Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Зольников В.К. 1 Абдуллаев У.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Создание ИПС по торговли даст возможность планировать, прогнозировать и оперативно решать задачи об эффективном использовании ресурсов предприятий. А также осуществлять перераспределение производственных ресурсов в соответствии с возникающими потребностями (строительство новых предприятий, изменение условий работы и т.д.), выдавать по запросам директивных органов различные аналитические справки, проектирование выпуска изделий по запросам потребителей, формировать единичные информационные файлы о торговли предприятия и т.д. Указанный комплекс задач реализуется путем создания ИПС в рамках новой информационной технологии предприятий торговли. Целью данной статья является показать технологию разработки информационных систем в управлении производственным предприятием торговли, которые улучшают и оптимизируют целевые торговые процессы предприятии с использованием системы управления базы данных. Разработано конкретные перечень комплексов задачи, структура базы данных предприятий торговли, схемы обработки информационных потоков по этапам в режиме on-line. Рассмотрено вопросы программного обеспечения информационно-поисковых систем с помощью офисного приложения Windows XP.
структура
банк данных
информационная система
1. Абдуллаев У.А. Компьютерное моделирование предприятия торговли. // Современные материалы и техника и технология. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции 25 декабрь, 2012 г. стр. 10-11. Курск.
2.Абдуллаев У.А. Особенности моделирование самоорганизации социально – экономических систем предприятия торговли. // Материалы Республиканской научно- практической конференции «Актуальные вопросы математики, математического моделирования и информационных технологий» 21-22 ноябрь, 2012. стр.105-106. Термез, Узбекистан.
3. Анициферова В.И., Зольников В.К. Анализ подготовки специалистов по радиоэлектронике для научно-производственных и коммерческих структур в современных условиях. Моделирование систем и процессов. 2009. № 3-4. С. 5-12.
4. Беляева Т.П., Зольников В.К., Чубур К.А. Экспертно-мониторинговый анализ на этапе выработки и поддержки принятия управленческих решений. Моделирование систем и процессов. 2012. № 1. С.22-27.
5. Вирт Н. Алгоритмы структуры данных программы. Москва, «Мир», 1985, 406 с
6. Зольников В.К., Манучарян Л.А. Валидация извлеченной информации на основе онтологического описания. Моделирование систем и процессов. 2012. № 3.С.28-30.
7. Монден Я. «Тоёта» - методы эффективного управления. Москва, «Экономика»,1989, 288 с
8. Abdullaev U.A. Modeling of the development of trade-based enterprise application software package Maple. // 1st International Scientific Conference, European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches, Stuttgart, Germany December 17-19, 2012. P. 139-142.

Анализ отечественного и зарубежного опыта по совершенствованию управления предприятия торговли показал, что в настоящее время отсутствует научно-обоснованный подход к автоматизации решения производственно-торговых задач с применением новой информационной технологии и математических методов[8].

Наряду с этим, в условиях развитого общества большую актуальность приобретают социальные проблемы, успешное решение которых также обусловливается наличием разносторонней информации о технологиях выпуска товаров первой необходимости и процессах с ними связанных.

Все это требует создания определенной информационной системы в рамках новой информационной технологии (НИТ) предприятия[3]. Роль такой системы должна взять на себя информационно-поисковая система (ИПС) по торговли. Взаимосвязанные системы различного ранга будут способствовать успешному решению задачи по оптимальному планированию распределения товаров, обеспечению предприятий и организаций республики товарами требуемого спроса потребителей.

Создание ИПС по торговли даст возможность планировать, прогнозировать и оперативно решать задачи об эффективном использовании ресурсов предприятий. А также осуществлять перераспределение производственных ресурсов в соответствии с возникающими потребностями (строительство новых предприятий, изменение условий работы и т.д.), выдавать по запросам директивных органов различные аналитические справки, проектирование выпуска изделий по запросам потребителей, формировать единичные информационные файлы о торговли предприятия и т.д. Указанный комплекс задач реализуется путем создания ИПС в рамках новой информационной технологии предприятий торговли (рис.1).

Учитывая сложность и большую трудоемкость работы по созданию системы, целесообразно, на наш взгляд, осуществлять их поэтапно. На первом этапе, по-видимому, имеет смысл сформировать банк данных всех предприятиях торговли принадлежащих по отраслевому, так и по территориальному признаку.

Создание банка данных о производственных предприятиях поможет анализировать их качественный и количественный состав, выявлять соответствие выпускаемых изделий по нормативам, учитывать движение материалов (сырья), а также подбирать товаров по запросам потребителей. Кроме того, такой банк при его функционировании позволит подготовить специалистов к работе более сложной подсистемой предприятия. Наряду с этим, файлы данных послужат основой для перехода к следующему этапу создания информационной базы ИПС.

На втором этапе следует создать банк данных всех работающих производителей. Этот этап можно разделить на два подэтапа:

1) Формирования банков данных для всех промышленных предприятий;

2) Дополнение первоначального банка данных файлами информации других предприятий и организаций.

Поэтапная разработка ИПС создает условия для приобретения навыков по проектированию к работе с системой. При этом будет решаться ряд проблем организационного характера. К ним относятся: подготовка специалистов, сбор и обработка первичной информации о производственных товарах, создание постоянно действующей системы внесения изменений в данные, хранящиеся в сервере и др.

