Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬-ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА

Лукьянова М.И. 1 Матюшин В.Н. 2
1 ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
2 МАОУ города Набережные Челны «СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов»
В статье уточняется сущность акмеологического подхода в контексте управления качеством образования, указывается на необходимость создания в образовательном учреждении развивающей профессиональной среды, позволяющей педагогам и учащимся актуализировать свой творческий потенциал, повысить профессионально-личностную мотивацию на достижение успеха в деятельности и осознанное отношение к своему профессионально-личностному развитию, освоить прогрессивные методики и технологии самовоспитания и саморазвития. Реализация акмеологической стратегии управления качеством образования обеспечивается созданием организационно-педагогических условий – информационных, научно-методических, личностных, технологических. В статье охарактеризованы этапы данного процесса: организационно-мотивационный, диагностико-коррекционный, развивающий. Автором заявлена проблема эффективности применения акмеологической стратегии управления качеством образования. Создание в образовательном учреждении акмеологически-направленной профессиональной среды обеспечит формирование акмеологической позиции у педагогов и достижение ими высокого качества профессиональной деятельности.
акмеологический подход
акмеологическая позиция
профессиональная среда
стратегия управления качеством образования
профессионально-личностное развитие
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия дости-жения. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 168 с.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.; Воронеж, 2004.
4. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. – М.: КДУ, 2009.
5. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
Одной из актуальных проблем управления качеством образования в современной школе является развитие у членов педагогического коллектива  мотивации к постоянному обновлению профессиональных знаний и умений, к творческому саморазвитию, направленности на достижение высот профессионализма. Одним из наиболее эффективных современных подходов, позволяющих целенаправленно и комплексно решать указанные задачи, является акмеологический подход.

Обращение к научным работам ряда авторов (А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Ю.В. Синягина, Н.В. Цветковой и др.) позволило нам  выбрать соответствующую стратегию управления школой, поскольку акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих обеспечить в образовательной деятельности школы прогрессивные изменения в содержании и уровне направленности личности как педагогов, так и учащихся.

Акмеологический подход в исследовании совершенствования профессионализма учителя позволяет рассмотреть педагогическую деятельность с позиции процесса, конечной целью которого является достижение наивысших результатов. Все факторы, которые прямо или косвенно влияют на этот процесс в условиях реальной педагогической деятельности учителя, должны быть объективно изучены и учтены руководителем, администрацией при изменении сущностных сторон деятельности образовательного учреждения.

Акмеологический подход является необходимым дополнением к подходам, применяемым в образовании, усиливает и расширяет фундаментальность традиционных методологических направлений. Однако педагогическая общественность мало знакома с возможностями, которые даёт акмеология современному учителю. Поэтому зачастую встречается либо негативное, либо безразличное отношение к данному подходу, которое может быть связано с неосведомлённостью, с отрицанием всего нового, с недопониманием того, как применять теоретические положения на практике. Для того чтобы устранить существующие недостатки и сделать процесс совершенствования профессионализма учителя более эффективным, необходимо внедрение акмеологических способов, методов, технологий в практику образования. Ускорению изменения педагогического пространства в этом направлении значительно будет способствовать акмеологическое просвещение педагогов.

Суть внедрения акмеологического подхода заключается в направленности исследовательских и формирующих воздействий администрации, всего педагогического коллектива на актуализацию творческого потенциала всех субъектов образования (то есть и учителей, и учащихся), повышение у них профессионально-личностной мотивации на достижение успеха в деятельности, на осознанное отношение к своему профессионально-личностному развитию, что предполагает создание условий для освоения прогрессивных, современных методик и технологий обучения и воспитания, самовоспитания и саморазвития. Целью реализации акмеологического подхода в организации деятельности образовательного учреждения является осуществление акмеолого-педагогического воздействия, повторимся, на всех субъектов образовательного процесса.

Сформированность у педагогов акмеологической направленности личности, по мнению многих ученых, выступает как стержневое свойство и важнейший показатель профессионализма, с чем мы выражаем свое полное согласие. Как известно, направленность личности - это интегративное качество, включающее цели, ценности, мотивы, устремления и др., определяющее активность личности и указывающее на вектор этой активности.

Акмеологическая направленность - это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая педагога на прогрессивное профессиональное развитие, на максимальную творческую самореализацию в профессии, на достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Достижения, являясь динамичными показателями педагогического труда, отражают его целостный характер, как качественного состояния высшего уровня профессионального становления. Следовательно, развитие названных характеристик и качеств в учителе позволит повысить качество образования, обеспечить достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, как того требует Федеральный государственный образовательный стандарт.

Реализация акмеологической стратегии управления качеством образования в школе обеспечивается созданием конкретных организационно-педагогических условий. Таковыми, на наш взгляд, являются: информационные; научно-методические, личностные, технологические.

С целью реализации акмеологической стратегии определена следующая последовательность этапов этого процесса:

1) Организационно-мотивационный, связанный с подготовкой педагогов школы к деятельности по реализации акмеологического подхода. В соответствии с этим поставлены задачи: расширение акмеологических знаний педагогов и их актуализация в педагогической практике; овладение средствами и методами акмеолого-ориентированного образования; изменение профессиональной позиции педагогов по отношению к учащимся и к содержанию собственной профессиональной деятельности в контексте ориентации на повышение своей личностной активности и достижение успеха.

