Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АГРОЛИЗИНГ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ

Бахтеева М.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Проведено исследование теоретических и практических аспектов экономического понятия «агролизинг». Выявлены особенности лизинговых сделок в сельском хозяйстве: объектами сделки могут быть не только движимое и недвижимое имущество, но и биологические объекты; высокие хозяйственные риски делают сельхозпредприятия менее привлекательными для лизинговых компаний, чем предприятия других отраслей; в частных случаях возможно погашение лизинговых платежей произведенной продукцией. Проанализировано состояние рынка лизинговых услуг Пензенского региона, а также объемы поставленной по договору лизинга техники и оборудования организациям аграрной отрасли за последние годы. Результатом исследования явилось выделение ряда проблем, препятствующих развитию рынка агролизинговых услуг в Пензенской области и предложение мероприятий по совершенствованию механизма использования агролизинга посредством создания областного лизингового фонда, средства которого могут использоваться в качестве субсидирования части лизинговых платежей либо в счет погашения авансового платежа.
финансирование
материально-техническая база
сельское хозяйство
Агролизинг
1.Амирова Н.Р., Крутова Л.И., Сафонова О.Н. Проблемы расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе при переходе на инновационно-инвестиционный путь развития экономики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2013. – №2. – с. 112-121.
2. Анализ поступления налоговых и неналоговых доходов за 2013 год / Министерство финансов Пензенской области. Официальный сайт. URL: http://minfin.pnzreg.ru/consolidated_budget/brief_analysis_news
3. Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/enterprises/agriculture/
4. Постановление Правительства Пензенской области от 7.08.2012 г. № 568-пП «О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 09.06.2010 № 340-пП» URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main/htm
5. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация (курс лекций): Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: Издательско- книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2002.- 287с.
6. Шкапура Е.А. Особенности агролизинга и направления его государственной поддержки // Вестник Волгоградского гос. Ун-та. Сер. 3 , Экон. Экол. – 2012 . - №2 (21). – С. 128-133.

Построение экономически сильного государства главным образом основано на развитии высокоэффективной аграрной отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Увеличение производительности в аграрном секторе невозможно без технической и технологической модернизации. Несмотря на повышение государственной активности в вопросе финансовой поддержки АПК в последние годы в рамках реализуемых программ, существенных сдвигов в показателях фондообеспеченности предприятий АПК не наблюдается ни в целом по России, ни в отдельных субъектах. В частности, в Пензенской области количество тракторов в 2012 году по сравнению с 2006 сократилось на 57,7%, комбайнов зерноуборочных - на 47,8%, комбайнов кормоуборочных – на 50,7%, в то время как объем инвестиций в основной капиталв фактических ценах за аналогичный период увеличился в 3,2 раза: с 1707.3 млн.руб. до 5616,6 млн.руб. [3]. Такой парадокс обусловлен недостаточностью финансирования воспроизводства материально-технической базы аграрного сектора на фоне семидесятипроцентного физического износа машин и оборудования[1, С. 114]. В сложившихся условиях одним из наиболее привлекательных и перспективных инструментов финансового обеспечения обновления сельскохозяйственной техники выступает агролизинг.

Агролизинг способствует повышению обеспеченности сельскохозяйственных организаций тракторами, комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой, сокращению времени между вложениями инвестиций и извлечением прибыли от их применения, минимизирует влияние сезонного характера аграрного производства на темпы обновления основных фондов и решает две важные задачи: приобретение компонентов материально-технической базы аграриев и их непосредственное финансирование.

Лизинг, как экономическое явление, представляет собой передачу в аренду средств производства на условиях возвратности с возможностью последующей их продажи арендатору за обусловленную цену, с учетом ранее выплаченных за аренду сумм [5, С. 91]. А.Голубев рассматривает агролизинг как вид предпринимательской деятельности, осуществляемый в аграрной отрасли, предусматривающей покупку техники и оборудования и последующую передачу в пользование физическому и юридическому лицу за некоторый процент вознаграждения, учитывающий амортизационные отчисления, с возможностью перехода права собственности на объект договора по окончании его срока действия. С учетом финансовой функции лизинга, выражающейся в долгосрочном кредитовании лизингополучателя и освобождении его от единовременного внесения полной стоимости объекта основных средств, на наш взгляд, под агролизингом следует понимать форму инвестирования в аграрное производство, главной целью которого является внедрение инновационных разработок и результатов научно-технического прогресса в производственный процесс, осуществляемую специализированными компаниями, приобретающими в собственность объекты материально-технической базы и передающими их на основании договора физическим и юридическим лицам на определенный срок за процент вознаграждения с правом последующего выкупа или возврата объекта договора.