 

На третьем этапе, когда будет накоплен определенный опыт работы с системой, и когда будут функционировать автономные банки данных по выпускаемым товарам и всем работающим предприятий, сложатся реальные условия для разработки и внедрения ИПС по торговли. С созданием ее помимо чисто организационных проблем, встает ряд проблем технического характера. Прежде всего, потребуется Интернет технология и мультипрограммные средства на базе НИТ, располагающая достаточным объемом памяти сервера. В связи с этими, актуализация базы данных производственных предприятий из торговых точек осуществляется с помощью режиме on-line. Анализ отечественного и зарубежного опыта по созданию ИПС по торговли на базе НИТ предприятий позволил поставить и наметить следующие работы [1,4]:

  • анализ существующего состояния движения документов по торговли в отрасли;
  • создание унифицированной формы документов;
  • возможности получения статистической отчетности на основе персональных сведений выпускаемых товаров;
  • создание классификаторов по товарам;
  • разработка выходных документов максимально приближенных к существующим документам;
  • разработка языковых средств, близких к естественному языку (русскому);
  • разработка методических материалов по организационному, информационному, техническому, программному, лингвистическому, правовому, математическому, эргономическому обеспечению ИПС;
  • использование математической модели в ИПС для прогнозирования, планирования, управление ресурсами предприятий для выпуска изделий;
  • доступность ИПС в режиме “запрос-ответ”;
  • создание словарного фонда ИПС;
  • программное обеспечение ИПС[6];
  • определение информационных линий для входных и выходных результатов на взаимодействующих подсистемах (таблица функционирования);
  • перечень входных признаков и показателей;
  • методика для определения экономической эффективности ИПС торговли.

Исходя из этого нужно коренное преобразование существующих систем управления и поддержки принятия решений для самоорганизации социально-экономических систем предприятия торговли с использованием современной информационной технологии. Это особенно относится к управлению ресурсами необходимых в производстве товаров. Решение задачи предприятий торговли с использованием НИТ требует:

  • отображения существующей системы управления предприятий на базе новой информационной технологии;
  • формирования информационной базы предприятий;
  • создания информационно-поисковой системы “Торговли”, которые обеспечивает управления и поддержки принятия решений для самоорганизации социально-экономических систем предприятия торговли в режиме «Производство-рынок-производство».

Кроме этих работ реализация торговых задач зависит от оперативной подготовки и обработки необходимой информации. Оперативность – это получение необходимой информации в нужных формах от поступления запроса в интервале короткого времени, чтобы во время принять управленческие решения. Извлечение необходимых данных осуществляется в наикратчайшее время из сформированных файлов, хранящихся на сервере. Для этого должна существовать информационная связь между данными одного файла и между данными различных файлов, расположенных в различных уровнях структуры базы данных. Поэтому нужно формировать такую информационную базу данных, которая полностью получит необходимую и достоверную информацию в нужные формы.

Информационная база данных представляет собой совокупность взаимосвязанных файлов, записи, признаки, тезаурус и другие данные. Причем эти файлы сформированы таким образом, что обеспечивают, во-первых, накопление, актуализацию и хранение информации без дублирования, во-вторых, много вариантный поиск необходимой информации в режиме “запрос-ответ”. В информационной базе данных реализован иерархический подход к формированию структуры данных.

Информационно-поисковая система “Торговля” функционирующая на базе НИТ обеспечивает автоматизированное выполнение основных функций банка данных и состоит из взаимосвязанных комплексов программ, предназначенных для решения определенных классов задач. Поэтому создание автоматизированной информационной системы по торговли имеет свои особенности и принципиальные отличия от других систем. Она должна отвечать определенным требованиям, основными из которых являются:

  • включения достаточно обширных данных, всесторонне характеризующих трудовую деятельность предприятия;
  • централизованный учет характеристик и качеств выпускаемых изделий, позволяющего получать необходимые данные по любым показателям и разрезам для потребителей различного уровня;
  • использование математических методов для качественного и количественного анализа производство предприятий, выявления причины неудовлетворенности спроса потребителей;
  • оперативное получение необходимых аналитических справок на поступившие от потребителей запросов;
  • формирование необходимых выходных данных в ретроспективных, перспективных и оперативных режимах.

ИПС “Торговля” и информационные базы по торговли позволяют решать следующие задачи:

  • сведения о наличии рабочих, ИТР, служащих и других работников (квартальная и годовая, состоит из 15 задач);
  • анализ и прогноз производство изделий;
  • определение параметров качеств выпускаемых товаров и жизненные циклы с использованием метода главных компонент;
  • оперативное управление ресурсами предприятий в режиме “запрос-ответ”.

Разработанная ИПС “Торговля” принята к внедрению ООО «Нукусский газонаполнительной станция» в акционерное общество «Шимолгаз» в составе функциональные подсистемы предприятий.

Таким образом, применение информационно-поисковых систем по торговли позволяет автоматизировать решение управленческих задач, которые позволяет производственников от большого объема рутинных работ.

Рецензенты:

Чевычелев Ю.А., д.т.н., профессор, кафедры «Вычислительной техники и информационных систем», г. Воронеж;

Сербулов Ю.С., д.т.н., профессор кафедры «Вычислительной техники и информационных систем», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Зольников В.К., Абдуллаев У.А. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15295 (дата обращения: 26.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252