2) Основной (развивающий) этап направлен на вовлечение педагогического коллектива школы в инновационную деятельность  по созданию акмеологически-направленной образовательной среды. Цель: формирование акмеологической направленности личности  субъектов образовательного процесса (педагогов и учащихся) посредством целенаправленного применения акмеологических технологий, формирование у педагогов и учащихся акмеологической позиции как показателя профессиональной и личностной зрелости.

3) Диагностико-коррекционный, связанный с осуществлением исходной и итоговой диагностики (в начале и по итогам инновационной деятельности коллектива) профессионально-личностного развития педагогов и учащихся школы, оценки и анализа уровня сформированностиакмеологической направленности личности и привнесение на этой основе корректив в учебно-воспитательный процесс.

Информационная составляющая инновационной деятельности в названном направлении предполагает усвоение педагогами  теоретических знаний по акмеологии, осознание собственных профессионально-педагогических ценностей и целей педагогической деятельности, в том числе целей и ценностей профессионального саморазвития и профессионально-творческой самореализации. Акмеологическое просвещение педагогов может проходить в разных формах, с использованием широкого спектра методов как собственно акмеологии, так и других наук (педагогика, психология и др.). Акмеологическое просвещение способствует изменению взглядов учителя на профессионализм. Освоение содержания акмеологической стратегии осуществляется посредством системных консультаций (групповых и индивидуальных) с научным руководителем, психолого-педагогического семинара и диагностического практикума, взаимопосещения уроков и др. 

Эмоционально-оценочная составляющая инновационной деятельности в названном направлении связана с организацией осознания и ценностного осмысления педагогами полученной информации, принятия ими целей и ценностей организуемой инновационной деятельности, а также целей и ценностей профессионального саморазвития и творческой самореализации как личностно-значимых и необходимых для своей профессиональной карьеры. Эти задачи решаются посредством целенаправленно и регулярно организуемой рефлексии, анализа деятельности администрации и педагогов, оценки успешности учителей в обеспечении достижения учащимися метапредметных и личностных образовательных результатов. 

Мотивационно-поведенческая составляющая инновационной деятельности направлена на формирование у членов педагогического коллектива устойчивой мотивации к профессиональному росту,  потребности в творческом самовыражении и самореализации, в проявлении своей акмеологической позиции в реальном конкретном поведении и взаимодействии с учащимися и коллегами. Достигается это за счет административной поддержки и положительной оценки участия педагогов в профессиональных конкурсах, грантах, проектах различного уровня.

Показателем оптимальной деятельности является ее продуктивность, которая создается за счет качественной организации деятельности и способствует развитию и совершенствованию самой личности, обусловливает ее переход на качественно новый уровень деятельности.

Профессионализм учителя является надежной гарантией эффективности образовательного процесса в школе, требуемого ФГОС высокого качества образования. Как известно, профессионализм включает квалификацию, компетентность, профессиональную культуру. Поэтому в процессе реализации акмеологической стратегии управления учреждением администрация школы обязательно должна обращать внимание на изменение именно этих характеристик деятельности педагогов. Как указывалось выше, профессионализм учителя характеризуется главным образом его достоинствами и достижениями.

Степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных на нее функций, способность к эффективному контролю и коррекции действий членов группы, умение оптимально синтезировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия, согласованность первичных индивидуальных решений с групповыми и согласованность группового решения с вторичными индивидуальными интересами - вот желаемые ориентиры акмеологической стратегии управления качеством образования в учреждении.

Интегративный результат деятельности обеспечивается взаимной целевой направленностью на достижение общей цели, осознанием взаимообусловленности эффективности деятельности, уверенностью в благоприятном исходе профессиональных контактов и взаимодействия, ценностным отношением к инновационной деятельности.

Необходимо достичь  полного ценностного единства и сотрудничества входящих в коллектив педагогических групп, постоянно поддерживать благоприятный для профессионального роста  социально-психологический климат, стимулировать групповую творческую деятельность.

При этом необходимо исходить из предположения, что если в процессе управления школой непрерывно, последовательно и целенаправленно применять акмеологический подход, развивать акмеологически-направленную профессиональную среду, то будут достигнуты сформированность акмеологической позиции у педагогов школы, высокий уровень их профессиональной деятельности и стремление к достижениям в ней.

Следует  осознавать сложность поставленной задачи, большие временные затраты на ее выполнение и необходимость  привлечения многих внешних и внутренних ресурсов для ее решения. Развитие профессионально-акмеологической направленности у педагогов и достижение ими осознанной включенности в процесс создания акмеологической среды - процесс трудный и поэтапный, требующий личностной включенности руководителя и научно-методического сопровождения. Однако, акмеологическая среда - это особый социум, система высшего порядка, включающая прогрессивно изменяющиеся условия, разнообразные факторы профессионального развития. Это - максимальное вовлечение личностных ресурсов работающих в учреждении педагогов для достижения личностно-профессиональной состоятельности; это - движение личности, направленное на оптимизацию психофизического, личностно-профессионального, социального и духовного саморазвития для успешного продвижения по пути профессионально-личностного развития.

Рецензенты:

Донина О.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии  ФГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», профессор кафедры педагогики и психологии ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск;

Калинина  Н.В., д.псх.н., доцент, заведующая  кафедрой начального образования ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Лукьянова М.И., Матюшин В.Н. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬-ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15300 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674