Российскому агролизингу присущи особенности, нехарактерные для лизинговых операций в других отраслях народного хозяйства, которые влияют на финансово-кредитный механизм планирования и реализации процедуры агролизинга [6, С.129]:

  • объектами сделки могут быть не только движимое и недвижимое имущество, но и биологические объекты, включающие племенной скот, элитные семена и пр., качество и ценность которых ограничены временными рамками их покупки;
  • сезонный характер использования объектов лизинга, длительный период окупаемости инвестиций, зависимость производительности от природно-климатических условий и естественных биологических процессов обуславливает высокие хозяйственные риски и делает сельское хозяйство менее привлекательным для лизинговых компаний;
  • сельхозпредприятия в некоторых случаях на уровне регионов имеют возможность погашения лизинговых платежей произведенной ими продукцией.

Принципы срочности, возвратности и платности приближают лизинговую сделку к кредитному договору. Наиболее полное сходство финансовых отношений, действующих в механизмах лизинга и кредита, дано Г.Н. Гущей: «лизинг представляет собой товарный кредит в виде передаваемого объекта основных фондов лизингодателем во временное пользование лизингополучателю». Однако, существуют различия между двумя инструментами финансирования приобретения основных фондов сельхозпроизводителей. Во-первых, если агрокредит может быть выдан на любые цели предпринимательской деятельности, и обычно носит краткосрочный характер, то целью агролизинга выступает модернизация производственного потенциала сельхозпредприятия, предусматривающая более длительный период сделки. Во-вторых, в отличие от кредита, при использовании механизма агролизинга возможно применение ускоренной амортизации с коэффициентом от одного до трех. В-третьих, при агролизинге весь объем лизинговых платежей сельхозпредприятие включает в себестоимость продукции, тем самым уменьшая налоговую базу исчисления налога на прибыль, при агрокредите проценты выплачиваются из чистой прибыли и могут быть уменьшены лишь в пределах норм, указанных в Налоговом кодексе.

Для сравнения различных источников финансирования воспроизводственных процессов в аграрной отрасли были произведены финансово-экономические расчеты. Данные составлены в соответствии с предлагаемыми условиями лизинга в компании «Пензагролизинг» и кредитом в «Россельхозбанке». В 2013 году ООО "Труженик", зарегистрированное в Мокшанском районе Пензенской области, приобрело комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-1218-29 завода-изготовителя «Брянсксельмаш» первоначальной стоимостью 4851806 руб. Предприятие воспользовалось услугами компании «Пензагролизинг», при этом договор лизинга был заключен на сумму 5937984 руб. сроком на 5 лет и размером авансового платежа - 25,41%. В результате лизинговое вознаграждение составило 1086178 руб. Для обоснования целесообразности применения предприятием механизма агролизинга были дополнительно рассмотрены варианты покупки за счет собственных средств и за счет банковского кредита.

Лизинговая схема инвестиций выглядит наиболее выгодной по сравнению с кредитом, поскольку предприятие за счет использования ускоренной амортизации и включения всей суммы лизинговых платежей в себестоимость уменьшит величину начисленного налога на 36,3% по сравнению с вариантом покупки в кредит и в 2 раза в сравнении с покупкой из собственных источников. Кроме этого, привлечение кредита увеличивает кредиторскую задолженность агропредприятия, что отражается на его инвестиционной привлекательности.

Недостатком приобретении комбайна за счет собственных источников является единовременное отвлечение из оборота более 3,5 млн.руб. (в сравнении с агролизингом). На эти средства предприятие могло бы взять в аренду дополнительные земли и, засеяв зерном, получить дополнительную прибыль.

Таблица 1

Затраты сельхозпредприятия при приобретении объекта основных средств за счет различных источников, рублей

 

Лизинг

Кредит

Покупка

Платежи поставщику (аванс)

1 232 621

1 232 621

4 851 806

Переплата лизингодателю или по процентам за кредит

1 086 178

1 433 541

 

Страхование

включено в лизинговые платежи

141 563

6 288

Возмещение НДС

905 794

740 106

740 106

Снижение начисленного налога (при условии применения ЕСХН)

356 279

267 955

181 943

ЗАТРАТЫ за срок лизинга

4 675 911

5 418 849

4 324 190

В расчетах принято: срок кредита (лизинга) 5лет, авансовый платеж (первоначальный взнос) 25,4%, среднегодовой процент по кредиту 14%, фактическое удорожание по лизингу 22,39%

В настоящее время в рамках федерального агролизинга максимальный срок договора составляет 7 лет, удорожание в год от закупочной цены колеблется в рамках 4,5 – 8%, причем оно включает в себя расходы регистрации объекта договора лизинга, имущественное страхование, ОСАГО и иные расходы. Сельхозорганизации Пензенской области могут воспользоваться региональными программами субсидирования уплаты первого взноса при заключении договора лизинга. Размер субсидии ограничен тремяи десятью миллионами рублей в зависимости от среднесписочной численности работников предприятия [4].

