше российских, работники учреждений культуры на 27,2 %, преподаватели ВУЗов на 19,7 % (таблица 2). Однако, сравнивая уровень заработной платы, в представленных областях установлено, что не достигнут уровень данного округа, за исключением Московской области и г. Москвы.

Таким образом, эмпирические исследования демонстрируют рост неравенства, причем не только в социальных группах, но и между российскими регионами. Неравенство в распределении доходов - не только важный экономический показатель, но и характеристика социального благополучия или неблагополучия в обществе. Неблагоприятный экономический и социальный фон, возникающий из-за сложившегося неравенства, снижает стимулы к экономической активности и препятствует модернизации страны. Неравенство в данном случае выступает одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем, поскольку экономическое неравенство населения является причиной политической нестабильности и социальной напряженности.

Автор разделяет мнение ученых НИУ ВШЭ, что Россия по уровню социального расслоения ближе к Китаю и Нигерии, чем к странам Евросоюза. При этом исследователи отмечают, что наибольший дисбаланс в пространственное распределение вносит Центральный федеральный округ - здесь проживает почти половина населения, относящегося к пятипроцентной группе с наивысшими доходами, при этом стабильно удерживают свои позиции города Москва и Санкт-Петербург [1]. К такому же выводу приводит и проведенное исследование заработной платы работников социальной сферы и науки - региональные различия в уровне заработной платы, наибольшая из которых у работников г. Москвы.

Исходя из сказанного, преодоление социальных проблем возможно путем реализации направлений сглаживания социального и регионального неравенства, где ведущую роль выполняет государство.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из социальных проблем, которое требует решение,  выступает неравенство, в социальных группах усугубляющееся региональным неравенством в России. Мероприятия, которые сегодня реализуются государством, к сожалению, не решают их кардинально. Решение вопросов повышения оплаты труда работников социальной сферы и образования должно иметь поэтапный характер - при достижении регионального уровня заработной платы необходимо продолжать курс на сглаживание региональных различий, тем самым делая привлекательным труд и проживание не только в столице, но и в других регионах России.

Рецензенты:

Авцинова Г.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой политологии и социальной политики, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»,  г.Москва;

Тарасов Е.Н., д.и.н., профессор кафедры политологии и социальной политики, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»,  г.Москва.


Библиографическая ссылка

Вакурина В.И. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15144 (дата обращения: 17.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252