Как показали результаты исследования основных участников регионального рынка лизинга в сельском хозяйстве, за период 2005-2012 гг. сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам было поставлено 362 единицы тракторов различных типов и марок на общую лизинговую стоимость 909 млн. руб., комбайнов – 94 шт на сумму 397,12 млн. руб. Обращает на себя внимание, что лизинговая стоимость единицы техники и скота, в среднем за рассматриваемый период, составляет по: тракторам – 2,49 млн. руб., комбайнам – 4,22 млн. руб., оборудованию по переработке сельскохозяйственной продукции – 42,3 млн. руб., крупному рогатому скоту – 108,2 тыс. руб.

Рис. 1 Объем поставленной по договору лизинга техники и оборудования сельхозпредприятиям Пензенской области в период 2005-2012 гг., шт.

Удорожание по сравнению с первоначальной стоимостью техники варьирует от 14,5% до 69% в зависимости от вида оборудования и срока лизинговых договоров, который колеблется в пределах 3-10 лет, но в среднем не превышающий пятилетний период.

Большинство лизингополучателей зарегистрированы в Пензенском, Сосновоборском, Мокшанском и Лопатинском районах. Тракторы, сельскохозяйственное оборудование и автотранспорт чаще остальных объектов основных средств выступают предметами договоров агролизинга. Несмотря на некоторое замедление обновления сельскохозяйственной техники в рамках агролизинга после 2008 года в связи с финансово-экономическим кризисом и сокращением финансирования федеральных программ поддержки сельхозтоваропроизводителей, в 2012 году объемы поставок увеличились в несколько раз по сравнению с 2010 годом.

Также было выявлено, что за 2005-2012 гг. в регионе из трех лизинговых компаний на 01.01.2013 год фактически осталась только одна компания, активно проводящая лизинговые операции для аграрных товаропроизводителей различных форм собственности и хозяйствования – ПензАгроЛизинг. «Пензагролизинг» является региональным представителем «Росагролизинга» и обеспечивает в некоторые годы до 90% поставок сельскохозяйственной техники не только по лизингу, но и в общем объеме поставок. Частные компании не в состоянии конкурировать с «Пензагролизингом», пользующимся бюджетной поддержкой. И единственное преимущество коммерческих лизинговых компаний перед региональным монополистом – поставка как российской, так и иностранной сельскохозяйственной техники.

Таблица 2

Основные участники рынка агролизинга Пензенской области за 2005-2012 гг.

Предмет поставки

АККОР-Лизинг

Технолизинг

ПензАгроЛизинг

 

Кол-во

Лизинг.стоимость (тыс. руб.)

Кол-во

Лизинг.стоимость (тыс. руб.)

Кол-во

Лизинг.стоимость (тыс. руб.)

Тракторы

297

764 749

20

53 964

45

86 084

Сельхозоборудование

101

95 475

13

8 548

31

33 592

Комбайны

58

239 349

28

109 376

8

48 398

Автотранспорт

114

321 151

30

71 372

22

48 332

Прицепы

76

0

16

0

6

0

Оборудование для животноводства

31

334 706

4

18 699

0

0

Оборудование по переработке

6

248 742

0

0

0

0

Скот (КРС)

5 343

588 135

200

11 158

200

24 456

Скот (Свиньи)

819

31 838

 

0

0

0

Заключено договоров

246

2 624 145

74

273 117

91

240 864

Несмотря на теоретическую привлекательность применения агролизинга в действительности существует ряд факторов, препятствующих ускоренному развитию российского рынка агролизинговых услуг:

  • в настоящее время не создано единой структурированной законодательной базы, регулирующей отношения на рынке агролизинга;
  • действующая методика оценки потенциального лизингополучателя ограничивает доступ к услугам лизинговых компаний низкорентабельных и менее финансово устойчивых сельхозпредприятий, у которых недостаточно средств дляуплаты авансового платежа;
  • лизинговые компании не всегда привлекательны для коммерческих кредитных организаций ввиду долгосрочного характера финансирования проектов, кроме этого, банки предлагают собственные программы и лизинговые «продукты» для товаропроизводителей;
  • отчисление лизинговых платежей осуществляется равными долями ежемесячно или ежеквартально, что в очередной раз не учитывает особенности аграрного производства;
  • досрочное погашение лизинговых платежей не влечет досрочный переход права собственности на объект лизинга и не уменьшает вознаграждение лизинговой компании.

В условиях недостаточности собственных источников финансирования воспроизводства материально-технической базы у непосредственных товаропроизводителей и нехватки необходимых ресурсов у лизинговых компаний, одним из реальных источников стимулирования притока инвестиций в эту сферу является переориентация вложений, осуществляемых муниципальными органами власти в основной капитал сельскохозяйственных организаций, что ограничено требованиями ВТО, на предоставление гарантий или формирование ресурсной базы для финансирования либо части, либо полностью объемов удорожания по лизинговым выплатам. Расчеты показывают, что при фактическом удорожании в среднем на 22% по лизинговым платежам, в абсолютном исчислении объем поставленной сельскохозяйственным организациям техники оборудования за 2005-2012 гг. был равен 3,14 млрд. руб. Но, при направлении на выплаты средств муниципалитета для нивелирования удорожания лизинга для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, общий объем аграрного регионального лизингового рынка мог потенциально достигнуть 4,52 млрд. руб., т.е. увеличиться на 1,4 млрд. руб. или 44%.

В связи с вышесказанным нами была предложена организационно-экономическая схема взаимодействия основных элементов системы финансирования воспроизводства МТБ на условиях квазиконтракта для предприятий Пензенской области. Такой контракт предусматривает, что товаропроизводитель сельскохозяйственной продукции обеспечивается всеми необходимыми средствами производства со стороны заказчика, а он обязуется поставлять продукцию в требуемом объеме по заданным качественным характеристикам по заранее оговоренной цене. При этом цена устанавливается на уровне, обеспечивающей возмещение разумных производственных издержек и получение доходности в пределах средней в регионе. Преимуществом такого подхода является минимизация рисков сбыта для товаропроизводителя сельскохозяйственной продукций и агропродовольствия, а также для поставщика средств производства и технологий. Так как, в случае невозможности по различным причинам выполнить обязательства по поставке агропродовольствия, сельскохозяйственный товаропроизводитель закупает её на товарной бирже, воспользовавшись опционом. В случае, невозможности со стороны заказчика оплатить своевременно в оговоренные сроки, аграрный товаропроизводитель, также воспользовавшись опционом, продает продукцию на бирже, тем самым, минимизируя риски сбыта. Но, самое важное, аграрный товаропроизводитель обеспечивается средствами производства, технологиями, инновациями в сфере организации бизнеса и управления, маркетинга.

Рис.2. Схема взаимодействия основных элементов системы финансирования воспроизводства МТБ на условиях квазиконтракта

В рассматриваемой схеме ключевое место отводится региональному бюджету, так посредством него осуществляется формирование регионального фонда, который, с одной стороны, предназначен для вложения в облигации Пензагролизинг и других лизинговых компаний региона для обеспечения их необходимыми ресурсами по закупке материально-технических ресурсов. С другой стороны, аккумулируемые в региональном фонде средства также направляются на субсидирование производителям сельскохозяйственной техники части потерь, связанных с предоставлением льготных условий покупок или, если Правительство Пензенской области участвует в формировании продовольственных фондов и запасов для обеспечения социально незащищенных граждан продуктами питания, приобретения всего шлейфа сельскохозяйственных машин и оборудования, необходимого для производства указанного объема. Областной лизинговый фонд может быть сформирован за счет поступлений от земельного налога, объем которых в 2013 году по Пензенской области составил более 986 млн.руб [2].

Передача указанных средств аграрным товаропроизводителям осуществляется на конкурсной основе при условии наличия у них должного аграрного образования и земель сельскохозяйственного назначения в собственности или аренде не менее, чем пять лет. Реализация предложенных положений по совершенствованию механизма агролизинга на территории Пензенской области позволит воздействовать на темпы обновления основных фондов сельхозпредприятий, тем самым увеличив их производительность.

Рецензенты:

Сергеева И.А., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г.Пенза.

Бахтеев Ю.Д., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г.Пенза.


Библиографическая ссылка

Бахтеева М.Р. АГРОЛИЗИНГ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15349 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674